Успенский собор в Смоленске

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Смоленске стоит на высоком Соборном холме. Величественный бело-бирюзовый пятикупольный храм в стиле барокко никого не оставит равнодушным. Его пощадили французы, большевики и немцы. Кажется, что он парит над городом, защищая его. Некоторое европейское влияние уже чувствуется в архитектуре храма и композиции зданий Соборного холма. Его официальное название — Успенский собор.

Успенский собор в Смоленске

Детинец на Соборной горе

Смоленск — один из старейших городов России. Самые древние археологические слои, обнаруженные на Соборной горе, недалеко от Школьной улицы, относятся к 9 веку. В 11-12 веках здесь находился замок, религиозный и административный центр не только города, но и всего Смоленского княжества. Он был окружен деревянной стеной, валом и рвом. Археологи обнаружили остатки каменной башни на восточной стороне Соборного холма, а к юго-западу от Успенского собора нашли фундамент каменной церкви.

В 15-16 веках, когда Смоленск был включен в состав Великого княжества Литовского, крепость стала религиозным центром и утратила свои административные функции. Внешне, однако, она все еще производила впечатление крепости. Именно поэтому в Смоленске нет Кремля.

Успенский собор в Смоленске.

Первый Успенский собор в Смоленске и его гибель

Первый Смоленский собор Успения Пресвятой Богородицы был основан в 1101 году князем Владимиром Мономахом, который некоторое время (1073-1078) был князем Смоленским, а затем Черниговским, Переяславским и, наконец, Киевским. Храм, вероятно, был построен по образцу Спасского собора в Чернигове. В Ипатьевской летописи говорится:

…в то же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, Богородицы камян епископ.

Это был большой городской собор, первая каменная церковь в Смоленске. В 1150 году он был освящен. В последующие годы он сохранил свои первоначальные черты. Но ему не суждено было пережить Смутное время.

В сентябре 1609 года польская армия под командованием короля Сигизмунда III осадила Смоленск. Осада продолжалась долгих 20 месяцев. Несмотря на то, что среди защитников города вспыхнули цинга и дизентерия, город успешно оборонялся. Но предатель Андрей Дедешин указал полякам слабое место — восточную стену смоленской крепости, наспех построенную мокрой осенью 1602 года. Враг, сосредоточив все свои силы на этом участке, ворвался в город 3 июня 1611 года.

Успенский собор в Смоленске

Защитники города спрятались в Успенском соборе. Существуют две версии о причинах последующей трагедии. Согласно одной из них, смоленцы сами взорвали храм, предпочтя смерть позорному плену и пыткам. На другой — взорвался пороховой магазин, который находился рядом с собором в толще Соборного холма. Как бы то ни было, страшный взрыв разрушил всю верхнюю часть собора. Жители города были погребены под грудами камней. Оставшиеся в живых были убиты поляками.

Однако захватчики не разрушили собор. Они покрыли его досками и построили в нем церковь. Рядом был возведен дом епископа. Существуют гравюры В. Гондиуса, выполненные в 1634-1635 годах, на основании которых можно приблизительно предположить, как выглядел Успенский собор в Смоленске в то время. Даже в таком полуразрушенном состоянии собор произвел сильное впечатление: польские источники описывают его как «огромный» и «прекрасный».

Успенский собор, гравюра В. Гондиуса

Строительство нового Успенского собора

После того, как Смоленск вновь стал русским, были предприняты попытки восстановить древний храм. Однако они потерпели неудачу — полуразрушенное здание оказалось невозможно восстановить. Между 1674 и 1675 годами собор был снесен. 30 ноября 1676 года царь Алексей Михайлович прислал смоленскому архиепископу Симеону план нового собора, который должен был быть построен на месте прежнего. Из Москвы приехал мастер Алексей Корольков. На строительство из государственной казны было потрачено две тысячи серебряных рублей и 399 пудов железа.

Торжественная закладка нового собора Успения Богородицы в Смоленске состоялась 2 августа 1677 года. Строительство велось быстро, и уже через 1,5 года стены были до окон. Царь даже возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шесть лошадей. Однако в 1677 году работы были остановлены. Причина заключалась в том, что Корольков не возвел стену за иконостасом из-за отсутствия материалов. Иконостас не был связан с капитальными стенами собора, он отходил от них на всю высоту. Было издано распоряжение о прекращении строительных работ.

Строительство возобновилось только в 1712 году при Дорофее. Алтарь был укорочен на 3 сажени, что нарушило его пропорции.

Архитектор Шедель: отец или сын?

В 1728 году архиепископ Гедеон решил приступить к строительству собора. Считается, что архитектором был Антон Иванович Шедель, сын русского архитектора немецкого происхождения Иоганна Готфрида Шеделя (ок. 1680-1752). Но здесь кроется тайна. Версия о том, что новый собор построил Антон Иванович Шедель, была выдвинута С.Д.Ширяевым*.

*Сергей Дмитриевич Ширяев (1898-1961) — историк и музеевед. Он был одним из создателей плана музея «Старый Смоленск». В 1922 году он принимал непосредственное участие в изъятии ценностей из Успенского собора в Смоленске. В октябре 1923 года он стал директором Музея искусства и древностей. Он был автором исследования по истории архитектуры Смоленска и белорусской Смоленщины (Смоленск, 1924).

Успенский собор в Смоленске

Он пишет:

Дух западнорусского барокко, ощутимый в архитектуре Успенского собора, вероятно, возник под влиянием тех художественных впечатлений, которые Шедель-сон, возможно, получил в том же Смоленске. Примечательно, что та же тенденция к западно-русскому пониманию архитектуры барокко, и отец Шедель-сына … Трудно связать завершение строительства Успенского собора с именем Шедель-сона, если мы не можем сослаться на архитектуру собора, определенно говорящую о великом мастере, и, самое главное, на определенные приемы, характерные для построек Шедель-сона, с которыми сын мог быть естественно духовно связан… Эта техника двухъярусного карниза, типичная для барокко, характерна для Шеделя-отца … Верхние окна обработаны в форме круглого «oeil de boeuf», также встречающегося в Шедель-фатере в воротах Ораниенбаумского дворца …

Но здесь есть один нюанс. В источниках не указано, что у Иоганна Готфрида Шеделя был сын, только дочь. Вполне вероятно, что создателем величественного храма стал Иоганн Готфрид, сменивший свое нелестное имя Иван Иванович, данное ему в России, на Антон Иванович.

Южные ворота Успенского собора, Смоленск.

Гораздо более вероятно, что смоленский епископ Гедеон Вишневский, получивший базовое образование в Киевской духовной академии, а затем искавший преподавателей для основанной им в Смоленске богословской семинарии, обратился не к своему воображаемому сыну, а к самому Готфриду Иоганну Шеделю, работавшему в то время в Киеве. И с таким же успехом знаменитый архитектор мог бы составить проект достройки огромной каменной коробки, стоявшей на Соборной горе Смоленска с 1679 года.

О том, что такой проект существовал, мы знаем из того же текста договора с подрядчиками из Рославльского уезда, который цитирует Ширяев: «окончить постройку каменной соборной церкви по начертанию, данному архитектором». Ширяев отмечает, однако, что строительство собора было поручено неопытному «каменщику» и, очевидно, отсутствовал архитектор, который «упоминается лишь однажды, в 1735 году, в перестройке Успенского собора». Напомним, что в 1735 году Готфрид Шедель завершил реконструкцию здания Духовной академии, а в следующем, 1736 году, приступил к большому и важному заказу — строительству лаврской колокольни. — В.М. Аникеев: Смоленские святые и последователи. Смоленск, 2009. с. 48-51.

Так, вероятно, именно знаменитый Иоганн Готфрид Шедель построил дворцы Меншикова в Петербурге и Ораниенбауме (1713-1727); дом Меншикова в Кронштадте (совместно с И.Ф. Он же спроектировал комплекс Киево-Печерской лавры — колокольню, галереи в Ближнем и Дальнем гротах, часовню с кельями и другие известные здания.

Смоленск, Успенский собор

Новопостроенная церковь была увенчана семью главами. 13 августа 1740 года был освящен Успенский собор в Смоленске. Однако вскоре после этого в сводах и куполах появились опасные трещины. В результате было решено заменить тесаную крышу на жестяную. К 1760 году большой каменный купол полностью разрушился.

По просьбе преосв. Парфения, возглавлявшего тогда Смоленский собор, было получено императорское разрешение на перестройку верхних сводов. На ремонт собора было выделено 11900 рублей, пожертвованных императрицей Екатериной II, и 45000 рублей, пожертвованных Парфением. По проекту архитектора Петра Обухова (ок. 1735 — после 1768) были перестроены главы Успенского собора. Большой каменный купол был заменен деревянным, а вместо 7 глав были сделаны традиционные пятикупольные купола. Для укрепления верхних сводов были натянуты железные тяги.

Купол Успенского собора, Смоленск

Строительство Успенского собора было завершено в 1772 году. С тех пор особых изменений в облике собора не происходило, лишь в 1890 году к западному фасаду было пристроено стеклянное крыльцо.

Западный фасад Успенского собора, СмоленскМемориальная надпись на стене Успенского собора, СмоленскП

Невероятно, но Успенский собор в Смоленске пережил и Отечественную войну 1812 года, и бурные послереволюционные годы, и Великую Отечественную войну. Наполеон, очарованный красотой собора, лично приказал направить к нему охрану. В послереволюционные годы в соборе некоторое время размещался Музей атеизма, что позволило сохранить все его ценные экспонаты. В 1941 году, когда нацисты захватили Смоленск, командующий немецкой танковой группой генерал Гудериан отдал приказ охранять собор. Советским артиллеристам было запрещено использовать собор в качестве ориентира для своих орудий.

Успенский собор, Соборная гора, СмоленскУспенский собор, СмоленскКафедральный собор Успения Пресвятой Девы МарииПанорама Успенского собора, Смоленск

Внутреннее убранство и святыни Успенского собора

Главный алтарь Успенского собора посвящен во имя Успения Пресвятой Богородицы; боковой алтарь — во имя Смоленской иконы Богоматери Одигитрии. Площадь внутри собора огромна — более 2 000 квадратных метров, почти в два раза больше Успенского собора в Московском Кремле. Четыре колонны делят собор на 3 нефа и несут своды. Высота стен четверика достигает 29,7 метров. На высоте 18,65 м находятся хоры.

Пятиярусный барочный иконостас собора был выполнен в 1730-1740 годах украинским скульптором С. Трусицким с помощником П. Причкиным. Трусицкий вместе со своими помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлев. Вполне вероятно, что иконы были написаны одними и теми же людьми.

Успенский собор, Смоленск

В Успенском соборе хранилась главная реликвия — первая картина Смоленской иконы Богоматери Одигитрии. Однако после того, как Смоленск был оккупирован во время Великой Отечественной войны, он исчез безвозвратно. Сейчас в соборе хранится икона начала XVII века, перенесенная из Смоленской иконы Богоматери Одигитрии, расположенной над Днепровскими воротами Смоленской крепости.

Главной достопримечательностью Смоленского собора является чудотворная икона Богоматери Одигитрии, почитаемая не только Смоленской областью, но и всей православной Россией. По словам святого Никифора Каллиста, она была написана евангелистом Лукой по просьбе сирийского правителя Феофила, поэтому ее также называют иконой Первого Писания.

По свидетельству Димитрия Ростовского, икона была перенесена в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, во Влахернскую церковь; это было в V в. Здесь икона подавала помощь и исцеление многим верующим. После исцеления двух слепцов, которых Богоматерь привела перед иконой к своему образу во Влахернской церкви, верующие назвали ее Одигитрией, или Указателем. В 1046 году греческий император Константин Мономах, выдавая свою дочь Анну замуж за одного из сыновей Ярослава, Всеволода, благословил ее этой иконой. Княгиня Анна хранила икону в Чернигове до своей смерти, а перед смертью благословила ею своего сына Владимира, смоленского князя-феодала, после чего икона была перенесена в Смоленск и помещена в новопостроенный собор в 1103 году.

Дерево, на котором написана икона, очень тяжелое и за годы так почернело, что трудно определить, что это такое; это 1 аршин. 2 версты в длину и 14 верст в ширину. Во время татарского нашествия на Смоленск Божья Матерь призвала святого воина Меркурия спасти город, и в память о ее избавлении смоляне установили праздник 24 ноября.

В начале XV века смоленский князь Юрий Святославович (Юрга) ходил в Москву с иконой Одигитрии просить помощи у великого князя, а когда узнал о взятии Смоленска, оставил ее в Москве. Только через 50 лет, в 1455 году, великий князь Васильевич вернул святую икону жителям Смоленска по их просьбе. Во время осады Смоленска Сигизмундом святая икона была заранее отправлена в Москву, а когда Москва была занята поляками, ее отправили в Ярославль. Там он оставался до тех пор, пока Смоленск не был окончательно присоединен царем Алексеем Михайловичем к Московскому государству. 1812 г. 6 августа, в день штурма, икону вынесли из собора и отправили в Москву, а затем в Ярославль, откуда она вернулась 25 декабря. — «Адрес-календарь Смоленской епархии с историко-церковными указаниями», Смоленск. Паровой принтер — подсвечивается. Я. N. Подземский, 1897; цитируется по sobory.ru.

Еще одна реликвия Успенского собора — сандалия святого Меркурия из Смоленска. Меркурий, иноземец по происхождению, молился перед иконой Божьей Матери, когда услышал приказ напасть ночью на лагерь Батыя, войска которого подходили к Смоленску. Он почти преуспел в своем плане и уничтожил множество монголов и их вождя Батыя. Утром перепуганные монголы отступили от стен Смоленска. Меркурий, погибший в борьбе с ними, был канонизирован как святой.

Еще одной реликвией Успенского собора является плащаница «Положения во гроб», которая находится в левом столбе. Согласно надписи на нем, он был создан в 1561 году в мастерской княгини Ефросинии Старицкой, тетки Ивана Грозного. Первоначально плащаница хранилась в Успенском соборе Московского Кремля, откуда была похищена французами в 1812 году. Смоленским партизанам удалось вернуть его, за что он был передан Успенскому собору в Смоленске. Два других плащаницы из мастерской Старицкой хранятся в Свято-Троицкой лавре (1561) и в Русском музее (1560).

Успенский собор, СмоленскЗападный фасад собора Успения Пресвятой Богородицы, Смоленск

Соборная колокольня

В 1766-1772 годах на северо-западном углу Успенского собора была построена колокольня. В его нижнем ярусе находились части более ранней колокольни 17 века. Нижний ярус украшен 24 колоннами тосканского ордера. Главка на маленьком барабане венчает шлемовидную крышу. В восточной части находится пристройка с часами, изготовленными смоленским мастером В. Соколовым в 1795 году. Рядом с колокольней находится колокол 1636 года, о чем свидетельствует надпись на нем.

Соборная колокольня, Успенский собор, СмоленскСоборная колокольня, Успенский собор, СмоленскКолокол 1636 года, Успенский собор, Смоленск.

Ансамбль Соборной горы

Во второй половине XVII века на Соборовой горе началось строительство новых культовых сооружений, которые сегодня образуют целостный ансамбль. Были построены колокольня, церковь Иоанна Предтечи (1703), собор Трех королей, архиерейский дом (ныне Смоленское межправославное духовное училище), консистория и пекарня. Вокруг них была построена каменная стена с тремя воротами. Кроме того, между епископским домом и Успенским собором была построена стена.

Комплекс Комплекс «Соборный холмВозле Успенского собора, Смоленск

Богоявленский собор

Богоявленский собор был построен по проекту смоленского губернского архитектора М. N. Слепнева в 1785-1787 годах в формах раннего классицизма. Ранее на этом месте стояла одноименная деревянная церковь, построенная на высоком фундаменте в 1708-1713 годах.

Богоявленский собор, СмоленскНадвратная часовня и здания Смоленского межъепархиального православного духовного училища, Смоленск

С западной стороны для входа со стороны Большой Благовещенской улицы (ныне Большая Советская) была построена парадная лестница с лестницей, ведущей в овраг. На севере было возведено служебное здание для первосвященника. В XIX веке к юго-востоку от него было возведено новое здание консистории, а на овраге Богоявленского собора была построена новая ограда. Позже по оси парадных ступеней была построена новая деревянная лестница, которая в начале 20 века была перестроена в камне.

Лестница в Успенский собор, СмоленскБогоявленский собор, СмоленскУспенский собор и соборная колокольня, Смоленск

Смотровая площадка на Соборной горе

К северо-востоку от Успенского собора находится смотровая терраса, откуда открывается великолепный вид на Смоленскую крепость, реку Днепр, церкви и новые районы города. Это место обязательно к посещению.

Восточный участок крепостных стен, СмоленскСмоленск, Смоленская крепость, Соборная гораПанорамный вид на восточный участок Смоленской крепостной стеныСмоленскВид на север: крепостные стены и тыловая часть СмоленскаСмоленск, Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Днепровские ворота)

Информация для путешественников

  • Лучшим местом для парковки автомобиля является парковка у памятника М. Кутузову, расположенная между улицами Соборная Гора и Большая Советская.
  • Вы также можете подъехать к Успенскому собору со стороны улицы Школьной, но там нет парковки, поэтому вам придется развернуться и оставить машину на другой парковке.
  • Вокруг Успенского собора много нищих.
  • В киоске у Успенского собора продается вкусный местный хлеб, который обязательно нужно купить.
  • Фотосъемка внутри Успенского собора запрещена.
  • Для женщин предлагаются юбки и головные платки, но во время службы их может не хватить на всех.

Собор Успения Пресвятой Богородицы, Большая Советская улица, Смоленск

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: