Ревностный служитель Божий

Сегодня мы рассмотрим историю жизни человека, который известен чудесами, которые Бог совершал через него, его ревностью и заботой о Божьем народе. Но сначала несколько фактов о нем, которые помогут нам узнать его немного лучше (попробуйте догадаться, о ком идет речь:

  1. Его имя, которое большинство людей не знает, начинается на букву «О».
  2. У его тезки с таким именем в Библии есть книга, названная в его честь.
  3. Значение имени его отца — «рыба» или «новый».
  4. Он 30 раз упоминается в Библии по имени, 29 раз в семи книгах Ветхого Завета и в одной книге Нового Завета (Послание к Евреям). Без упоминания отца его имя встречается около 200 раз.
  5. Он совершил как минимум 3 ошибки, одна из которых погубила людей, вторая спасла их от смерти, третья не имела очевидного влияния.
  6. Он находился в конфликте со своим лидером и наставником, а также со всей нацией Израиля.
  7. Он принадлежит к колену Ефремову.
  8. У него есть второе имя, данное ему его наставником, и оба они имеют значение «спасение».
  9. Его второе имя — книга Ветхого Завета.
  10. Он прожил 110 лет.
  11. В конце своей жизни он заключил завет с народом Израиля и поставил камень в качестве свидетельства.
  12. Во все дни его правления и в те дни, когда были живы старейшины, призвавшие его, Израиль служил Богу.
  13. Астрономическое явление было названо его именем в память о великом чуде, совершенном под его руководством.
  14. Бог слушал его так, как никто другой.
  15. Он является однофамильцем второго имени самого известного человека на земле.

Если вы когда-либо читали Ветхий Завет или знакомы с его содержанием, вы узнаете, что речь идет об Осии, более известном как Иисус Навин, сын Нуна из колена Ефремова.

Он известен как искусный полководец, как помощник Моисея, как один из двух израильтян (вместе с Халевом), которые не погибли в пустыне после исхода из Египта, потому что доверились Господу Богу со всей своей силой и рвением (не считая священников).

В этой небольшой статье мы лишь бегло рассмотрим историю его жизни, а прожил он 110 лет, и постараемся извлечь уроки из его побед и поражений, чтобы мы могли так же угождать Богу через нашу веру. Мы хотим призвать вас прочитать книгу Иисуса Навина полностью и подумать о ее месте в Библии, а также изучить дополнительные материалы по этой теме, чтобы укрепить свои отношения с Богом (или хотя бы начать строить их).

Для того чтобы рассмотреть развитие этой личности, как о ней рассказывает Писание, мы разделим ее жизненный путь на земле на три этапа:

1. Рождение в рабстве и освобождение, первые победы и наставничество Моисея.

2. Наречение и избрание для миссии, борьба за праведность народа Божьего.

3. Осуществление миссии и битвы за Ханаан, наследие и завет.

Конечно, такое деление относительно, каждый человек живет не поэтапно, а непрерывно, но формат и контекст библейского текста таков, что из всей истории жизни людей, народов и всего человечества определенные отрывки были выбраны по вдохновению Святого Духа для укрепления в вере тех, кто читает и слушает Слово Божье (2Тим.3:16-17).

В конце концов, о жизни Иисуса Христа написано не так уж много (Иоанна 21:25).

1. Избрание и испытания.

Библия ничего не говорит о детстве и юности Иисуса Навина, мы знаем только, что он был из колена Ефремова и что его отца звали Навин (или Нон 1Пар.7:24), что означает «правитель» или «рыба» или «умножение» — это все, что известно о его отце.

Ефрем (буквально «плодовитый») был младшим сыном Иосифа, который родился в Египте, но Иаков (Израиль) поставил Ефрема выше первородного сына Иосифа, Манассии, как записано в Бытие 48. Книга Чисел (Числа 11:32-35) показывает, что колено Ефрема превосходило колено его старшего брата и было выше в списке колен, колено Манассии было самым малочисленным, Вениамин был вторым снизу, за ним следовал Ефрем. И что удивительно, Ефрем превосходил по численности по крайней мере два из этих племен, потому что был самым молодым из них.

Первое имя, Осия, встречается только три раза в книгах Ветхого Завета — Числа 13:9, 17, Второзаконие 32:44 (здесь в синодальном переводе имя переведено как «Иисус»). Эти три текста говорят о его отце, о Моисее, назвавшем его Иисусом, и о том, как он и Моисей провозгласили слова песни народу Израиля незадолго до смерти Моисея, когда он увидел с гор Ханаан. Эти три текста отмечают точное начало трех значительных этапов жизни Иисуса Навина, отмеченных в Библии.

Но вернемся к началу его жизни: он родился в Египте, а ко времени Исхода был уже достаточно взрослым и известным в своем племени, о чем свидетельствует то, что Моисей выбрал его для борьбы с амаликитянами.  Однако, как мы видим в истории Давида (1 Цар. 16:1-13), возраст не является фактором в Божьем выборе, но все же для ведения войны нужно быть не совсем молодым и неопытным. Описание битвы с амаликитянами (Исх.17:8-14) помещено сразу после инцидента в Массе (досл. «испытание», «искушение») и Мериве (досл. «поношение») (Исх.17:1-7), в результате которого Моисей и Аарон не вошли в Ханаан. Текст как бы намекает на то, кто заменит Моисея во главе народа Израиля и какую миссию он будет выполнять, чтобы читатель понял, что у Бога всегда есть план и Он последовательно осуществляет его.

Иисус сам выбирает воинов по поручению Моисея, а Моисей, подняв руки во время битвы, с помощью Аарона и Ура (мужа Мариам, сестры Моисея, согласно Иосифу Флавию) помогает Иисусу одержать победу. Затем Господь велит Моисею записать это и умилостивить (дословно «поставить знак») Иисуса, чтобы Амалик был уничтожен, но при выполнении поручения Господа много позже первый царь Израиля Саул согрешит и потеряет благосклонность Господа, и Бог изберет нового царя, Давида, о котором мы писали выше.

Моисей установит жертвенник Иеговы Нисси («Господь — знамя мое»), и этот образ знамени и это слово будут использоваться еще много раз, став, например, прообразом крестной смерти Христа (Чис.21:8-9, Иоан.3:14-21), знаком спасения для всех народов (Пс.59:6-7, Ис.5:26, Ис.11:10-12, Ис.49:22).

Пс.59:6-7: «Боящимся Тебя дай знамя, чтобы они подняли его для истины, чтобы возлюбленные Твои спаслись; спаси десницею Твоею и услышь меня».

Исаия 49:22: «Так говорит Господь Бог: вот, Я подниму руку Мою на народы, и поставлю знамя Мое на племенах, и будут рождать сынов Твоих на руках Твоих, и дочерей Твоих на плечах Твоих».

Но мы продолжаем следить за историей Иисуса, и в следующий раз мы встречаем его, когда он идет на гору Синай в качестве служителя Моисея (Исх.24:13-14) и остается с ним на горе, в то время как Аарон и Ор, о которых мы читали ранее, остаются заботиться о народе, но терпят сокрушительное поражение, поддавшись злым желаниям народа (вероятно, подстрекаемые неизраильтянами, вышедшими из Египта вместе с Божьим народом). Здесь мы снова видим, что Иисус является прообразом царя Давида, который также был известен как ревностный и верный человек, через которого Бог открывал Свою волю Своему народу. Давид также, как и Иисус Навин, был известен своей храбростью на войне, например, когда он сражался с Голиафом (1 Царств 17). Однако их воинственный нрав не мешал им смиренно служить Богу, падать на колени в молитве, выполнять наименее почетную работу, которая не могла принести славу народу, но легко могла вызвать его гнев, о чем мы прочитаем далее.

Теперь мы оставили его на горе в ожидании Моисея, которому Бог открыл, что народ сбился с пути, сделал себе идола и веселится. Иисус еще ничего не знает и предполагает, что там идет битва, как это естественно для военного человека (Исх.32), но Моисей открывает ему, о чем идет речь. Как, должно быть, трудно было Иисусу сидеть и ждать Моисея, в то время как он сам, даже слыша звуки предполагаемой битвы, был верен и ждал своего наставника. И сыны Израилевы вместе с Аароном и Ором не выдержали испытания временем, что косвенно свидетельствует о том, что Бог избрал Иисуса и готовил Его к последующему призванию.

2. В поисках воли Божьей.

Проходит некоторое время, и мы видим описание серьезного кризиса в жизни Моисея, который описан в Числах 11. Моисей мучается, спасая народ от огненного гнева Господа (Числ.11. :1-2), некоторые «чужие» (буквально «толпа, толпа, сброд») начали проявлять свой каприз (тот же каприз погубил Еву — Быт.3:6, также эта ситуация упоминается в Пс.77:29-30, 105:14) и этот ропот распространился на израильтян. Некоторые предполагают, что эти «чужестранцы» могли быть египтянами, которые шли вместе с исходом израильтян, что объясняет упоминание Египта (Числ.11:5), но это не известно наверняка, и это слово больше нигде не встречается в тексте Ветхого Завета.

После того, как израильтяне начали плакать, гнев Господа разгорелся вновь, и Моисей заболел (Чис.11:10). Слово «раа», которое в синодальном переводе читается как «плачевный», является глаголом, часто используемым в значении «быть сердитым, неприятным, делать зло, разбивать, сокрушать». Не помог совет, данный Моисею его тестем Иофором (Исх.18), Моисей обвиняет Бога в своем «плачевном» состоянии («Зачем Ты мучишь раба Твоего?»). — слово, переведенное здесь как «мучение», — это то же самое слово, переведенное как «плачевный» в предыдущем стихе), он говорит, что он не нянька для этого народа, что он не знает, откуда взять мясо, он признает, что это бремя слишком тяжело и лучше умереть, чем видеть печальные последствия. Затем Бог дает Моисею лучший совет, чем тот, который был дан Иофору, а именно: избрать 70 старейшин, чтобы Дух Божий мог течь на них. В Евангелии от Луки 10 также используется число 70 — именно столько учеников пошлет Иисус Христос на проповедь (именно столько язычников включает традиция).

Но посмотрим, что будет дальше. Моисей, сомневающийся в способности Бога накормить израильтян мясом, получает справедливый выговор от Господа и затем делает то, что от него требуется. И тут происходит неожиданная вещь: двое мужчин из лагеря — Эльдад («Бог знал» или «Бог любил») и Модад («любовь») вдруг тоже начинают пророчествовать, хотя они были в лагере. И тогда Иисус возмущается и говорит Моисею запретить им делать это (Чис.11:28), проявляя тем самым смирение. Отсюда мы также узнаем, что он был одним из избранных (букв. «молодых людей»), но, как мы читаем, он сам выступает вперед и говорит Моисею прекратить незапланированное мероприятие. Мы можем только предполагать, почему он так поступил, может быть, он не считал этих людей достойными, потому что они не были близки к Моисею, может быть, он хотел восстановить порядок, чтобы не подорвать авторитет лидера Израиля. В любом случае, мы видим его ревность, о которой говорит Моисей (Чис.11:29), и он продолжает объяснять, что происходящее хорошо, потому что это Бог действует через Свой Дух.

Проходит некоторое время, и в Библии появляется одна глава, и здесь мы подходим к поворотному моменту в жизни Иисуса: он и еще одиннадцать «вождей» («лидеров», «лучших») из 12 колен Израиля (Числ.13:3-4) посланы Моисеем от имени Бога разведать землю Ханаанскую. Он (здесь он указан как Осия) и Халев («пес, пес») из колена Иудина позже станут теми двумя людьми, которые вышли из Египта, вошли и поселились в Земле обетованной. Именно здесь Моисей называет Осию Иисусом (Числ.13:17), что вызывает вопрос: «Почему он назван Иисусом ранее в Библии, ведь только в этом месте он так назван?». Мы думаем, что это Божий способ показать его избрание и миссию с самого начала, а Осия используется только для того, чтобы подчеркнуть его происхождение (физическое), дать ему имя (своего рода духовное рождение) и благословить на лидерство.

Иисус и его спутники шли сорок дней по Ханаану, но 10 лидеров потеряли свою веру в течение этих 40 дней и начали пугать и заражать веру других, в то время как Халев успокаивал народ. Но затем народ восстает и хочет вернуться в Египет, выбрав нового лидера (Чис.14:4), Моисей и Аарон падают ниц перед народом, а Халев и Иисус Навин разрывают свои одежды и говорят, что Бог дает им чудесную землю, если это Его милость, и не нужно восставать против Бога, который поставил Моисея и Аарона во главе. Надо сказать, что эта страстная проповедь не произвела должного эффекта на людей, и только личное вмешательство Бога в ситуацию спасло их всех от побиения камнями. Бог сказал, что никто старше 20 лет из тех, кто вышел из Египта, не войдет в Ханаан, кроме Халева и Иисуса (Числа 14:20-38).

3. Посвящение на служение.

Проходит сорок лет, народ Израиля прелюбодействует с дочерьми Моава, 24 000 человек погибают от гнева Господня (Числ.25), но сын священника Елеазара, Финеес, предотвращает катастрофу. И тогда приходит перепись, которая становится документом, подтверждающим, что Бог исполнил то, что обещал ранее (Числ.26:63-65). И после этого наступает заключительный этап жизни Иисуса Навина — служение в качестве лидера Израиля в войне за Ханаан со священником в качестве того, кто будет возвещать Божью волю (Числ.27:18-23).

Следует сказать, что Халев, о котором мы писали выше, также остался одним из тех, кто разделит землю Ханаанскую с Иисусом и Елеазаром (Числ.34:19).

Конечно, мы не будем пересказывать все, что произошло дальше, для этого читатель может прочитать саму книгу Иисуса Навина, где дальнейшие события обсуждаются достаточно подробно. Мы рассмотрим лишь некоторые ключевые моменты.

Во-первых, Господь обеспечивает преемственность, великий пророк Моисей лично, перед лицом народа, передает ответственность, которую он нес более 40 лет. В то же время он произносит слова, которые позже повторит сам Бог: «Будьте тверды и мужественны», эти слова он скажет народу, а затем лично Иисусу перед народом. А затем вместе, по повелению Господа, они провозгласят песнь назидания народу Израиля, чтобы они запомнили все, что Он сказал им, и передали это своим детям. А затем Моисей, 120 лет от роду, снова взойдет на гору и умрет там, увидев Ханаан, в то время как Иисус останется лидером нации в грядущих битвах. Символическим жестом передачи власти и силы было возложение рук (Второзаконие 34:9).

Книга Иисуса Навина начинается со слов Бога «будьте тверды и мужественны» (Иисус 1,6), которыми заканчивается книга Второзаконие. Бог также дает метод, с помощью которого можно исполнить это повеление и не бояться — ежедневное изучение Закона Моисеева и построение отношений с Богом.

Подумайте о том, что Бог делал в те дни, когда народ Израиля имел Иисуса Навина и священника Елеазара в качестве своих лидеров.

Как и у любого человека, у Иисуса Навина были ошибки, вспомним две, описанные в Библии: одна привела к гибели народа, другая — спасла жизни.

Но сначала рассмотрим, как начинается Его служение: следующие события имеют прямую связь с Исходом из Египта:

  1. Переход через Иордан в нижней части (Нав.3-4) и доказательство этого — камни из нижней части.
  2. Обрезание как символ снятия египетского позора (Нав.5:9).
  3. Празднование Пасхи как знак радости избавления (Нав. 5:10)
  4. Прекращение падения манны в знак того, что они вышли из пустыни и могут есть плоды земли Ханаанской (Нав. 5:12)
  5. Явление Иисусу «начальника воинства Господня» (Нав. 5:13-15) в виде человека с обнаженным мечом.

Последнее событие особенно значимо; здесь прослеживается четкая параллель со встречей Моисея с Богом в Исх.3, где Он говорил с Моисеем из «середины куста» и произнес те же слова: «…снимите обувь с ног ваших, ибо место, на котором вы стоите, свято…». Бог также сказал Моисею держаться подальше от него, но не Иисусу. Многие комментаторы склонны считать, что этим вождем был Сам Господь Иисус Христос, потому что в книге Исход ясно сказано, что говорит Бог, а в книге Иисуса Навина — что говорит вождь воинства Господня. Затем описывается разговор между Господом («Яхве») и Иисусом, так что Господь и предводитель небесных воинств кажутся одним и тем же человеком.

Другие события, однако, также имеют важное символическое значение; они являются знаками для Иисуса Навина и всего народа, что Бог с ними, даже несмотря на смерть Моисея. Переход через Иордан и обрезание можно символически рассматривать как прообраз крещения и исповеди (обращение к Богу с просьбой очистить совесть), празднование Пасхи — как радость, что смерть прошла, прекращение спуска манны может символизировать конец земного тела, а появление вождя небесного воинства с мечом — как знак последних дней.

Однако для израильтян того времени оно имело вполне конкретное и практическое значение — подготовка к войне за Ханаан, в которой присутствие Господа, Его помощь и руководство имели решающее значение. А поедание плодов было зримым подтверждением исполнения Божьих обещаний о земле, текущей молоком и медом.

Давайте продолжим рассмотрение двух ошибок, которые Иисус совершил в битвах за Ханаан, первая из которых — поражение у города Гая. После триумфальной победы при Иерихоне (упомянутой в Нав. 6) Иисус Навин был прославлен (Нав. 6:26), потому что Господь был с ним. Однако что-то пошло не так, и в следующем сражении предводитель израильтян послушал своих разведчиков и, видимо, не спросил Господа (Нав. 7:1-5), и от этой ошибки погибло до 36 человек, а поражение было очевидным.

Надо сказать, что Господь заставил Иисуса смиренно пройти через это, он лежал на земле «до вечера», и старейшины народа с ним, и Господь открыл им грех Ахана, но не сразу. Есть предположение, что Господь хотел, чтобы Ахан пришел и покаялся сам, что является той же причиной, по которой израильтяне несколько дней ходили вокруг Иерихона, на случай, если кто-то покается? В любом случае, грех был раскрыт и очищен камнями и огнем, и гнев Господа утих. Это был первый урок для Иисуса, как для слуги Господа, всегда спрашивать, какова Его воля.

Однако этот урок не был хорошо воспринят, и Господь повторил его в ситуации с гибеонитянами (Нав. 9, особенно Нав. 9:14). Надо сказать, что эта ошибка привела к спасению народа, очень возможно, что некоторые из Гибеонитян были затем обращены в истинную веру, имея вначале только страх («…начало мудрости — страх Господень…» Пр.1:7). Некоторые говорят, что эта ситуация является прообразом того, как позже язычники придут к Богу через Христа (Ис.56:6-7), Его дом станет домом молитвы для всех народов.

Была еще одна ситуация, которую можно назвать опасной, она описана в Нав. 22, когда колена Рувима, Гада и половина колена Манассии были отпущены Иисусом в свою землю за Иорданом, потому что они выполнили все свои обязательства перед Богом, и Бог исполнил все, что обещал (Нав. 21:43-45). Эти племена построили алтарь, а другие решили пойти против них войной. Однако сначала они послали Елеазара священника и начальников, помня о ситуации с Аханом и Пехором (Числ.25:1-9). В этой ситуации, однако, все закончилось мирно. Хотя здесь об этом не говорится, существует большая вероятность того, что Иисус Навин решил организовать военный поход, но перед этим он сначала решил выяснить волю Бога, послав священника, который был назначен Богом через Моисея для возвещения Божьей воли (см. начало пункта 3 этой статьи). Короче говоря, мы можем назвать эту ситуацию уроком, который Иисус Навин успешно усвоил от Господа.

Бог останавливает солнце

В завершение нашего небольшого исследования о том, как Господь исполнял Свою волю во времена Иисуса Навина, следует отметить несколько значительных событий в его служении, которые олицетворяют Божью силу.

1. переход через Иордан — власть Бога над природой.

2. падение стен Иерихона — власть Бога над людьми и их делами.

3. остановка солнца и луны над Гибеоном и долиной Аиалона (Нав. 10:12-14) — сила Божьей любви к людям, взывающим о помощи.

Рассмотрите влияние служения Иисуса на избранный Богом народ. Если смотреть очень широко, то время Иисуса Навина отражает один из аспектов личности Иисуса Христа (Бог для одного человека, Бог для семьи, Бог для народа, пророк, воин, судья и царь — книги от Бытия до Хроник). И эта роль видна из первого упоминания Иисуса Навина в избрании битвы с амаликитянами.

Если мы уже посмотрели, Иисус Навин был очень ревностным и точным исполнителем данных ему поручений, о чем свидетельствует его появление перед недовольными израильтянами вместе с Халевом, благословения и проклятия на горе Геризим и Гевал (Нав.8:30-35), создание городов-убежищ, словом, Господь через Иисуса Навина исполнил то, что обещал (как мы читали выше).

И своеобразное завещание Иисуса Навина, о котором говорится в последних главах одноименной книги, является исполнением Божьих повелений; он, созывая старейшин, говорит о делах Божьих (Нав.23:3), призывает к верности Богу (Нав.23:6-8), к любви к Нему (Нав.23:11), предупреждает о последствиях отступничества (Нав.23:12-16), повторяя, что Бог, со своей стороны, исполняет все Свои обещания.

Затем Иисус Навин произносит проповедь о том, что Бог сделал от Авраама до сегодняшнего дня, и снова призывает к послушанию и служению Богу. Трижды Иисус предоставляет сынам Израиля выбор, кому они должны служить, говорит о ревности Господа, предупреждает, а также говорит о личном решении для себя и своей семьи (Нав.24:15). Конечно, он помнит, что говорил ему Моисей о последующем предательстве народа, но все же заключает завет, поставив камень в качестве свидетеля (Нав.24:27). И этот образ камня также является прообразом Христа (Лк.20:17-18, Пс.117:22-23), заключившего Новый Завет со всем человечеством.

И вдохновляющим итогом служения Иисуса Навина было то, что «…Израиль служил Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, жизнь которых продлилась после Иисуса и которые видели все дела Господа, которые Он делал Израилю…». (Нав. 24:31). Бог избрал прекрасный инструмент для исполнения Своей воли, а его смирение, которое росло с годами послушания, сделало это возможным.

Итак, мы кратко рассмотрели, что Библия говорит об Иисусе Навине, вы можете сами подробнее ознакомиться с этой историей, прочитав книги Исход, Числа, Второзаконие, книгу Иисуса Навина, книгу Евреям (особенно Евр.4:8), чтобы увидеть, что Бог сделал через этого человека, научиться на его ошибках и победах, как служить Богу, чтобы плоды нашей жизни были не менее вдохновляющими и угодными Ему.

Если вам понравился этот материал, пожалуйста, поделитесь им (ссылки ниже), изучайте Писание, делитесь своей верой, подписывайтесь на обновления, чтобы получать новые материалы!

Вы можете поддержать проект с помощью виджета слева или в разделе «Помощь проекту».

Если у вас есть вопросы или предложения, пожалуйста, воспользуйтесь контактной формой.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: