15 чудотворных афонских икон Богоматери

Святой Афон — название горы в Греции и автономной монашеской общины с государственным статусом. Среди верующих гора Афон известна как земное владение Божьей Матери. Многие источники описывают чудесные события, подтверждающие особое божественное отношение к этому святому месту. Иконы, созданные иконописцами Афонской горы, считаются величайшим сокровищем всего православного мира.

Святая гора Афон и Божия Матерь

Гора Афон стала ведущим центром иконописи после падения Византии. Здесь собирались гонимые действующими властями иконописцы, монахи начинали свое служение Богу, образовывались уникальные общины.

Существует множество слухов об истории, объясняющей покровительство Божьей Матери. Его происхождение можно отнести к 48 году, когда Богоматерь отправилась на остров Крит, чтобы увидеть святого Лазаря, воскрешенного Господом. Во время путешествия на море разыгралась буря, и корабль отнесло к горе Афон, где путешественникам пришлось остановиться. Остров был населен язычниками, но Богоматерь, проповедуя слова Евангелия, смогла обратить их взоры к православной вере. На горе Афон был основан Иверский монастырь.

Мать просила Господа даровать ей гору Афон. Он ответил ей с небес, согласившись сделать святую гору Афон вотчиной матери и местом, где все жаждущие смогут найти покой и утешение.

Описание икон Богоматери святого Афона

В связи с тем, что гора Афон стала земным уделом и местом покровительства Божией Матери, основная часть икон, созданных на острове, посвящена ей. Среди них есть иконы, выполненные в истинно афонской технике, а также современные работы, сочетающие различные подходы в иконописи.

«Игуменья горы Афонской»

Икона была создана в 20 веке. Он был заказан греческим правителем и подтверждает тот факт, что Богородица стала покровительницей монастырей на горе Афон. На иконе Богоматерь изображена как настоятельница, или мать-настоятельница. Фигура настоятельницы возвышается над горой, рядом с ней — верующие, монахи и те, кто живет на Афоне. Перед иконой они молятся о здоровье и процветании своих семей, просят благословения.

«Страстная»

Эта икона написана в популярном стиле Одигитрии. Мать держит младенца на руках, склонив свое лицо к его лицу. Драматизм сюжета становится понятен не сразу. Ребенок держит мать за руку, его лицо искажено животным страхом. Кажется, что он отворачивается от крестных знамений, которые расположены в верхней части иконы. Он не понимает значения креста и копья в руках ангелов. Для верующих смысл этих рисунков ясен. Они являются инструментами Страстей, поэтому икона называется «Страсти».

«Иверская»

«Иверская» или «Вратница» — икона, которая тесно связана с защитой святой горы от различных набегов и бед. Согласно легенде, которая передается из уст в уста, гора будет стоять до тех пор, пока существует эта икона.

В центральной части иконы Богоматерь изображена с видимой кровавой раной на подбородке. Эта рана была нанесена мечом известного пирата, который, согласно легенде, после содеянного немедленно раскаялся и принял монашеский постриг. Он стал монахом одного из иберийских монастырей. Лицо Богоматери наполнено болью и страданием, но не из-за крови на ее лице, а из-за страданий людей, на которых она смотрит с тоской. Перед Ее лицом они просят прощения за свои проступки, благодарят и рассказывают о своих страданиях.

«Экономисса»

«Экономисса» или «Хозяйка» находится внутри знаменитой Афанасьевской лавры на Афоне. История создания этой картины восходит к 9 веку. По преданию, святой Афанасий, основавший Лавру на вершине горы, был вынужден покинуть ее из-за голода, угрожавшего его монахам. Святой Афанасий был последним, кто покинул монастырь. Когда он спускался, к нему подошла женщина. Она спросила его, почему он покидает такое прекрасное место. После его объяснений женщина велела ему вернуться. Она пообещала, что будет казначеем монастыря и сделает все необходимое для монахов.

Афанасий прислушался к ее совету. Когда он вернулся, то обнаружил, что монастырские склады заполнены едой и водой. Постепенно все монахи вернулись в монастырь, а сцена происшествия привела к изображению стюардессы в одноименной иконе.

«Трихерусса»

«Троерусса» — это уникальная икона, имеющая свою историю. Оно связано с именем святого Иоанна Дамаскина. Иоанн жил под властью халифа Дамаска. В то время Сирия была оккупирована сарацинами, и христиане подвергались жестоким гонениям. Из-за интриг и махинаций внутри халифата правитель считал, что Иоанн совершил предательство. За это он отрубил себе левую руку. В слезах Иоанн обратился к Богородице и попросил ее исцелить его, прекратить гонения на православных и восстановить справедливость. Ослабев от слез и боли, он уснул. Во сне ему явилась Дева Мария и сообщила, что он исцелился. Рука действительно была цела и невредима.

В знак обожания и уважения Иоанн Дамаскин создал икону с изображением в стиле Одигитрии. В нижней части он добавил руку из серебра, взятую из его собственной левой руки. По этой причине изображение получило название «Троерщица».

«Ктиторисса»

Икона была спрятана монахом Саввой во время арабского нашествия, которое датируется 10 веком. Полотно сохранилось за алтарем, поэтому «Ктиториссу» часто называют «Алтарницей». Савва опустил икону в глубину древнего колодца на веревках вместе с зажженной лампадой.

Савва был обращен в рабство арабами и увезен с горы Афон. Савва смог вернуться только через 70 лет. По возвращении он показал место, где хранилась икона. Монахи вытащили веревки и обнаружили, что эта осталась нетронутой, перед ней горела лампада, как и 70 лет назад.

Ктиторисса

«Достойно есть»

Уникальная икона, которую называют сокровищем и гордостью Карьера. Однажды, во время всенощной молитвы, один путник попросил разрешения войти в келью монаха. Он хотел получить жилье и еду. Монах впустил его и начал петь традиционные гимны в его присутствии. Путешественник остановил его, сказав, что в его окружении так гимны не поют. Он нацарапал слова гимна на каменной табличке, начиная с фразы «Достойный есть». Затем путник внезапно исчез, и монах понял, что его келью посетил сам архангел Гавриил.

На иконе изображена мать с мальчиком. Иисус нарисован в виде забавного младенца, который тянется к свитку, который Богородица держит в руках. Для этого значка характерен золотой фон.

«Акафистная»

Икона «Акафист» известна под разными названиями:

  • «Приветствие Богородице»;
  • «Похвала»;
  • «Мироточащая».

Он является частью иконостаса левого нефа соборной церкви Дионисиата. Согласно религиозным источникам, это одно из полотен, написанных евангелистом Лукой. Основа сделана из восковой мастики, черты лица сильно стерты из-за мириадов.

Известно, что икона была украдена пиратами в начале 16 века, затем возвращена ими и снова украдена разбойниками из Турции. Образ, рано или поздно, постоянно возвращался в монастырь Дионисиат. Каждый раз, когда икона возвращалась, пираты и разбойники присоединяли к землям монастыря дополнительные территории в качестве подарка монастырю за свои деяния.

«Геронтисса»

Чудотворная икона находится в монастыре Пантократор, расположенном на горе Святого Вита. Точное время ее создания неизвестно. Исследователи предполагают, что это подарок византийского императора Алексея II. По другим данным, «Геронтисса» является копией с мозаичной фрески «Служанка», которая находится в монастыре в Константинополе. Первое чудо иконы связано с выбором места для строительства. Сначала строители выбирали другое место для строительства, но каждый раз теряли свои инструменты. Так продолжалось до тех пор, пока они не достигли того самого места, где планировалось строительство. Это действие объясняется покровительством Девы Марии и ее же выбором места для возведения монастырских стен.

На иконе изображена Пресвятая Дева в момент благочестивой молитвы. Белые одеяния, а также дизайн серебряной мантии, придающей особый блеск, являются обязательными для создания копии.

«Скоропослушница»

«Богоматерь Милосердия» — икона, которую можно найти в монастыре Дохаар. Это полотно большого размера, которое часто выносят на улицу во время различных христианских церемоний. Мать и сын изображены в центральном поле иконы с золотыми нимбами вокруг голов. Халаты окрашены в бордовый и терракотовый цвета, что указывает на королевскую родословную. «Богоматерь Надежды» — драгоценная копия мозаичной фрески из Константинополя. В настоящее время икона полностью отреставрирована и покрыта стеклом, чтобы избежать порчи древнего материала.

«Сладкое лобзание»

Икона находится в северо-восточной части главного зала Нового скита. На центральном поле иконы изображена Мать, держащая Иисуса на правом плече. Она нежно обнимает своего сына, склонив голову в защитном жесте. Печальный взгляд матери отворачивается от ребенка. Словно печалясь о его будущей судьбе, она смотрит на верного, ради которого она должна пожертвовать своим сыном. Особенностью иконы является выражение лица ребенка. Иконописцы редко изображают Иисуса шаловливым, ласковым мальчиком. Здесь он пытается дотронуться и поцеловать свою мать, что так свойственно обычным детям. Сцена завершается, когда взгляд останавливается на двух ангелах, изображенных в верхней части.

Ученые считают, что архангелы — это Михаил и Гавриил, прибывшие как предвестники грядущих событий. Они держат трубы и наблюдают за человеческим ребенком, который должен стать спасителем человечества. Тип иконописи, в котором выполнено изображение, восходит ко второй половине 14 века. Именно тогда иконы этого типа получили широкое распространение на территории Крита и Македонии.

«Всецарица»

«Всецарица» или «Пантанасса» — святилище монастыря Ватопед. Дата написания иконы относится к 18 веку. Здесь Богородица предстает как правительница, способная совершать божественные действия. Перед ликом Божьей Матери, держащей на руках младенца Иисуса, люди преклоняют колени с просьбами об исцелении от тяжелой формы рака. Люди приходят сюда, чтобы попросить о здоровье своих близких, благополучии семьи и защите от всех бед и войн.

Богоматерь одета в пурпурные одежды, ее голову венчает пурпурно-золотая вуаль. Вокруг ее головы — серебристый нимб. За ее левым и правым плечами стоят архангелы. Многие ученые считают их Архангелом Михаилом и Архангелом Гавриилом. Что касается Иисуса, то на этом изображении он предстает как будущий Господь, его палец указывает на верующих, возможно, отпуская чьи-то грехи в данный момент.

«Млекопитательница»

Икона находится в часовне Святого Николая, принадлежащей скиту пророка Илии. Это редкий тип иконографии, в котором Богородица держит на руках младенца, при этом ее тело слегка повернуто вправо. Она изображена в момент кормления ребенка. В нижней части иконы расположены медальоны с ликами Николая Чудотворца и Иоанна Крестителя.

В верхней части иконы изображены небесные существа. Ангелы с крыльями держат золотую корону над головой Богоматери. Картина датируется 19 веком; женщины, которые не могут зачать ребенка, приходят сюда, чтобы помолиться перед иконой о здоровье и процветании. Они просят Божью Матерь дать им долгожданного ребенка.

«Одигитрия»

Классический образ «Одигитрии» известен с незапамятных времен. Она принадлежит к школе иконописи Ксенофонта. Икона хранится в соборной церкви Ватопедского монастыря на горе Афон. На центральном поле изображены мать и ребенок. Их лица размыты, одежда скрыта серебром с позолоченными вставками. С именем «Одигитрия» связано множество чудесных событий, которые подробно описаны в религиозных источниках разных времен.

Имя автора иконы неизвестно. Однако известно, что копии, сделанные рукой евангелиста Луки, уже существовали на земле. Изображение Иисуса с жестом благословения действительно в Одигитрии. Изображение Богоматери на иконе доходит до пояса. Несмотря на то, что икона посвящена Пресвятой Деве Марии, в центре всегда остается младенец Иисус.

«Утешение»

«Радость» или «Утешение» — ватопедская святыня, покоящаяся в монастыре на горе Афон. Однажды, недалеко от монастыря, князь Аркадий упал с горы в воды моря. Чудесное явление Божией Матери спасло Аркадия от смерти и перенесло его на берег полуострова. Святой царь Феодосий, отец Аркадия, передал щедрые дары монастырю Ватопед, среди которых была икона «Отрада».

На центральном поле иконы изображен лик Девы Марии, он повернут вправо, что означает взгляд Пресвятой Девы, обращенный на настоятеля монастыря Ватопед в 807 году. Благодаря этому обращению монахам монастыря удалось избежать нападения грабителей и спасти свои ценности.

После этого знаменательного события была написана икона Ватопед, которая стала называться «Отрада» или «Утешение». Преклоните колени перед ликом Божьей Матери те, кто желает получить благословение, поблагодарить родных и близких, а также укрепить собственную веру.

Чудотворные подвиги афонских икон Богородицы

Иконы с горы Афон называют чудотворными. У каждого из них есть уникальная история чудесного исцеления или обращения. Многие исследователи считают, что иконы, созданные мастерами горы Афон, уникальны и принадлежат православному миру. Каждая икона создается во время поста, когда читаются чудотворные молитвы. Это действие не может быть повторено в другом месте. Святое аббатство Божьей Матери — это особое уединение, где верующие могут укрепить свой дух и укрепить свою веру.

Одной из самых ярких историй является рассказ о появлении легендарной «Троерученьки». Оно связано с чудесным исцелением Иоанна Дамаскина. Подробности исцеления записаны летописцами в различных религиозных источниках.

Зафиксированы многочисленные случаи, когда иконы спасали монастыри и храмы от нападения варваров, грабителей или пиратов. Лик Богоматери предвещал надвигающуюся катастрофу, давая монахам время спасти свои святыни и убежать от натиска злодеев. С тех пор как Богоматерь пообещала игумену Иверского монастыря, что будет покровительницей этого места, Божественное внимание постоянно направлено на святую гору Афон.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: