Феофан Грек

Этот талантливый иконописец и мудрый философ появился в России в первые дни возрождения государственности и самосознания русского народа. Феофан Грек оставил яркий след в русской культуре, повлияв на возникновение уникальной русской иконописной школы.

Биография

Подробных сведений о жизни Феофана Грека нет. Основную часть информации исследователи получили из переписки архимандрита Кирилла Тверского и иеромнианина Епифания Премудрого, лично знавших византийского мастера.

Считается, что Феофан родился в 1430-х годах в Византии. Он учился живописи в столице империи, следы константинопольского стиля можно найти в его искусстве. Источники утверждают, что до приезда в Россию мастер работал не только в Константинополе, но и в Галате, Халкидоне и Кафе (современная Феодосия). Вполне вероятно, что митрополит Киприан присоединился к свите в черноморском городе.

Около 1378 года мастер прибыл в Новгород. Он был приглашен новгородским боярином Василием Даниловичем и жителями Ильинской улицы для росписи недавно построенной Преображенской церкви. Точно неизвестно, сколько времени мастер прожил в Новгороде. Затем он работал в Нижнем Новгороде и, возможно, в Переяславе-Залещине.

В 1395 году начинается московский период творчества греческого иконописца. В Москве он участвовал в росписи следующих зданий:

  • Церковь Рождества Богородицы (1395 г., Кремль);
  • Архангельский собор (1399, Кремль);
  • Благовещенский собор (1405, Кремль);
  • Палаты князя Владимира Андреевича.

Фрески в соборе Благовещения являются последней известной работой Феофана Грека. В письмах Епифания от 1415 года говорится, что мастер покинул земной мир.

Интересно, что существует версия, согласно которой в конце своих земных странствий мастер принял монашеский постриг и удалился в один из аттических монастырей.

Особенности творчества

Искусство Феофана Грека восходит к классическим византийским образцам константинопольской школы. На его своеобразный стиль повлияло учение исихастов, которые отвергали внешнюю красоту. Творчество греческого художника характеризуется следующими отличительными чертами:

  • использование небольшого количества цветов (охра, бирюза, алый, белый, золото);
  • отсутствие мелких деталей;
  • работать, не ориентируясь на образец;
  • Глубокий символизм некоторых деталей и композиции в целом.

Феофан был философом и мыслителем, сосредоточенным на своем внутреннем мире. Источники упоминают, что посмотреть на работу мастера приходили десятки прихожан, которым он, стоя на подмостках, проповедовал Слово Божье.

Живопись

Источники утверждают, что Феофан Грек расписал более 40 храмов. Однако до наших дней дошли точные детали четырех монументальных работ мастера.

Новгород

Фрески в церкви Преображения на Ильине улице в Новгороде — единственная работа мастера, авторство которой не вызывает сомнений. Сохранились лишь фрагменты фресок, которые были обнаружены во время реставрации, проведенной в 10-40 гг. Лучше всего сохранились изображения купола и купол.

Лучше всего сохранились росписи купольной части, изображающие Христа Пантократора, фигуры архангелов и серафимов и древних. Изображая Христа, художник использовал только один цвет — охру, которая дополнялась белыми бликами.

Искусная работа иконописца создает уникальный образ со строгим взглядом, который проникает в душу прихожан, входящих в церковь. Изображения предков выполнены в том же стиле. Ной держит в руках ковчег, который символизирует земную Церковь.

Уникальные по своему смысловому значению картины расположены в границах Троицы. На картинах Даниила Столпника, Симеона Дивногорца, Алимпия Столпника и Макария Египетского изображены этапы приобщения человека к Божьей благодати, на что указывает белизна на картине.

Количество белых на фреске указывает на степень восприятия человеком Бога. В то же время темные кисточки и лицо четко выделяются на сложном, полностью белом изображении святого Макария. Они являются символом того, что, погружаясь в Свет Господа, человек не растворяется в нем, а внутренне преобразует свою личность.

Важно! Древние фрески новгородского храма относятся к числу великих произведений не только русского, но и мирового искусства.

Москва

После Новгорода Феофан работал над фресками церквей в Нижнем Новгороде и Коломне. Эти фрески не сохранились до наших дней. Сохранившиеся монументальные росписи, приписываемые талантливому греку, находятся в церквях Московского Кремля.

Изображения Деисуса из иконостаса хранятся в Благовещенском соборе. Впервые в истории русской иконописи в иконостас были помещены фигуры в форме розы. Вытянутые фигуры напоминают свечи. Контраст света и тени оживляет статичные изображения, заставляя их светиться изнутри.

Работы московского мастера отличаются от новгородских росписей. Линии становятся более плавными и мягкими, в картинах появляется спокойствие и благодушие. Несмотря на смягчение стиля, картины Феофана по-прежнему воплощают силу и могущество Бога.

Иконы

Феофан Грек считается автором не только монументальных живописных произведений, но и икон. Установить их точное авторство практически невозможно, поскольку православная традиция запрещает иконописцам подписывать свои произведения. Греку приписываются следующие иконографические работы:

  • Богоматерь Донская;
  • Успение Божьей Матери;
  • Преображение Господне.

Икона Донской Богоматери принадлежит если не самому Феофану, то одному из его учеников. Первоначально образ находился в Успенском соборе в Коломне, но через некоторое время его перенесли в Благовещенский собор Московского Кремля.

Безмятежная фигура Девы Марии, держащей на руках Младенца Христа, расположена на золотом фоне. Цветовые сочетания, внутренний свет, исходящий из глаз Богородицы и ее Сына, духовная красота и сила — все это указывает на авторство знаменитого живописца.

На обратной стороне панно изображен сюжет Успения Пресвятой Девы Марии. Композиция картины наполнена многочисленными символами. В центре композиции — смертное ложе Девы Марии, вокруг которого собрались апостолы. На переднем плане — свеча, символизирующая человеческую жизнь. Его свет означает молитву к Господу.

За кушеткой стоит Христос, держащий на руках юную душу Своей Матери. Его фигура, облаченная в золотые одежды, также напоминает свечу. Свеча и Иисус образуют вертикальную линию света, которая вместе с кутьей образует крест — символ победы жизни над смертью.

Храмовый образ «Преображение» из Спасо-Преображенского собора в Переслав-Залесе приписывается Феофану. Замысловатая композиция повествует о событии Преображения Иисуса Христа на горе Фавор. В центре картины — фигура Христа, облаченного в белые одежды, от которых исходит Божественный свет.

По обе стороны от Иисуса находятся фигуры пророков Моисея и Илии. У подножия горы находятся изображения апостолов Иакова, Петра и Иоанна. Исследователи отмечают, что автор иконы изобразил лик Господа мягким и нежным. На этом основании они считают, что изображение не принадлежит руке Феофана.

Книжные миниатюры

Следы влияния греческого мастера можно обнаружить в книжных миниатюрах. Он считается создателем Хитровского Евангелия и Евангелия Федора Кошкина. На страницах отсутствуют рисунки, но каждая страница украшена орнаментами, головными уборами и красочными инициалами. Для этих элементов характерны резкие линии и аскетичные цвета.

Интересно, что ученые отмечают, что Евангелие Кошкина принадлежит не самому Феофану, а одному из его последователей. Среди возможных авторов упоминается Андрей Рублев.

Феофан Грек — значительная фигура в русском средневековом искусстве. Его ученик и соратник — великий святой иконописец Андрей Рублев, который является родоначальником русской национальной иконописной школы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: