Святые Борис и Глеб

Истинный мученик и истинный последователь Евангелия Христа».

6 августа Церковь чтит память святых мучеников Бориса и Глеба. Святые князья-мученики Борис и Глеб были младшими сыновьями святого киевского князя Владимира. Они родились незадолго до крещения русинской земли и были воспитаны в духе христианской веры. Старший из братьев, Борис, получил хорошее образование. Глеб разделял желание брата посвятить свою жизнь исключительно служению Богу. Братья отличались милосердием и добротой, следуя примеру своего отца — князя Владимира, который был милостив и сострадателен.

Житие князей Бориса и Глеба

Борис и Глеб были сыновьями великого князя Владимира (ок. 960 — 28.07.1015) от его жены византийской принцессы Анны (963 — 1011/1012) из армянской династии, единственной сестры царствующего византийского императора Василия II (976-1025). При крещении Борису было дано имя Роман, а Глебу — Давыд. С раннего детства братья воспитывались в христианском благочестии. Они любили читать Писание, творения святых отцов. Они горячо желали подражать поступкам угодных Богу людей. Бориса и Глеба отличали милосердие, доброта, отзывчивость и скромность.

При жизни князя Владимира Борис получил Ростов, а Глеб — Муром. Управляя своими княжествами, они проявляли мудрость и мягкость, заботясь прежде всего о том, чтобы привить православную веру и утвердить в народе благочестивый образ жизни. Молодые принцы были искусными и храбрыми воинами. Незадолго до его кончины их отец, великий князь Владимир, призвал своего старшего брата Бориса и отправил его с многочисленным войском против безбожных печенегов. Но печенеги, напуганные силой князя Бориса и мощью его войска, бежали в степи.

После смерти в 1015 году Владимира Великого его старшего сына от гречанки, вдовы киевского князя Ярослава Светослава (?-11.06.978), Светослав (ок. 979 — 1019) провозгласил себя великим князем киевским. Узнав о смерти отца, князь Борис погрузился в глубокую скорбь. Его дружина призывала его идти на Киев и занять великокняжеский престол, но смиренный Борис распустил свое войско, не желая междоусобных распрей:

Я не подниму руку на своего брата или даже на старшего, которого я должен считать своим отцом!

Святополк был довольно хитрым и напыщенным человеком, он не верил в искренность слов своего брата Бориса и видел в нем лишь соперника, на стороне которого народ. Тут же Святополк решил совершить страшное преступление, подослав к Борису убийц. Борис был проинформирован об этом, но не стал скрываться. Помня о подвигах первых христианских мучеников, он с готовностью встретил свою смерть. Наемные убийцы Святополка настигли Бориса во время заутрени в воскресенье 24 июля (н.ст.) 1015 года в его шатре на берегу реки Альта. После службы преступники ворвались в шатер князя и пронзили Бориса копьями.

Слуга святого князя Бориса, Георгий Угрин, бросился на защиту своего господина, но был тут же убит. Борис, однако, был еще жив. Выйдя из шатра, он начал молиться, а затем повернулся к убийцам:

Идите, братья, закончите службу, и да будет мир брату Святополку и вам.

Тогда один из убийц подошел и пронзил Его копьем. Слуги Святополка отвезли тело Бориса в Киев, а по дороге встретили двух варягов, посланных Святополком, чтобы ускорить события. Викинги заметили, что принц был еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них пронзил ему сердце мечом. Тело страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и поместили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк решил убить своего младшего брата Глеба. Святополк вызвал Глеба из Мурома и послал на нем навстречу своим друзьям-говорунам, чтобы они убили его на дороге. В это время князь Глеб узнал о смерти своего отца и братоубийственном преступлении Святополка. Озлобленный этим Глеб, как ранее Борис, предпочел мученическую смерть братоубийственной войне. Убийцы встретили Глеба в устье реки Смядынь, недалеко от Смоленска. Убийство князя Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Убийцы похоронили тело Глеба в гробу, сделанном из двух выдолбленных бревен.

Мученический подвиг князей Бориса и Глеба

Жизнь русских страстотерпцев князей Бориса и Глеба была посвящена основной христианской добродетели — любви. Братья показали, что за зло нужно платить добром. Это было еще ново и непонятно для России, привыкшей к кровной мести.

Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Матфея 10: 28).

Борис и Глеб отдали свои жизни во имя послушания, на котором основана духовная жизнь человека. «Видите ли, братья, — говорит монах Нестор Летописец, — как высоко послушание старшего брата? Если бы они сопротивлялись, то вряд ли получили бы такой дар от Бога. Сейчас есть много молодых принцев, которые не слушаются старших, и их убивают за сопротивление. Однако они не могут сравниться с благодатью, дарованной этим святым».

Русские князья-мученики отказались поднять руку на брата, но чрезмерно ретивый Святополк был наказан за братоубийство. В 1019 году киевский князь Ярослав Мудрый (ок. 978 — 20.02.1054) — сводный брат Бориса и Глеба, один из сыновей князя Владимира — собрал войско и разбил дружины Святополка.

Сказание о Борисе и Глебе» (лицевые миниатюры из коллекции Сильвестра XIV века). 1) Борис и Глеб мученически погибают от руки Христа. 2) Борис идет на печенегов.

По Божественному провидению, решающая битва произошла на поле у реки Альта, где был убит князь Борис. Святополк, которого русские называли «Очаном», бежал в Польшу и, подобно библейскому братоубийце Каину, нигде не нашел покоя и убежища. Летописцы свидетельствуют, что от его могилы исходило зловоние.

«С тех пор, — пишет летописец, — возмущение в России утихло». Кровь, пролитая братьями Борисом и Глебом во имя предотвращения кишечных беспорядков, оказалась тем благодатным зерном, которое укрепило русское единство.

Почитание святых Бориса и Глеба. Тропарь, кондак и канон

Благоверные князья-мученики Борис и Глеб не только почитаются Богом с даром исцеления, но и являются особыми покровителями, защитниками Русской земли. Известны многочисленные случаи их появления в трудные для нашей Родины времена, например, святому князю Александру Невскому накануне Лодовской битвы (1242 год), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380 год). Рассказывается и о других случаях заступничества святых во время войн и вооруженных конфликтов.

Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их смерти. Посвящение святым было составлено Иоанном I (1008-1035), митрополитом Киевским.

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился найти мощи князя Глеба, пролежавшие непогребенными четыре года, и похоронил их в Вышогде, в церкви Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время эта церковь сгорела, но мощи остались нетронутыми, и от них совершалось много чудес.

Один варяг благоговейно стоял у гроба святых братьев, и вдруг появилось пламя и обожгло ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой юноша, сын жителя Вышгорода: страстотерпцы князья Борис и Глеб явились юноше во сне и начертали крест на его больной ноге. Мальчик пробудился ото сна и встал совершенно здоровым.

Благородный князь Ярослав Мудрый построил на месте сгоревшей церкви каменный пятикупольный храм, который был освящен 24 июля 1026 года киевским митрополитом Иоанном с собором духовенства.

Годом канонизации пассионарных святых был 1072, и они стали первыми русскими святыми. Известно, однако, что греческие иерархи, возглавлявшие в то время Русскую Церковь, без особого энтузиазма отнеслись к прославлению русских святых. Но огромное количество чудес, происходивших от мощей пассионарных святых, и повсеместное почитание сделали свое дело. Грекам, в конце концов, пришлось признать святость русских князей. В народной традиции святые князья, прежде всего, выступают как заступники за Русскую землю. В честь святых был составлен ряд молитвенников, в том числе уникальные и знаменитые Житийные пармы, которые сохранялись в русской литургии до начала XVII века.

Количество икон, медных слепков и других изображений святых Бориса и Глеба огромно. Сегодня иконы святых всех размеров и уровней иконописного мастерства можно найти почти в каждом историческом музее, посвященном древнерусской иконописи.

Святые князья Борис и Глеб на коне. Икона 14-го века. Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный музей — заповедник.

Святые страстотерпцы князья Борис и Глеб. Начало XIV века Украина, Киев, Музей русского искусства

Святые князья Борис и Глеб. Вторая четверть XIV века. Москва, Государственная Третьяковская галерея

Святые князья Борис и Глеб. Первая треть XVII века. Москва, коллекция художественной галереи «Дежа Вю

Святые Владимир, Борис и Глеб с житием Бориса и Глеба. Икона, Москва, первая половина XVI века. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ

Святые мученики князья Борис и Глеб. Псковская икона XIV века. Санкт-Петербург, Русский музей

Также хорошо известны старообрядческие иконы Бориса и Глеба. После церковного раскола иконы святых получили большое распространение, и существует около 10 различных вариантов.

Старинная икона с изображением Бориса и Глеба. 18 век.

Многие города и поселения также носили имена святых.

Установлены следующие дни почитания святых Бориса и Глеба:

  • 15 мая — перенесение мощей святых мучеников князей Бориса и Глеба, нареченных в святом крещении Романом и Давыдом (1072 и 1115);
  • 2 июня — первое перенесение мощей святых мучеников Бориса и Глеба (1072);
  • 6 августа — совместный праздник святых Бориса и Глеба;
  • 24 августа — перенесение мощей святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба из Вышогрудка в Смоленск (1191);
  • 18 сентября — Успение святого Глеба, брата святого Бориса (1015).

Библиотека русской веры
Канон святых мучеников Бориса и Глеба

Читать онлайн

Тропарь, тон 2

Верные мученики и истинные поклонники Христа, чистые римляне, с кротким Давыдом, не противящиеся брату, который является врагом, который убивает ваше тело, но не может коснуться вашей души. Пусть злой правитель сетует, а ты, ликуя с ликами ангелов, предстанешь перед Святой Троицей. Молитесь о том, чтобы ваши родственники были благословлены в силе и чтобы русские дети были спасены.
Кондак, тон 3

Сегодня славное воспоминание о ваших благородных Страстях, несущих Христа, о Романо и Давыд, которые призвали нас вместе радоваться в честь Христа, Бога нашего. Те, кто приходит к гробнице Твоих мощей, получают дар исцеления, благодаря Твоим святым молитвам; Ты — Божественный врач.

Храмы в честь святых Бориса и Глеба

Интересно, что почитание святых Бориса и Глеба в Древней Руси было гораздо более распространено, чем даже почитание святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. Это особенно заметно по количеству храмов, построенных во имя этих святых. Их число достигает десятков.

Строительство храмов в честь русских святых князей Бориса и Глеба было обширным на протяжении всей истории Русской Церкви. В домонгольский период это была прежде всего церковь Вышгорода, к которой постоянно совершались паломничества.

Церковь Бориса и Глеба в Вышеграде. Церковь восстановлена после войны 19 века.

В честь святых Бориса и Глеба были основаны монастыри: Новоторский в Турове, Нагорный в Переславле-Залесском. К началу 1170-х годов на местах смерти двух князей были построены деревянные церкви, которые со временем были заменены каменными. Одним из центров почитания князей Бориса и Глеба был монастырь в Смядинске. В 12 веке был построен Борисоглебский собор в Чернигове, который существует и по сей день.

Подобные каменные сооружения появились в Рязани, Ростове-Суздале, Полоцке, Новгороде, Городне и других городах.

Посвящение храмов и монастырей Борису и Глебу не прекращалось и в более поздние времена. Борисоглебские церкви были построены: в Ростове, Муроме, Рязани, в селе Любодицы (ныне Бежецкий район Тверской области). Несколько церквей было освящено Борису и Глебу в Новгороде: у ворот Кремля, «в Плотниках».

Собор Бориса и Глеба в Чернигове

Значительное количество Борисоглебских церквей существовало в Москве и ее окрестностях: у Арбатских ворот, на Поварской улице, верхняя церковь в Зюзине, а также в Подмосковье.

В XIV — начале XX века монастыри во имя Бориса и Глеба существовали: в Ушинском на берегу реки Ушны близ Мурома, в Новгородском «от Загзенья», в Полоцке, на реке Сухе в Тотемском уезде Вологодской губернии, в Соловьевске, в Мажайске, в Переслав-Залесском «на песках», в Суздале, в Чернигове.

Церковь святых Бориса и Глеба в селе Кидекша, Суздальский район, Владимирская губерния. Год 1152.

В 1660 году монахи Преображенского монастыря получили грамоту от царя Алексея Михайловича, разрешающую строительство монастыря «на крови» Бориса, но по неизвестным причинам монастырь не был построен. В 1664 году Григорий Бутович, протоиерей Успенского собора в Переяславе, установил здесь каменный крест. В конце 17 века упоминается церковь во имя Бориса и Глеба рядом с местом гибели Бориса.

В настоящее время в России действует первый Борисоглебский монастырь в городе Торжке Тверской области, Борисоглебский монастырь в селе Борисоглебск в устье Ярославской области, Борисоглебский монастырь в Дмитрове, Аносин во имя Бориса и Глеба, Борисоглебский монастырь в Истринском районе Московской области, Борисоглебский монастырь в селе Водяное Харьковской области, Украина.

Церковь Святых Бориса и Глеба на «Плотниках» в Великом Новгороде. 1536

В Русской православной старообрядческой церкви, Русской Петровской церкви и других старообрядческих конфессиях нет ни одного храма, посвященного святым князьям Борису и Глебу. Что, надо сказать, свидетельствует об упадке почитания русских святых в старообрядчестве. В то же время следует отметить, что пассионарии до сих пор почитаются в южнославянских странах, а в Московском Патриархате периодически открываются новые храмы и монастыри во имя этих святых.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: