Святая великомученица Варвара

Церковь вспоминает великомученицу Варвару Иллиопольскую 17 (4 по старому стилю) декабря. Она почитается как защитница от внезапной и насильственной смерти без покаяния.

Житие святой великомученицы Варвары

Великомученица Варвара жила в третьем веке в финикийском городе Илиополисе. Ее отец Диоскор был представителем аристократии в Малой Азии во время правления императора Максимиана (ок. 250-310 гг.). Барбара была очень красива, и отец запер ее в башне, чтобы девица не попадалась на глаза. Во время своего заключения Барбара, изучая окружающий мир через окна, пришла к выводу, что существует один Создатель всего живого. Желая выдать дочь замуж, Диоскор разрешил Варваре покинуть башню. Затем она встретилась с христианами Иллиополиса и приняла крещение.

Когда Диоскор узнал о христианском крещении своей дочери, он пришел в ярость и отвел дочь к Максимиану. Они пытались убедить Барбару отречься от христианской веры. Но она была непреклонна. Затем они подвергли ее мучениям: бичевали ее воловьими жилами, растирали ее раны волосяной рубашкой и жгли огнем. Максимиан дал отцу право привлечь дочь к суду. Диоскор, язычник, стал палачом своей дочери: он приказал обезглавить святую Варвару. Позже Диоскора и Максимиана постигло возмездие, и оба были сожжены молнией. Святая Юлиания была казнена вместе со святой Варварой, которая во время пыток святой Варвары заявила, что она христианка.

 

 

Почитание святой великомученицы Варвары

Некий благочестивый человек Валентиниан взял останки Варвары и Юлии и похоронил их в деревне Геласий, в 12 милях от Евхея в Пафлагонии. На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. В Эдессе находился монастырь, посвященный Варваре. В Константинополе, в районе Василиска, Вергина, вдова византийского императора Льва Великого (390-461), построила церковь в свою честь. В шестом веке мощи Варвары были перенесены в Константинополь и помещены в этот храм. Здесь, согласно Синаксарю Константинопольской церкви, ежегодно торжественно отмечался праздник ее памяти. В Константинополе есть еще несколько церквей в честь великомученицы Варвары, одна из которых была расположена в южной части главной улицы Константинополя, Меса, между форами Тавра и Константина. Другая святыня находилась в Мангани, возле ворот Святой Варвары.

Из хроники Андреа Дандоло (1305-1354) известно, что большая часть мощей великомученицы Варвары была подарена венецианскому дожу по случаю женитьбы его сына Джованни Орсеоло на Марии Аргиропулине, родственнице византийского императора Василия II Булгароида (958-1025) и сестре Романа III Аргира (968-1034). В VI веке мощи святой великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь. По преданию, в 1108 году царица Варвара Комнина, дочь византийского императора Алексея I Комнина (1056/1057 — 1118) и жена великого князя Киевского Святополка II (Михаила) Изяславича (1050-1113), перед отъездом в Рутению попросила у отца в дар мощи святой Варвары. Великий князь Святополк Изяславич, построивший за год до этого каменную церковь в Киеве, почтил мощи мученика и основал Златоверхий Михайловский монастырь. Во время нашествия Батюшки реликвии были спрятаны и позже возвращены на прежнее место.

Святилище с мощами великомученицы Варвары в Золотовском монастыре. Фотография 1872 года.

Раковина с мощами великомученицы Варвары в Златоверхом монастыре. Фотография 1872 года.

В 1644 году, во время правления киевского митрополита Петра Могилы (1596/1597-1647), часть десницы великомученика была передана канцлеру Царства Польского Ежи Осолинскому. В этот же период левая рука, долгое время находившаяся в Греции, была перевезена в город Луцк, где ее поместили в монастырской церкви Воздвижения Святого Креста. В 1650 году великий гетман Литвы Януш Радзивилл (1612-1655), взяв штурмом Киев, получил два фрагмента реликвии из пальцев и ребра. Часть мощей перешла к его жене, затем к Киевскому митрополиту Иосифу Тукальскому (ум. 1675), а после его смерти попала в город Батурин, в Свято-Николаевский монастырь, где мощи почитались как источник чудесных исцелений. В 1656 году Киевский митрополит Сильвестр (Коссов; конец XVI — начало XVII века — 1657 год) передал часть мощей Антиохийскому патриарху Макарию III (ум. 1675). Во время разрушения монастыря Злоторый в 1930-х годах мощи святой Варвары были изъяты и переданы в музей. Сейчас они хранятся во Владимирском соборе в Киеве, принадлежащем Украинской православной церкви Киевского патриархата. Левая стопа святой Варвары хранится в соборе святой Варвары в Эдмонтоне, Канада, поскольку она была вывезена из Киева в 1943 году епископом Пантелеймоном (Рудык; 1898-1968), который служил в Канаде с 1952 года.

Кондак, тропарь и канон святой великомученице Варваре

Тропарь, тон 4

О благословенный Агнец Божий, божественно сияющий светом Святой Троицы! Торжествуя в чести, преодолевая лесть отцов. И исповедовать веру Христову. Итак, прекрасная Барбара, благодать дарована свыше для исцеления всех болезней и печалей. Твоими молитвами, Христос, Бог наш, спаси наши души!

Кондак, тон 4

Живя в Троице, которую ты всегда благочестиво воспевал, ты — мученик, последовавший за Богом; ты оставил все греческие жертвы. Среди двора страждущих Варвара не боялась палачей мудрого Бога. Петь голосом сразу. Троице я поклоняюсь как единому Богу.

Библиотека русской веры
Канон великомученице святой Варваре

 

Святая великомученица Варвара. Иконы

Одно из самых ранних сохранившихся изображений великомученицы Варвары изображено на фреске в Санта Мария Антиква в Риме, 705-707 годы: святая изображена в натуральную величину, с крестом в правой руке, ее голова покрыта мофорием, под которым видна шаль.

Святая великомученица Варвара. Середина VII века. Церковь Санта-Мария Антика, Рим, Италия. Фреска на западной стене пресвитерия Святая Барбара. Середина VII века. Рим, Италия, церковь Санта-Мария Антика. Фреска на западной стене алтаря Великомученица Варвара. Декабрьская Минея (фрагмент). Икона. Россия, начало XVII в. Церковно-археологический музей Московской духовной академии Святая великомученица Варвара. Декабрьская Минея (фрагмент). Икона. Россия, начало XVII века Церковно-археологический музей Московской духовной академии.

В византийском искусстве иконография Варвары сформировалась к 10 веку. Традиционно святая изображается в богато украшенной шали, соответствующей ее знатному роду, белом платье и короне (или диадеме) на голове, с крестом в руке. Существуют также изображения без пластины, только с диадемой или без короны и пластины, с покрытой головой. В избранных святцах, на произведениях прикладного искусства и на пограничных сценах житийных икон святая Варвара может быть изображена, как и другие святые жены, в мофории и иногда с непокрытой головой.

Святая великомученица Варвара. Фреска из церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 года.

Великомученица Варвара. Фреска из церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 года.

Святые Симеон Стилит и Варвара. 13 век. Синай, Египет, монастырь Святой Екатерины.

Святые Симеон Стилит и Варвара. 13 век. Синай, Египет, монастырь Святой Екатерины.

Иконография в древнерусском искусстве следует установленным византийским образцам.

Святая Варвара, великомученица. 1199 г. Новгород, церковь Спаса на Нередице. Фреска на склоне арки у южной стены.

Великомученица Варвара. Новгород, церковь Спаса на Неретве. 1199 г. Фреска на склоне арки у южной стены.

Великомученица Барбара. Икона. Россия. Вторая половина XIV века Москва, Государственная Третьяковская галерея.

Великомученица Варвара. Икона. Россия. Вторая половина XIV века Москва, Государственная Третьяковская галерея.

Святые Варвара, Параскева и Юлия. Икона. Псков, последняя четверть XIV в. Москва, Государственная Третьяковская галерея

Святые Варвара, Параскева и Юлия. Икона. Псков, последняя четверть XIV в. Москва, Государственная Третьяковская галерея

Великомученица Варвара. Икона. Псков, 14 век.

Великомученица Варвара. Икона. Псков, 14 век.

Святая великомученица Варвара. Икона. Москва, конец XV века. СПГИХМЗ, Ризницкая Троице-Сергиева Лавра.

Святая великомученица Варвара. Икона. Москва, конец XV века. СПГИХМЗ, Ризницкая Троице-Сергиева Лавра.

Деисус со святыми Варварой и Параскевой. Псков, первая четверть XV века Новгород, Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный музей, рез.

Деисус со святыми Варварой и Параскевой. Псков, первая четверть XV века Новгород, Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный музей, рез.

Параскева Пятница, Варвара и Ульяна с историями жизни. Первая половина XVI века, Псков. Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный музей - заповедник.

Параскева Пятница, Варвара и Ульяна с историями жизни. Первая половина XVI века, Псков. Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный музей — заповедник.

Пророк Иеремия, Параскева, Екатерина и Варвара, Богоматерь Одигитрия и святой Иоанн Златоуст. Первая половина XVI века Государственный историко-художественный музей Сергиева Посада - заповедник

Пророк Иеремия, Параскева, Екатерина и Варвара, Богоматерь Одигитрия и святой Иоанн Златоуст. Первая половина XVI века Государственный историко-художественный музей Сергиева Посада — заповедник

Храмы во имя святой великомученицы Варвары

В Пскове была освящена церковь во имя великомученицы Варвары. Церковь была построена в 1618 году.  В настоящее время это единственная в Пскове деревянная клетская церковь, возраст которой составляет три столетия.

Церковь великомученицы Варвары в Пскове

Церковь великомученицы Варвары в Пскове

Придел Кирилло-Белозерской церкви в Рошене (середина XVII века) был освящен во имя великомученицы Варвары. В советское время церковь была закрыта. Сейчас в церкви Кирилла Белозерского располагается Вологодская обойная фабрика. Колокольня и купол церкви исчезли.

В Кафедральном соборе Сошествия Святого Духа в Минске есть часовня во имя Святой Варвары. Собор был построен между 1633 и 1642 годами.

Кафедральный собор Святого Духа в Минске

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа в Минске

Также во имя святой Варвары освящены церкви в Болгарии (Асеновград, Пловдивский район, церковь построена между ок. 1000 и ок. 1100), Грузии (село Лагами, церковь построена между ок. 800 и ок. 900; село Чехов, церковь датируется 1993 годом), Болгарии (ок. 1000 и ок. 120) и Литве (ок. 1980). Кхе, церковь датируется ок. 1000 и ок. 1050 гг.) и Турции (Гёреме; датируется ок. 600 и ок. 900 гг.).

Старообрядческие храмы во имя святой великомученицы Варвары

Храм РПЦ в Новосибирске и часовня РПЦ в Улан-Удэ в Республике Бурятия освящены во имя великомученицы Варвары.

Церковь великомученицы Варвары в Новосибирске. Фото с сайта sobory.ru

Церковь Святой Варвары в Новосибирске. Фото с сайта sobory.ru

Часовня Святой Варвары в Улан-Удэ

Образ святой великомученицы Варвары в искусстве

В западном христианском искусстве святая великомученица Варвара изображается с длинными распущенными волосами, с короной или без нее. Ее главные атрибуты — башня, факел, кубок, страусиное перо, книга, фигурка Диоскуров и иногда пушка. Сцены ее мучений были обычным явлением. Святую Варвару изображали на своих полотнах многие мировые художники, в том числе Ян ван Эйк (ок. 1385/1390 — 1441), Джованни Антонио Больтраффио (1466/1467 — 1516), Джироламо Франческо Мария Маццола (1503-1540), Лукас Кранах Старший (1472-1553), М. Нестеров (1862-1942) и многие другие.

Святая Барбара. Ян ван Эйк, 1437 год, Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Святая Барбара. Ян ван Эйк, 1437 год, Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Святая Барбара. Джованни Антонио Больтраффио. 1502

Святая Барбара. Джованни Антонио Больтраффио. 1502

Святая Барбара. Франческо Пармиджанино. 1522 год, Музей Прадо

Святая Барбара. Франческо Пармиджанино. 1522 год, Музей Прадо

Мученичество святой Варвары. Лукас Кранах Старший. Ca. 1510

Мученичество святой Варвары. Лукас Кранах Старший. Ca. 1510

Святая Барбара. М. Нестеров

Народные традиции в день святой великомученицы Варвары

Близость большого ежегодного праздника — Святого Николая зимой — предопределила отношение к Варвариному дню как к началу праздничного периода, как к времени пиров и безделья. «Варвары мосты (на юге) — дома (на севере)! «На Варвару зима дорогу заваривает!», «Потеплеет, жди, когда Варвара придет, мороз зацветет!», «Варюха закругляется — береги нос и ухо!». — можно услышать среди людей в это время.  Имя этого доморощенного святого зимнего ледового моста, согласно поверью, также тесно связано с преподобным Саввой, память которого отмечается на следующий день. Согласно пословицам, записанным В.И. Далем, «Варвара мосты строит, Савва стелет, Никола гвозди забивает!», «Варвара варит, Савва солит, Никола гвозди забивает!».

Перед Николиным днем, а чаще в день великомученицы Варвары, служили Николу: приносили в дома образа из церквей, служили молебны Пресвятой Богородице, Спасителю, святому Власию, Николаю Чудотворцу, освящали воду и одновременно совершали панихиды по умершим родственникам.

В этот день восточные славяне молятся святой Варваре о защите от внезапной, неожиданной смерти, чтобы не умереть без причастия и исповеди, за своих детей и об исцелении от различных болезней, а также о смягчении родительского гнева и своеволия, об избавлении от депрессии и печали.

Были введены запреты на определенные виды деятельности, мотивированные требованием соблюдать день святой Варвары как нерабочий день, что вытекало из понимания святой Варвары как покровительницы женских ремесел, строгой святой, которая наказывала за неуважение к ней. В Сибири этот день почитался беременными женщинами, которые молились и давали обеты Варваре при трудных родах.

В некоторых местах пекли лепешки из маковых зерен, называемые «вареньем», чтобы стимулировать размножение скота, в других местах из пшеничного теста делали головы, рога, ноги, копыта, уши, и этими лепешками кормили скот. Здесь можно увидеть культ Варвары как покровительницы домашнего скота. Восточные славяне готовили кутью и компот в дни Варвары, Савина и Николы. Чешские девушки в день Варвары ставили вишневую ветку в воду, а словацкие девушки ставили ее в землю и ежедневно поливали изо рта, чтобы она расцвела к Рождеству. Существовало поверье, что если ветка расцветает, то это означает брак в наступающем году. В Словении срезали веточку вишни и ставили ее в воду, по одной для каждого члена семьи, и если она не расцветала на Рождество, это было плохим предзнаменованием для человека, которому она предназначалась. В некоторых местах в Хорватии проращивали пшеницу в блюдце, чтобы на Рождество она проросла зеленой травой.

У южных славян как православное, так и католическое население отмечало этот день довольно широко. В большинстве сербских и хорватских регионов в канун или накануне Рождества готовили особое ритуальное блюдо, похожее на рождественский колив — из зерен пшеницы, ячменя, ржи, кукурузы, гороха, фасоли, сушеных слив, яблок, орехов и т.д. — конги. Они черпали воду для приготовления пищи из различных источников, окунали в нее различные сухие травы и цветы, а затем вынимали их и добавляли туда святую воду. В тот день они пошли за водой, аккуратно причесанные и чисто одетые, и приветствовали его, как будто он был разумным существом. Варварицу ели холодной на второй, а чаще на третий день; существовала даже специальная поговорка: «Варварица готовит, Савица пробует, Николич ест». Сваренную кашу оставляли в котле на ночь и по ее застывшей поверхности определяли, принесет ли год хороший урожай.

Композиторы русских народных религиозных поэм посвятили ряд своих песен великомученице Варваре. В разных местах поются разные стихи: в одном она называется «красной невестой из небесного чрева», в другом — «красной девой», которую «украшает кровь (пролитая за Христа)»; третий заканчивается восклицанием: «Царствуй, дева, с Христом вечно, Варвара прекрасная!»; согласно четвертой, она — «закон благодати». Большую ценность представляет также составленное народом повествование о жизни великомученика, украшенное красками простой цветистой речи.

Скульптуры святой великомученицы Варвары

Скульптуры, изображающие великомученицу Варвару, установлены в Челябинской области, Новокузнецке и Кемерово.

Скульптура великомученицы Варвары в Пласте, Челябинская область

Скульптура великомученицы Варвары в городе Пласт Челябинской области.

Скульптурная композиция Святой Варвары в Новокузнецке

Скульптурная композиция Святой Варвары в Новокузнецке

Скульптурная композиция великомученицы Варвары в Кемерово

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: