Святой Илья Муромец

Илья Муромец — самый известный герой русского эпоса. Трудно найти в России человека, который бы не слышал об этом славном богатыре из древнего города Мурома. 1 января отмечается память преподобного Ильи Муромца.

В русских летописях не упоминается имя святого Ильи Муромца. Но он — главный герой не только в наших былинах, но и в германских эпических поэмах XIII века, основанных на более ранних сказаниях. В них он изображен как могучий витязь, из княжеского рода Ильи Русского. Эрих Лассота, посланник римского императора, посетивший Киев в 1594 году, оставил описание гробницы Ильи Муромца, которая находилась в богатырской части Софийского собора. Для знаменитого богатыря и его спутника Добрыни Никитича была построена специальная часовня, то есть им оказывались такие же почести, как и великим князьям. В то время гробница богатыря уже пустовала, мощи знаменитого Илии были перенесены в Антонову пещеру в Киево-Печерском монастыре. В 1638 году эти мощи были описаны монахом этого знаменитого монастыря Афанасием Калнольфовским, который установил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т.е. в 1188 г. Мощи этого богатыря покоятся в Ближних пещерах.

Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 году в числе 69 других святых Киево-Печерской лавры. Память святого отмечается 1 января в Новом Сти. Самое раннее из сохранившихся изображений святого Ильи Муромца — гравюра из Киево-Печерского патерика, выполненная Печерским «изобразителем» Ильи в середине XVII века.

Московский паломник Иоанн Лукьянов оставил интересное описание мощей Ильяса Муромца, которые он почитал в 1701 году: «Вот мы видим доблестного воина Илью Муромцова, неподкупного, под покровом золотого роста, как нынешние вельможи; левая рука его пронзена копьем; язва вся благородная на руке его». По словам очевидцев, останки представляют собой хорошо сохранившуюся мумию, принадлежащую мужчине довольно высокого роста (около 180 см). Отсутствовали только обе ноги. Помимо глубокой круглой раны на левом плече, на левой стороне груди имеется не менее глубокий порез. Это выглядит так, как будто герой прикрыл грудь рукой, а копье ударило в нее и пригвоздило к сердцу. Мощи облачены в монашеские одежды. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца.

 

Святой богатырь Илья Муромец

Святой воин Илья Муромец

Первое обследование останков богатыря состоялось в 1963 году. В то время атеистическая комиссия пришла к выводу, что мумия принадлежит к монголоидной расе, а раны были подделаны лаврскими монахами.

В 1988 году межведомственная комиссия Министерства здравоохранения Украинской ССР провела исследование мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных использовались самые современные методы и сверхточное японское оборудование. Результаты потрясающие. Его возраст был определен в 40-55 лет, и были выявлены такие дефекты позвоночника, которые говорили о постоянном параличе конечностей героя в молодости. Было установлено, что причиной смерти стало обширное ранение в области сердца. К сожалению, дата смерти была определена очень приблизительно — 11-12 век. Прояснение этого вопроса требует дальнейшей работы. Но и это определение не противоречит известным сведениям о времени жизни Ильи Муромца в 1188 г. Таким образом, пока подтверждается мнение церкви о том, что Илья Муромец жил во Владимире Мономахе, а не во Владимире Красном Солнышке, как гласит былина.

 

Илья Муромец в слабостиИлья Муромец в слабости

Тот факт, что мощи знаменитого воина почитались, отражен и в самих эпических текстах. Таким образом, интересна концовка былины «Илья Муромец и Калин-царь»: «От татар и погромов его конь окаменел, а мощи превратил в святые старый казак Илья Муромец. Все с детства помнят, как нищие пророчили знаменитому герою, что «он не погибнет в бою». Поэтому в былинах и сказках история смерти героя рассказывается по-разному: либо он превращается в камень один или с другими героями, либо его кладут живым в гроб и он остается там навсегда, либо он вместе с Добрыней на корабле Соколе уплывает куда-то и с тех пор о нем нет никаких вестей. Но, как показало изучение реликвий, к сожалению, пророчество не сбылось.

Святой Илья Муромец не имел канонического жития. Но существует его эпическая биография от рождения и исцеления до смерти. Ему посвящено самое большое количество былин во всем русском фольклоре. В классическом эпосе насчитывается около 13 отдельных историй о славном Илье. Кроме того, о нем были сложены сказки и казачьи многолетние песни оригинального содержания, в которых на образ древнего героя повлиял знаменитый Илья Муромец (Горчакова) из Мурома, последователь Лжедмитрия. Известны и дешевые популярные адаптации сказок об Илье Муромце.

Карачарово, храм Гура, Самон и АвивКарачарово, храм Гура, Самон и Авив

Известное начало эпических сказаний, где Илья путешествует «из города сего в Муром, из села сего в Карачарово», казалось бы, не оставляет места для сомнений в том, что он родом из древнерусского города Мурома, недалеко от которого до сих пор существует древнее село Карачарово. Но сомнения в происхождении эпического героя возникли как в прошлом веке, так и в наше время. Люди пытались связать известного героя с Черновицкой областью, где расположены города Моровийск и Карачев и где также существуют легенды об Илье Муромце. Но если обратиться к обычной географической карте, то можно увидеть, что эти два города разделяют сотни километров, и говорить о «Моровийске — городе Карачеве» просто абсурдно. Между тем, нельзя не заметить, что Муром, Карачев, Чернигов, Моровск и Киев лежат на одной линии. Это та самая «дорога вперед», по которой могучий богатырь отправился из родного Мурома в Киев «через эти леса, Брынские, через Смородино», через село Девять Дубов, что под Карачевом. То есть, между классическими былинами и легендами Карачева нет противоречия. Следует отметить, что древний город Муром долгое время входил в состав Черниговского княжества. Присвоение имени былинного героя городу Мурому полностью соответствует эпической и исторической действительности. Муром и Муромское княжество были весьма значимы в Киевской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси как место рождения Ильи Муромского.

Часовня у источника святого Ильи МуромцаЧасовня у источника святого Ильи Муромца

Память об Илье Муромце всегда хранилась на его родине — в селе Карачарово и городе Муроме, где не было сомнений в его истинном существовании и происхождении. Известно, что его былины записывались в основном на севере, а казачьи песни — на юге. На родине, в центре России, существовали особые местные прозаические легенды о любимом герое. Их начали регистрировать только с начала 19 века. В 1833 году исследователь Мурома А.А.Титов, автор «Исторического описания города Мурома», писал, что Владимир Великий определил путь своей жизни. И поэтому «русский богатырь Илья Муромец, родившийся в селе Карачарово, в двух верстах от Мурома, известный нам по преданиям и некоторым, хотя и неофициальным, но реальным записям, добровольно отправился в Киев служить великому князю Владимиру», писал, что Владимир Великий назначил лучшего воеводу в Муроме.

Памятник святому Илье Муромцу в МуромовоПамятник Илье Муромцу в Муроме

Местные легенды о том, как Илья Муромец изменил русло реки Оки, сбросив в нее дубы, упоминались известными фольклористами XIX века Орестом Миллером и Федором Буслаевым. Более того, записи рассказов присылались им непосредственно из Мурома. Местные жители особенно почитали источники, которые, согласно легенде, появились из копыт коня Ильи Муромца. Их было много, но особенно почиталась часовня при церкви Ильи Пророка, так как, согласно легенде, ее заложил сам Илия. Этой церкви народ поклонялся не в память о библейском пророке, а в честь любимого героя. Следует отметить, что существует даже легенда, «что гром грянул от Ильи Муромца, скачущего на шести жеребцах». Согласно легенде, Троицкая церковь в селе Карачарово также была основана воином. В его основание он положил несколько дубов, которые он вырвал из реки и поднял на крутой холм.

Скульптурная реконструкция на основе черепа Ильи Муромца, выполненная Никитиным в 1989 году.Скульптурная реконструкция на основе черепа Ильи Муромца, выполненная Никитиным в 1989 году.

На родине Ильи Муромца ходили рассказы о его битве с драконом. В былине такой истории нет, она известна только в сказочном варианте. Местный этнограф А.А. Епанчин в конце 1960-х годов отметил интересную версию этой истории, в которой Илья Муромец совершил подвиг, убив дракона в другой стране, а затем вернулся домой, чтобы жениться на прекрасной дочери муромского князя Глеба.

Дореволюционная сказка о сильном и славном витязе Илье Муромце связана с истреблением драконов — доисторических животных, кости которых были найдены в окрестностях Муромца. Илья Муромец по прозвищу Гущин, по преданию, жил недалеко от деревни Карачарово в лесу, который в то время был непроходимым. Это прозвище, Гущин, стало общим, а затем и фамильным для некоторых крестьян деревни. В XIX веке было широко распространено мнение, что карачаровские крестьяне Ильи также являются потомками знаменитого героя.

Памятник Илье Муромцу в ЕкатеринбургеПамятник Илье Муромцу в Екатеринбурге

Православное церковное почитание Ильи Муромца в XIX и XX веках ограничивалось его поминовением в день памяти, наряду с другими Киево-Печерскими иконами. В последние десятилетия православное почитание Ильи Муромца получило особенно широкое распространение как на его родине, так и по всей стране. В селе Карачарово была восстановлена церковь Гуры, Самона и Авива. 1 января 1993 года, в день памяти святого, в этой церкви была торжественно установлена икона святого с частью мощей Ильи Муромца. Картина была написана муромским иконописцем Игорем Суховым по просьбе потомков героя, многочисленных Гущиных.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: