Шесть отличий православных от католиков

Я верю в Бога. Я — христианин. Когда-то, 2000 лет назад, это было достаточным описанием моей веры (а для кого-то и смертным приговором для меня и моей семьи). Церковь, основанная Иисусом Христом в день Пятидесятницы, жила в единстве до наступления мирного времени. Со времен императора Константина учеников Иисуса начали сотрясать споры о том, кто их учитель, что такое Бог и как должна быть устроена Церковь. Эти споры породили ереси и расколы и превратились в настоящие раны, которые не зажили и по сей день. Самый известный раскол произошел в 1054 году между поместными церквями Востока и Римской церковью. Христианский мир был разделен на православный Восток и католический Запад. И Римская поместная церковь отпала от православия. Однако сегодня Римско-католическая церковь является самой большой из всех. В мире насчитывается более 1,2 миллиарда католиков и более 400 миллионов православных христиан.

Прошли годы. Начались войны, образовались профсоюзы и советы. Невольно, в наш век, когда в моде равенство, любовь и так далее, люди задаются вопросом: «Чем я отличаюсь от католиков? Почему они разные?». Уверяю вас, что не все найдут ответ на этот вопрос. В этой статье я помогу вам найти основные различия и выстроить в своем сознании стройную систему.

Отличие первое: кто главный в Церкви?

Спросите об этом любого православного, и он ответит: Иисус Христос. Католик может не согласиться с этой очевидной мыслью. Для них, помимо Спасителя, существует видимый заменитель Иисуса Христа (таково официальное название) — Римский понтифик. Суть этого различия проста. Согласно доктрине РКЦ, апостол Петр был наделен Иисусом Христом полной и абсолютной властью над всей Церковью. Затем со своей проповедью он пришел в Рим, где стал первым епископом, и там передал эту власть своим преемникам и ученикам, епископам Рима.

Официальный титул Папы Римского выглядит следующим образом:

Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, первосвященник вселенской церкви, Великий понтифик, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, слуга рабов Божьих.

Конечно, эта доктрина никогда не была именно такой. Она постепенно развивалась и эволюционировала с конца второго века. Он был дополнен. Амбиции римского епископа росли, и он получал все больше и больше власти в поместных церквях Запада. В конечном итоге это привело к конфликту с епископами Востока.

Отличие второе: непогрешимость римского епископа

Этот догмат был официально принят в 1870 году на Первом Ватиканском соборе РКЦ. Согласно ей, епископ Рима обладает особым даром быть непогрешимым в вопросах веры и морали, когда он говорит с кафедры как пастырь и учитель всех христиан. В этот момент он не может объявить ересью или заблуждением. Однако неофициально эта догма бросает тень на вероучение западных христиан с конца 11 века. Что в этом плохого, спросите вы? Каждый может совершать ошибки. Апостолы, святые и мы с вами также совершали ошибки. Человеческая природа такова, что человек не может ошибаться. Что касается моего мнения, то я считаю, что эта догма возникла из-за стремления РКЦ к максимальной централизации. Для всей Церкви должен быть один центр, и этот центр не должен ошибаться, чтобы избежать расколов и споров.

Отличие третье: обязательное безбрачие духовенства

Среди католиков латинского обряда нет женатых священников. Конечно, это не мешало священникам тайно создавать семьи. Прошло много веков, прежде чем Рим смог окончательно избавиться от женатого духовенства. Почему? Она восходит еще к «ортодоксальному периоду» Римской церкви. Однако в конце XI века папа Григорий VII решительно взялся за решение этого вопроса. Он был папой, который ввел жесткие церковные реформы. В то же время шла большая политическая борьба за независимость РКЦ, и ей нужны были мобильные священники, никак не связанные с миром. Православная церковь не принимает такой подход, считая его чрезмерным требованием к духовенству и принижением законного брака, который, по сути, делает человека недостойным священства.

Отличие четвертое: непорочное зачатие Девы Марии

Это один из самых сложных вопросов. Конечно, католики любят и почитают Мать Иисуса Христа. Однако в своем почитании они заходят слишком далеко. Согласно учению РКЦ, Дева Мария не была подвержена первородному греху, другими словами, она вообще не была искушена грехом.

Катехизис РКЦ гласит, что.

«…Пресвятая Дева Мария с первого момента своего зачатия, по исключительной милости и благоволению всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, была сохранена от всей скверны первородного греха».

Таким образом, природа Марии больше не идентична нашей собственной. Это означает, что она становится сверхчеловеком. Согласно учению Православной Церкви, Божья Матерь обладала природой, подобной нашей. Именно эту природу Бог получил через Свое рождение. Таким образом, Иисус Христос родился от обычной по природе женщины и принял на себя нашу природу, природу больной, обезображенной женщины, чтобы исцелить ее.

Отличие пятое: учение о Чистилище

Она сформировалась в «православный период» РКЦ и, несомненно, существовала в эпоху святого Григория Евангелиста. Окончательно он сформировался в 13-14 веках. Вот что говорит об этом Катехизис Католической Церкви:

«Те, кто умирает в благодати и дружбе Божьей, но не вполне очищены, хотя им гарантировано вечное спасение, проходят очищение после смерти, чтобы приобрести святость, необходимую для вхождения в небесную радость. Церковь называет чистилищем окончательное очищение избранных, совершенно отличное от наказания проклятых».

Эта доктрина противоречит учению Православной Церкви, согласно которому человеческая душа ожидает Страшного суда после частного осуждения, уже пережив состояние, в котором она была запечатлена: ад или рай. Православный Восток никогда не знал какой-либо конкретной доктрины о чистилище.

Отличие шестое: молитвенный экстаз

В духовной жизни, как вы уже поняли, существуют практические различия. Католическая церковь считает допустимым для верующих испытывать состояние молитвенного восторга или экстаза. Этого состояния достигли многие средневековые католические святые. И да, это считается опасным явлением, приводящим верующего в предынфарктное состояние или к безумию. Православные аскеты отвергают как образы в уме, так и крайнюю эмоциональность во время молитвы.

Все это — лишь верхушка айсберга. Различий много. Конечно, как христиане мы призваны любить друг друга, и ненависть вообще не должна быть записана в нас. Мы должны уметь строить добрососедские отношения со всеми. Однако это не означает, что мы должны закрывать глаза на явные противоречия. Более того, каждый православный, на мой взгляд, должен четко понимать, почему он православный и в чем суть и отличие его веры от других. Иначе мы будем плавать в непостижимом духовном супе, где все возможно, нет различий и все пути одинаковы. Однако это то же самое, что и откровенное безразличие, которое, на мой взгляд, нельзя назвать хорошим.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: