Житие Симеона Нового Богослова

Глубокая личность с аскетическими взглядами, тихим и скромным характером и железной волей — так можно описать преподобного Симеона, который за свое пастырское служение в народе был назван Новым Богословом.

Житие

Святой Симеон Новый Богослов происходил из знатной провинциальной семьи в Пафлагонии (Малая Азия). Он родился в 949 году, поэтому его часто называют современником князя Владимира. Его отец предлагал сыну светскую карьеру, но служба при императорском дворе не привлекала молодого человека. С ранних лет он чувствовал склонность к уединению и монашеской жизни. Он прошел курс грамматики (промежуточный), но отказался от дальнейшего обучения риторике и философии. Большую часть своего времени он проводил за чтением духовной литературы. В возрасте двадцати пяти лет он покинул дом и отправился в монастырь Студия, известный в округе своим строгим уставом.

Уход в монастырь

В монастыре юноша нашел своего духовного пастыря, Симеона Госкинни, к которому прилепился всей душой. Монахи соблаговолили заметить его глубокую привязанность к своему проводнику. Монахам показалось, что будущий святой слишком усерден в своей аскетической жизни. Настоятель монастыря Студия был настолько недоволен поведением молодого человека, что изгнал его из монастыря.

Позже Симеона Нового Богослова не раз упрекали в том, что он слишком ревностно чтит память своего духовного отца…..

Монах Симеон нашел убежище в соседнем монастыре Ксероксерка во имя святого Маманта. Здесь он принял монашество в 980 году, а через три года был возведен в сан игумена.

За двадцать пять лет своего настоятельства монах Симеон значительно улучшил хозяйственную и административную работу монастыря, который находился в плачевном состоянии. Особое внимание он уделял духовно-нравственной жизни монастыря. Не всем нравился строгий порядок, который он установил, и через некоторое время братья взбунтовались. Было даже открытое восстание.

Собравшись в группу около тридцати человек, монахи написали коллективную жалобу Константинопольскому патриарху Сисинию, но тот решает уволить настоятеля. Вместо этого нарушителей спокойствия наказывали изгнанием из монастыря. Согласно житию преподобного Симеона, написанному его близким соратником Никитой Стифатом, игумен принял активное участие в судьбе изгнанников и, благодаря его усилиям, посрамленные братья вернулись в монастырь.

Через десять лет после этого события, около 1005 года, монах Симеон сам попросился на покой. Он передал управление монастырем своему преемнику Арсению, а сам продолжал жить в монастыре.

Изгнание из монастыря

Духовная практика, основанная на личном (как утверждал сам монах Симеон) опыте богословия, и его обширная проповедническая деятельность привлекли к богослову-философу пристальное внимание церковных властей. В конце концов он был изгнан из Константинополя, удалился на берега Босфора и уединился в молитвенном доме святой Марины, при котором чуть позже основал монастырь.

Духовные последователи старца всеми силами старались обелить имя своего учителя в глазах высшего духовенства. По их наущению или по личному вдохновению святой Симеон послал книгу своих трудов Константинопольскому патриарху. Содержание книги было рассмотрено на заседании Священного Синода и признано православным, то есть полностью соответствующим догматам и утверждениям Православной Церкви. Излишний мистицизм было решено списать на особенности характера старика. Преподобный Симеон был приглашен в столицу, где патриарх сделал ему предложение вернуться на родину, но с более умеренными взглядами. Более того, он даже предложил ему сан епископа. Святой отверг предложение патриарха и предпочел дожить свои дни в монастыре Святой Марины. Именно здесь он написал большую часть своих произведений — Гимнов — и здесь же принял праведную смерть.

 

Детские и юношеские годы

Святой Симеон Новый Богослов родился в богатой провинциальной дворянской семье в Пафлагонии (Малая Азия), в городе Галац, в 949 году.

Его родители стремились дать своему сыну хорошее образование. С этой целью, когда Симеон достиг одиннадцатилетнего возраста, отец привез его в Константинополь. Согласно планам отца, после получения образования Симеон должен был поступить на императорскую государственную службу.

Дядя Симеона Василий, занимавший важный пост и пользовавшийся определенным влиянием при дворе, обещал присматривать за племянником и лично представить его государю. Однако построение светской карьеры не было главным в желаниях самого Симеона. Получив среднее образование, он даже не захотел получить высшее образование, хотя у него была такая возможность.

В этот период, вероятно, под влиянием духовной литературы, Симеон уже желал посвятить себя Богу. Но как он мог это сделать? Какие шаги следует предпринять? Поэтому Симеон искал святого человека, который направил бы его в нужное русло. Многие вокруг Симеона были озадачены таким желанием, учитывая его положение и возможности в светской жизни. Некоторые говорили, что святого, которого он искал, не существует, что он никогда его не найдет. Симеон молился и взывал к Богу о помощи.

Наконец он встретил праведника, которого искал, — пожилого монаха из монастыря Студия. Его также звали Симеон. Вначале Симеон продолжал вести гражданскую жизнь, но регулярно советовался со своим духовным отцом. Постепенно он возрастал в духовном возрасте и привыкал к молитве. Однажды во время ночной молитвы он созерцал необыкновенное сияние. Его переполняла неописуемая радость. Считается, что Симеон стал свидетелем божественного света в этом мистическом опыте.

Вскоре после периода религиозного пыла, как это случалось и с другими подвижниками, Симеон несколько остыл и вернулся к обычной жизни. Но в то же время, благодаря молитвам старца, он продолжал избегать бесстыдных греховных желаний, грязных греховных действий и поступков. Симеон оставался в таком состоянии несколько лет.

 

Учение преподобного Симеона Нового Богослова

Говоря коротко, о мысли Симеона можно сказать, что самое важное для него в христианской вере — это личный, непосредственный опыт Бога. В этом он продолжает традицию святого Макария Великого. На основании своего опыта святой Симеон свидетельствует, что Бог открывается человеку и становится видимым, причем не в будущей жизни, а уже на земле.

Аскетическая жизнь святого Симеона предвосхитила исихазм XIV века.

 

Житие преподобного Симеона говорит о том, что он непрестанно молился Иисусовой молитвой и почитал Симеона Благоговейного

В житии монаха Симеона мы читаем, что с Божьей помощью Симеон Новый Богослов решил отречься от мирской жизни и поступил в монастырь Студина.

В монастыре он встретил своего духовного отца, Симеона Благоева, под руководством которого он готовился стать монахом. Святой ревностно выполнял все желания своего наставника, так как искренне уважал его.

Святые Симеон Новый Богослов и Симеон Благочестивый. Симеон Новый Богослов питал особую привязанность к своему духовному отцу Симеону Благому

Святые Симеон Новый Богослов и Симеон Благодетель. Известно, что святой Симеон Новый Богослов питал особую привязанность к своему духовному отцу, святому Симеону Благому.

В Студийском монастыре святой Симеон прославился таким духовным подвигом, как постоянное чтение молитвы «Иисусова молитва» в ее краткой форме: «Господи, помилуй!» При этом он всегда стремился к уединению, чтобы достичь молитвенного сосредоточения.

Даже на литургии он стоял в стороне от своих братьев. Чтобы усмирить память о смерти, он часто оставался на кладбище, ночуя в церкви.

В Студийском монастыре монах Симеон прославился тем, что постоянно читал молитву «Иисус».

В результате этих усилий он смог достичь особого состояния восторга. В это время Святой Дух сошел на него и закрыл его от глаз всех окружающих. В частности, его состояние просветления проявилось, когда он служил литургию.

Монастырские исследования. Константинополь (19 век). Святой Симеон был аббатом монастыря Студия, но покинул его из-за недовольства строгим порядком, который он установил в своем

Монастырь в Студии. Константинополь (19 век). Святой Симеон был игуменом монастыря Студия, но покинул его из-за недовольства строгим порядком, который он в нем установил

К сожалению, монахи монастыря неблагосклонно отнеслись к привязанности святого Симеона к своему духовному отцу. Они сказали, что такая чрезмерная привязанность к духовному отцу противоречит уставу монастыря. В ответ святой решил уйти из монастыря, не желая ослаблять свое послушание и веря, что Бог дал ему духовного отца.

 

Духовное наследие

Преподобный отец Симеон оставил после себя много трудов. Некоторые из них даже были переведены на русский язык и опубликованы в России. Среди его наиболее известных работ:

  • «Катехизические слова»;
  • ‘Теологические и созерцательные главы;
  • Активные и богословские главы;
  • «Гимны» — стихи, выражающие личный опыт созерцания святого;
  • Проповеди на богословские и нравственные темы.

 

Преданный Богу и Его заповедям, Симеон Новый Богослов не всегда находил поддержку и понимание со стороны своих современников. Однако это не помешало ему вести жизнь в благоговении и помогать другим проникнуться христианством.

 

 

Творения преподобного Симеона Нового Богослова

  • Сочинения, т. 1. слова. М.: 1892
  • Сочинения, т. 2, Слова. М.: 1890
  • Божественные гимны. Сергиев Посад: 1917.
  • «Катехизические слова» (обращенные не к катехуменам, а к монахам, поскольку, по его мнению, монашество эквивалентно второму крещению).
  • Теологические и созерцательные главы».
  • Активные и богословские главы.
  • «Гимны» — это стихи, в которых поэтические образы используются для выражения личного христианского созерцания и духовного опыта.
  • «Гимны в стихотворном переводе с греческого».
  • «Симеон — новый богослов».
  • Очень полезное стихотворение. — 1852.
  • Проповеди на богословские и нравственные темы.

 

«Слова» и «Гимны» ― это наиболее известные произведения преподобного Симеона Нового Богослова

В богословии преподобный Симеон Новый Богослов известен прежде всего как богословский проповедник, визитной карточкой которого является применение теоретического христианского учения к христианской жизни.

К сожалению, труды преподобного изданы на славянском и русском языках в очень ограниченном количестве. Так, например, в «Добротолюбии» (книга православных духовных писаний, напечатаны: «Деятельные и богословские главы» (номер 152, русский перевод опубликован в «Христианском чтении» в 1823 году под названием «Сто пятьдесят две деятельные и богословские главы»), «Слово о вере» (русский перевод в «Христианском чтении» в 1821 году) и «Слово о трех способах молитвы».

Книга. 'Слова святого Симеона Нового Богослова. Переведено епископом Феофаном. 1890. в своих трудах преподобный пытался применить теоретическое богословие к практике

В 1852 году в Москве в славянском переводе были напечатаны 12 «Слов» Симеона Нового Богослова, взятых из 35, которые были переведены на русский язык после тщательной сверки с греческой рукописью, найденной в Московской синодальной библиотеке.

Остальные произведения монаха Симеона (девяносто два «Слова», «Деятельные и богословские главы» и «Богослужебное слово старца Симеона Гостеприимца») переведены с новогреческого языка епископом Феофаном.

Святой Симеон Новый Богослов считается основателем учения о небесном озарении души.

Все произведения преподобного Симеона отличаются простотой и сердечностью. Именно поэтому они произвели большое впечатление на его современников. В то же время, в свое время его сильно критиковали именно за такую простоту.

Дело в том, что в Византии всегда ориентировались на риторическое искусство Древней Греции, канонам которого произведения святого не соответствовали.

Преображение Господне (икона Андрея Рублева, 1405 год). Учение святого Симеона Нового Богослова привело к спору о Фаворском свете (Паламитский и Враламитский спор).

Преображение Господне (икона Андрея Рублева, 1405 год). Учение святого Симеона Нового Богослова привело к спору о Фаворском свете (спор паламитов и враламитов).

Православная церковь называет святого Симеона Новым Богословом, потому что в его трудах можно увидеть сходство с трудами святого Григория Богослова. Например, для них характерна глубина созерцания истин христианского благочестия.

Сам святой Симеон считается основателем учения о небесном озарении души. Впоследствии это привело к спору между паламитами и варлаамитами. Стоит отметить, что преподобный Симеон Новый Богослов был очень почитаем монахом Нилосом Сорецким, который часто ссылался на него в своих трудах.

 

Молитва к причастию

Если вы откроете Молитвенник на главе «Порядок Святого Причастия», то найдете молитву святого Симеона Нового Богослова на 6-м или 7-м месте (в зависимости от издания). Молитва, как и гимны, основана в основном на мистическом опыте автора. Он постоянно использует технику противопоставления: с одной стороны, осознание своего греховного ничтожества, а с другой — желание осмелиться прикоснуться к Христу и быть прикоснутым им. Страх и смелость одновременно. Страх пробуждает благоговение перед Господом и неудержимое смелое желание соединиться с Ним через любовь к Нему. Основной лейтмотив молитвы — важность и необходимость приобщения к священным тайнам Христа, ибо без причастия невозможно достичь Бога. Вот как говорит об этом сам преподобный Симеон:

«Причащайся без осуждения, чтобы пребывать тебе, как ты сказал, со мною в трепете: чтобы, кроме благодати твоей, не приобрел меня какой-нибудь обольститель, прельщая меня льстецами и обманывая почитающих слова твои».

То есть, если Господь не даст причастия, то дьявол, «заклинатель», отвратит от учения Христа.

В целом, тема причастия занимает важное место в апологетике Симеона Нового Богослова. Известно, например, что он сам ежедневно причащался Тела и Крови Спасителя, со слезами исповедуя свои грехи. Участие во всех таинствах Церкви, особенно в таинстве Евхаристии, необходимо для общения с Христом.

 

Молитвословия

Тропарь, тон 3

Отче Симеоне, / получивший в душе божественное озарение, / ты ярчайший свет в мире, / рассеивающий его мракобесие / и убеждающий всех искать утраченное, благодать Святого Духа, / Которому ты горячо молишься, // даровать нам великую милость.

В тропаре, тон 1

Ты не причастился внешней мудрости, / но исполнился Божественной мудрости, / и Новый Богослов был действительно признан всеми, Симеоне. / Поэтому, о мудрый отец, чтя память твою, мы взываем к тебе: слава прославившему тебя Христу, слава явившему тебя чудесным образом, слава действующему через тебя для всех исцеленных.

В тропаре, тон 4

О святой Симеоне, отец наш, / испроси для душ наших просвещение свыше, / и отгони от нас тьму страстей; / как управитель великого Христа, / сделай все полезным, святой.

Кондак, тон 3

О Ты, просвещенная светом солнца, премудрая Матерь Божия, / Ты богослов верховной Божественной Троицы. / О Ты, обогатившаяся сверх мудрости слов, / Ты рассеяла божественные источники божественной мудрости, / из них мы пьем, мы взываем: // радуйся, о святой Симеон Богоприимец!

Кондак, тон 2 (люблинский: из Крови Твоей)

Как божественный богослов и наш величайший проситель у Господа, даруй нам прощение грехов и очищение жизни, преподобный Симеоне.

 

Использованные материалы

  • Страница календаря на сайте Православие.Ru
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Страница в «Библиотеке святых отцов и учителей Церкви» православной энциклопедии «Азбука веры»:

По другим данным, в 1021 году.

 

Перед смертью преподобный Симеон Новый Богослов основал новый монастырь

Монах Симеон Новый Богослов испытывал сильную привязанность к своему духовному отцу Симеону Благочестивому. По этой причине он ежегодно отмечал его память, написал панегирики, гимны и каноны в его честь и икону с его изображением.

Патриарх Сергий Манулитский одобрил поступок святого, но митрополит Стефан Никомидийский и некоторые пасторы и миряне восстали против этого обычая. Они посчитали, что это противоречит церковному порядку, а также является подстрекательством к мятежу.

Резиденция Константинопольских Патриархов в Константинополе (Стамбуле). Гравировка. 1737. В 1009 году Константинопольский патриарх Сергий Манулит решил удалить из Константинополя преподобного Симеона Нового Богослова.

Резиденция Константинопольских патриархов в Константинополе (Стамбул). Гравировка. 1737. В 1009 году Константинопольский патриарх Сергий Манулит решил удалить из Константинополя преподобного Симеона Нового Богослова.

Чтобы успокоить умы братьев и угодить Стефану, патриарх и его синод решили удалить Симеона из Константинополя. Это произошло до начала 1009 года.

Святой удалился на берега Босфора, в район, принадлежащий его ученику и почитателю, патрицию по происхождению, Христофору Фагуру. Здесь патриарх поручил святому Симеону управление молитвенным домом Святой Марии, на базе которого он позже основал монастырь Святой Марии.

Преподобный Симеон Новый Богослов прожил в монастыре Святой Марии 13 лет. Здесь он написал большинство своих «Гимнов». В 1022 году он мирно скончался в монастыре от желудочной болезни.

Еще при жизни святого стало очевидно, что Бог наделил его даром творить чудеса. Например, после его смерти была открыта чудотворная икона святого. Память преподобного святого отмечается в православной церкви 12 (25) марта.

 

День памяти

 

Святой Симеон Богослов умер 12 марта, но день его памяти был перенесен на 12 октября, потому что 12 марта приходится на Великий пост.

 

Иконография

Обычно святые на иконах изображаются такими, какими они были при жизни, и с атрибутами, обозначающими их профессию. Например, Симеон Новый Богослов изображается на иконах как старец в монашеском одеянии, держащий в руках свиток — символ учения, которое он оставил нам в наследие.

Иногда его правая рука повернута в сторону молящегося с открытой ладонью в знак простоты и бесхитростности святого Бога.

 

Святой обычно изображается с благословляющей правой рукой или держащим крест, что указывает на его выбор духовного пути («возьми крест свой и следуй за мной» (Мк 8:34; Лк 9:23), а также на его апостольское служение. Некоторые иконы иллюстрируют эпизоды из жизни святого: вот Симеон молится в лучах солнца, вот он пишет очередной труд в атмосфере работы.

Исиахизм ― безмолвная молитва, её суть выражена в гимнах преподобного Симеона Нового Богослова

Святого Симеона часто называют предтечей исихазма. Это особая мистическая практика, которая зародилась в четырнадцатом веке. Его цель — созерцание божественных энергий. Святой Григорий Пальмский, заложивший основы этой доктрины, часто ссылается на труды святого Симеона.

Кстати, Нил Сорский считается русским продолжателем традиции Хесихия именно потому, что часто использует отрывки из его сочинений.

Св. Григорий Палама магистр Северной Греции (Фессалоники?) начало 15 века Св. Григорий, основатель исихазма, часто ссылался на труды преподобного Симеона Нового Богослова

Святой Григорий Палама Учитель из северной Греции (Фессалоники?) начало 15 века Святой Григорий, основатель исихазма, часто ссылался на труды преподобного Симеона Нового Богослова

Суть исихазма очень трудно определить, поскольку даже сам термин происходит от греческого Hesychia, что означает «молчание». Монах, погруженный в созерцание, не проповедует и не произносит богословских формулировок. Его цель — внутреннее, сердечное созерцание Царства Божьего.

Исихазм зародился в XIV веке, и преподобный Симеон считается одним из его основателей.

Полноценная «умственная работа», как иногда называют этот вид молитвы, доступна только монахам, свободным от мирской суеты. Кстати, монахи тех монастырей, где останавливался святой Симеон, поначалу скептически относились к его мистическим практикам.

Многие не верили в видения, которые святой видел во время своей «умственной оккупации», поэтому его прозвище «Новый богослов» изначально было ироничным.

Видеоклип: Песнопения святого Симеона Нового Богослова читает митрополит Иларион (Алфеев). В видеоролике автор читает гимны святого Симеона.

В своих гимнах преподобный изобразил суть «разумной молитвы» в поэтической форме. Вот пример одного из таких составов:

Тот, кто желает увидеть этот вечный свет, должен всегда хранить свое сердце
От страстных движений, от злых мыслей,
«Тот, кто желает увидеть свет ночи….
Должен быть внимателен к себе и не помнить зла,
«И не судите никого, даже в помышлениях сердца,
Будьте внутренне чисты, будьте искренни в словах,
Будьте искренними, кроткими, смиренными.
Пусть его пир не будет богатым,
Пусть молитва и пост будут неустанными.
И все его действия, и все его поступки,
И каждое слово он произносит с любовью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: