Фомина неделя

Неделя Фомы (Антипасхальная неделя) — неделя, следующая за Страстной неделей, названная в честь апостола Фомы, который уверовал в Воскресение Христа, увидев и осязав раны Иисуса Христа на кресте.

Фомина неделя. Событие и история

Богослужение первого воскресенья после Пасхи посвящено воспоминанию откровения Христа Спасителя святым апостолам на восьмой день после Его воскресения. Фома был избран Иисусом Христом в число двенадцати апостолов, как сообщают нам евангелисты Матфей, Марк и Лука (Мф 10:2-4, Мк 3:14-19, Лк 6:13-16). Иоанн Богослов сообщает об участии апостола Фомы в некоторых событиях евангельского повествования, включая утверждение Фомы. В самый день Воскресения, вечером, все апостолы, за исключением Фомы, были вместе, и двери были закрыты. Вдруг им явился Иисус Христос и приветствовал их словами: «Мир вам!». Ученики испугались, думая, что это призрак. Но Он сказал им: «Почему вы страдаете? Это Я Сам», — и, сделав это, Он показал им Свои руки, ноги и ребра. Ученики радовались, видя Господа. Затем Он дунул на них и сказал: «Примите Святого Духа. Кому прощены грехи, тому они прощены; а кому оставлены, тому они остаются. Когда Фома пришел, другие ученики сказали ему: «Мы видели Господа». Фома, однако, ответил им, что не поверит, пока сам не увидит и не почувствует раны на теле Господа (Ин 20:25). Через восемь дней ученики снова были вместе, и Фома с ними. Дверь была закрыта. Иисус Христос явился им и сказал: «Мир вам!» Затем, обращаясь к Фоме, Он добавил: «Положи перст твой сюда и увидишь руки Мои, и вложи руку твою в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим». воскликнул Томас: «Господь мой и Бог мой!» (Иоанна 20:28), тем самым, как пишет блаженный Феофилакт Болгарский, исповедуя Божественную и человеческую природы Христа Спасителя. И сказал ему Иисус Христос: «Вы поверили, потому что увидели Меня, но блаженны те, которые не видели и уверовали! Господь, снизойдя до слабости человечества, явился снова, чтобы дать возможность неверующему апостолу познать истину свершившегося великого события: Он воскрес в том же теле, в котором страдал на кресте.

Евангельский рассказ оставляет неясным, действительно ли Фома вложил свой палец в раны Христа или нет. По мнению некоторых богословов, Фома отказался это сделать, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа. Согласно легенде, у святого Фомы от рождения были два переплетенных средних пальца, но как только он с радостью вложил их в ребра Бога, они тут же приняли свое обычное положение. Тема обращения Фомы стала популярным мотивом в евангельской иконографии. Выражение «Фома неверующий» стало разговорным существительным и обозначает недоверчивого человека.

Апостол Фома. Жизнеописание и проповедь

Из рассказа о явлении Иисуса Христа апостолам на Галилейском море (Ин. 21:2) можно сделать вывод, что апостол Фома изначально был рыбаком. В апокрифических Деяниях апостолов от имени апостола Фомы говорится, что его профессией было плотничество и строительство.

В славянском житии святого Фомы упоминается множество чудес, которые он совершил, чтобы успокоить язычников. Так, желая обратить в истинную веру самого индийского царя Гундафора, он представил себя искусным архитектором, и царь, поверив его словам, дал ему много золота и драгоценных камней для строительства самого изящного дворца. Фома растратил все эти деньги на нужды бедных и нуждающихся и, как бы для того, чтобы построить крышу, попросил еще золота, которое использовал таким же образом. Когда его измена была полностью раскрыта, Гундафор был полон горького гнева и приказал бросить апостола в глубокий ров. В это время, с Божьей помощью, смертельно заболел любимый брат царя. Тогда ангел Господень поднял его душу, и он увидел в раю великолепные покои, но когда он захотел войти в них, ангел ответил, что они принадлежат его брату Гундафору. Таким образом, по рассказу брата, царь сам понял, что апостол сделал ему настоящее добро, и когда он и его брат приняли святое крещение, он отправил их с честью проповедовать в других деревнях.

Еще одно чудесное событие, связанное с апостолом Фомой, зафиксировано в «Повествовании о жизни Богородицы» Епифания Монаха. Так, святой Фома, который не был среди учеников в первый день Воскресения Христа, не присутствовал и при Успении и погребении Пресвятой Богородицы, а прибыл в Иерусалим только на третий день после этого события. Апостолы стали наставлять его, напоминая ему о его прежнем упущении:

Когда Господь наш Иисус Христос воскрес через три дня из гроба и явился ученикам Своим, вас не было с нами, и явился во 2-й раз в храме, и через восемь дней (утверждал он). А сейчас, во время покоя Пресвятой Девы, где ты был?» — сказал он: «Когда я был вознесен на облаках, я увидел Деву Марию, входящую в небесные врата с ликом ангелов, и она дала мне свой пояс (лик благовестников).

За обращение ко Христу сына и жены правителя индийского города Мелиапора апостол Фома был заключен в темницу, подвергнут пыткам и, пронзенный пятью копьями, преставился к Богу. Считается, что апостол Фома принял мученическую смерть. Святой Фома принял мученическую смерть в 68 или 72 г. О проповеди апостола Фомы в Индии сообщали древние церковные писатели, в том числе Григорий Богослов (329-390), Амвросий Миланский (333-397), Иероним Стридонский (342-420), Паулин из Нолы (354-431) и другие. Согласно церковной традиции, святой Фома основал христианские церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии.

Почитание св. апостола Фомы

В православии именины Фомы носят на восьмой день после Пасхи, который приходится на воскресенье — Страстную неделю. В церковной традиции Фомина неделя также называется Антипасхой, поскольку приходится на первое воскресенье после Пасхи. Буквально, «Антипасха» происходит от греческого «ἀντι». — «вместо» или «напротив» Пасхи. Первое упоминание об Антипасхе содержится в Антиохии (ок. 380 г.), а описание иерусалимской службы в этот день встречается в Паломничестве Эгерии (ок. 400 г.). По обычаю древней Церкви, самое многочисленное крещение неофитов происходило в Страстную субботу, первые восемь дней после этого новокрещенные ходили в белых одеждах и снимали их на восьмой день, Антипасху.

Память святого Фомы также отмечается 19 октября (6 век) и 13 июля (30 июня), в праздник Собора двенадцати апостолов. Остров Сан-Томе и столица острова Сан-Томе и Принсипи, город Сан-Томе, были названы в честь апостола Фомы. Так называемое «Евангелие от Фомы» названо в честь Фомы, гностического апокрифа.

Самый древний рассказ о погребении апостола Фомы содержится у Ефрема Сирина. Другой случай встречается в апокрифах, где рассказывается о проповеди и мученической смерти апостола Фомы на северо-западе Индии. О посещении гробницы апостола Фомы в 13-14 веках писали многие путешественники. В 1293 году Марко Поло (1254-1324) посетил Индию. В своих записях он сообщил о посещении могилы апостола Фомы в Малабарском регионе Индии и назвал местных жителей «христианами апостола Фомы». В то же время известный миссионер и исследователь Джованни из Монтекорвино (1246-1328) также сообщил о посещении гробницы святого Фомы в Индии. Чуть позже, в 1324 году, францисканский монах Одорико (ок. 1274-1331) из Порденоне написал о своем путешествии и поклонении апостолу Фоме на месте его могилы.

Мощи святого апостола Фомы оставались в Индии до четвертого века. Позже они были перевезены в Эдессу, затем на греческий остров Хиос, а потом в Италию, в Ортону, где мощи хранятся в базилике Святого Фомы с 6 сентября 1258 года по сегодняшний день. Но даже после перенесения мощей святого, место его захоронения в Индии почиталось как святое место. В англосаксонских хрониках при описании событий 885 года упоминается король Альфред, поклявшийся в случае победы сделать богатые пожертвования дальним святыням, включая святого Фому Апостола в Индии. Во многих документах, касающихся местонахождения гробницы апостола Фомы, упоминается Мелипур (Малай-пурам), что означает «город на горе». Но уже с седьмого века в документах упоминается город Каламин. Вот что писал об этом святой Исидор Севильский (636): «На самом деле, пронзенный копьем, он (апостол Фома) умер в городе Каламин, в Индии, и был похоронен там с почестями за 12 дней до январских календ (21 декабря)». В латинских молитвенниках того времени город Каламин упоминался как место в Индии, где апостол Фома прошел через испытания и был похоронен. Когда португальцы обнаружили город Каламин в 1517 году, большинство его древних руин уже находились под водой. Тем не менее, местные жители указали на место, называемое «гробницей апостола Фомы». Это была небольшая прямоугольная церковь с приделами, очень старая и уже разрушенная, без изображений, только кресты.  Помимо Ортоны, частицы мощей святого апостола Фомы находятся в Индии, Венгрии и на Афоне.

Фомина неделя. Богослужение

Божественная литургия Недели святого Фомы (Антипасхи) совершается по Триоди Цветной и соответствует чину двенадцати великих праздников Господних, когда опускаются октановые песнопения. Тексты Божественной литургии посвящены как Воскресению самого Христа, так и святому апостолу Фоме. Обновление всего мира через Крест и Воскресение Христа также является важной темой праздника. В христианской теологии это воскресенье — первый день недели, день начала Божьего творения, описанного в книге Бытия, а также восьмой, или — прообраз грядущего бесконечного века, в котором уже не будет времени. В этом смысле неделя Антипасхи имеет особое значение.

Первое — это обновление настоящей недели, которая действительно является первой и последней. Первый является началом других, и второй также является началом других, как образ дня без конца, который будет в веке грядущем. Первый и единственный — не стричь ночью (Синаксарион).

Тропарь:

К означенному гробу, о живый, Ты взошел из могилы, Боже, и к двери закрытой урны Ты пошел, а4 все воскресение. Ими повелевает нам праведность Твоя, благодать Твоя.

Кондак:

С любящей десницей, с животворящим ребром ты искал Господа Бога; через затворенную дверь ты вошел, и вместе с восемью другими ты воскликнешь: Господи Иисусе Христе, Ты мой Бог.

Уверение апостола Фома. Иконы

Тема заверения апостола Фомы появляется уже в раннехристианский период (не ранее третьей четверти IV века). Она связана с развитием цикла Страстей в конце IV — начале V веков. Самые ранние изображения найдены на христианских саркофагах. Среди самых ранних памятников следует также отметить миланский диптих V века, мозаику из центрального нефа церкви Святого Аполлона Нового в Равенне (VI век).

Со временем в византийских памятниках сложилась композиция, в которой диалог Христа и Фомы оказывается в центре композиции, а жест Фомы конкретен — он прикасается к телу Христа, но не вкладывает пальцы в раны. Апостолы отходят в сторону, чтобы было видно свидетельство воскресения (мозаика Дафны и Осиоса Лукаса, 11 век).

Мотив сомневающегося Фомы встречается в России во фресках XI века Софийского собора в Киеве, а также во фресках Спасо-Преображенского собора Мирожинского монастыря в Пскове. Иконография «сомневающегося Фомы» не только вошла в цикл многих монументальных фресок, но и часто изображается на аналоговых иконах. На рубеже 15-16 веков сцена «Сомнение Фомы» была включена в праздничный ряд иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря и Троицкого собора Павлово-Оборова монастыря.

Сомнения Томаса. Софийский собор, Киев, Украина. Фреска из нижнего регистра южного трансепта.

Сомнения Томаса. Музей — заповедник Сергиев Посад. 15 век.

Сомнения Томаса. Двусторонний значок. Конец XV — начало XVI века Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Широко известна икона «Сомневающийся Фома» (Дионисий и мастерская) начала XVI века. Согласно евангельскому повествованию, в центре композиции изображен Иисус Христос с закрытой дверью на заднем плане. По обе стороны от него стоят апостолы, которые уже имели видение воскресшего Спасителя. На переднем плане, слева, Фома протягивает правую руку к Спасителю и касается Его ребер.  Фигура Томаса очерчена в композиции его ярким киноварным плащом, который контрастирует со сдержанным стилем одежды остальных изображенных. Стройная вытянутая фигура Спасителя соотносится с дверью за его спиной, вызывая в памяти слова Христа: «Я есмь дверь; через Меня всякий входящий спасется».

Уверенность Томаса. Дионисий и мастерская. Начало 16 века.

Святого Фому на иконах часто изображают в виде молодого человека без усов и бороды. Красный фон иконы указывает на его мученическую смерть. В другом варианте (не столь распространенном) апостол Фома изображен в виде старца — этот иконографический сюжет посвящен служению апостола в Индии.

Традиционно апостол Фома изображается в типичной для того времени одежде — хитоне (разновидность длинной рубахи) и гиматии (верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани). Цвета одеяний, в которых традиционно изображают Томаса, следующие: хитон — темно-зеленый или синий, гиматий — красный. Правая рука апостола Фомы поднята в жесте благословения, левая (в зависимости от традиции) спрятана под гиматием или держит свиток (кодекс) — символ Евангелия, Благой вести, которую святой Фома принес народам Палестины, Индии и Эфиопии.

Уверение Фомы. Картины

Тема подтверждения Томаса широко распространена в западноевропейском искусстве, в работах Дуччо ди Буонинсенья, Гверчино, Караваджо, Рембрандта, Рубенса и других.

заверения Томаса. Караваджо. 17 век. Неправдоподобность Святого Фомы. Гверчино. Пинакотека. Ватикан

Убеждения святого Фомы. Питер Пауль Рубенс

Храмы в честь Уверения Фомы

Мячина церковь в Великом Новгороде посвящена в честь подтверждения Фомой воскресения Христа. Церковь была построена в 1463 году. Раньше здесь был монастырь Воскресенских. От первоначальной церкви Успения Фомы, построенной между 1195 и 1196 годами, остался только фундамент. Старая церковь разрушилась от ветхости, и в 1463 году на прежнем фундаменте была построена новая церковь в стиле архитектуры XII века. Сегодня церковь не используется.

Церковь Уверения Фомы Воскресения Христова в Мячине в Великом Новгороде

Старообрядческая церковь Уверения святого апостола Фомы сегодня не действует.

Красная горка. Народные традиции

«Красная горка» — это чисто народная традиция в названии фестиваля. В это время весна уже дает о себе знать, но еще только начинает таять снег на холмах, которые украшаются первой молодой зеленью и цветами. «Красный холм» означает «красивый», «прекрасный» — собираясь на праздник в этот день, поселенцы часто выбирали самый привлекательный холм, отсюда и соответствующее название дня.

По словам жителей деревни, Красный холм — самое подходящее время для проведения свадеб. С воскресенья Святого Фомы таинство брака возобновляется после долгого перерыва во время Великого поста. Русские пословицы гласят: «На Красной горке девицы едины»; «Соберемся весной на полянах, на Красной горке веселы, соберемся, повеселимся золотым венцом». В России в этот день, Фомино воскресенье, происходило большинство свадеб, гуляний, хороводов, сватовства. Повсюду по улицам ходили девушки и пели веснянку. Красная гора была одним из любимых праздников в дореволюционной России.

М. Боскин. Танцы в хороводе», 1910 год.

В Верхнем Поволжье сочельник (суббота) или Фомино воскресенье называли «Вьюнишник» или «Кликунишно воскресенье», потому что в этот день после богослужения деревенская молодежь целыми толпами подходила к тем домам, где жили молодые супруги, поженившиеся в предыдущий мясной день, и кричала: «Молодая леди, молодая леди, дай мне свиную отбивную (молодая леди), а если ты не дашь мне свиную отбивную, ты — дева». Крики продолжались до тех пор, пока окно в доме не открылось и молодая женщина не подала крашеные яйца и блины. В некоторых регионах к молодежи присоединились женатые мужчины и женщины, которые также кричали: «Вьюн да вьюница, дайте нам кокунь и яйцо — если не дадите, мы вторгнемся на крыльцо. Кокун — это большой круглый пшеничный пирог с кишмишем: его пекли женщины, состоящие в браке первый год, и отдавали своим девицам, которым его передавали с низким поклоном и молчаливой просьбой, чтобы девицы взяли новобрачных с собой на прогулку. Дева, взявшая каравай из рук молодой женщины, отдавала одну треть его молодым женщинам, другую треть — мужчинам, старухам и детям, а остальное относили домой и ели сами девы, напевая.

Радоница. Народные традиции

Вторник на Фоминой неделе называется Радоница или Радоница. В этот день православные россияне поминают своих близких. В канун Рождества крестьянки пекут пироги, пшеничные блины, оладьи, кокурки, готовят рагу и лапшу, варят мясо, студень и жарят яйца. Со всеми этими яствами они шли на погост, куда приходили священник и викарий, чтобы отслужить заупокойные мессы на могилах. Во время заупокойной мессы женщины группами по пять человек угощали священнослужителей пирожками, желе и кашей. Во время службы женщины громко плакали, причитая и причитая, поэтому мужчины старались не посещать такие службы, чтобы не видеть женских слез. После угощения духовенство разошлось по домам. И после этого мужчины пришли на погост, начали пировать на могилах. Крестьяне крестили своих умерших родственников, поминали их, закапывали в могилы крашеные яйца, поливали их бульоном и убирали свежим дерном, на который клали различные лакомства.

Ф.С. Шурпин. Эскиз к картине «Радоница». Вторая половина 20-го века.

Когда яства были расставлены, крестьяне называли гостей похорон по имени и просили их присоединиться к ним, чтобы выпить и поесть. Но крестьяне, лечившие покойника, не забывали себя, поэтому к концу похорон кладбище было полно пьяных людей. То же самое происходило и на муниципальных кладбищах, куда в день массовых церемоний прибывали отряды полиции для подавления беспорядков.

Душеполезное поучение в Фомину неделю

О духовном понимании праздника Антипасхи как «дня обновления Воскресения Христова» мы читаем подробное изложение в поучительных словах святого Григория Богослова:

«Что тогда? — сказать. — Не было ли обновление дня также первым днем воскресения, которое последовало за той святой и светоносной ночью? Почему ты обращаешься с этим призывом к настоящему, о празднующий, который фабрикует многие мириады?». — Это был день спасения, а это день воспоминания о спасении. Этот день отделяет погребение от воскресения и является исключительно днем нового рождения, так что как первое творение начинается как день недели (и это видно из того, что седьмой от него день сделан субботой, ибо это день отдыха от дел), так и второе творение снова начинается как тот же день; ибо оно первое среди последующих и восьмое среди предшествующих — день высокий, чудесный, ибо он ведет к высокому состоянию. Об этом дне, как мне кажется, размышляет и божественный Соломон, повелевая отдавать «седьмую часть», то есть нынешнюю жизнь, и «восьмую» (Екл.11:2), то есть будущую жизнь, как нынешним добрым делам, так и их возобновлению. Но и великий Давид в честь того же дня поет свои псалмы о «восьмом» (Пс. 6 и Пс. 11), так же как в тот же день обновления он поет другой псалом (29), называя некое «обновление дома», и этот дом — мы, которые были достойны быть, называться и стать храмом Божиим (св. Григорий Богослов, Слово 44).

Святой Иоанн Златоуст говорит о мученической смерти апостола Фомы: «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, по благодати Божией сделался смелее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не боясь проповедовать слово Божие диким народам».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: