Житие святого преподобного чудотворца Александра Свирского

Чтение Житий святых снова и снова наполняет православных христиан силой веры. Послушание, покорность, ограничение в пище и удобствах — примеры христианских подвигов ради познания Всевышнего Бога и Святой Троицы.

Жизнь преподобного Александра Свирского — живой пример избранности и служения Творцу от рождения до смерти. Живя вдали от центра православия в глухих лесах, маленький Амос не имел возможности передать в священническом кругу все откровения и знания, полученные им от самого Бога или Пресвятой Девы Марии.

Детство и отрочество будущего святого

В ладоганской деревне Мандеры жила довольно пожилая пара — Стефан и Василиса. Они вырастили двух сыновей и просили Бога о младшем ребенке, утешении, чтобы не стареть. Во время одной из молитв они оба услышали голос, который сказал, что их молитвы услышаны, Создатель дарует доброй паре ребенка, который прославит Церковь Христа.

Другие статьи о преподобном Александре:

  • Мощи святого преподобного Александра Свирского
  • Монастырь Александра Свирского в Санкт-Петербурге

В июне, в 15-й день 1448 года, Василисса родила сына, которого назвали Амосом, одним из ветхозаветных пророков, потому что мальчик родился в день почитания Амоса. Удивительно, середина 15 века, глухая деревня, начало христианской эры на Руси, а жители деревни знают о Ветхом Завете и его героях. Учитывая, что в те времена простые люди были в основном неграмотными, можно сделать вывод, что родители будущего святого Руси были практикующими верующими, которые получали знания из проповедей на церковных службах.

Примечание: Родившись в глубоко религиозной семье, Амос отличался от своих сверстников послушанием и кротостью, не любил шумных игр и забав. Юноша был равнодушен к одежде и еде, с ранних лет находил удовольствие в посте и молитве, что иногда приводило в смятение его мать.

Путь к монашеству

Одно событие во взрослой жизни молодого человека изменило всю его жизнь. Это была встреча с монахами из Валаама, которые приехали в деревню для хозяйственных нужд монастыря. Великое благочестие и строгая аскетическая жизнь монахов были известны далеко за пределами знаменитого в то время Валаамского монастыря.

Амос был глубоко тронут рассказами монахов о жизни в отшельничестве, и молодой человек стал просить монахов взять его с собой. Монахи были вынуждены отказать, так как для этого требовалось разрешение настоятеля монастыря и благословение его родителей.

Статьи о других православных святых:

  • Житие преподобного Феодосия Печерского
  • Житие преподобного Иоанна Кассиана Римского
  • Житие преподобного Григория Синаита

Престарелые родители решили, что пора отдать сына замуж, но монах решил иначе и, после долгих молитв и поста, тайно покинул отчий дом и в одиночку отправился на поиски монастыря Валаам. Первая ночь застала Амоса возле озера, где он заснул прямо на берегу.

Важно: Посреди ночи Амос был разбужен чудесным голосом, благословившим его на путешествие и повелевшим в будущем построить на этом месте монастырь Божий.

Путнику явился ангел Господень и привел его в обитель Валаама. Даже святые были удивлены стойкостью монаха, который почти не спал, много работал днем и проводил ночи в молитве. Местом его молитвы был лес, полный комаров и мух, но, воздавая хвалу Богу, юноша ничего не замечал. Так прошло семь лет.

Годы монашества и отшельничества

Амос прожил в монастыре семь строгих лет, а в 1474 году был пострижен в монахи, приняв имя Александр.

Прошло еще несколько лет, и только тогда престарелые родители узнали о судьбе своего младшего сына. Вскоре они продали все свое имущество и удалились в монастырь, живя там под именами Сергий и Варвара.

После смерти родителей Александр попросил у настоятеля благословения поселиться на острове, чтобы жить одному в скале и совершать духовные подвиги, недоступные обычным христианам.

Почти 10 лет настоятель оставался на острове, а в 1485 году покинул Валаам, так как Бог вновь привел его к берегам этого необыкновенно красивого озера, названного впоследствии Святым.

Святой отшельник черпал силы в Боге, оставив своим потомкам пример веры. По словам самого преподобного Александра, однажды острые боли так скрутили отшельника, что он несколько дней не поднимался с земли. В это время святой не проклинал Бога, он воспевал Ему хвалу псалмами Давида, и произошло чудо. Вдруг в келье появился человек, который наложил на больного крестное знамение и положил руку на место боли, и с теплом пришло полное исцеление.

Шел 1493 год, простой охотник, преследуя оленя, случайно забрел на берег озера и наткнулся на келью святого. На это место Андрею Завалишину указал чудесный свет, который был виден издалека.

Рассказ преподобного так впечатлил охотника, что он часто посещал святого, поддерживая его физически, а позже, приняв монашеский постриг, стал известен как святой Адриан, основатель монастыря Ондру.

Интересные статьи о православии:

  • Храм, собор, церковь и монастырь
  • Внутреннее и внешнее убранство храма
  • Колокольный звон в православии

Несмотря на обещание молчать о том, что он видел и слышал, Андрей Завалишин рассказывал людям о святом отшельнике, а паломники обращались к преподобному Александру Свирскому за поддержкой в молитве и исцелении.

Строительство монастыря

Александр Свирский 23 года жил в келье у озера, пока ему не явилась Животворящая Троица. Во время его ночной молитвы появился яркий свет, и преподобному Александру явились три человека. Каждый из людей, видимых в ярком свете, держал в руках посох, а затем появился сам Создатель с огромными крыльями, распростертыми над землей. В истории христианства Свирского игумена называют Авраамом Нового Завета, потому что ему также явилась Святая Троица.

Святой отшельник упал на колени и выпрямился на земле, удивленный и полный благоговения. Громкий голос повелел преподобному Александру Свирскому воздвигнуть на этом месте церковь Святой Троицы, обещая свою помощь в этом.

Святой отшельник продолжал жить еще семь лет:

  • жить в уединении;
  • спать в камере у Рощинского озера;
  • питаться тем, что добывал в лесу;
  • страдать от голода, холода, болезней.

Здесь был основан монастырь Александра Свирского.

Прошло некоторое время, отшельник молился и размышлял, как и на каком участке земли построить церковь, когда ему явился ангел в белом плаще и мантии и указал место, где должен был стоять монастырь во имя Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, во имя Животворящей Троицы.

С помощью монахов и прихожан сначала была построена деревянная церковь, а в 1526 году был возведен каменный монастырь.

После долгих уговоров со стороны монахов монах Александр Свирский принял священство и стал игуменом монастыря.

Прослеживая земной путь святого Александра Свирского, кажется, что везде, где он попирал свои стопы, вырастала Божья обитель, там исполнилось пророчество, данное родителям Амоса. Священство не изменило образ жизни Александра Чудотворца. Он по-прежнему носил заплатанную одежду, проводил ночи на полу в молитвах, сам рубил дрова, если их не хватало.

В Свято-Троицком монастыре за праздные разговоры и поведение налагались епитимии; сам игумен был примером воздержания.

Дни святого на земле подходили к концу. Игумен Свирский думал о закладке церкви Пресвятой Богородицы, и Пречистая Дева Мария, держа на руках Младенца, окруженная сонмами ангелов и святых, посетила его во время одной из ночных молитв. Ослепленный ярким светом, Александр Свирский упал на колени, но был поднят нежным голосом Пресвятой Девы Марии, которая сказала, что пришла посмотреть на строительство церкви Покрова и благословить ее всем необходимым.

Так и случилось, возведение храма шло легко, строители ни в чем не испытывали недостатка.

Кончина и святые мощи

Монах Александр предчувствовал свой уход на небо. Незадолго до этого печального для окружающих события преподобный раскрыл всю глубину своего отношения к бренному телу. Преподобный сказал, что после его смерти они свяжут его за ноги, вынесут на болота, похоронят во мху и вытопчут место погребения ногами.

Впервые православная братия отказалась подчиниться велению своего любимого игумена. 30 августа 1533 года преподобный Александр Свирский был похоронен возле Преображенской церкви, в пустыне. Этот день отмечается православными христианами как праздник святого Александра, причем первая служба состоялась через 12 лет после смерти старца.

Более века спустя община решила восстановить Преображенскую церковь, и во время раскопок были обнаружены бренные мощи святого. Это произошло 17 апреля 1641 года, в день прославления мощей святого Александра Свирского.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: