Иконостас в храме

Православные храмы всегда особенно красиво украшены, но многочисленные сосуды на самом деле подчинены строгой системе внутреннего убранства церкви и выполняют свои специфические роли. Иконостас — это не просто красиво украшенная подставка для икон, он имеет особую структуру и значение.

Что такое иконостас

Слово «иконостас» происходит из Греции, где оно было образовано из двух членов: «εἰκών» — изображение и «στάσις». — стоячее место. Точное значение этого слова — перегородка с изображениями, отделяющая алтарь от центральной части святилища.

Чаще всего это большая, высотой до потолка стена с 3-5 ярусами икон. В редких случаях появляются низкие, а не сплошные перегородки — они позволяют видеть все, что происходит в алтаре.

Иконы расположены сверху вниз и последовательно рассказывают прихожанам историю сотворения Богом человека и всю историю их взаимоотношений. Изображения и их расположение варьируются от храма к храму, но традиционно они делятся на пять уровней:

  1. Самый высокий, пятый уровень — пратонический.
  2. Четвертый уровень — пророческий.
  3. Третий уровень — Фестал.
  4. Второй уровень — это Деисус.
  5. Нижний уровень или первый ярус называется местным рядом.

Важно: Отделяя центральное святилище от алтаря, иконостас позволяет священнослужителям совершать сакраментальную молитву и готовиться к богослужению. Устройство такого разделителя также имеет духовное значение — особое расположение изображений на нем рассказывает прихожанам историю сотворения Богом человека.

На вершине всегда находится крест, как символ кульминации любви Бога к человечеству — именно на кресте Иисус Христос умер за все человечество, потому что Бог так возлюбил мир, что пожертвовал за него своим Сыном. Иногда вместо распятия в верхней части перегородки может быть икона Распятия.

История происхождения

Ранняя история христианства не содержит упоминаний об иконостасах — изначально их просто не существовало, поскольку христианам запрещалось собираться в зданиях, и они были вынуждены проводить службы в пещерах.

Затем, когда христианство стало официальной разрешенной религией и количество прихожан увеличилось, службы были перенесены в здания, а место для обучения священников было отделено столбами, на которых иногда размещались иконы. Только в IV веке нашей эры появляются упоминания о специально построенных алтарных ширмах в храмах.

Первоначально перила были низкими, что не позволяло полностью скрыть происходящее в алтаре. Но по мере того, как церковь украшалась изображениями святых, их увеличивали и делали выше. Первый 4-ярусный иконостас датируется началом 15 века.

В Греции службы проводились в каменных церквях, обильно украшенных фресками, но в современном СНГ церкви в основном деревянные, поэтому потребовались подставки для святых образов. С начала 15 века иконостасы стали устанавливать в 4 яруса, но сегодня классический вариант — 5 ярусов.

Как устроен иконостас в православном храме

Иконостас имеет строгую каноничность — порядок расположения икон на нем нельзя нарушать, но стиль построения не имеет строгих рамок, поэтому существует множество видов алтарных перил.

Нижний ряд

Здесь центральное место занимают Царские врата — дверь, ведущая в алтарную часть (расположенную напротив трона) и символизирующая дверь в Рай. На дверных рамах, обращенных в зал, находятся иконы Благовещения и четырех евангелистов. Над воротами изображена «Тайная вечеря», а слева и справа по краям яруса — двери дьяконов, через которые все духовенство проходит в зал.

Главное изображение нижнего яруса — Христос и Дева Мария; они расположены справа и слева от Королевских ворот соответственно. За ними следуют местные иконы святых, в честь которых названа церковь или которые здесь особо почитаются.

Второй ряд

В этом ряду значки меньше, чем в первом, но в целом их больше. Главная тема поэмы — второе пришествие Иисуса Христа на землю, отсюда и ее название «Деисус». Главный образ поэмы — изображение Спасителя на троне, а весь сборник подчинен одной теме — молитве к Христу о милости.

Справа и слева от основного изображения находятся изображения Иоанна Крестителя и Богородицы «Заступницы».

Третий ряд

На третьем уровне, или уровне Праздника, собраны все изображения, представляющие Двунадесятые праздники — великие события, произошедшие в жизни Христа и Девы Марии. Его иногда называют историческим слоем, потому что он представляет краткую историю Евангелий, показывая людям самые важные события: Рождество Христово, Крещение, Благовещение и т.д.

Четвертый ряд

Четвертый ряд занимают пророки, поэтому он и называется пророческим. Его основная цель — познакомить и представить историю ветхозаветной церкви. Поэтому здесь представлены все мужи Божьи, которые предсказывали пришествие и смерть Иисуса. В дополнение к ним на ярусе находится изображение Девы Марии «Знамение».

Пятый ряд

Преторианский ряд в центре содержит изображение Святой Троицы, показывающее, что Бог стоит во главе всего и что Он был там с самого начала, до создания Вселенной. По обе стороны от Троицы находятся изображения ветхозаветных праведников: древних Авраама, Исаака и Иакова. Нет четкого правила, кто именно должен быть изображен на иконах — это зависит от того, кто заказывает весь раздел.

Символика

Конструкция и устройство иконостаса определяются церковной традицией, но их архитектура, стиль и дизайн могут быть различными. Однако определенный символизм все же прослеживается:

  1. Распятие — это символ смерти Христа, через которую человек обретает вечную жизнь. Он всегда помещается на вершине раздела, венчая всю историю взаимоотношений между человеком и Богом.
  2. Каждая ступень представляет собой определенный этап в истории Церкви, от сотворения мира до Царства Небесного.
  3. Центральный значок в ярусе определяет тему, и именно по нему можно понять, о каком ярусе идет речь.
  4. В центре каждого яруса находятся изображения Иисуса Христа и Святой Троицы — именно Господь является центром вселенной и человеческой жизни. Поэтому в каждом иконостасе есть четкое расположение этих образов один под другим сверху вниз.
  5. Темы изображений Богоматери на каждом ярусе соответствуют общей теме, так что на Деисусном это «Заступница», молящая о милости к грешникам, а на Пророческом — «Знамение», подтверждающее все пророчества о приходе Мессии.

В то же время стиль иконостаса в целом, как и стиль икон и их содержание, может значительно отличаться от храма к храму. Например, изображение Тайной вечери может быть заменено на Воскресение Христа, а изображения праздников — на изображения цикла «Страсти Христовы».

Домашний и походный

В доме обычного православного христианина можно увидеть иконостас — красный угол, отведенный для святых образов.

В нем также необходимо соблюдать определенные правила размещения. Сегодня для этого используются специальные подставки из дерева или полки, на которых размещаются иконы.

В Древней Руси были распространены походные иконостасы — миниатюрные подставки для икон, которые складывались и делались особенно легкими, чтобы их можно было легко переносить на большие расстояния. Их обычно брали с собой в экспедиции, войны или торговые путешествия, чтобы помолиться перед иконами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: