Андрей Смоленский

Как и многие великие русские подвижники, святой Андрей Смоленский скрывал свое происхождение, поэтому о его юности сохранилось мало сведений. Позже выяснилось, что святой Андрей был сыном князя Федора Фоминского.

У князя было много сыновей, и все они проводили время в ссорах, враждуя между собой. В результате княжество было разделено на 17 частей. Андрей не хотел участвовать в междоусобных распрях, поэтому он покинул отчий дом и стал простым странником.

Житие Святого

Преподобный Андрей пришел в Переслав-Залесский. Там он в течение четырех десятилетий служил причетником в церкви Святого Николая, там же он умер и был похоронен. Сначала подвижник жил у ворот церкви Николая Чудотворца, а затем стал там алтарником. Изначально принц не ставил перед собой цели жить именно в этом городе.

Он вверил свою судьбу в руки Бога и полностью положился на божественное провидение, прося Всевышнего указать ему правильный путь. Так он скитался по разным городам и селам, пока не оказался в Переславле-Залесском. Принц почувствовал необходимость остаться здесь и впоследствии провел в этом городе много лет.

Многие стали говорить, что Андрея Смоленского почитают как святого напрасно, так как он не совершил никаких значительных подвигов. Но само решение оставить семью, отречься от своего благородного происхождения и стать бедным служителем маленького храма в чужом городе было поступком, на который был бы способен не каждый мужчина.

Святой Андрей проводил свои дни в храме в постоянном труде и молитве. Он посещал все церковные службы, а после занимался необходимой физической и ручной работой. Часто праведный, он проводил целые ночи в молитве, стоя на коленях у иконостаса.

Он смиренно переносил все тяготы жизни и лишения, не жалуясь и не ропща на свой жребий. Чтобы подчеркнуть важность духовного над телесным, святой носил на своем теле тяжелые металлические цепи, с которыми было трудно даже ходить. В то же время он не отказывался от тяжелой физической работы, что еще раз подчеркивало его огромную силу духа.

Принц был бесконечно далек от материальных благ; материальные блага ничего для него не значили. Такое самоотречение удивительным образом сочеталось с любовью к другим. Все, кто лично знал этого праведника, отмечали его безграничную мягкость, доброту и желание помочь каждому.

Интересно! После смерти Андрея Смоленского у его тела нашли княжеский перстень, золотые цепочки и записку, в которой праведник рассказывал о своем происхождении. Перед погребением тело святого завернули в лист бересты, после чего князя похоронили возле храма, где он провел много лет.

После окончания его земных странствий жизнь секстанта церкви Святого Николая не была забыта. Многие христиане и представители духовенства причисляли князя к лику святых и праздновали день его упокоения. Позже были написаны иконы нового святого, созданы акафисты и каноны.

Со временем, однако, аскета стали забывать. Все изменилось, когда преподобный Даниил начал свой духовный путь в том же храме. Он много читал о жизненном пути Андрея Смоленского и считал, что его подвиги незаслуженно обойдены вниманием, тогда как они не должны быть обречены на забвение. Поэтому преподобный Даниил решил приложить все усилия, чтобы прославить князя Андрея на вечные времена.

Прославление памяти Андрея Смоленского

Преподобный Даниил однажды был в Москве, где встречался с правителем Иваном Грозным. Он рассказал монарху о проблемах разрушающихся переславских церквей и о том, что в одной из церквей хранятся мощи Андрея Смоленского. Он рассказал о духовных подвигах святого и передал ему все устные предания о подвижнике, которые были широко известны среди христиан тех земель.

Преподобный Даниил жаловался, что Андрей Смоленский может быть забыт, если он не будет поддерживать его память и прославлять его имя. Выслушав его, царь приказал использовать средства из казны для восстановления разрушенных церковных зданий и освидетельствования мощей святого, изъяв их из места захоронения.

Важно знать! Святой праведный Даниил — святой Русской православной церкви, почитаемый как преподобный. Он известен как основатель Данилова монастыря близ города Переславля. Переславль-Залесский — родной город подвижника, где он подвизался и приобрел любовь к христианству и духовным подвигам.

Он посвятил свою жизнь благочестивым делам и помощи людям своей родины. Имена Андрея Смоленского и Даниила Переяславского всегда идут рядом, когда вспоминают святых подвижников этих земель.

Архимандрит Иона, призванный освидетельствовать мощи Андрея Смоленского, был против освидетельствования и канонизации праведника как святого. Архимандрит усмотрел в действиях святого Даниила произвол, и как ни пытался Даниил объяснить, что такова воля монарха, он не смог ничего доказать настоятелю Чудова монастыря.

Чудесные исцеления

Иону также не убедили свидетельства очевидцев — людей, исцеленных с помощью Андрея. Мощи князя оказались тленными, и при их обнаружении произошло несколько чудесных исцелений:

  • Во время открытия мощей управляющий соседней деревни был исцелен от сильной головной боли. Боль неизвестного происхождения мучила его всю жизнь, но когда он прикоснулся к мощам святого, она исчезла. После этого недомогание больше не возвращалось к мужчине.
  • Одна из женщин, присутствовавших при осмотре реликвии, смогла заговорить. Для нее это было настоящим чудом, так как она много лет страдала от боли в горле, которая не позволяла ей говорить. После прикосновения к мощам святого боль и удушье прекратились, и исцеленная женщина смогла говорить. Слова женщины тут же подтвердили ее муж, дети и соседи.
  • Другая женщина, взяв кусок бересты, в которую было завернуто тело праведника, исцелилась от застарелой болезни глаз и смогла ясно видеть. Она не могла самостоятельно передвигаться, но родственники привели ее посмотреть на реликвии. Потерев лицо кусочком бересты, она исцелилась от своей болезни, о чем могут свидетельствовать люди, которые были с ней в то время.

Все эти чудесные исцеления не убедили архимандрита Иону, и он решил не оставлять приготовления к обретению мощей святого Андрея, поручив эту обязанность своим спутникам.

Обретение мощей и их дальнейшая судьба

Святой Даниил был очень огорчен тем, что подвиги Андрея Смоленского не были признаны. Он предсказал много бед архимандриту Иону и его спутникам за то, что они отвергли светлую память праведника. Преподобный Даниил не желал им зла, он просто чувствовал, что это пророчество сбудется.

Сначала присутствующие были в недоумении, потом архимандрит сказал, что преподобный Даниил очень стар и поэтому говорит невероятные вещи. Однако в будущем все слова святого сбылись — несчастья постигли архимандрита, митрополит был лишен титула, а протопоп Гурий потерял сына.

Когда святой Макарий вступил в должность митрополита Иосифа, он поручил написать книгу, описывающую жизнь преподобного Даниила. В ней также много говорилось о святом Андрее Смоленском, так что этот вопрос снова стал предметом обсуждения в церковных кругах.

Важно! После этой публикации дни памяти Андрея Первозванного вновь стали считаться святыми днями, хотя ранее их запрещалось праздновать и проводить в эти дни торжественные службы.

Забота преподобного Даниила о памяти святого Андрея Смоленского была не напрасной. Святой стал вспоминаться все чаще, не только в церквях, но и в семейных молитвах. В 1794 году Святейший Синод издал указ, согласно которому князь Андрей был причислен к лику святых Божиих.

Чудесные исцеления продолжались в течение многих лет после смерти святого, но это были не единственные необычные события, связанные с мощами князя Андрея. В свое время святилище, в котором хранятся мощи святого, сгорело дотла во время пожара. Но мощи святого и висевшая прямо над ними икона Девы Марии остались неразрушенными.

Все горожане, принимавшие участие в тушении пожара, увидели это чудо и сразу же поклонились Господу, Пресвятой Богородице и мужу Божьему Андрею. Церковь была перестроена и простояла в таком виде до 1930-х годов. Во время гонений на христиан церковь была взорвана, но мощи святого, хранившиеся в церковных хранилищах, не были уничтожены.

Второе открытие мощей святого состоялось 19 лет назад. Сейчас они покоятся в Никольском женском монастыре Переславля-Залесского.

Память о Святом Андрее

Сегодня православные христиане не забывают подвиги святого Андрея, обращаются к нему с молитвами, прося о помощи, исцелении и поддержке:

  • при тяжелых физических заболеваниях.
  • в духовной борьбе, поскольку он сам был примером истинного аскетизма для всех христиан.
  • защита всех христиан от нападок врагов и гонений на Церковь.
  • дар смирения и стойкости.

Важно! Неоднократно верующие свидетельствуют, что и в наши дни они получают помощь от Святого. Через искренние молитвы святой Андрей ходатайствует за нас перед Богом.

Труды в память об Андрее Смоленском

Сам святой, к сожалению, не оставил после себя никаких богословских трудов. Сведения о его жизни крайне скудны и противоречивы. Жизнеописание Андрея Смоленского является частью работы, посвященной преподобному Даниилу. Этот отрывок дополнен введением, заключением и пояснениями.

Иконы в память о Святом

Сегодня изображения князя Андрея украшают стены многих православных храмов, а его иконы часто можно встретить в домашних иконостасах православных верующих. Первое изображение Андрея Первозванного на иконе датируется серединой 17-го века.

На ней он изображен в полной славе, в княжеском одеянии, в синем и зеленом плаще. Одна рука святого опущена вниз, другая вытянута, с открытой ладонью. На иконах XVIII века Святой держит в одной руке крест, а в другой — меч. В современной иконописи преобладают полосатые изображения Праведника.

В честь святого не только создаются иконы, но и строятся храмы, в частности, храм Андрея Смоленского в Красном Бору.

Почитание Святого в храмах

Священный Синод также установил церковное почитание святого, и он регулярно упоминается в Переславле вместе с игуменом Даниилом и Никитой Столпником. В честь святого также были составлены специальные кондаки и тропари. Традиционно день святого Андрея Смоленского отмечается 23 мая и 27 октября. Память святого также установлена на Синапсисе Смоленских святых.

Важно!!! Собор Смоленских святых — это группа почитаемых Русской православной церковью святых праведников и угодников Божиих, которые так или иначе были связаны со Смоленской епархией.

Святой Андрей избрал путь тайного аскетизма и молитвы, борясь с предательством, завистью и жадностью, охватившими его семью. Его жизнь стала примером самоотречения и христианского милосердия и символом победы духовного начала над плотской природой человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: