Проклятие

  • Проклятие — 1) осуждение кого-либо или чего-либо Богом; 2) следствие осуждения Богом, божественное наказание; 3) крайнее осуждение кого-либо или чего-либо человеком; 4) последствия осуждения кого-либо или чего-либо человеком.

проклятие - проклятие Гюстав Доре. Ной проклинает Хама. (Быт.9:24-27).

Что такое про­кля­тие Божье?

Святитель Филарет Московский (Катехизис) дает следующее определение проклятия: «Проклятие — это осуждение греха праведным судом Божьим. За грехопадением следует изгнание первых людей из рая и лишение человека общения с Богом. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин 1:5), поэтому ничто темное, греховное, злое не может пребывать в присутствии Бога, находиться в общении с Ним. По этой причине Бог удаляет человека от Себя. Проклятие, таким образом, выражается, прежде всего, в отчуждении человека от Бога как Источника жизни.

Проклятие существует с древнейших времен (Быт.3:14,17), но еще раньше оно появилось и всегда противопоставлялось благословению (Быт.1:22,28). Проклятие — это как негативное эхо благословения.

Божественное проклятие не следует понимать как Божий гнев, поскольку Бог всеблаг и вседостаточен, такие термины в Библии следует рассматривать как антропоморфизмы. Также библейский эпизод «проклятие смоковницы» (Мф.21,12-22) следует понимать аллегорически: все, что не приносит духовного плода, направлено против Бога.

В чём состоит осо­бен­ность про­кля­тия, про­ис­те­ка­ю­щего от чело­века?

В то время как проклятие Бога всегда сопровождается осуждающим действием, проклятие человека — нет.

Это происходит потому, что человек недостаточно силен, чтобы сделать каждую свою волю действенной. Только Всемогущий Господь способен обеспечить неизбежную эффективность проклятия.

Поэтому, когда Он произнес приговор змею: «За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем и есть прах во все дни жизни твоей» (Бытие 3:14), действие приговора не заставило себя долго ждать.

Проклятие, произнесенное Ноем над Ханааном — «Проклят будет Ханаан; рабом будет он у братьев своих» (Быт.9:25) — также не осталось без последствий и исполнилось в Божьем провидении. Почему Бог ответил на это? Дело в том, что это проклятие соответствовало принципам Высшей Божественной Истины: «Проклят тот, кто небрежет о деле Господнем» (Иер.48:10); «Проклят тот, кто злословит отца своего или мать свою!» (Втор.27:16).

По тому же принципу действовали проклятия, провозглашаемые ветхозаветными священниками, действующими строго в рамках божественных предписаний, например, «Тогда пусть священник проклянет женщину клятвою проклятия, и пусть священник скажет женщине: Господь наложит на тебя проклятие и клятву в народе твоем, и Господь заставит чрево твое опуститься, и живот твой раздуться» (Числа 5:21).

Если человек проклинает кого-то вопреки Божьему закону, он сам преступает закон. В таком случае проклятие может пасть на голову того, кто проклинает: «Непростителен ты, всякий человек, осуждающий другого; ибо тем же судом осуждаешь себя, потому что так же поступаешь, осуждая другого» (Рим.2:1).

Поэтому Бог, зная праведность Авраама, обещал ему, что всякий, кто проклянет его, будет проклят: «Благословлю благословляющих тебя, и прокляну проклинающих тебя» (Быт. 12:3).

В чем состоит смысл Боже­ствен­ных про­кля­тий?

В отличие от человека, Бог никогда не проклинает незаслуженно или напрасно. Именно эти аспекты необходимо рассмотреть в первую очередь, чтобы понять смысл и значение Божьих проклятий.

Одной из первых причин, по которой Бог налагает проклятие, является необходимость справедливого возмездия грешнику (Псалом 108:17). Воздаяние или наказание, в свою очередь, может иметь различные цели в зависимости от обстоятельств.

Помимо непосредственной цели восстановления справедливости, как в случае с наказанием детей, насмехавшихся над Елисеем (4 Царств 2:22-23), наказание может быть применено в качестве воспитательной меры, чтобы побудить грешника изменить свое мнение (4 Царств 22:19).

Иногда наказание может принять форму тяжелой болезни или смерти грешника. Это Божий способ сдержать нечестивого человека и положить конец его нечестию и злым делам.

Иногда проклятие (по праву) налагается на нечестивого человека, чтобы побудить других к покаянию и послушанию. Более того, по Божьему усмотрению такое влияние может быть рассчитано и распространено на все общество. Это объясняет некоторые случаи наказания Богом грешников перед лицом огромной толпы (Числа 16:33).

В конце времен проклятие будет наложено на лицо всей земли (Захария 5:3). Поэтому Господь даст людям еще один шанс покаяться. К сожалению, многие не примут его (Откр.9:20-21).

Был ли про­клят Богом чело­век в резуль­тате гре­хо­па­де­ния?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны признать, что слово Божье проклятие можно понимать двояко: узко или широко.

В узком смысле проклятие означает особый божественный приговор, произнесенный Самим Богом или Его посланниками в отношении какого-либо существа за нарушение Божьей воли. Например, мы читаем о таком виде проклятия в Писании: «И сказал Господь змею: проклят ты пред всеми скотами и зверями полевыми» (Быт.3:14), «И сказал Адаму: …проклята земля за тебя» (Быт.3:17), «И сказал Господь [Бог] Каину: …и ныне проклят ты от земли» (Быт.4:9-11).

«Проклятие» в широком толковании также иногда используется в богословской литературе для обозначения тех проявлений Божественной истины, которые, хотя и сообщаются в том или ином отрывке Писания, не содержат в этом отрывке прямого указания на то, что упомянутый в нем объект Божьего суда проклят.

Например, вынося приговор древним (после грехопадения), Бог указал, каким будет их наказание. В то же время Он указал на проклятие земли (Быт.3:17). Это отражено в главе 3 книги Бытие. Но проклятие самого Адама не упоминается в этой главе. Автор книги Бытие указывает, что хотя Адам и Ева согрешили, нарушили заповедь и были сбиты с пути сатаной, Бог был особенно милостив к ним.

Тем не менее, ряд церковных писателей, среди которых автор Полного православно-славянского словаря архиепископ Г. Дьяченко, считают нужным утверждать, что первые люди попали под Божье проклятие.

Логика их рассуждений очевидна: поскольку Божье проклятие сравнивается с Божьим благословением (Быт.27:9) и выражается в лишении тех или иных божественных даров, что мешает сделать вывод, что Адам, вынужденный после грехопадения согрешить с такими последствиями, как изгнание из Рая, тлен и смертность, потеря изначальной радости общения с Богом, утрата царской власти над животными, необходимость добывать пищу «в поте лица своего», подпал под Божье проклятие?

Как можно осво­бо­диться от про­кля­тия?

— Через покаяние и исповедание. Я знаю много таких случаев. Люди, страдавшие от проклятия, поняв, что их прокляли, потому что они были в чем-то виноваты, раскаивались, исповедовались, и все их беды прекращались. Если тот, кто виновен, скажет: «Боже мой, я совершил такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня» и с болью и искренностью рассказывает свои грехи на исповеди священнику, Бог простит его, ибо Он — Бог.
Преподобный Паисий Афонский

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: