История иконописи

Иконопись является изначальной традицией христианского сакрального искусства и была неотъемлемой частью богослужения и мистической жизни христиан с апостольских времен. В традиции восточного христианства иконы называли «окнами в небо», они вдохновляли и продолжают вдохновлять миллионы верующих, а иногда служили инструментом для демонстрации чудесного заступничества Бога в жизни человечества.

древние иконы

История возникновения икон

Церковное предание учит, что первым иконописцем был святой Лука Евангелист. Он написал священный образ Девы Марии, лицо которой он видел воочию. Он принес первые иконы Самой Богородице, которая одобрила их и заявила: «Да передастся этим иконам благодать Того, Кто родился от меня через меня». Существует как минимум пять икон Богоматери, написанных святым Лукой, которые высоко почитаются и сегодня. Известно, что он также написал иконы святых Петра и Павла. Истоки иконографии также можно найти в катакомбных росписях II и III веков.

Икона Девы Марии

Иконопись пользовалась особым вниманием и благосклонностью в ранней Византии. Император Константин Великий освободил от всех налогов художников, создававших мозаики для церквей. Иконопись — мозаики, настенные росписи (фрески) и панно (переносные иконы) — процветала в империи. Искусство иконописи достигло своего апогея в Византии в шестом веке, во время правления византийского императора Юстиниана Великого.

Святой Иоанн Златоуст имел привычку держать икону святого Павла перед собой, когда изучал Послание святого Павла, для вдохновения и призывания апостольского благословения. Как сказал другой отец Церкви, Василий Великий, «тихим голосом иконы учат тех, кто их видит». Однажды, когда святой Иоанн отвлекся от текста, икона святого Павла словно ожила, и апостол заговорил с ним.

Сент-Пол

Иконоборчество в Византии

Иконопись, как неотъемлемая часть христианской жизни, была предметом больших споров в VII и VIII веках. В это время в Византийской империи возникло так называемое иконоборческое движение, или противники икон. Иконоборцы с подозрением относились ко всему священному искусству, изображающему людей или Бога, и требовали уничтожения икон. Иконоборцы (иконопочитатели), напротив, энергично отстаивали место икон в жизни Церкви. Иконоборчество, возможно, испытало влияние иудейских и мусульманских идей, а возможно, отразило «пуританское» мировоззрение христианства, которое видело во всех изображениях скрытое идолопоклонство.

Иконоборческие идеи были поддержаны седьмым и последним Вселенским собором, который собрался в Никее в 787 году нашей эры. Последующие гонения на иконы со стороны византийского императора Льва III в следующем веке закончились только после вступления на престол императрицы Феодоры, которая в 843 году навсегда восстановила почитание икон, и эта победа даже празднуется сегодня как «триумф православия».

Одним из главных сторонников почитания икон в этот период был святой Иоанн Дамаскин, который написал в своем знаменитом труде «Защита икон»: «Через иконы Христа мы созерцаем Его телесную форму, Его чудеса и страдания и освящаемся (…) иконы святых наполняются Святым Духом».

Святой Иоанн Дамаскин

Иоанн Дамаскин на иконе.

После падения Константинополя святая гора Афон стала центром православной иконописи. Многие из монастырских церквей, которые можно увидеть на горе Афон сегодня, являются свидетельством многовековой традиции, царящей в руках монахов, которые ее сохранили. Византийской традиции иконописи также подражали сербские и русские христиане, чьи иконографические стили развивались на протяжении веков.

Хотя многие из нас ассоциируют иконопись с Восточной церковью, она также является основной традицией сакрального искусства в Западной католической церкви. Мозаики, фрески и картины в Риме, Испании и Франции показывают, что византийский стиль был художественной традицией, характерной как для западного, так и для восточного христианства вплоть до XII века.

Икона Божьей Матери

Значение икон

Описывая назначение икон, древние отцы использовали греческое произведение anagogia, что буквально означает «ведущая вверх». Фотий Контоглу, известный современный иконописец, прекрасно выразил это: «Иконы возносят душу и разум верующего, который видит икону, в область духовного, нетленного, в Царство Божие, насколько оно может быть достигнуто материальными средствами». Поэтому, чтобы полностью оценить иконопись, мы должны рассматривать ее как литургическую форму искусства, чья функция, по сути, является духовной.

Поскольку создание иконы само по себе является священным занятием, иконописец должен быть человеком молитвы, а не просто техником. Если его работа призвана вдохновлять и просвещать других, ему необходимо вести жизнь в молитве и посте, быть вдохновленным и просвещенным Святым Духом, чтобы его иконография сама стала выражением его духовной жизни. Контоглу пишет: «Иконописцы писали, когда молились.

Иконописец

Чем иконография отличается от классической живописи?

В западном подходе к сакральному искусству (например, в эпоху Возрождения) художник обычно представляет свой объект в чисто натуралистическом и изобразительном стиле. Он использует те же приемы, что и при изображении светской темы. Тема может быть религиозной, но стиль остается прежним.

Но цель иконописца совершенно иная, как и его методы достижения этой цели. Иконография изображает святых не такими, какими они были в реальной жизни, а такими, какими они являются в вечности. Он передает свое видение небесного мира не через символы, такие как закаты с золотыми облаками или ангелы, играющие на арфах, а через мистические формы и цвета. Как пишет Контоглу: «Иконопись выражает себя в одухотворенных формах, абстрагированных от природных явлений, мира вне явлений, духовного мира.

Описываемая как «теология в цвете и линиях», иконография традиционно использует особые художественные приемы и стилизацию, чтобы передать зрителю духовный мир. Первое, что бросается в глаза, — это стандартизация сакральных форм. Когда мы видим икону, мы можем сразу определить, что это Христос, это Святой Павел, это Святой Николай и так далее. Как формы святых, так и композиция евангельских событий фиксированы и архетипичны, хотя они будут слегка варьироваться в зависимости от стиля иконописца.

Боголюбская икона

Другой отличительной чертой иконографии является крайняя стилизация и неестественная передача одежды фигур. Складки одеяния изображены с помощью геометрических фигур (овалы, прямоугольники, треугольники), показывая небесный порядок. Выбор цветов также часто фиксирован: синий для верхней одежды Христа, красный для туники или внутренней одежды, темно-красный для верхней одежды Богородицы и так далее.

Эта стилизация также проявляется во всех чертах лица и членах тела людей, изображенных на иконе. Их лица не похожи на обычных людей, но через стилизацию показывают нам грани человеческой природы, преобразованной в Божественность. Руки часто тонкие и выразительные, обычно в различных жестах благословения. Ореол вокруг голов Христа, Девы Марии и святых представлен в виде четко очерченного круга, означающего их святость и привлекающего наше внимание к их лицам.

Даже сама природа преображается под рукой иконописца. Здания, горы, деревья и животные обычно изображаются очень просто, схематично, а не пытаются передать фотографическое сходство.

Иконописец не ограничивается использованием техники для изображения духовно преображенной реальности. Он изменяет и время, и пространство. События, происходящие в разное время, изображаются в композиции одновременно, как будто все они происходили в одно время — это видно, например, на иконах Рождества Христова, где в одной иконе мы видим Деву Марию с Младенцем, ангела, возвещающего пастухам о рождении Спасителя, и волхвов, спешащих поклониться Мессии.

Икона Рождества Христова

Иконописец также не использует систематически перспективу для создания иллюзии трехмерности. Вместо этого он часто использует перевернутую перспективу, чтобы показать, что объекты на переднем плане меньше, чем духовно более значимые предметы или люди позади них.

Иконы святых и иконографическая символика

«Даже если он видел святого в жизни, иконописец рисует его не в материальном или естественном виде, а в духовном образе, освещенном божественной благодатью». — писал современный иконописец Фотий Контоглу.

Иконописец использует несколько традиционных способов изображения освященной человечности святых. Их лица и члены тела стилизованы, руки выразительны в различных жестах благословения. Даже геометрические складки их одежды говорят о небесном порядке и равновесии. Ореолы вокруг их голов нарисованы в виде четко очерченного круга, означающего их святость и привлекающего наше внимание к их лицам.

Часто икона святого содержит важную ссылку на его жизнь или слова: Святой Христофор держит посох, который чудесным образом расцвел как пальма, как и пророчествовал младенец Иисус на следующий день после явления святому. Святая Тереза из Лизье говорила, что после смерти она «пустит дождь из роз», имея в виду милости и небесные дары, которыми она будет наделена, которые на ее иконе представлены пучком розовых роз. Такие мученицы, как Святая Цецилия и Святая Варвара, держат крест, показывая, что они следуют за Христом до самой смерти, что мы также видим на иконах монахов и монахинь, таких как Святой Бенедикт.

На многих иконах святые держат свиток с цитатами их собственных слов (например, святой Патрик, свиток которого цитирует его слова о Троице из знаменитой Лорики) или цитату из Писания, которая подчеркивает какую-то выдающуюся черту их жизни и судьбы. Знаковый образ святой Моники, чьи успешные молитвенные усилия по обращению ее сына святого Августина подытоживаются цитатой из Псалмов: «В бедствии моем я возопил к Господу, и Он услышал меня». Другие святые, такие как Святой Франциск и Святой Иоанн Креститель, хранили копии своих духовных писаний.

Святой Патрик

Откуда иконописец знает, как изобразить того или иного святого? Явления сотен святых описаны в различных пособиях для иконописцев. Такие фигуры, как Святой Николай или Святой Василий, на протяжении веков изображались на сотнях икон; христианин из Греции или Украины сразу же узнает изображения монастырских икон этих и других святых, даже если он не может прочитать идентифицирующий текст.

Давайте завершим нашу статью об истории иконописи и важности священной иконописи словами Василия Великого, который писал: «То, что Евангелие объясняет словами, иконописец показывает своей работой».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: