Воздержание в буддизме

Разговор о посте не может обойтись без традиционных вопросов о практике воздержания в буддизме. Как такового поста в буддизме нет, есть только понятие самосовершенствования, в которое входят разные составляющие, в том числе и воздержание от еды и питья. Но до этого уровня еще нужно дойти по лестнице испытаний, которые предлагаются новоначальному буддисту.

В некоторых странах, где буддизм является государственной религией, практикуется так называемый пост, который совпадает с сезоном дождей. Обычно пост длится около трех-четырех месяцев, причем монашествующие обязаны дать обет не выходить за пределы монастыря в течение всего этого времени. Те, кто временно принимает монашество, обычно избирают именно это время для самосовершенствования и усиленного внутреннего делания.

В Лаосе буддийский пост наступает в полнолуние восьмого ме­сяца. Связано это с древним преданием о том, что во время сезона дождей, когда нельзя было странствовать и проповедовать, Будда и его ученики жили на небесах, в царстве бога-громовержца Индры. В эти дни повсюду зарожда­ется жизнь, и потому невозможно передвигаться по дорогам, не нарушив важнейшей заповеди Будды и не погубив какое-нибудь живое существо. По этой причине монахи в течение трех месяцев не покидают территорию монастыря и обычно собираются на об­щей исповеди. Миряне тоже принимают участие в этой исповеди, собираясь в буддистских храмах, и просят прощения за совершенные грехи, а затем покидают монастыри и идут работать на поля. Во время всего поста днем и ночью горит огромное «дерево-свеча», символизирующее буддийское просветление.

Перед началом поста все верующие несут в пост свои приношения: лекарства, продукты, питье, благовония, свечи, какие-либо вещи, ткани. Монахи, полу­чив подношения, укладывают их в чашу и с молитвой подносят к статуе Будды. Обычно в это время они дают клятву оставаться в этой обители весь сезон дождей и берут на себя тройные обязатель­ства: нравственности, сосредоточения и мудрости — праджней.

Буддийский пост счи­тался самым благодатным периодом для накопления религиозных заслуг, поэтому верующие стремились почаще бывать в храме и за­ботиться о монахах, принося им все необходимое, чтобы они все время могли посвящать молитве и не отвлекаться на посторонние занятия.

Окончание буддийского поста отмечают в полнолуние один­надцатого месяца. Перед тем как покинуть монастырь, все мона­хи по традиции собираются вместе. Каждый из них спрашивает у остальных, не совершил ли он чего-либо предосудительного за проведенные в монастыре месяцы дождей, и просит прощения. Эта церемония завершает буддийский пост для монахов. Подоб­ную же церемонию совершают и миряне, придя в монастырь. За­тем они все вместе трижды совершают шествие вокруг монасты­ря. В течение трех ночей монастырские и общественные здания ярко освещаются огнями — это считается выражением особого почтения Будды к его матери, которой он некогда читал пропове­ди, когда она возродилась на небесах.

Иудейский пост

Пост (на иврите цом) – это воздержание от пищи, которое может быть добровольным или по предписанию закона. Определенных постоянных постных дней в еврейском календаре сравнительно мало. Наиболее известный – Йом-Кипур (День Всепрощения), когда Галаха (нормативная часть иудаизма, совокупность всех законов иудейской традиции, содержащихся в Торе, Талмуде и более поздней раввинистической литературе) запрещает еду, питье, умывание, ношение кожаной обуви, умащение маслами и супружескую близость. Этот пост продолжается от захода солнца до появления звезд вечером следующего дня. Вообще сутки у иудеев начинаются с приходом сумерек.

Кроме Йом-Кипура, единственного поста, предписанного Моисеевым законом, были установлены еще четыре постоянных поста в память о печальных событиях, имевших место при разрушении Первого Храма: в четвертом месяце (Тамуз), пятом (Ав), седьмом (Тишрей) и десятом (Тевет). Обыкновенные посты заключаются только в воздержании от пищи и воды. Запрещено, однако, предаваться в этот день излишним удовольствиям. С течением времени добавлялись и другие посты в память несчастий, постигших еврейский народ. Однако они не обязательны для соблюдения и не получили особого распространения.

Пост Девятого Ава (Тиша бе-Ав), в который также соблюдаются пять запретов, предваряется тремя траурными неделями. Во время последней недели нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино.

Если Йом-Кипур и Тиша бе-Ав (Девятое Ава) справляются «от вечера до вечера», то все прочие посты, за исключением общественного поста по случаю засухи, начинаются с восходом солнца и кончаются с закатом. В пост обыкновенно раздавали к вечеру милостыню бедным; этот обычай нашел отражение в талмудической поговорке: «Ценность поста в милостыне». Если любой постоянный пост, кроме Йом-Кипура, приходится на субботу, то он откладывается на следующий день. Нельзя также поститься в праздники (как большие, так и малые), в день новолуния и в полупраздники.

Больные и женщины в период беременности не обязаны соблюдать пост и могут принимать пищу в пределах необходимости.

Однако жесткая система ограничений определяет повседневную еврейскую кухню. Правила кашрута, которые определяют, что может есть и пить последователь иудаизма, строго регламентированы. Самый известный из запретов кашрута – на смешивание мясной и молочной пищи. Принимать молочную пищу можно только через три-шесть часов после того, как в рот был отправлен последний кусок мяса. Для мяса после молока пауза длится всего час, но если в меню был твердый сыр, придется ждать не меньше трех часов.

Но даже мясо кошерных животных (как сказано в Ветхом Завете, с раздвоенными копытами и отрыгивающих жвачку) должно быть получено определенным образом. Регламентируется, где и как должны быть забиты эти животные, последовательность обработки их туш. А кошерные молочные продукты могут быть получены только из молока кошерных животных, которых кормят, содержат, доят, а потом перерабатывают их молоко, соблюдая множество ограничений.

Приготовить такую еду и съесть ее без нарушений также непросто. Вся посуда и кухонная утварь должна быть «чистой» в кошерном понимании, то есть разделяться на «мясную» и «молочную». Запрещается даже мыть в одной раковине посуду, в которой были мясные и молочные блюда. Немало времени уходит и на обработку вполне безобидных продуктов, как, например, капусты: нужно просмотреть каждый лист кочана, не затесалось ли там запрещенное для еды насекомое, будь это даже крошечная мошка.

Сам процесс производства продуктов находится под постоянным контролем специальных уполномоченных. Они и дают окончательное заключение, кошерной ли получилась пища и напитки, включая вино. Существуют сертификаты подлинности, «эхшер», и особая упаковка, по которой ортодоксальный еврей в любой стране мира может опознать эти продукты. Есть и кошерное меню в ресторанах, и даже кошерное питание на авиалиниях. Малейшее нарушение правил кашрута в любом звене технологической цепочки переводит пищу в разряд некошерной. Скажем, если к откупоренной бутылке с кошерным вином случайно прикоснется неиудей, оно становится некошерным.



Есть что добавить к тексту? Если вы специалист-диетолог или священнослужитель, или просто есть что сказать — пишите!



Оставьте комментарий

 

и другие рецепты на ваш вкус