Житие Василия Кинешемского

Жестокие гонения со стороны советской власти дали Церкви много вновь прославленных святых, среди которых был и епископ Киншминский Василий (Преображенский). Как и другие священники, жившие и служившие в это тяжелое время, епископ Василий перенес жесточайшие допросы, тюремные лагеря и ссылки.

Житие

Владыка Василий, известный как Вениамин Преображенский, родился в 1876 году в семье священнослужителя, его отец был священником. Местом рождения будущего святого стал город Кинешме Костромской губернии.

Формирование религиозного мировоззрения

Главную роль в формировании Владыки как будущего служителя церкви сыграли его родители. Они делали все возможное, чтобы защитить своих детей от развращающего влияния мира, зная, как трудно удалить грехи и страсти из души, если они уже пустили корни. С самого рождения мальчик был окружен атмосферой, напоминающей монастырь.

Его родители, набожные и благочестивые люди, выходили в город только по необходимости. Шум и суета окружающей жизни не проникали во внутренний мир семьи — новости, сплетни, праздные разговоры оставались где-то далеко, за стенами дома. Это сформировало в мальчике сосредоточенность, углубление в себя.

Весь последующий образ жизни Вениамина был построен типично для священнического сословия. Он учился в духовном училище своего города, затем окончил семинарию в Костроме, учился в Киевской духовной академии. Он получил степень кандидата богословия, а затем магистра богословия.

В качестве дополнения! Преподавая в Воронежской духовной семинарии, он написал труд «О скитском патерике», за который был удостоен звания.

Увлечение светской жизнью

Несмотря на монашеское воспитание и глубокое духовное образование, Вениамин интересовался исключительно мирскими вещами и хотел идти по жизни как светский человек. Прекрасно зная многие иностранные языки, с целью более глубокого их изучения, а также европейской культуры в целом, он отправился в Англию и жил в Лондоне с 1910 по 1911 год.

По возвращении он устроился учителем истории и иностранных языков сначала в гимназию в Миргороде, а затем в Москве. Вскоре Бенджамин решил посвятить свою жизнь воспитанию подрастающего поколения; он окончил педагогический институт, и его дальнейшие планы были неразрывно связаны с этим видом деятельности.

Однако Господь решает устроить все по-другому.

Призыв Бога к служению церкви

Однажды, приехав в Киншму навестить родителей, Вениамин отправился кататься на лодке по Волге. Он был не один, а с несколькими друзьями. По какой-то причине лодка внезапно опрокинулась, и все оказались под водой. Вениамин молился, прося Господа даровать ему спасение и, в свою очередь, обещая посвятить остаток жизни служению Церкви. Бог позволил ему ухватиться за плавучую доску и добраться до берега. Все остальные участники прогулки погибли.

После всего произошедшего, пережив шок от революции, Вениамин в 1917 году наконец вернулся в родной город. Он присоединился к церкви, где его престарелый отец все еще служил пастором.

Будущий святой начал широкую просветительскую деятельность в Кинешме и соседних городах. Он открыл православные клубы, главной целью которых было подробное изучение Священного Писания. Он привил народу глубокое и основательное понимание его, а также обучал детей Закону Божьему.

Епископство

В 20 году, достигнув сорокалетнего возраста, Вениамин был рукоположен в священники, через год стал монахом, а вскоре после этого был рукоположен в епископа Кинешемского.

Подвижнические и проповеднические труды

Владыка вел чрезвычайно скромную и простую жизнь, с величайшим благоговением относясь к богослужению. Он жил в маленькой бане, которая принадлежала одной благочестивой женщине. Это место находилось на окраине города, маленькое и обветшалое здание, ютившееся в земле вдали от суеты и внимания людей. Он жил в отказе от самого необходимого и вынужден был терпеть тяжелый аскетический труд и лишения. Свою кровать он сделал из голого деревянного пола, а вместо подушки положил бревно.

Ежедневно епископ нес огромную нагрузку. Он служил в церкви, выслушивал исповеди, проповедовал, принимал всех, кто нуждался в его помощи и совете. Он посещал монастыри, кружки, которые организовывал по всей епархии.

Интересно! Проповеди святого привлекали множество людей в святилище. Многие были настолько очарованы его проникновенными речами, что полностью преобразились.

Другие, следуя за святым, полностью посвящали свою жизнь служению Господу и ближним, раздавали свое имущество бедным и нуждающимся. Когда на Нижней Волге разразился голод, осиротевшие дети были помещены в детские дома. В своей проповеди Владыка призвал взять этих детей к себе. Подавая пример, он сам взял на воспитание пять девочек-сирот. Крестьяне были настолько впечатлены примером святого, что многие из них взяли детей в свои семьи.

Свет веры, исходивший из сердца Господа, достигал и неверующих. Независимо от отношения к вере и Церкви, каждый чувствовал, что слово, сказанное епископом Василием, отвечало внутренним потребностям души, придавая жизнь и смысл происходящему с ней.

Противостояние обновленческой церкви

Как добрый пастырь, он охранял своих прихожан от всех грехов и ошибок. В 1922 году в Церкви возникло еретическое течение — Обновление. По всей стране были реквизированы церкви, православные священники и епископы изгнаны, а безбожные власти преследовали их и приговаривали к тюрьмам и смерти.

Владыка, несмотря на захват многих церквей, благословил священников не оставлять своих прихожан и проводить службы на площадях. Сам он поступил так же. Огромное количество людей стекалось к этим услугам. Конечно, такая настойчивость и упорство со стороны святого вызвали недовольство со стороны властей. Поэтому после двух лет, которые епископ Василий провел в служении в соборе в Киншме, он был приговорен к ссылке в Зыринск.

Богословские труды

Проповеди Владыки всегда находили отклик в душах самых разных людей, меняя их образ мыслей и жизни. Вдохновенная речь пастора проникает в сердца современных людей со страниц книги «Беседы на Евангелие от Марка», которая вышла из-под пера епископа Василия и считается его лучшим произведением. И несмотря на то, что она была написана в первой половине прошлого века, она до сих пор представляет интерес для православных читателей.

Трудно оценить глубину смысла Писания без мудрого руководства опытного наставника. Тщательно изучив и применив на практике многие доктрины православной веры, епископ Кинешмы передает накопленный опыт и знания своим читателям. Он считает Евангелие основой духовно-нравственной жизни людей, поэтому книга оказалась своего рода самообразованием духовной жизни для верующих христиан.

Живя в условиях гонений, епископ Кинешемский не мог полностью реализовать себя в издательской, образовательной или другой церковной деятельности. Однако он сделал гораздо больше — он отдал свою жизнь для укрепления Церкви, став ее молитвенным заступником в неведомых безднах духовного мира.

Тюремные мытарства

Аресты, тюрьмы и ссылки следовали один за другим. Но Владыка не оставил своих духовных детей и поддерживал их письмами. В перерывах между ссылками он служил, проповедовал, исповедовал и, наконец, получил очередной срок за свои миссионерские подвиги.

  • Летом 1925 года, когда Владыка вернулся из ссылки в Киншму, вокруг него вновь разгорелась духовная жизнь. Власти обеспокоились его присутствием в городе и приказали ему уехать. Вместе со своим келейником, который сопровождал его в изгнании, святой поселился в стране.
  • В 1926 году он был назначен епископом в Вязники во Владимирской епархии. Там он завершил работу над «Рассуждениями о Евангелии от Марка». Весной следующего года он был выселен из Вижников обратно в Киншму.
  • В 1927 году он стал ординарием Ивановской епархии, но не вступил в должность. Власти депортировали его в Кострому.
  • В ноябре 1928 года его сослали в деревню Малоречка Екатеринбургской области, где он проводил ежедневные службы.
  • В 1932 году он вернулся из ссылки и поселился в городе Орле, где прожил почти два года.
  • В 1933 году его приговорили к пяти годам заключения в колонии под Рыбинском, где он помогал строить канал. Его верный исповедник был отправлен в лагерь под Мурманском.
  • В 1938 году он был освобожден, сначала поселился в Рыбинске, затем переехал в Котово Ярославской области. Он основал церковь в Бате, тайно служил в ней, собирал людей и сформировал кружок единоверцев.
  • 1943, ноябрь — сослан в Красноярский край.
  • 1945, 13 августа — умер там же, в Бжезинах.

Епископат помнят и чтят в его родном городе. В Кинешме есть музей, где можно увидеть личные вещи святого, которые долгие годы хранились в семьях духовных родственников. Здесь есть кадило, ряса, несколько рукописей и другие предметы обихода.

Мощи святого хранятся в соборе и считаются главной святыней святилища.

Жители города горячо и искренне почитают епископа Кинешмы как своего небесного покровителя. Существует благотворительный фонд, созданный для сохранения его наследия. В день памяти святого, который отмечается ежегодно 13 августа, проводятся епархиальные торжества, крестный ход, массовая экскурсия по музею и концерты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: