Крестные страдания Иисуса Христа

В период, отведенный всем православным христианам для подготовки к главному празднику — Светлому Христову Воскресению, целая неделя отводится на воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа. Эти дни, которые следуют сразу за Страстной неделей, являются самыми скорбными и полными тревоги во всем литургическом году.

Мы не в состоянии постичь всю глубину того, что происходит в эти дни, но даже те небольшие отголоски, которые затрагивают наши сердца, наполняют их благоговением перед случившимся. В то же время мы имеем великое утешение в том, что до великого праздника Воскресения Христова осталось всего несколько дней. Ученики Христа, которые провели с ним последние дни на земле, были лишены этого дара — они еще не знали на опыте, что Христос воскреснет из мертвых. В чем суть страданий Христа и что они дают человечеству?

Начало Крестного пути

Если внимательно прочитать Евангелия, то можно сказать, что страдания Господа начинаются задолго до Его распятия. В христианской традиции есть праздник, который называется Вход Господень в Иерусалим. Можно сказать, что именно в этот день начался отсчет времени до тех страданий, которые Господь должен был перенести на Кресте. Чем примечателен этот день?

Вход Господень в Иерусалим

В этот день Господь в сопровождении учеников торжественно вошел в залы Иерусалима, где был радостно встречен толпами народа. Под ногами процессии были разбросаны пальмовые ветви, народ кричал «Осанна в вышних», приветствуя Его как нового Царя Израиля — радостно, торжественно и ликующе. Как будто, наконец, все дела, исцеления и чудеса Христа были замечены людьми и оценены, и теперь Ему воздавалась честь, которую Он заслуживал.

Читайте о других праздниках Господа:

  • Вознесение Господне
  • Преображение Господне
  • Возвышение креста

Тем не менее, вход Господа в Иерусалим знаменует собой начало пути Христа к Его смерти. Почему это так? Дело в том, что это событие совершенно по-разному воспринималось Самим Христом и людьми, которые Его встречали. Народ ждал и видел в нем нового царя, политического лидера. Они ожидали, что Его приход окончательно поднимет народ Израиля с колен, даст ему политическую и экономическую независимость и отомстит всем его врагам. Они ожидали мести, ликования, богатства и удовлетворения за долгие годы унижений.

Но Христос принес им другое Царство. Он был не от мира сего и обещал земные блага, богатство и радость, но духовные дары и вечную жизнь. Царство Христа должно было открыться не в нашей повседневной жизни, а в сердцах и душах людей. Чтобы понять это, часто приходилось отказываться от земных благ. А народ Израиля не был готов к восприятию таких духовных высот. Обманутые в своих ожиданиях, эти люди очень скоро вместо «осанны» стали горячо требовать от Понтия Пилата, чтобы Тот, Кто пришел как Царь, был распят как последний разбойник.

Испытание одиночеством

Еще одна евангельская веха в страданиях Христа — ночная молитва в Гефсиманском саду. Из евангельских повествований мы знаем, что после Тайной вечери Иисус и Его ученики выходят в ночь, проходя за Кедрон. Он берет с собой многих учеников, но не берет их всех в сам сад, а только Иоанна, Петра и Иакова как свидетелей Его преображения. Он просит их не спать и сам начинает молитву.

Икона Спасителя «Молитва о чаше»

Молитва Гефсиманской ночи является поворотным моментом, потому что именно в этот момент Христос остался наедине со Своей человеческой природой. Будучи Богом, Он знал, что Его ожидает. Но, будучи таким же человеком, он боялся мучений и смерти, которые его ожидали. Поэтому в своей молитве он просил, чтобы, если возможно, эта чаша была пощажена. Но Он смиренно добавил, что это будет в соответствии с волей пославшего Его Отца.

Человеческая природа Христа смертельно страдала и томилась в ожидании грядущих испытаний. Но небеса не откликнулись на Его мольбы. Евангелист Лука свидетельствует, что Христос молился так напряженно, что Его лоб покрылся кровавым потом. Это не образное выражение для внешнего эффекта — действительно, в моменты сильного напряжения, когда человек настолько сосредоточен на важных делах, что испытывает сильное напряжение, мелкие кровеносные сосуды могут лопнуть, и кровь может вытечь вместе с потом.

Это важное свидетельство глубины и усилий, с которыми Иисус был погружен в молитву. Его ученики, несмотря на серьезность происходящего, заснули от усталости дня.

Важно! Христос остался один и очень печален — спящие ученики, темнота ночи и тишина небес. Кажется, что все оставили Его, и даже Небесный Отец не слышит Его призыва. И земля, и небо молчат перед грядущим искуплением.

Неправедный суд

После предательства Иуды Иисус попадает в руки солдат, которые ведут Его на суд к Понтию Пилату. Пилат считал Его невиновным и мог бы оправдать Его, но это означало бы пойти против народа и против действующего правительства. И он боялся это сделать. Тем не менее, он попытался спасти Христа и приговорил его к бичеванию вместо того, чтобы сразу казнить. Согласно закону того времени, преступник не мог быть осужден дважды за одно и то же преступление, и Пилат надеялся, что если Христос переживет бичевание, то народ удовлетворится только этим наказанием.

Понтий Пилат приговорил Христа к бичеванию и распятию

Бичевание включало в себя до 40 ударов кожаной плетью с пятью хвостами. На концах каждого хвоста было по два свинцовых шарика. Первые удары наносили незначительные порезы и синяки, но каждый последующий удар травмировал тело все сильнее и сильнее. К концу казни тело приговоренного представляло собой кровавое месиво с глубокими ранами на костях. Не каждый заключенный мог выдержать это, поэтому порка часто оказывалась смертным приговором.

Читайте о молитвах к Господу:

  • Молитва Господу о детях
  • Молитва Господу и Богоматери
  • Молитва на праздник Вознесения Господня

Однако таких пыток врагам Христа было недостаточно. Они стали требовать от Пилата, чтобы Иисус был распят. Пилат делает еще одну попытку спасти невинного, предлагая отпустить Его, как это было принято в предпраздничное время. Но толпа требует, чтобы вместо Него отпустили разбойника Варавву, а Христа предали смерти. Пилат уступает требованиям и не смеет противиться воле народа.

Даже здесь окровавленного и измученного Христа не оставляют в покое. Воины начинают насмехаться над Ним, надевают на Него тогу и дают Ему палку, символизирующую жезл. На Его голову возложили терновый венец в знак короны. Весь его облик символизирует униженного царя. Воины били Иисуса, плевали Ему в лицо. В таком виде, почти обессиленного, униженного и измученного, Его ведут на Голгофу.

Страдания на Кресте

Печально известная казнь через распятие означала, что приговоренный к смерти должен был лично нести крест к месту распятия. Та же участь ждала и Иисуса, но теперь Он был настолько слаб от перенесенных побоев и насмешек, что едва мог ходить.

Интересно! Поскольку за Христом на Голгофу последовало много людей, воины передали обязанность нести крест некоему Симону Киринейскому.

Вместе с Господом на Голгофу взошли два разбойника и были распяты по обе стороны от Него. Один из них впоследствии станет первым человеком, попавшим на небеса. Другой останется осужденным на вечную смерть. Разница между ними заключалась в том, что благоразумный разбойник в последние минуты своей жизни разглядел во Христе нечто такое, что изменило его душу. Он покаялся и в тот же момент получил от Господа обещание, что в тот же день попадет на небо.

В последние часы Своей земной жизни Христос прощает раскаявшегося разбойника.

Само распятие, безусловно, можно назвать одним из самых ужасных и изощренных методов смертной казни, изобретенных человечеством. Когда Христа возложили на крест, воины прибили Его руки друг к другу. Гвоздь проткнул нерв, вызвав невыносимую боль.

Ноги Господа также были прибиты к кресту, после чего Он был поставлен вертикально. При этом вес всего тела ложился на ладони пронзенных рук. Из-за напряжения в руках Его грудь сжалась так, что Он не мог дышать. Для того чтобы дышать, нужно было поднять ноги и приподнять туловище. Человек на кресте должен был постоянно двигаться вверх и вниз, чтобы дышать. Боль была на грани шока.

Эта агония продолжалась несколько часов, в течение которых наступила внезапная потеря сознания. Солнце погасло, и наступила тьма. Даже сама природа отказывалась принимать происходящее.

Помимо физических мучений, насмешки не оставляли Христа. Солдаты и прохожие кричали Ему, что если Он действительно Сын Божий, то пусть проявит силу, спасет Себя и двух других разбойников одновременно. Воины в это время разделяли Его одежды, как мы видели в пророчестве царя Давида в Ветхом Завете.

Наконец, физические силы Спасителя начали покидать Его. Он закричал громким голосом: «Совершилось!», и что Его Дух готов отойти к Его Небесному Отцу. Согласно традиции, солдаты часто приходили ломать голени распятых, чтобы те быстрее умерли. Поскольку Христос был распят прямо перед празднованием еврейской Пасхи, солдаты не могли допустить, чтобы распятый оставался висеть на всеобщее обозрение. Тогда они подошли и сломали голени двум грабителям. Когда они подошли к Христу, то увидели, что Он уже умер, что их очень удивило. Один из стражников пронзил копьем бок Спасителя, и из него хлынули кровь и вода.

Зачем были нужны страдания Христа

Один из фундаментальных вопросов христианства — почему Христу было необходимо пережить все то, что произошло. Почему для спасения человечества недостаточно было просто простить грехи, почему они должны были быть смыты кровью Богочеловека? Это сложный богословский вопрос.

Через смерть Христа произошло примирение человека с Богом

Смертность и страдания изначально не были заложены в природе человека, созданного Богом. Они были результатом познания греха. Грех — это то, что отделяет человека от Бога, отделяет Творца от сотворенного. И Христос, пройдя крестный путь, смог соединить то, что было разрушено в результате греха. Теперь у каждого, кто решил стать христианином, есть такая возможность.

В страданиях Христа мы видим невозможное: бессмертный по своей Божественной природе, но смертный по человечеству, Спаситель добровольно идет на страдания, чтобы победить смерть через Свою Божественность. Не пройдя через такие испытания, не измерив до дна всю человечность, которая есть в Нем, Христос не смог бы восстановить разорванную связь между Богом и человеком.

Более того, страдания Христа — это пример великого смирения. Он принял все зло, которое человечество приготовило и представило Ему, Он принял его без жалоб и с готовностью. Он вобрал в себя все существующее зло, чтобы каждый христианин мог чувствовать себя свободным от него. Все, что нам нужно, это желание и стремление следовать путем Христа и нести свой собственный крест.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: