Праздник святой Троицы

«Придите, люди, поклонимся Триединому Божеству!».

Пятидесятница — это двунадесятый праздник, который отмечается в воскресенье через семь недель после Пасхи и установлен в память о сошествии Святого Духа на апостолов в виде огненных языков. Он также называется Пятидесятницей, потому что сошествие Святого Духа произошло на пятидесятый день после воскресения Христа и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы (в память о Синаитском законодательстве). Этот праздник также называют праздником Святой Троицы, потому что с сошествием Святого Духа на апостолов Святая Троица была полностью раскрыта и ее работа по спасению людей была завершена. Торжество Святого Духа отмечается на следующий день после Пятидесятницы, в понедельник, который поэтому называется «Духов день». Торжество Святой Троицы называют днем рождения Церкви.

Троица. Событие праздника

Сошествие Святого Духа на апостолов описано в книге Деяний, составленной евангелистом Лукой. Отрывки из этой книги читаются на литургии от Пасхи до Троицы включительно.

После Вознесения апостолы и Пресвятая Дева были вместе, проводя время в молитве. Согласно преданию, они находились в Сионской горнице, где Господь вкушал Тайную вечерю, когда в третий час дня (девять часов по современному летоисчислению) «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они сидели. И явились им языки, как огонь, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им говорить» (Деян. 2:2-4).

Святой Иоанн Златоуст и Феофилакт, епископ Болгарский, толкуя эти слова Писания, говорили, что ветра не было, а был только шум. Точно так же появились огненные языки и опустились на головы апостолов. Шум и пламя — это явления духовного, а не материального порядка. Феофилакт Болгарский подчеркивает:

Хорошо сказать: как огонь, как стремительный ветер, чтобы вы не думали о Духе как о чем-то чувственном.

Паломники из Месопотамии, Понта, Египта, Рима и многих других стран и городов собрались в Иерусалиме на еврейский праздник Пятидесятницы. Когда они услышали, что апостолы говорят на их родных языках, они изумились. Другие, не понимая ни слова из проповеди апостолов, насмехались, говоря: «Они пьяны!». Затем апостол Петр и остальные одиннадцать начали говорить:

Вы, мужи Иудины, и все живущие в Иерусалиме, да будет вам известно это, и слушайте слова мои: они не пьяны, как вы думаете, ибо уже третий час дня, но это есть то, что предсказано пророком Иоилем: И в последние дни, говорит Бог, излию Дух Мой на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старики ваши будут наставляемы снами. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию Дух Мой, и они будут пророчествовать. (Деяния 2:14-18)

Многие люди пришли к вере во Христа после вдохновенной проповеди апостолов, и около трех тысяч человек крестились в тот же день.

В Ветхом Завете праздник Пятидесятницы также назывался праздником недель или праздником жатвы (Исход 34:32). В этот день евреи вспоминали, как Моисей получил от Господа десять заповедей на горе Синай. В Ветхом Завете праздник Пятидесятницы был днем дарования Закона; в Новом Завете мы празднуем сошествие Святого Духа, завершение Нового Завета между Богом и человеком.

Иисус Христос обещал Своим ученикам, что пошлет Утешителя перед Своими страданиями на кресте, на последнем ужине по дороге в Гефсиманию. Мы слышали эти слова Спасителя во время Страстной службы перед Пасхой, когда читалось первое из двенадцати Евангелий (самое длинное).

Святой Дух дает нам все, Он творит пророчества, духовенство их исполняет, неписцы учат нас мудрости, рыбаки показывают нам Божество. Церковь собирается таким образом. Отец и Сын — одно и то же, и Утешителю — слава Тебе.

Так поется и в праздничном стихе. Не книжники, не безграмотные люди, а простые рыбаки стали мудрыми богословами. Сошествие Святого Духа преобразило учеников Спасителя. Ученики, робкие и боязливые, которые после ареста Господа были рассеяны и скрыты «страхом иудейским», теперь почувствовали в себе силу и смелость, так что посвятили свою жизнь провозглашению учения Христа.

Троица. История праздника

Праздник Святой Троицы был установлен апостолами. Они сами ежегодно праздновали день сошествия Святого Духа и заповедали это делать всем христианам (1 Кор 16:8; Деян 20:16). Он также упоминается в Деяниях апостолов. В древние времена этот праздник отмечался торжественно. В этот день было принято крестить катехуменов, так как после апостольской проповеди крестились три тысячи человек. Даже сегодня на Божественной литургии вместо Трисвятого поется «Если ты крестился во Христа…».

Уже в первые века христианства праздник Пятидесятницы был популярным фестивалем. Тертуллиан, умерший около 220-240 годов, является свидетелем этого факта. Утверждая превосходство христианских праздников над языческими, он писал: «Соберите все языческие праздники, расставьте их в ряд, и они не смогут исполнить Пятидесятницу».

Историки говорят, что хотя праздник распространился повсеместно, официально он был установлен в конце четвертого века, когда учение о Троице было сформулировано на Втором Вселенском Константинопольском соборе в 381 году. Собор утвердил учение об исхождении Святого Духа от Отца и о равенстве и единстве всех Лиц Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. К Символу веры, принятому на Первом Вселенском соборе, были добавлены: «В одном только Боге, истинном и живом, происходящем от Отца и Сына, поклоняемом и провозглашаемом пророками», — Никейско-католический Символ веры читается ежедневно в наших домах и церквях.

Праздничное богослужение в день Святой Троицы

Торжество Святой Троицы завершает литургический цикл Пасхи. Все последующие недели церковного года до следующей Триоди считаются «неделями после Пятидесятницы». Торжество Святого Духа отмечается в понедельник после Пятидесятницы. Поэтому служба Пятидесятницы несколько отличается от других праздников. Начиная с Пасхи, молитва Святому Духу, которая предшествует почти всем молитвам в церкви и дома, не читается. От Пасхи до Вознесения он заменяется пасхальным гимном «Христос воскрес, который через смерть пришел в смерть, и могиле дал жизнь». После Вознесения этот гимн не читается и не поется.

И вот начинается служба праздника Пятидесятницы:

Господь небес, Утешитель, Господь Иисус Христос, Который всегда с нами и все исполняет, кристалл благодати и податель жизни, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой нечистоты, и спаси нас, Господь Иисус Христос, ради нас.

В течение всего года, вплоть до следующей Пасхи, эта молитва будет многократно повторяться во время церковной службы и предшествовать домашней молитве.

Порядок проведения Божественной литургии вырабатывался постепенно. Первый полный византийский чин Пятидесятницы датируется девятым веком. Каноны праздника и многие песнопения были составлены в восьмом веке монахами Иоанном Дамаскиным и Космой Маиумским.

Вечернее богослужение в Пятидесятницу похоже на другие канонические праздники. Однако в этот день молитвы записываются не с праздничной иконой, а только с Евангелием. Воскресная служба на этой неделе уступает место праздничной службе. Только утреннее бдение при свечах похоже на обычное воскресенье тем, что всегда читается канон о Троице. Утром, сразу после литургии, начинается вечерня в честь Торжества Святого Духа и молитвы с коленопреклонением. Первые три молитвы составлены Василием Великим. В первой молитве мы исповедуем свои грехи перед Небесным Отцом и просим Его помиловать нас за жертву Его Сына. Во второй молитве мы просим Бога даровать нам Божий Дух. В третьей молитве мы просим Господа, сошедшего в ад и сокрушившего власть дьявола, похоронить наших умерших отцов и братьев «в месте света, в месте покоя». Затем добавляется специальная молитва Святому Духу, составленная Святым Филофеем Патриархом.

 

Молитву слушают, стоя на коленях.

По традиции в этот день храмы украшают зеленью: травой и ветками молодых деревьев. Многие верующие держат в руках букеты весенних цветов. Священник читает длинные молитвы у алтаря, стоя на коленях. В это время поклоняющиеся ложатся и кланяются. Затем поется стих, ряд гимнов, объясняющих молящимся смысл праздника.

Ихъ датчане были въ знаменіи всћхъ; ибо они датчане плоти, а датчане плоти, будучи больны невѣріемъ, отпали отъ благодати Божіей, И свѣтомъ Божіимъ мы сподобляемся быть чадами Божіими, утвердившись словами нашими въ словесахъ Божіихъ, призывая славу Бога, Бога всяческихъ. И вот, согнув колени в вере, мы поклоняемся этому Младенцу, проповеданному ради наших душ.

Когда этот стих поется в значительном хорале, сама мелодия помогает молящимся глубже понять его смысл. Иудеи, от которых родился Христос по плоти, отпали от Божьей благодати, страдая от неверия. Мы же, выходцы из других, языческих народов, смогли увидеть Божий свет, будучи укреплены в вере словами учеников Христа. Поэтому, склонив свои сердца и колени, мы с верой склоняемся перед Святым Духом, как провозгласил Спаситель. На словах «Let us bow» и мелодия опускается вниз, как бы совершая земной поклон.

 

На

Троицу принято украшать храмы зеленью

Тропарь праздника. Текст на православном славянском языке:

Благословен Ты, Боже наш, премудро постигающий обманы, ниспослав на них дух Твой, и через них постигающий вселенную, слава Тебе, исполненный любви.

Русский текст:

Благословен Ты, Христос Бог наш, Который сделал рыбаков (апостолов) мудрыми, послав на них Святого Духа, и тем самым помог им уловить (привлечь к вере) вселенную, слава Тебе, Ты полон человеколюбия.

Кондак празднику. Православно-славянский текст:

Когда Он сошел, Он разделил племена народа, но когда Он разобрался с ними, Он созвал их всех вместе, чтобы они едиными устами славили Вечерю Господню.

Русский текст:

Когда Всевышний сошел и смутил языки, Он разделил народы, но когда Он послал огненные языки, Он призвал их всех к единству, и теперь мы все вместе славим Святого Духа.

Народные обычаи в день Святой Троицы

Троицын день был широко известен как «Зеленая суббота». В этот день прихожане стояли в церкви с букетами луговых цветов или ветвей деревьев, а улицы и дома украшали березами. Полевые цветы, которые были в церкви, сушили и клали за иконами для разных целей: их клали в амбар для отпугивания мышей, в коньковые отверстия — для отпугивания землероек, на чердак — для предотвращения пожара. Они выносили кучи деревьев на деревенские улицы и украшали ими не только двери, но и оконные стекла, особенно в «материнской церкви», где пол был усыпан свежей травой, которую каждый уходящий с мессы пытался выскрести из-под ног, чтобы смешать с сеном, вскипятить с водой и выпить в качестве целебного напитка. Некоторые люди делали в церкви венки из листьев деревьев и сажали их в горшки для рассады.

Народная традиция гласит, что в понедельник после Пятидесятницы, праздника Святого Духа, происходит торжественное открытие земли. Видимо, это простое народное объяснение того, почему в этот день нельзя работать, а великий праздник Сошествия Святого Духа следует отмечать не только в воскресенье, но и в понедельник. Неделя после Пятидесятницы называется сплошной неделей — все дни являются священными. Воскресенье после Пятидесятницы — это Неделя всех святых. Пост Петра и Павла начинается в понедельник и заканчивается 12 июля, в праздник Петра и Павла.

Троица. Иконы

Одна из самых ранних икон в иконографии Троицы изображала явление трех ангелов Аврааму (Гостеприимство Авраама), запечатленное в 18-й главе библейской книги Бытия. В ней рассказывается о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил трех таинственных странников (названных в следующей главе ангелами) у дуба Мамре. Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обещание о грядущем чудесном рождении сына Исаака. Божья воля заключалась в том, чтобы от Авраама произошел «великий и сильный народ», в котором «благословятся все народы земли…».

 

Катакомбы на улице Виа Латина

Гостеприимство Авраама. Санта Мария Маджоре. Мозаика из римского храма Санта Мария Маджоре (1-я половина 5-го века)

Мозаика в храме Сан-Витале. Равенна (1-я половина 6-го века)

Во втором тысячелетии в «Гостеприимстве Авраама» появляется обычай надписывать слова «Святая Троица» на одной из миниатюр греческого псалтыря XI века. На этой миниатюре голова центрального ангела увенчана крестообразным нимбом: он обращен к зрителю фронтально, в то время как два других ангела изображены перевернутыми на три четверти.

Такой же тип изображения встречается на двери церкви Рождества Богородицы в Суздале (ок. 1230 г.) и на фреске Феофана Грека из церкви Преображения в Новгороде. Крестообразный нимб указывает на то, что центральный ангел отождествляется с Христом.

 

Святая Троица. Феофан Грек. 1378 r. Фреска в хоровой камере. Церковь Преображения на Ильине улице, Новгород.

Церковь Святой Троицы в Зирарде. Конец 14 века Вологда. Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Вологда.

Известно, что иконографический вариант Троицы без прародителей существовал до Рублева в византийском искусстве. Но все эти композиции не стоят особняком. Андрей Рублев не только придает картине здоровый и независимый характер, но и превращает ее в законченный богословский текст. На светлом фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Центральный ангел возвышается над остальными, за его спиной — дерево, за правым ангелом — гора, за левым — покои. Головы ангелов склонились в молчаливом разговоре. Их лица похожи, как будто одно и то же лицо изображено в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно проследить по нимбу, очертаниям крыльев, движениям рук ангелов, и все эти круги сходятся в эпицентре иконы, где изображены чаша и потир с головой тельца. Перед нами не просто трапеза, а евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Троица Андрея Рублева — это символическое изображение божественной троицы, как уже отмечал Сетненский собор. Ведь даже посещение Авраама тремя ангелами не было откровением Троицы, но лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующему разуму Церкви». Соответственно, икона Рублева также представляет нам не Отца, Сына и Святого Духа, а трех ангелов, символизирующих вечный совет трех Лиц Троицы. Символизм иконы Рублева имеет некоторое сходство с символизмом раннехристианской живописи, которая скрывала глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами.

 

Святая Троица. Андрей Рублев. 15 век.

Святая Троица. Государственный историко-художественный музей XV века в Сергиевом Посаде — заповедник

Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» из Новгорода, XVI век.

Сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Афон, монастырь Дионисиат, 14 век.

Святая Троица в Ветхом Завете. Середина XVI века Ярославский художественный музей, Ярославль. Святая Троица в Ветхом Завете. Вторая половина XVI века Москва, Государственная Третьяковская галерея Святая Троица. Конец XVI — начало XVII века. Ярославский художественный музей, Ярославль. Святая Троица в Ветхом Завете. Конец XVI — начало XVII века. Москва, Государственная Третьяковская галерея. Святая Троица. Конец XIV века Из коллекции Николая Лихачева. Государственный Эрмитаж, ул.

Троицкие храмы на Руси

Один из первых храмов на Руси был посвящен Святой Троице. Он был построен княгиней Ольгой в ее родном Пскове. Деревянный храм, построенный в 10 веке, простоял около 200 лет. Второй храм был сделан из камня. По преданию, он был основан в 1138 году святым князем Всеволодом (Гаврило в крещении). В 14 веке свод храма обрушился, и на его фундаменте был построен новый собор. Однако он был сильно поврежден во время пожара в 1609 году. Сегодня существует четвертый собор, построенный на том же месте и до сих пор носящий имя Святой Троицы.

Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве был построен на месте Троицкого собора, рядом с которым стояли еще семь деревянных соборов — в память о казанских победах они были освящены во имя тех праздников и памятников святых, когда происходили решающие сражения. В 1555-61 годах на месте этих церквей была построена одна каменная церковь, с девятью алтарями. Центральный алтарь был посвящен в честь Попечения Богородицы, а один из боковых алтарей был посвящен Святой Троице. До 17 века собор назывался Троицким.

Самый известный монастырь России, Троице-Сергиева лавра, также посвящен Святой Троице. Поселившись в Маковце в 1337 году, монах Сергий построил деревянную церковь, посвященную Святой Троице. В 1422 году на месте бывшей деревянной церкви игумен Никон, ученик монаха Сергия, заложил каменный собор Святой Троицы. Во время его строительства были вскрыты мощи преподобного Сергия. Собор был расписан известными мастерами Андреем Рублевым и Данилом Черных. Для иконостаса был написан знаменитый ветхозаветный образ Святой Троицы.

Собор Святой Троицы в Сергиевой Троицкой лавре

В Витебске был основан Марков монастырь Святой Троицы. Основание Маркова монастыря датируется 14-15 веками. Существует легенда об основателе монастыря — неком Марке, который уединился на принадлежащем ему участке земли и построил там часовню. Вскоре к нему присоединились единомышленники. Монастырь просуществовал до 1576 года, после чего был упразднен, а церковь Святой Троицы превращена в приходскую. Монастырь был восстановлен в 1633 году князем Львом Огинским и закрыт в 1920 году. Долгое время в нем размещалось ополчение и другие учреждения. Все здания были снесены, кроме Казанской церкви (включая Свято-Троицкий собор, один из лучших образцов белорусского деревянного зодчества). Казанская церковь пострадала во время Второй мировой войны, но позже была частично восстановлена. Это была единственная церковь в Витебске, которая не была закрыта в послевоенные годы. Главный алтарь церкви был посвящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а придел — в честь Сергия Радонежского. Монастырь был возрожден в 2000 году.

Свято-Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры

Свято-Троицкий монастырь в Слуцке (Беларусь) был основан в честь Святой Троицы. Время основания Свято-Троицкого монастыря неизвестно. Впервые он был упомянут в 1445 году. Монастырь располагался недалеко от города, ниже по течению реки Случь. Вокруг монастыря стали селиться люди, возникло предместье Тройчаны, а улица от города до монастыря была названа Тройчанской. Монастырь имел грамоту от польского короля, которая подтверждала его православный статус. С 1560 года в монастыре действовала богословская школа, где преподавались богословие, риторика, славянская и греческая грамматика. Известна также небольшая библиотека монастыря: в 1494 году в ней было 45 книг. В 1571 году настоятелем монастыря стал архимандрит Михаил Рагоза (ум. 1599), будущий митрополит Киевский. При монастыре была открыта православная семинария, которую до 1575 года возглавлял бывший игумен Троицкой лавры Сергий Артемий (? — начало 1570-х годов). В начале 17 века семинарии уже не было. Он вновь появляется в 18 веке. Во время Первой мировой войны в монастыре действовал лазарет. Летом 1917 года здания монастыря, в которых проживали 13 монахов и 13 послушников, были переданы белорусской гимназии, а настоятель, архимандрит Афанасий Вечерко, был сослан. Монастырь был закрыт 21 февраля 1930 года, а реликвии переданы в музеи. Здания монастыря были окончательно снесены в 1950-х годах. Впоследствии на его месте был построен военный городок. В 1994 году на месте монастыря был установлен памятный крест.

Слуцкий монастырь Святой Троицы. N. Орда. Вторая половина 19 века. XIX век.

В 1414 году на берегу реки Нурмы, недалеко от ее впадения в реку Обнору, на территории современного Грызовецкого района Вологодской области был основан Свято-Троицкий монастырь Павла Обнорского. Основателем монастыря был Павел Обнорский, ученик Сергия Радонежского (1317-1429). В 1489 году монастырь получил от великого князя Ивана III привилегию на предоставление монастырских лесов и деревень и освобождение от налогов. Впоследствии привилегии монастыря были усилены Василием III, Иваном IV Грозным и их преемниками. В монастыре была построена соборная церковь, посвященная Святой Троице (1505-1516 гг.). В середине 19 века в монастыре жили 12 монахов. В 1909 году в монастыре произошел сильный пожар. Крест, полученный святым Павлом от Сергия Радонежского, расплавился в огне. До революции в монастыре проживало около 80 насельников. Монастырь был закрыт в 1924 году по решению Грязовецкого райисполкома РКП(б). В 1920-30 годах был снесен Свято-Троицкий собор с прилегающими церковными зданиями, колокольней и оградой. На территории монастыря располагались учебный пункт, школа и детский дом. В 1945 году был создан детский санаторий, а затем районный санаторий и лесная школа. Он был возвращен РПЦ в 1994 году.

Павло-Обнорский Свято-Троицкий мужской монастырь.

Им был освящен Троице-Стефановский монастырь, который находится в селе Ульяново Усть-Куломского района Республики Коми. По преданию, монастырь был основан в 1385 году святым Стефаном Пермским (1340-1396) с целью распространения христианства на Верхней Вятке. Но структура долгое время не существовала. Согласно местным легендам, Ульяновский монастырь был назван в честь девушки Улании, которая, не желая попасть в руки врага, решила утопиться в реке. Напротив него был построен монастырский дом. В годы советской власти Ульяновский монастырь был закрыт, а его имущество разграблено. Многие монахи были репрессированы. Собор Святой Троицы был полностью разрушен, а большинство хозяйственных построек находились в плачевном состоянии. Предметы, изъятые из Ульяновского монастыря, были помещены в Национальный музей Республики Коми. В 1994 году монастырь был передан РПЦ.

Свято-Троице-Стефановский Ульяновский монастырь

В Костроме был основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь им. Впервые монастырь упоминается в летописях в 1432 году, но, возможно, был основан гораздо раньше. Согласно общепринятой версии, монастырь был основан около 1330 года татарским мурзой Четом, предком семей Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите (ок. 1283/1288 — 1340/1341) и крещенным в Москве под именем Захария. Там ему было видение Девы Марии с сопровождающим ее апостолом Филиппом и мучеником Иппатиком Гангрским (ум. 325/326), в результате которого он исцелился от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Вначале была построена церковь Святой Троицы, затем церковь Рождества Богородицы, несколько келий и крепкая дубовая стена. Вокруг монастыря располагались жилые и хозяйственные постройки. Все здания были сделаны из дерева. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь перешел под покровительство семьи Годуновых, пришедшей к власти в середине XVI века. В этот период монастырь пережил бурное развитие. После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднен, а его ценности национализированы. В течение многих лет в монастыре располагался музей, и часть его экспозиции сохранилась до наших дней. В 2005 году монастырь был передан РПЦ.

Ипатьевский монастырь. Вид со старого русла реки Костромы.

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь был основан во имя Святой Троицы. Расположен на реке Молокча в деревне Махра Александровского района Владимирской области. Он был основан в 14 веке Стефаном Махрищским (ум. 14 июля 1406 г.) как мужской монастырь. С 1615 года до 1920-х годов он был приписан к Сергиевой лавре. Закрыт в 1922 году. Вновь открыт в 1995 году как женский монастырь.

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь.

Во имя Святой Троицы в 1520 году был основан монастырь Антония Сичинского. Монастырь был основан монахом Антонием из Сику (1477-1556). В допапповские времена Сийский монастырь был одним из крупнейших центров духовной жизни на Русском Севере. Из книжного собрания монастыря происходят такие уникальные рукописи, как Сийское Евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции древние документы были изъяты у монахов и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах были перевезены в Москву (сейчас находятся в Российском государственном архиве древних актов). Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уездного исполнительного комитета от 12 июня 1923 г. и решением президиума исполнительного комитета Архангельской области от 11 июля 1923 г. На месте монастыря разместили рабочую коммуну и колхоз. В 1992 году монастырь был передан РПЦ.

Троицкий сикхский монастырь. Дореволюционная открытка

Монастырь в Астрахани был освящен во имя Святой Троицы. История Свято-Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, отправив сюда игумена Кирилла, повелел ему основать в городе «генеральный монастырь Николая Чудотворца». К 1573 году игумен Кирилл построил: «православная церковь Святой Троицы, к которой были пристроены трапезная в шесть саженей, погреб в три сажени, 12 келий, две погребальные камеры с сушильнями, конюшня и кухня». Все здания были деревянными. К моменту смерти игумена Кирилла в 1576 году он построил в монастыре еще две деревянные церкви: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Сам монастырь, первоначально посвященный Святому Николаю, позже был переименован в Троицкий, в честь собора Живоначальной Троицы. В 1690-х годах новый игумен Феодосий начал перестраивать монастырь из дерева в камень. 13 сентября 1603 года был освящен новый каменный собор Святой Троицы. Чуть позже была пристроена боковая часовня в честь святых страстотерпцев — князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня, а под ней церковь Николая Чудотворца, и деревянная церковь Возложения Искренних Рук с приделом в честь Введения Пресвятой Богородицы. В советское время в монастыре было построено хранилище, а мощи были осквернены.

Свято-Троицкий монастырь в Астрахани

Свято-Троицкий монастырь был основан в Муроме, во Владимирской области. Монастырь был основан во второй четверти XVII века (1643 год) муромским купцом Тарасом Борисовичем Цветновым, который, по мнению некоторых местных историков, основал его на месте так называемого «старого города», где первоначально в 11-13 веках стоял деревянный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее — деревянная церковь Святой Троицы. В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году в монастырь была привезена деревянная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского из соседней Меленковской области, которая является памятником деревянного зодчества XVIII века. Он был открыт в 1991 году. Святые мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, которые были переданы из местного музея 19 сентября 1992 года. До 1921 года реликвии хранились в городском соборе Рождества Христова.

Свято-Троицкий монастырь в Муроме в 19 веке

Также во имя Святой Троицы были освящены Александро-Свирский, Зеленецкий Троицкий мужской монастырь, Клопский мужской монастырь, Елецкий Троицкий мужской монастырь, Белопесоцкий и Троицкий Болдинский мужские монастыри, монастыри в Казани, Свияжске, Калязине, Переславле-Залесском, Тюмени, Чебоксарах и других городах.

Монастыри в честь Святой Троицы были основаны в Сербии, Грузии, Греции, Палестине, Финляндии и Швеции.

Церковь в Великом Новгороде была освящена в честь Святой Троицы. Датой основания церкви считается 1365 год. Он был построен по заказу новгородских купцов, торговавших с Югрой (близ Урала). Во время Великой Отечественной войны Свято-Троицкой церкви был нанесен наибольший ущерб. Наряду с другими памятниками новгородской архитектуры он был отреставрирован в 1975-1978 годах, хотя работы продолжаются до сих пор.

Церковь Святой Троицы в Ямской слободе в Великом Новгороде

Церковь в Духовом монастыре в Великом Новгороде также освящена в честь Святой Троицы. Троицкая церковь с трапезной палатой была построена около 1557 года по приказу игумена Ионы. Он расположен почти в центре территории монастыря. На первом этаже трапезной располагались кухня, пекарня и два квасных погреба; на втором этаже — трапезная и галерея. Церковь сильно пострадала во время шведской оккупации 1611-1617 годов и во время большого пожара 1685 года.

 

Троицкая церковь бывшего монастыря Дукла в Великом Новгороде

Освящен храм во имя Живоначальной Святой Троицы в Полях, Москва. Впервые он был упомянут в 1493 году в «Хронике Воскресения». В 1565 году была построена каменная церковь. В 1639 году рядом с каменной Троицкой церковью была построена деревянная церковь в честь Сергия Радонежского с приделами Николая Чудотворца и Бориса и Глеба, построенная боярином М. Салтыковым (двоюродным братом царя Михаила Федоровича). Церковь Святой Троицы была снесена в 1934 году. Темпы сноса не позволили детально исследовать архитектурный памятник. На его месте был разбит сквер, а на месте трапезной был установлен памятник первопечатнику Ивану Федорову.

 

Церковь Живоначальной Троицы в Поли. Фотография из альбома Найденова Н., 1882 год.

 

Церковь в Никитниках (Москва) была освящена во имя Святой Троицы. Еще в 16 веке здесь стояла деревянная церковь, посвященная святому мученику Никите (умер ок. 372 г.). Она сгорела в 1620-х годах, а новая каменная церковь, посвященная Святой Троице, была построена в 1628-1651 годах по указанию Григория Никитникова, ярославского купца, жившего неподалеку. Источники упоминают о строительных работах в 1631-1634 и 1653 гг. Южный боковой алтарь церкви был посвящен Никите Мученику, в него была перенесена чтимая икона святого из сгоревшей православной церкви. Она служила усыпальницей для строителя церкви и членов его семьи. В 1920 году церковь была закрыта для проведения служб, а в 1934 году передана Государственному историческому музею. В 1991 году храм был передан Русской православной церкви.

 

Церковь Святой Троицы Живоначальной в Никитниках. Вид на церковь Святой Троицы в Никитниках с юго-запада

Старообрядческие храмы святой Троицы

Старообрядцы сохранили традицию освящения храмов во имя Святой Троицы. Сегодня общины Русской православной старообрядческой церкви в Санкт-Петербурге (Лиговская община), в селе Шувое (Московская область), в деревнях Глухово и Павлейха (Костромская область), в селе Пристань (Свердловская область) и в деревне Кумская Долина (Старопольская область) отмечают свой престольный праздник. В настоящее время престол находится в украинском приходе Русской православной церкви в селе Жуковец Винницкой области. Белокриницкие приходы в Румынии в с. Камень, с. Паскани (Румыния). Пашкани (Румыния) и Васлуй также отмечают этот праздник.

 

Русская православная церковь в поселке Пристань Свердловской области была освящена во имя Животворящей Троицы.

Церковь Святой Животворящей Троицы. Шувое

Община Русской православной церкви в Тулче (Румыния) отмечает сегодня свой церковный праздник.

 

Русская православная церковь Живоначальной Троицы в Шувое. Tulcea

Ряд поморских церквей посвящены Святой Троице: в Уржуме Кировской области, в Белоруссии д. Кирилино и д. Кублищено (Витебская область) и д. Солотин, Гомельская область. Церкви Святой Троицы находятся в Лиепае (Латвия), Гурилишках (Латвия), Данилишках (Литва), Муствеэ (Эстония), Водзилки (Польша) и Ирье (США).

 

 

Церковь «Живая Троица» в ДОКе. Лиепая

Церковь Святой Троицы в ДОКе. Кубышкино

Праздник Святой Троицы также является покровителем Свято-Никольского Улеймского монастыря РКП и Свято-Никольского Улеймского монастыря РКП в селе Каменка Злянского района Брянской области.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: