Исповедь Аврелия Августина

«Исповедь», написанная епископом Августином Аврелием в конце четвертого века, является одним из главных богословских трудов, лежащих в основе христианской догматики. Многие из его мыслей и сегодня заставляют людей открыть свои сердца свету истинной веры. Это произведение не оставляет равнодушными людей, отрицающих религию, считающих его образцом автобиографических писаний.

Об авторе

Святой Августин жил в трудные времена на стыке античности и средневековья. Это обстоятельство повлияло на формирование его личности и взглядов на окружающий мир.

Биография

В 354 году в одной знатной семье в североафриканском городе Тагаста родился сын. Родители назвали мальчика Августином Аврелием. Его отец, Патриций, был мелким землевладельцем. Он был равнодушен к христианству, которое принял на смертном одре под влиянием своей жены.

Его мать, которую звали Моника, всю жизнь была последовательницей христианства. Она старалась жить по Божьим заповедям и мечтала поделиться своими мыслями с сыном. Однако мудрая женщина не настаивала на том, чтобы ее сын крестился. Получив хорошее образование дома, Августин отправляется в Мадавру для дальнейшего обучения, а затем в древний Карфаген.

В возрасте 20 лет, прочитав труды Цицерона, молодой человек начал изучать философию. В это же время он начал преподавать риторику в школах Северной Африки. В это время будущий богослов увлекся манихейским учением, которому он посвятил 10 лет своей жизни. Разочаровавшись в манихеях, Аврелий уезжает в метрополию, чтобы найти место преподавателя.

Он получил должность ритора в Медиолануме (Милан). Под влиянием святого Амвросия Миланского Августин воспринял идеи раннего христианства. В 386 году он принял крещение и вернулся в Тагасту, где сформировал небольшую монашескую общину, живущую по строгим законам аскетизма.

В 396 году Августин Аврелий принял должность епископа Гиппоны. Он занимал эту должность в течение 35 лет до своей смерти. Как епископ, он посвятил большую часть своего времени обучению, проповеди и борьбе с ересями и ложными учениями.

На основе своей полемики против манихеев, донатистов и пелагиан богослов написал «О ересях». Епископ Августин Иппонский умер в зрелом возрасте в 430 году во время осады вандалами.

Философские взгляды

На мировоззрение Августина повлияли философские учения античности и раннехристианские идеи. Основные положения его философских взглядов формулируются следующим образом:

  1. Бог — это сверхъестественное существо, которое не зависит от людей и созданного им мира. Бог является постоянным хранителем мира и всех созданных Им существ. Он не меняется со временем, потому что стоит над ним.
  2. Материальный мир и время были созданы одновременно. Однако время реально существует только в душе каждого человека.
  3. Душа — это бессмертная сущность, характеризующаяся волей, разумом и памятью. Воля, которой человека наделил Творец, позволяет ему стремиться к знанию и вере. Глубокие знания может приобрести только верующий, ибо носителем абсолютной истины является Бог, который посылает озарение своим детям.
  4. Свобода человека ограничена Божьей благодатью. Бог контролирует и направляет жизнь человечества, потому что оно не использовало дар свободы.
  5. Зло не является отдельным явлением. Она возникла из-за уменьшения количества добра в мире.

Творчество

Августин Аврелий был не только теологом и философом, но и талантливым писателем. Его литературная деятельность включает десятки произведений. Творческий путь автора можно разделить на три этапа, на которых можно тщательно проследить последовательное формирование его мировоззрения.

Работы, написанные между 386 и 395 годами, были написаны под влиянием античных идей. В них религиозные понятия рассматриваются через призму древнего мышления. В этот период были написаны следующие произведения:

  1. В книге «О жизни блаженных» рассказывается о царстве блаженной жизни, в которое войдут те, кто знает Господа. Этого можно достичь, достигнув уровня спокойной мудрости.
  2. «О музыке» — это трактат, объясняющий вопросы античного стихосложения. Автор также дает подробное определение термина «музыка».

Читайте также:

  • Образ Божий в человеке
  • Кто становится святым
  • Притча о добром самаритянине

Это произведение 395-410 годов иллюстрирует путь религиозных исканий Августина. Она занимается религиозными и церковными вопросами.

  1. В работе «О различных вопросах Симплициануса» содержится теория воздействия Божьей благодати на человека.
  2. «Исповедь» — это автобиографическое произведение, содержащее информацию о жизни Августина и основные постулаты его философских взглядов.

Его последняя работа (410-430) посвящена творению и концу света. В работе «О граде Божьем» он формулирует идею теократии и рассматривает процесс истории мира.

Интересно: первые переводы трудов Августина Аврелия появились в России в конце XVIII в. Наиболее популярная современная версия трактата «Исповедь» была создана в годы Великой Отечественной войны профессором М.Е. Сергеенко. В нем полностью переведен авторский текст, включая его перевод библейских цитат.

«Исповедь»

Главным произведением Августина Аврелия считается «Исповедь». Она содержит рассказ о трудном жизненном пути автора и формировании его философских и религиозных взглядов.

История написания

В 398 году святая Паулина из Нолы попросила известного проповедника и богослова написать автобиографию. В «Исповеди» отражены не только факты личной биографии Августина, но и его религиозные и философские искания.

Суть и идея

«Исповедь» — это попытка осмыслить становление личности через процесс познания Господа. Через рассказ о своих собственных религиозных и философских поисках автор описывает религиозную концепцию, которая на многие века стала ведущей в христианской церкви.

В книге отражены следующие вопросы, поставленные богословом:

  1. Как, когда и при каких условиях Бог сотворил мир.
  2. Существование Бога в вечности, которая является абсолютным настоящим.
  3. Что такое ересь и как к ней относиться.

Основная идея произведения — дуализм человеческой природы. Он, хотя и обладает разумом и волей, постоянно находится в милости у Бога.

Определение жанра

Исповедь» считается первым значительным произведением в автобиографическом жанре. Однако в действительности в тексте трактата просматривается сочетание трех жанров, которые включают:

  1. Исповедь, которая исходит от христианина, долго искавшего свой путь к Господу.
  2. Обвинительная речь, направленная внутрь, на личность автора.
  3. Богословский трактат, основанный на анализе текстов Писания.

Все жанровые конструкции переплетаются в одном произведении, которое считается образцом литературы в жанре автобиографии.

Стилистические особенности

Текст «Исповедания» построен на основе классического исповедания. Но сопутствующие жанровые конструкции имеют свою специфику. Августин использует следующие стилистические приемы:

  • Самоуничижение;
  • Самоуничижение;
  • Включение цитат из Библии;
  • Интерпретация древних текстов;
  • Ссылка на известные исторические факты в виде аллюзий или косвенного сравнения.

Язык автора пронизан искренними эмоциями новообращенного. В то же время в некоторых частях трактата перед читателями предстает эрудированный ритор, воспитанный на примерах античной литературы и придворной риторики.

Композиция

Трактат состоит из 13 книг, которые можно разделить на две части:

  • Временная часть с 1 по 9 книги;
  • Тематическая часть из книг с 10 по 13.

Повествование в книгах, структурированное по временному принципу, следует за автобиографической частью трактата. Каждый том исследует избранные религиозные вопросы в свете формирования личности епископа Августина. Они последовательно исследуют следующие темы:

  1. В процессе познания Господа возникает чувство истинной любви.
  2. Осознание собственных грехов в свете библейского учения.
  3. Высшее наслаждение и цель человеческой жизни — это возможность духовного единения с Богом.
  4. Формирование нового человека, воспринимающего мир через христианскую доктрину, происходит на фоне отрицания существования магии и астрономии.
  5. Отказ от манихейства и знакомство с Амвросием из Мелиодора.
  6. Познание Бога через философские исследования.
  7. Размышление о воле, абсолютным источником которой является Бог, наделивший ею человека.
  8. Свобода воли как взаимодействие между Богом и человеческой душой.
  9. Размышления о добродетелях, которые служат как добру, так и злу.

Последние четыре книги представляют собой философский трактат, посвященный фундаментальным теологическим категориям.

  1. Освящение сущности человеческой памяти, которая формируется чувственными образами. Память способствует формированию самосознания, связывая прошлое, настоящее и будущее.
  2. Рассуждение о формах времени, утверждающее, что существуют три формы настоящего времени.
  3. Интерпретация Бытия. Автор приходит к выводу, что священная книга содержит истину, недоступную большинству людей.
  4. Размышления о происхождении Вселенной и духовной жизни.

Интересно: цитаты, которые использует Августин, часто не совпадают с современным библейским текстом. Это объясняется тем, что он опирался на древний латинский перевод Библии — Ital.

Историческое значение

«Исповедь» Августина Аврелия содержит основы религиозного и духовного учения христианской церкви. Принято считать, что этот трактат лежит в основе католического мировоззрения, поэтому православные редко ссылаются на него. Однако многие мысли, сформулированные в трактате, стали основой православной догматики.

«Исповедь» повлияла не только на средневековую религиозную философию, но и на литературу. Следуя его примеру, богословы и писатели последующих веков писали свои мемуары и биографии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: