Обожение человека

С древних времен люди искали смысл жизни и спрашивали себя: в чем смысл жизни? Для верующих ответ на этот сложный вопрос был сформулирован еще в апостольские времена. Смысл человеческой жизни заключается в стремлении к единению с Богом, которое в православной традиции называется теозисом.

Почему возможно обожение человека

Чтобы понять, почему человек может прийти к единству с Творцом, важно помнить, что человек изначально был создан по Его образу и подобию. Человек — совершенное творение Бога, которого Он наделил атрибутами, присущими Его Божественной природе. Однако, совершив первородный грех, протоплазма утратила дарованные ей божественные атрибуты.

Обожествление — христианское учение о единении человека с Богом

В то же время образ Божий, запечатленный в человеке в момент творения, сохранялся и стремился к единству со своим прообразом. Первородный грех, исказивший первоначальный замысел Бога, препятствовал росту любви и смирения в человеческих душах, без которых не может произойти обожествление.

Важно! Для того чтобы высшее творение вернулось к Божьей благодати, необходимо было человеческое существо, в котором божественное и сотворенное были бы едины, а не соединены одновременно.

Появление Богочеловека, Иисуса Христа, сделало возможным обожествление всего человечества. Воплощение Сына Божьего в телесном теле сделало человека частью Божественной жизни. Соединение духовного и телесного миров во Христе, Который с любовью и смирением исполняет Божий замысел, служит примером достижения возможности покаяния, которое приближает христиан к благодати Царства Небесного.

Однако это путешествие должно начаться с прихода человека в земной мир, запятнанный грехом, и продолжаться всю его жизнь.

Смысл и цель жизни человека

Большинство современных верующих считают, что смысл христианской жизни заключается в спасении от греховных поступков и мыслей, ведущих к вечным мучениям в адском пламени. Однако основатели православного учения говорят, что спасение следует понимать не только как отказ от первородного греха, но и как стремление к воплощению изначального божественного замысла, который заключается в воссоединении творения с Творцом в благодати Царства Небесного.

В православной традиции путь спасения состоит из нескольких элементов.

  1. Главным условием обожествления является любовь к Господу, которая делает человека частью тела Господа в земной жизни и божеством в благодатной жизни на небесах.
  2. Единение с Богом и уподобление Ему по благодати начинается с совершения добрых дел в земной жизни. Отцы Церкви говорят, что для спасения недостаточно очистить сердце и разум от осквернения и стремиться к духовному совершенству. Помимо интеллектуальной работы, необходимо приближаться к образу Господа через праведные и добрые дела. Умственная экзальтация может привести человека к духовной гибели, тогда как благотворительность приближает христианина к образу.
  3. Аскетизм и молитва являются неотъемлемыми элементами пути обожествления. Они открывают человеческий разум и сердце для божественного света, который помогает нам познать Бога. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам говорит, что нельзя соответствовать непостижимому образу. Через молитвенное созерцание Господа люди становятся богоподобными управителями.

Читайте о православной вере:

  • Что означают слова богохульство и кощунство
  • Что такое прощение и как научиться прощать
  • Что такое проскомидия для здоровья

В настоящее время главной целью на пути уподобления Богу является гуманизация человеческой личности. В своей проповеди святитель Иоанн Златоуст заметил, что люди утратили не только свое божественное подобие, но и признаки человеческой природы, ибо в своей жизни они напоминают зверей и демонов.

Достичь обожествления можно, очистив сердце с помощью покаяния, поста и молитвы.

Возвращение к моральным и нравственным нормам, соответствующим изначальной сути высшего творения Господа, одна из главных целей современного человечества, без которой невозможно достичь благодати Царства Небесного.

Обожение возможно только в церкви

Христианская традиция называет Церковь Телом Христовым. Православные богословы подчеркивают, что истинное христианство достигается только в лоне истинной Церкви. Все церковные обряды, таинства и традиции направлены на обожествление человека.

В момент крещения человек духовно возрождается благодаря сошествию на тело благодати Святого Духа. С этого момента христианин становится частью Тела Христова. Но крещение является отправной точкой для спасения. Крещеный человек, который не принимает Святого Причастия, исповеди или таинства Святого Причастия и не посещает церковные службы, духовно мертв. Тем не менее, у него или нее есть возможность соединиться с Творцом через покаяние и посещение церкви.

Предупреждение! Православные богословы подчеркивают важность таинств Церкви в достижении божественного состояния. В таинстве причастия крещеный человек разделяет с Господом Богом его тело и кровь, через которые Он дарует своим детям благодать примирения с Богом.

Степени обожения

Важным условием для обожествления является очищение сердца и души от всякой нечистоты. Покаяние и освобождение от греха приближают людей к Господу.

  1. Слезная скорбь о грехах — это первый шаг на пути к обожествлению. Слезы, сопровождающие покаянную молитву, очищают духовную составляющую природы человека и открывают путь к Господу. Его благодать нисходит на человека в виде божественного света, который делает путь ясным, а также радости и любви, которые помогают преодолеть испытания, возникающие на этом трудном пути.
  2. Следующим этапом обожествления является божественное просветление. Это приносит людям истинный свет понимания природы явлений, вещей и людей. Таким образом, люди испытывают любовь к своему всепрощающему Творцу, которая наполняет их миром и смирением.
  3. Успокоенный человек, смирившийся перед Божьим замыслом, легко противостоит неизменным страстям и греховным искушениям. Его сердце и разум освобождаются от гордости, гнева и похотей плоти, то есть происходит полное духовное очищение сотворенного существа.
  4. Последним этапом на пути единения с Господом является созерцание. Божественный дух нисходит на человека, который полностью очистился от всех земных дел. Это возвращает божественному творению изначально заложенные в него качества. Через него Божественная сущность проявляется в творении, и каждое творение отражается в Его Теле.

Обожествление — это высшее духовное состояние, к которому призваны все человеческие существа.

Люди, достигшие единения с Богом, являются носителями божественной энергии, которая проявляется в следующих божественных дарах

  • ясновидение;
  • исцеление;
  • чудесное действие;
  • способность подчинять себе одушевленный и неодушевленный сотворенный мир.

Число людей, несущих Истинный Свет Бога в каждом поколении, очень мало.

В православной традиции человек, достигший полного богообщения, почитается как святой проповедник, свидетельствующий о защите своих братьев и сестер на пути к общению с Творцом.

Богоявление имеет как духовный, так и материальный аспект человеческой природы. В этом духовном союзе с Господом совершенствуются следующие элементы:

  1. Под заботой Христа душа постепенно очищается от греховной скверны и возвышается над мирской суетой. Затем он соединяется с первообразом в благодати Царства Небесного в его чистоте.
  2. Разум озаряется божественным светом, который приводит христианина в контакт с божественной природой и сущностью Иисуса Христа. Такой просветленный разум принадлежит святым, которые во время своей земной жизни были приближены к небесному престолу.
  3. Воля, неотделимая от души, под воздействием Божественной благодати возвышается и освобождается от гнета благородных страстей и дьявольских желаний. Человеческая воля соединяется с Божественной волей и принимает ее как свою собственную.
  4. Сердце — это место сосредоточения человеческих добродетелей и храм Господа. В поисках Божьей благодати человек очищает свое сердце молитвой и добрыми делами.

Обожествление затрагивает все аспекты человеческой личности, соединяя ее с Господом, но не лишая ее индивидуальных качеств.

Священное Писание об обожении

Термин «обожествление» появился в богословских трудах II и III веков. Однако идея благодатного союза с Господом появляется и в новозаветных текстах.

Достижение этого обожествления является спасением человека.

Основой доктрины обожествления являются слова пророка Давида в Псалмах 81:6:
«Я сказал: Вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы». Указание на спасение в обожествлении можно найти в текстах Иоанна Богослова: «…мы будем подобны Ему, ибо увидим Его, как Он есть». И кто имеет на Него надежду, тот очищает себя, как Он чист». (1 Ин 3:2) «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин 1 12).

Наибольшее основание для стремления к единству с Богом содержится в трудах апостола Павла:

«Великие и драгоценные обетования даны нам, чтобы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества» (2 Петра 1:4).

«Будьте святы, ибо Я свят» (1 Петра 1:16).

«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями» (Рим 8 29).

В своих трудах апостол Павел оправдывает стремление людей к единству с Господом, упоминая о дарах, которые нисходят на верующих христиан (Гал 5:22-24).

Обожествление человека — это истинный путь к исполнению Божьего плана, согласно которому человек был создан по образу и подобию Божьему. Божественные качества, в процессе обретения опыта единения с Господом, пронизывают телесную оболочку и духовное тело человека, возвышая его до уровня неразрывного общения с Высшим прообразом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: