Крещение Руси князем Владимиром

Крещение Руси князем Владимиром Великим является одним из самых важных и переломных моментов в нашей истории, так как оно определило развитие культуры всех восточных славян, которая отныне была тесно связана с православным христианством. Приняв христианство, Киевская Русь стала духовной наследницей культурных ценностей Византийской империи. О причинах и обосновании принятия христианства на Руси, а также об историческом значении этого события читайте в нашей статье.

Первое крещение Руси

На самом деле, князь Владимир Великий был не первым человеком, который принял и принес факел христианства в языческую Русь. Нет, конечно, христиане были в России задолго до него. Согласно христианской традиции, один из 12 апостолов Иисуса Христа — Андрей Первозванный отправился проповедовать новую веру сначала на северное побережье Черного моря, в Скифию, а оттуда поднялся вверх по Днепру и даже повесил крест на холмах, где позже был основан Киев.

Апостол Андрей воздвигает крест на Киевских холмах

Андрей Первозванный несет крест на киевских холмах, картина Николая Ломцева.

Правда о пребывании Андрея Первозванного в наших краях оспаривается даже церковными историками, скорее всего, это просто красивая легенда. Но то, что в раннем средневековье на наших землях действовали многочисленные христианские миссионеры, которые пытались обратить местных язычников в христианскую веру, — это исторический факт. Чаще всего миссионеры приходили из Византии, которая, будучи образованным и христианским государством, никак не хотела видеть на своей границе языческих варваров.

Христианизация Руси проходила с переменным успехом, в некоторых местах миссионеров высмеивали или даже убивали, но местные язычники оставались верны своим языческим богам: Перун, Дайбог, Велес и многие другие. Однако иногда миссионерам удавалось обратить в христианство важных государственных чиновников и даже князей. Так, с обращением в христианство киевских князей Аскольда и Дира в 860 году произошло первое крещение Руси. Его также называют Крещением Аскольда или Фотия Русского (по имени царствовавшего в то время византийского императора Фотия I). В это же время в Киеве была основана первая христианская епископия.

К сожалению, князья Аскольд и Дир были свергнуты и убиты князем Олегом (Вещим) в ходе государственного переворота, и с их падением вновь произошло восстановление язычества.

Олег, как и его преемник, князь Игорь, были язычниками, а его жена, княгиня Ольга, была еще одной венценосной дамой, принявшей христианство, но ее обращение было чисто политическим актом, направленным на завоевание византийского императора в качестве своего союзника. Но ее сын, князь-воин Святослав, был язычником «до мозга костей».

Только во времена правления следующего киевского князя, вошедшего в историю под именем Владимира Великого, христианство было окончательно принято на Руси.

Предпосылки и причины принятия христианства

Князь Владимир был мудрым государственным деятелем и ясно понимал, что язычество Киевской Руси было тормозом и препятствием для культурного и политического развития государства. Кроме того, язычество не способствовало укреплению сильной княжеской власти (к чему он стремился). Почему это произошло? Существует несколько причин такого положения дел:

  • Языческие верования у наших предков, древних славян, действительно были очень многочисленны. Те имена языческих богов, которые сейчас у всех на устах: Перун, Дайбог, Велес, Ярыло и т.д. — это просто самые популярные божества языческого пантеона, а на самом деле у каждого племени, города и деревни были свои покровители, и все это разнообразие богов не способствовало единению племен. Следовательно, это привело к политическому ослаблению Киевской Руси.
  • Языческие обычаи в некоторых местах были довольно жестокими, иногда практиковались даже человеческие жертвоприношения. В частности, верховному богу Перуну приносились человеческие жертвы.
  • Языческая вера Киевской Руси стала весьма невыгодной во внешней политике, когда большая часть Европы уже христианизировалась, оставаться язычником было уже совершенно неудобно (примерно как пользоваться телеграфом в эпоху интернета).

История крещения Руси

Видя все это, князь Владимир со своими приближенными в конце 980-х годов решил сменить веру. Летописи рассказывают об «испытании веры», которое якобы предпринял князь Владимир. Во время этого «суда» в Киев прибывали различные посольства: от мусульман из Волжской Булгарии, евреев из Хазарского каганата, с латинского Запада и, конечно, из Византии. Сам князь Владимир, в свою очередь, также отправил посольства «к болгарам», «к грекам», «к немцам», чтобы «проверить их службу».

Согласно той же летописи, князя Владимира больше всего привлекала великолепная красота византийского богослужения, и поэтому было принято решение принять восточное, византийское, православное христианство, а не западное, католическое.

Крещение Руси

Хотя маловероятно, что практичный князь сделал бы такой выбор из чисто эстетических соображений, Византия соседствовала с Киевской Русью и могла быть более важным политическим союзником, чем далекие католические государства Западной Европы.

Интересный факт: согласно преданию (оно не является точным), в свое время князь Владимир очень интересовался исламом, и его особенно привлекало то, что мусульманская вера допускала многоженство. А князь Владимир «был ненасытно прелюбодейным», как писал о нем даже христианский летописец, благоволивший князю. Или, говоря прямо, Владимир был еще тем Дон-Жуаном и имел большой гарем жен и наложниц, как любой турецкий султан. Но полный запрет ислама на алкоголь, наоборот, отвратил князя Владимира от принятия ислама (нравится нам это или нет, но у славян издревле была сильна традиция употребления алкоголя). Так что, возможно, благодаря ему (алкоголю), вас, уважаемый читатель, зовут Иван или Михаил, а не Мустафа или Исмаил.

Как крестился князь Владимир

Действительно, предшественники крещения самого Владимира были весьма бурными. Стремясь ослабить византийцев, князь со своим войском осадил греческий город Херсонес в Крыму. После длительной осады город пал, после чего Владимир потребовал руки прекрасной сестры византийского императора Анны и, в случае отказа, пригрозил осадой и захватом столицы Византийской империи, города Константинополя. Не желая вести войну с дерзким князем, византийцы согласились отдать Анну в жены Владимиру, но при одном условии — князь Владимир должен принять христианство, так как сестра византийского императора не могла быть замужем за язычником. После этого принц принял окончательное решение принять христианство.

Что касается версии Летописи об «испытаниях разных вер», то, скорее всего, это просто выдумка летописца, и Владимир не раздумывал и не выбирал, а сразу принял византийское христианство, православный обряд, чисто по ряду политических причин, одной из которых была его женитьба на Анне, предполагавшая дальнейшее укрепление союза с Византией. И такой союз в целом был выгоден Киевской Руси, измученной печенежско-польскими вторжениями с востока. И, как мы уже говорили выше, оставаться язычниками во внешнеполитических отношениях было совершенно неудобно.

Крещение Владимира

Так в 988 году Анна прибыла в Херсонес со свитой священников, которые крестили князя Владимира, после чего состоялась свадебная церемония, и Владимир с новой законной женой отправился в Киев.

Крещение Киева

По возвращении в столицу принц принял энергичное крещение, а его сыновья и другие приближенные первыми приняли христианство. В то же время языческие храмы (святилища) были разрушены, а статуи языческих богов разрублены топорами и сожжены. Идол верховного бога Перуна был сброшен со своего постамента, привязан к конскому хвосту и притащен к порогам Печенегии, по дороге его избивали палками 12 воинов, чтобы избавиться от демонов.

После этого князь приказал всем киевлянам собраться на берегу Днепра, где состоялось массовое крещение, сотни людей сразу вошли в воду, где их крестили священники, прибывшие с Анной из Херсонеса.

Крещение Руси

После Киева подобным образом крестились жители других русских городов. В Новгороде, например, местные язычники оказывали ожесточенное сопротивление, не желая принимать христианство и оскорблять языческих идолов. Интересно, что подавлением восстания новгородских язычников руководил некий Добрыня Никитич, в прошлом один из воевод на службе князя Владимира, позже он становится одним из богатырей Байрона. Что касается реального исторического Добрыни, то летописец писал о нем следующее: «Путята крестит мечом, а Добрыня — огнем». То есть, крещение не везде было добровольным; возможно, где-то оно проходило с приставленным к горлу мечом. Но таковы были обычаи в те средневековые времена.

Постепенно христианство стало государственной религией Киевской Руси, но язычество тоже не сразу исчезло; сначала языческие маги действовали подпольно, и многие люди по-прежнему тайно соблюдали языческие ритуалы. Чтобы уравновесить их деятельность, многие языческие праздники были объединены с христианскими. Например, чисто языческий праздник Купала был темпорально синхронизирован со Святым Иоанном Крестителем и стал называться Иваном Купалой, но сам праздник перекликается с теми далекими, еще дохристианскими, языческими временами.

Значение крещения Руси

Каковы были последствия Крещения Руси? Перечислим основные из них.

  • Приняв христианство, Киевская Русь стала единым государством, и христианская вера была важным элементом этого объединения.
  • Христианство оказало огромное влияние на развитие культуры и Просвещения: искусство иконописи, книги, градостроительство — все это получило огромное развитие с принятием христианства. Ведь нужно было строить церкви, переписывать книги (Библию и жития святых), все это способствовало росту образования и грамотности. И иконопись, искусство иконописи, повлияла на развитие художественных вкусов в это время.
  • Улучшилась общая мораль, исчезли человеческие жертвоприношения, отныне было запрещено многоженство, улучшилось отношение к женщинам.
  • Благодаря принятию христианства, престиж Киевской Руси вырос на международном уровне. Так, преемник князя Владимира, Ярослав Мудрый, уже мог без проблем совершать династические браки, выдавая своих дочерей замуж за французских и шведских королей, тем самым укрепляя отношения во внешней политике. Если бы Россия оставалась языческой, подобное было бы невозможно.

Рекомендованная литература и полезные ссылки

  • Щапов Я. N. Церковь в Древней Руси (до конца XIII века) // Русское православие: вехи истории / под ред. А.И. Клибанова. — М.: Политиздат, 1989 г. — С. 17. — 719 с. ISBN 5-250-00246-3
  • История прошлых лет, Ипатьевский список. / PSRL. — Том 2 Ипатьевская летопись. — СПб. 1908 — Стлб. 89-112.
  • Рапов О.М. Обрядовое крещение князя Владимира Святославовича и Киевская / Рутенская церковь в IX — первой трети XII века. — Москва: средняя школа. 1988. — С. 208-254; 397.
  • Рапов О.М. О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами. // Проблемы истории. — 1984. — № 6. — С. 44-45.

Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

При написании этой статьи я старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду признателен за любые отзывы и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также напишите свое пожелание/вопрос/предложение на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или на Facebook.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: