Житие святого Афанасия Великого

Афанасий Великий был архиепископом Александрии, неоаристотелианцем и отцом Церкви в конце IV века нашей эры. Писатель, философ, оставивший большое наследие в своих трудах и проповедях. Его называли Афанасием, противником всего мира, за его яростное противостояние арианству, которое признавали даже императоры.

Ранние годы и начало служения

На основании коптских посланий было доказано, что местом рождения святого была Александрия.  Святой Афанасий Великий, жизнь которого исследовали многие священники, родился в 293 году; о его семье и ранних годах жизни не сохранилось никаких сведений.

Согласно рассказу писателя Руфинуса, епископ Александр заметил мальчика, который пытался подражать священству и в игровой форме совершал крещение своих сверстников-язычников, рассказывая им о Христе. Александр признал крещение действительным и помазал крещаемого Святым Духом.

С 313 года в течение шести лет молодой христианин стал известен как отличный чтец. 319 год — это время его рукоположения в диаконы Александрийским епископом его округа.

Диакон Афанасий, сопровождавший епископа Александрии, был секретарем Первого Никейского собора. Его активное участие в дебатах было учтено при составлении Никейского Символа веры.

Борьба с арианами

Публикация работ молодого диакона «Слово против эллинов» и «О воплощении Бога Слова» в то же время сделала его бесстрашным защитником ариан. Этот факт был доведен до сведения священников Вселенского собора, и в 326 году они пригласили Афанасия Великого стать главой Александрийского собора и рукоположили его в епископы.

Император Константин поддерживал епископов, которые были сторонниками арианства, ставшего главным христианским течением в Риме с 330 года нашей эры, в то время как святой был сторонником православной церкви. Император опасался домашних раздоров и приказал изгнать мятежного священника.

Мятежный епископ отказался позволить арианским общинам принять его на Александрийский престол, и вместо этого был обвинен в преследовании и сожжении церквей, поддерживающих мелетианских епископов.

Против александрийского святого были сфабрикованы ложные обвинения, ему приписывали убийства и домогательства, сексуальное насилие и кражу храма. Во время гонений преподобные монахи Антоний и Пахомий встали на сторону мятежника и ревнителя православия.

Во время одного из судебных процессов против ревностного гонителя ариан одна злобная женщина согласилась жестоко оклеветать святого, никогда не встречая его прежде. Во время ее яростной речи, полной негодования и обмана, Тимофей, ученик святого, выдал себя, как обвиняемый, перед самозванкой.  Когда женщина признала Тимофея своим насильником, даже судьи рассмеялись, видя очевидный обман.

Епископ Арсений, якобы преследуемый и убитый святым, не выдержал нападок и обвинений в насилии и колдовстве в адрес своего учителя и предстал перед самим Афанасием, которого обвинили в том, что он отрубил епископу руку.

Во время суда обвинители показали отрубленную руку, и многие лжесвидетели уверяли судей, что своими глазами видели, как Афанасий отрубил руку Арсению. Каково же было удивление судей и присутствующих, когда епископ Арсений предстал перед ними здоровым и невредимым, но суд все же нашел то, за что мог отправить святого Афанасия в ссылку.

Ссылка

Тирский собор осудил епископа Александрии в 335 году за якобы подготовку убийства священника Арсения, изгнав его на 2 года, откуда опальный бунтарь вернулся после смерти Константина, но ненадолго, новая ссылка на 5 лет ждала его в 340 году, когда второй сын Констанция встал на сторону арианства.

Знаменательно, что будучи ярым противником арианства, он вел постоянную борьбу со сторонниками нового псевдохристианского движения, отстаивая ортодоксальное направление.

Миланский собор 356 г. вновь разоблачает противника арианства, откуда он бежит в Египет, оставаясь там до своей императорской смерти в 361 г. Император Юлиан решил дать свободу всем конфессиям, что дало Афанасию возможность вернуться в Александрию. В 364 году умирает император Юлиан, его преемник Валентиниан снова поддерживает арианство и требует изгнания епископов, отправленных в ссылку императором Констанцием, и издает соответствующий эдикт.

Афанасий покидает Александрию на четыре месяца для безопасности, чтобы вернуться в александрийскую столицу на всю оставшуюся жизнь.

В 368 году патриарх Афанасий Великий созывает собор египетских и ливийских епископов, на котором пишет письмо всем Церквам, предупреждая их об опасности арианства и его козней.

В начале мая 273 года Господь принял мирно почившую душу Афанасия Великого, борца за чистоту Православной Церкви. Паства, потерявшая своего наперсника в лице покойного патриарха, погрузилась в глубокую скорбь.

Великое наследие

Святой Афанасий Великий, чьи труды основаны на провозглашении единства Отца и Сына и утверждении излияния Святого Духа, всю жизнь боролся с еретиками, поддерживающими это учение:

  • Опираясь на Евангелие от Иоанна (Иоанна 16:15), святой Афанасий утверждает божественную природу Троицы в единстве Отца, Сына и Святого Духа;
  • Бесценное духовное наследие патриарха Александрийского для монашества осталось в его «Истории ариан для монахов» и рассказе о жизни святого Антония.

Святой Афанасий утверждал, что вера должна быть основана на благодати, а не на знании.

Святой Афанасий Великий, чьи книги актуальны и сегодня, ревностно защищал православие в своих трудах; современники называли его отцом православного движения.

Важно, что в трудах Александрийского патриарха его жизнь показана как пример православной веры и идеал кротости.

Оставшись один на один с миром в борьбе за чистоту Православия, святой своей проповедью призывает ариан к покаянию перед Иисусом Христом и Господом, а раскольников-мальтийцев — вернуться в лоно Церкви.

Пять раз изгнанный из лона Церкви, верный сын Божий возвращается и с новой силой вступает в борьбу.

По словам Иоанна Дамаскина, святой Афанасий является краеугольным камнем Невесты Божьей, Православной Церкви.

Труды священника-писателя делятся на шесть групп.

  1. Толкования Библии не дошли до нашего времени в полном объеме; для ознакомления доступны только толкования Псалтыри. Существуют фрагментарные толкования Книги Иова, Матфея, Луки и Первого послания Павла к Коринфянам.
  2. Его труды по апологетике показывают, что христианская вера имеет прочное основание в познании Христа как истины. В своих книгах святой Афанасий Великий доказывает истинность воплощения Иисуса как Спасителя по воле Бога Отца.
  3. Произведения догматического и полемического направления направлены против арианского движения. В них красной нитью проходит предупреждение тем христианам, которые стоят на пути соблазна. Автор дает подробную оценку платформы, на которой было построено арианство. Преподобный Фотий сравнивал Послания к Серапиону с триумфом победы. Эти книги прямо обличают тех, кто признает божественную сущность Иисуса и отрицает Бога Святого Духа, считая Его духом-служителем. В книгах 372 года, выступая против аполлонического движения, святой защитник ортодоксии строит защиту двойственной природы Спасителя, в единстве Ипостаси и человека.
  4. Его догматико-исторические труды подробно описывают историю дебатов на различных соборах по поводу обвинений, которые ариане постоянно выдвигали в ответ на критику Афанасия в адрес их движения. Описывая жизнь святого Антония, автор представил апологию монашеской жизни. В «Письмах к антиохийцам и Люциферу» святой дает ответы на обвинения ариан, заверяя основы ортодоксии.
  5. Сочинения о морали, собранные письма к Драконтию и другим клирикам об их поведении во время борьбы с арианами, монашеские наставления.
  6. В отдельную группу собраны послания на Пасху, отправленные александрийским священником в Церковь по поводу даты празднования праздника Воскресения Христова. Они содержат рекомендации для священников по работе с паствой, в том числе по укреплению православной веры и соблюдению традиций.

Основная идея, раскрытая в книгах святого Афанасия, — единство Христа и Бога Отца и сила Искупления; это альфа и омега православного учения Афанасия. Православная Церковь подчеркивает заслуги святого епископа Александрийского в утверждении существования Трех Ипостасей.

Святой Афанасий утверждал, что Господь проявляет Свою сущность, устанавливая порядок во всех вещах. Между живой природой и небесными телами существует полная гармония. Различные элементы взаимосвязаны, всем управляет невидимый Творец, существующий и единый, вечный и несотворенный.

Каждая Ипостась представляет собой единство с другой Ипостасью и в то же время уникальна сама по себе. Троица — одна из ведущих тем, раскрываемых в книгах святого. Автор использовал всевозможные духовные методы в своей борьбе за утверждение православных ценностей, за что святые отцы называли его отцом православия.

Жизнь и деятельность святого Афанасия Великого Александрийского является примером как для христиан, оформляющих свою веру и православные традиции, так и для фанатиков, в своей строгости и слепоте к мертвым формулам забывающих основополагающую заповедь Христа о том, что люди должны любить друг друга любовью Христовой (Ин 15:12-13).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: