Христианство и алкоголь

Что говорит христианское учение об алкоголе? Что лучше — пить «в меру» или воздерживаться от алкоголя? Что значит пить в меру? Кому разрешено употреблять какие алкогольные напитки?  Как алкоголь влияет на душу? Об этом и многом другом пишет Александр Савельев.

Часто можно услышать, что пить нужно умеренно и культурно. Однако мало кто задумывается о христианской культуре пития. Современные «умеренные» (или, в христианском понимании, «чрезмерные») любители выпить, на основе вырванных из контекста и часто выдуманных ими самими цитат, создают свою собственную «доктрину», которая оправдывает употребление неразбавленного вина не только взрослыми мужчинами, но даже женщинами и молодыми людьми.

Многие цитируют фразу как будто из Библии: «Пейте, но не напивайтесь. Однако в Писании сказано: «Не упивайтесь», а увещевание «пить» вообще отсутствует.

Также в Новом Завете написано:

«Лучше (…) не пить вина и не делать ничего, что побуждает брата преткнуться или соблазниться (…)». (Рим. 14:21)

Чтобы лучше понять этот вопрос, давайте посмотрим, что говорит об алкоголе церковное предание.

Для женщин неприемлемо употреблять алкоголь

«И жена, конечно, никогда не должна пить никакого опьяняющего напитка, ни вина, ни меда, ни пива, ни закуски. Но жена не должна пить хмельное и кислое ни дома, ни на людях. (Домострой).

Святые отцы также не разрешают употреблять алкогольные напитки молодым людям.

Преподобный Марк Отшельник: «Пусть юноша не нюхает вина».

«Бойся вина во всякое время, юноша; ибо вино никогда не щадит тела, оно разжигает в нем огонь злого желания». (Преподобный Ефрем Сирин)

Священнослужители должны воздерживаться от алкоголя и подавать пример трезвости другим.

Святой Иоанн Златоуст: «Если входящие в святилище вообще не прикасались к вину, то тем более они (диаконы) не должны этого делать».

Блаженный Иероним Стридонский: «Даже апостол осуждает употребление вина среди священников, а древний закон запрещает это. Пусть те, кто служит алтарю, не пьют вина или сиропа».

Святой Амвросий Миланский: «Мы видим, что от нас требуется: чтобы служитель Господа воздерживался от вина и имел хорошее свидетельство не только от верных, но и от внешних.

Совет Русской Православной Церкви 2009: «Священники, в силу своего священного долга быть образцами доброй жизни, должны воздерживаться от употребления алкогольных напитков…. Инструкторы и певцы, удостоенные чести стоять в церкви перед народом, также должны подавать пример трезвой жизни».

Недопустимо пить вино на поминках

«Если вы совершаете поминовение усопшего питьем вина и призываете к пьянству, то вы не ходатайствуете об освобождении души усопшего от мучений, но делаете ее придатком огня Геенны».  (Иерарх Иоанн Златоуст).

Взрослым мужчинам иногда разрешается выпить немного вина, разбавленного большим количеством воды, но лучше не пить его вообще.

Святой Иоанн Златоуст пишет: «Вино не плохо, но неумеренное вино порочно».  Что считалось невоздержанностью во времена Златоуста?

Вот что пишет В.В. Кохлебкин в своей книге «История водки»: «Древние греки и римляне разбавляли вино следующим образом: на три части воды шла одна часть вина или на пять частей воды — две части вина. Смесь виноградного вина и половины воды (т.е. приготовленная из равного количества воды и вина) считалась слишком крепкой и употреблялась только нечестивцами, которые считались горькими пьяницами.»

Так, святитель Иоанн Златоуст не запрещает пить натуральное вино, разбавленное водой в пропорции 1:3, но в небольшом количестве, чтобы не ослабить силы души.

О какой умеренности может идти речь, когда вместо натурального вина, разбавленного большим количеством воды, мы пьем так называемое ядовитое вино, в которое производители добавляют этиловый спирт (такие вина называются креплеными), чтобы сделать смесь крепче, а мы пьем его неразбавленным? О водке, коньяке и других крепких спиртных напитках, наверное, нет необходимости упоминать — всем понятно, что христианину недопустимо отравлять себя этими стимуляторами.

Святой Евфимий Зигабенский в своем комментарии к Псалму 103 цитирует святого Кирилла Александрийского, который рекомендует «смешивать вино с большим количеством воды». Ибо, будучи горячим и имея в себе приятные соки, он, будучи растворен в нужном количестве, своим теплом разбавляет мерзкие излишества, а резкие и мерзкие соки растворяют ароматные».

Из этих слов можно сделать вывод, что в те времена в вине ценился не этанол и его опьяняющие свойства, а свойства виноградного сока, и что этиловый спирт, который святой Кирилл называл резким и тонким соком, был консервантом, количество которого значительно уменьшалось при разбавлении вина большим количеством воды.

О том, что вино следует разбавлять водой, свидетельствует и блаженный Феодорик Киринейский. В своем комментарии к Бытию он пишет: «Ной был первым из людей, получившим сок плодов виноградной лозы, и он не знал не только о должном количестве напитка, но и о том, что сначала его нужно разбавить водой и только потом пить; поэтому он погрузился в глубокий сон».

Святой Григорий Богослов свидетельствует, что в Кане вино употреблялось разбавленным: «Там была свадьба, и виночерпии УНИЧТОЖИЛИ вино из воды».

Все святые отцы единогласно утверждают, что даже вино, разбавленное большим количеством воды, лучше не пить, а некоторые решительно призывают отказаться от алкоголя.

Святой Григорий Богослов: «Вода — благородный напиток; она не мешает ясности мысли; но выпитый кубок вина делает ум мутным».

«Увлекаясь вином, вы проведете свою жизнь в разврате с постыдными мыслями и испытаете много досады». (Св. Феодор Эдесский.)

«Для всех полезно не пить вино, особенно для тех, кто крепок телом». (Св. Феодор Студит).

Святой Григорий Богослов: «Вино разжигает охлажденную страсть; и всякое вещество, положенное в огонь, увеличивает пламя». «Вино, по самой своей природе, не знает чистоты; тем, что оно провоцирует удовольствие, оно раздражает».

«Кто с мудрою умеренностью воздерживается от вина, для того райские виноградники ожидают его более всего, и каждая лоза протягивает к нему свои гроздья». (Преподобный Ефрем Сирин).

Святитель Иоанн Златоуст очень точно подметил: «Вино вызывает безумие, и даже если оно не вызывает опьянения, то ослабляет силы души и приводит ее к рассеянности». Современная наука подтверждает мнение Златоуста. В.М. Бехтерев писал: «Доказано, что даже небольшие дозы алкоголя ослабляют умственные способности».

«Огонь, содержащийся в вине, становится зажигательным веществом для зажженных стрел врага, ибо вино таким образом расплавляет и разум, и рассудок, а похоть и чувственность разжигаются, как масло разжигается огнем». (Святой Василий Великий)

«Кто воздерживается от вина, тот не увидит себя ни увлекающимся помыслами, ни воспаленным умом, но всегда трезвым в любви Божией и ревностным ко всему доброму и содействующему спасению».

Тот, кто воздерживается от вина, носит в себе Святого Духа. Кто пьет воду, тот облекается в одежду умилостивления (…)». (Преподобный Феодор Студит)

«Так и великому блаженному Василию Кесарийскому Матерь Божия явилась во сне, сказав: Если хочешь быть моим другом и иметь меня своим помощником во всем, то отвергнись от вина и пьянства». Он удивился заповеди Пречистой Богородицы и до конца жизни не пил вина. (Стоглавый, глава 52).

Мифы об алкоголе

Миф номер один. Совет апостола Павла

Многие люди говорят: «Апостол Павел советовал Тимофею: «Впредь не пей только воду, но пей немного вина, ради твоего желудка и твоих частых недугов». — Я пойду и выпью вина.

Во-первых, Павел советовал Тимофею пить вино как средство от какого-то желудочного недомогания и в связи с частыми болезнями, а не для развлечения.
Во-вторых, целебными свойствами вина обладает не этанол, который разрушительно действует на желудок, а виноград. Именно виноград, смешиваясь с желудочным соком, улучшает пищеварение и аппетит. Виноградный сок также богат танинами, которые предотвращают воспаление в пищеварительном тракте. Подтверждение этому можно найти в исторических свидетельствах об использовании неферментированного безалкогольного вина в лечебных целях в древнем мире. Древний ученый Афанасий (Афиней) в своем трактате «Званый ужин» пишет: «Пусть пьет сладкое вино, разбавленное водой или подогретое, ибо оно полезно для желудка, так как сладкое вино не опьяняет. Здесь мы видим совет, схожий с советом апостола Павла.
Вот что говорит Номоканон тем, кто, ссылаясь на слова святого Павла, говорит, что хорошо пить вино в меру: «Пост перед запором, и питье многолетней воды, и другие работы Тимофея показывают. Умерщвляйте плоть, а затем пейте вино в меру».

Святой Иоанн Златоуст говорит об апостоле Тимофее: «этот святой, даже будучи одержим болезнями и частыми недугами, не пил вина, пока учитель не повелел ему сделать это».

Блаженный Феофилакт Болгарский замечает: «Видишь ли ты, что Тимофей, имея столько немощей, все же изнурял себя питьем воды? (…) Но похоже, что Тимофей по природе был болезненным человеком, подверженным недугам не только желудка, но и других частей тела, поэтому апостол добавил: и частые немощи твои».

«Обратите внимание, по каким причинам разрешается пить вино, чтобы лечить им боли в желудке и частые недуги». (Блаженный Иероним Стридонский).

Мы тоже, в подражание Тимофею, должны воздерживаться от вина. Если у нас болит желудок, мы можем побаловать себя свежим виноградным соком, который обладает полезными свойствами вина, но не содержит этанола, вредного для желудка. Мы можем купить виноград в любое время года, а соковыжималки доступны по разумным ценам.

Как глупы потребители водки, которая не содержит полезного виноградного сока, а только консервант этанол, который вреден для ума, тела и желудка! Апостол Павел, наверное, сказал бы им: «Не пейте водки, ибо она вредна для желудка».

Миф второй. Что устав разрешает вино «после чаши».

Многие люди, чтобы оправдать употребление неразбавленного вина, ссылаются на заимствованный из Греции устав, согласно которому разрешается выпивать по одной чаше вина на человека. Они утверждают, что объем этих чаш примерно равен объему евхаристических чаш и, словно по волшебству, позволяют пить неразбавленное вино.

Во-первых, вино разбавляли большим количеством воды, это был обычный обычай.
Во-вторых, в том же уставе говорится, что лучше вообще не пить вино.
В-третьих, потиры, конечно же, не были такого же размера, как евхаристические сосуды. На литургии все причащаются из одного потира, он общий, поэтому и большой. Всем понятно, что отдельные чаши гораздо меньше, чем общие чаши. Можно предположить, что отдельные стаканчики были сопоставимы по объему с рюмками.
В-четвертых, в том же уставе написано, что пить вино разрешается только по воскресеньям и доминиканским праздникам, в другие дни это не разрешается.
В-пятых, алкоголь был запрещен во многих российских монастырях. Например, один из основателей Соловецкого монастыря, преподобный Зосима, установил в Соловецком монастыре сухой закон и предписал его соблюдать: «Приказываю ученикам моим соблюдать устав Киновии; опьяняющий напиток ….. не должно быть на этом острове…».

Иосиф Валахийский также воздерживался от алкоголя: «Не подобает нам иметь в монастырях пьянство, которое порождает опьянение».

По какой причине многие русские пасторы выступали за игнорирование разрешения, заимствованного из греческих уставов в древнерусском языке, пить «у чаши»?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, что существуют значительные различия в способности разных народов расщеплять алкоголь, поступающий в их организм. Например, южные народы, которые веками пили вино, обладают большей способностью к этому, чем северные народы. И организм на протяжении многих поколений научился вырабатывать специальные ферменты для его нейтрализации.

А народы России на генетическом уровне имеют очень низкую способность расщеплять алкоголь, поступающий в организм. Поэтому употребление даже небольших доз алкоголя быстро приводит к алкоголизму. Святые отцы, видя, что употребление вина приводит к пьянству, решили, что греческие обычаи не подходят для России.

Самуил Маскевич (ок. 1580-1632), польский дворянин и чиновник, часто и подолгу гостивший в России, отмечал, что «московиты соблюдают большую трезвость, которую они строго требуют как от дворян, так и от народа. Пьянство запрещено, во всей России нет ни кабаков, ни питейных заведений, негде купить вина или пива, и даже дома, за исключением бояр, никто не осмеливается сделать себе выпивку».

Таким образом, наши предки жили в трезвости, в то время как политика церкви и государства была направлена против пьянства.

Если среди наших близких есть виноманы, мы должны сделать все, чтобы помочь им избавиться от этой болезни, а «главное условие успеха в борьбе с пьянством — абсолютная трезвость» (архиепископ Мелетий Картушин).

Составитель Александр Савельев

Благодарю Тебя, Христос!
Пишите больше таких полезных статей. Ибо тем, как и пристрастий, множество. Я уверен, что это принесет много пользы и укрепит власть, которая их читает.

Вячеслав Дмитриев.

Благодарю Тебя, Христос! Добавлю, что пить вино монахам строго запрещено, за исключением немощных старцев. Сегодня на этикетках бутылок с кагором пишут богохульные слова: «Исповедь монаха». Они насмехаются над молитвами верующих. Это скрытое преследование веры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: