Звание историка великое и ответственное. Мы знаем Геродота, Плутарха, Тацита и Н. М. Карамзина. Но для русской истории нет более высокого авторитета, нет более высокого имени, чем преподобный Летописец Нестор (ок. 1056–114) – монах Киево-Печерской лавры, отец русской истории.
Нестор-летописец
9 ноября – день памяти летописца Нестора. Годы его жизни пришлись на 11 век. За него недавно, в 988 году, воды Днепра приняли крещеных киевлян; свидетели этого чуда были еще живы. Но Русь уже охвачена междоусобицами и нападениями внешних врагов. Потомки князя Владимира не могли или не хотели объединиться; с каждым десятилетием междоусобицы между князьями возрастали.
Видео:Преподобный Нестор летописецСкачать
Ученый монах Нестор
Кем был монах Нестор? Предание гласит, что семнадцатилетним юношей он пришел в монастырь святого старца Феодосия Печерского (ок. 1008–3 мая 1074 г.), где был рукоположен в монахи. Нет сомнения, что Нестор пришел в монастырь уже вполне знающим и даже, на уровне того времени, образованным юношей. В то время в Киеве было много учителей, у которых мог учиться Нестор.
Преподобный летописец Нестор, монах Киево-Печерской лавры
В то время, по словам монаха Нестора:
чернецы, как источники света, светились на Руси. Некоторые были сильными учителями, другие были сильны в бдениях или в коленопреклоненной молитве; одни постились через день и через день, другие ели только хлеб и воду; некоторые — кипяченые напитки, другие — просто сырые.
Все были влюблены: младшие подчинялись старшим, они не смели говорить перед ними, выражая смирение и послушание; и старшие проявляли любовь к младшим, наставляя и утешая их, как отцы к малым детям. Если какой-нибудь брат впадал в грех, его утешали и по великой любви делили епитимью на двоих и троих. Такова была взаимная любовь при строгом воздержании.
И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других монахов. Только послушание его было иным: по благословению игумена Феодосия Печерского он написал историю Руси. В своих литературных произведениях летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божьим». В этих оценках себя проявляются смирение и страх Божий: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе малейшие грехи. Чтобы представить себе духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе», даже самую малую мысль, а часто даже оплакивали свои добродетели как грехи.
Видео:Нестор ЛетописецСкачать
Первые литературные труды Нестора Летописца
Первым в свое время стал труд Нестора «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом Крещении названных Романом и Давидом». В нем есть высокая молитва, точность описания и нравоучение. Нестор говорит о сотворении человека, его падении и воскресении по благодати Божией. В словах летописца видна серьезная печаль о том, что христианская вера медленно распространяется на Руси. Нестор пишет:
В то время как христиане повсюду умножались и идолопоклоннические жертвенники были упразднены, земля Русская оставалась в прежнем идолопоклонстве, потому что не слышала ни от кого слова о Господе нашем Иисусе Христе; апостолы не приходили к нам и никто не проповедовал слово Божие.
Второй, не менее интересный и значительный труд летописца – «Житие преподобного Феодосия Печерского». Нестор, будучи совсем юным послушником, увидел святителя Феодосия и много лет спустя участвовал в обретении мощей преподобного, в связи с чем составил его биографию. Написано просто и вдохновенно.
«Моя цель, — пишет Нестор, — состоит в том, чтобы будущие монахи после нас, прочитавшие житие святого и увидившие его храбрость, почитали Бога, почитали угодника Божия и укреплялись на подвиг, тем более что такой человек и святой Бог явился в Русской земле.
Видео:История России. Лекция 5. Нестор Летописец. Русское летописание | History LabСкачать
Несторова летопись «Повесть временных лет»
Важнейшим достижением в жизни монаха Нестора стало составление к 1112–1113 гг. «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников, истолкованных с простой, церковной точки зрения, позволил монаху Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, историю спасения человечества. «Повесть временных лет» дошла до нас в составе более поздних сборников:
- Лаврентьевская летопись (1377 г.)
- Первая Новгородская летопись (XIV век) и
- Ипатьевская летопись (XV в.).
Считается, что Нестор использовал материалы древнейшего кодекса (IX век), Никоновского кодекса (70-е годы XI века) и оригинального кодекса (1093–1095). В тексте есть явные отголоски византийской хроники Георгия Амартолы. Достоверность и полнота сочинений монаха Нестора такова, что и по сей день историки обращаются к ним как к важнейшему и достоверному источнику сведений о древней Руси.
Лаврентьевская летопись 1377 года (из собрания Российской национальной библиотеки)
«Повесть временных лет» — великое творение отца русской истории.
Не временные, а временные годы, охватывающие не малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью оно читается так: «Смотрите рассказы прошлых лет, откуда пошла земля русская, кто первым начал княжить в Киеве и откуда пошла земля русская».
История трактуется Нестором строго с православной точки зрения. Он говорит о таких святых, как апостолы Кирилл и Мефодий, показывает великое счастье крещения на Руси, плоды ее просвещения. Как и апостолы, Владимир является главным героем «Повести временных лет» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем. Подробно и с любовью изображены подвиги и жизнь князя. Духовная глубина, историческая достоверность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших произведений мировой литературы.
Летопись Нестора «Повесть временных лет» нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской летописью. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление о зарождении русского сознания, русского мировосприятия, о судьбе и мироощущении человека в то время. Это был не простой перечень ярких событий или знаменитая европейская биография, а глубокое размышление о месте в мире новой молодежи – россиян. Откуда мы? Почему они красивые? Чем мы отличаемся от других наций? — Вот вопросы, с которыми столкнулся Нестор.
Видео:Нестор Летописец (аудио). Вопросы Веры и Фомы (6+)Скачать
«Повесть временных лет». Исследования
Первым исследователем «Повести временных лет» был русский историк и географ В. Н. Татищев. Археографу П. М. Строеву удалось узнать о летописи много интересного. Он высказал новый взгляд на «Повесть временных лет» как на собрание нескольких более ранних летописей и стал считать такими сборниками все дошедшие до нас летописи.
«Повесть временных лет». Отрывок
Известный российский филолог и историк конца 19-20 веков. А. А. Шахматов выдвинул версию, что каждый из летописных кодексов представляет собой историческое произведение, имеющее свою политическую позицию, продиктованную местом и временем его создания. Он связал историю летописи с историей всей страны. Результаты его исследований представлены в работах «Исследование по древнейшим русским летописям» (1908) и «Повесть временных лет» (1916). По мнению Шахматова, первое издание «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110–1112 годах. Второе издание написал игумен Киево-Выдубицкого Михайловского монастыря Сильвестр в 1116 году. В 1118 году третье издание «Повести временных лет» было составлено по поручению, а то и политическому заказу, новгородского князя Мстислава I Владимировича.
Советский исследователь Д. С. Лихачев предполагал, что в 30-40-х годах XI века по приказу Ярослава Мудрого были зафиксированы устные народно-исторические предания о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи.
Нестор-летописец. Назван отцом истории древней Руси
Александр Сергеевич Пушкин, создавший своего летописца Пимена в драме «Борис Годунов» (1824–1825, опубликован в 1831 г.), взял за отправную точку черты характера летописца Нестора, стремящегося к истине, даже если кто-то этого не делает типа «автор вообще не приукрашивает».
Монах Нестор пережил пожар и разрушение Киево-Печерской лавры в 1196 году. Его последнее творчество проникнуто идеей единства Руси, соединения ее с христианской верой. Летописец завещал печерским монахам продолжить дело его жизни. Его наследники в летописях: монах Сильвестр, игумен Выдубицкого Киевского монастыря; аббат Моисей, продливший летопись до 1200 года; Игумен Лаврентий — автор знаменитой Лаврентьевской летописи 1377 года. Все они ссылаются на монаха Нестора: для них он высший учитель — и как писатель, и как молитвенник.
Как установили современные исследователи, монах Нестор скончался в возрасте 65 лет. Сейчас мощи монаха Нестора остаются нетленными в Ближних пещерах (Антоньевых) Киево-Печерской лавры. В начале XXI века «Общество любителей истории Киевского университета» обвязало раку святителя серебром.
Мощи святителя Нестора
Русская летописная история – монументальный памятник древнерусского книжного искусства, который по масштабу и широте освещения исторических событий, а также по подаче материала не имеет аналогов в мире. В сборнике собраны погодные (по годам) летописи, рассказы, предания, жития из русской летописной истории за четыре с половиной столетия (XII-XVI вв).
🔥 Видео
НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ. В гостях у Дуняши. (09.11.2020 г.) № 4476_Скачать
Нестор ЛетописецСкачать
Нестор ЛетописецСкачать
Нестор-летописецСкачать
Нестор Летописец. Повесть временных лет. Аудиокнига.Скачать
Слово иеромонаха Иннокентия ко дню памяти прп. Нестора ЛетописцаСкачать
НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ. В гостях у Дуняши.Скачать
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ Нестор Летописец краткое содержание истории Древней РусиСкачать
Мульткалендарь. 9 ноября 2018. Преподобный Нестор Летописец, ПечерскийСкачать
НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ. В гостях у Дуняши .Скачать
Молебен в Лавре накануне праздника прп. Нестора ЛетописцаСкачать
Преподобный Нестор Летописец. Жития святыхСкачать
Нестор ЛетописецСкачать
В Измаиле в музее Суворова вспоминали Нестора ЛетописцаСкачать
Рассказы о Святых. Преподобный Не́стор Летописец, ПечерскийСкачать