Святая равноапостольная княгиня Ольга

24 июля (11 июля по старому стилю) церковь чтит память святой княгини Ольги, названной при крещении Еленой. Святая княгиня Ольга правила Древнерусским государством с 945 по 960 год в качестве регентши при своем малолетнем сыне Святославе, после смерти своего мужа, киевского князя Игоря Рурыковича. Ольга была первой из русских правителей, принявшей христианство. Святая равноапостольная княгиня Ольга молится об укреплении христианской веры и избавлении государства от врагов. Святая Ольга также почитается как покровительница вдов.

Житие святой равноапостольной княгини Ольги

В летописи не указан год рождения святой Ольги, но в более поздних Степных книгах говорится, что она умерла в возрасте 80 лет, что относит дату ее рождения к концу девятого века. Примерную дату ее рождения указывает более поздняя Архангелогородская летопись, в которой указано, что Ольге на момент замужества было 10 лет. Исходя из этого, многие ученые определили дату ее рождения как 893 год. В предлагаемом жизнеописании принцессы утверждается, что на момент смерти ей было 75 лет. Таким образом, Ольга родилась в 894 году. Но эта дата ставит под сомнение дату рождения старшего сына Ольги Святослава (ок. 938-943 гг.), поскольку Ольге на момент рождения сына должно было быть 45-50 лет, что представляется маловероятным. Учитывая, что Святослав Игоревич был старшим сыном Ольги, ученый в области славянской культуры и древнерусской истории Б.А. Рыбаков, принимая 942 г. за дату рождения князя, считал крайне поздним моментом рождения Ольги 927-928 г. А. Карпов в своей монографии «Княгиня Ольга» утверждает, что княгиня родилась около 920 года. Следовательно, более правдивой выглядит дата ок. 925, а не 890, так как Ольга в летописях за 946-955 годы предстает молодой и энергичной, а старший сын рождается в 942 году. Повесть временных лет упоминает имя будущей воспитательницы Руси и ее родины в описании женитьбы киевского князя Игоря:

И привезли ему жену из Пскова, по имени Ольга.

Иоакимовская летопись гласит, что она принадлежала к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий.

Жену Игоря викинги называли Хельга, в русском произношении Ольга (Волга). Легенда называет местом рождения Ольги деревню Выбуты под Псковом, вверх по реке Великой. В житии святой Ольги говорится, что именно здесь она впервые встретила своего будущего мужа. Молодой князь охотился в Псковской области и, желая переправиться через реку Великую, увидел «некоего человека, плывущего в лодке», и позвал его на берег. Когда лодка достигла берега, принц обнаружил, что его несет девушка удивительной красоты. Игорь влюбился в нее и стал склонять ее к греху. Ольга была не только красива, но и чиста и мудра. Она пристыдила Игоря, напомнив ему о его княжеском достоинстве правителя:

Зачем ты смущаешь меня, князь, нескромными словами? Пусть я молод и ничтожен, и здесь один, но знай: лучше мне броситься в реку, чем терпеть унижение.

Игорь расставался с ней, вспоминая ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев съехались самые красивые девушки княжества. Однако ни одна из них ему не понравилась. И тогда он вспомнил об Ольге и послал за ней князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великого русского князя.

В 942 году в семье князя Игоря родился сын Святослав. В 945 году Игорь был убит древлянами после того, как неоднократно брал с них дань. Опасаясь мести за убийство киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей выйти замуж за их правителя Мала (ум. 946). Ольга сделала вид, что согласилась. Тайком она заманила двух дервлинских послов в Киев, подстроив им мучительную смерть: первый был заживо похоронен «на княжеском дворе», второй сожжен в бане. После этого пять тысяч человек из Дервании были убиты воинами Ольги на погребальном пиру Игоря в стенах Дервании, столицы Искоростеня. В следующем году Ольга снова пришла с войском к Искоростеню. Город был сожжен с помощью птиц, к лапкам которых были привязаны горящие опилки. Оставшиеся в живых древляне были захвачены и проданы в рабство.

В то же время хроники полны свидетельств ее постоянных «прогулок» по российской земле с целью налаживания политической и экономической жизни страны. Она укрепила власть великого князя Киевского и централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». В летописи записано, что она вместе со своим сыном и дружинами прошла по земле Вудлина, устанавливая дань и обычаи, выделяя села и станицы и охотничьи угодья, которые должны были стать частью киевских земель великого князя. Она ездила в Новгород, устраивая погожие места по рекам Мста и Луга. Агиография рассказывает о работе Ольги таким образом:

А княгиня Ольга правила подвластными областями Русской земли не как женщина, а как сильный и умный муж, крепко держа власть в своих руках и храбро защищаясь от врагов. И ее боялись последние и любил ее народ как милосердную и благочестивую правительницу, судью справедливого и не допускающего презрения, назначающую наказания с состраданием и вознаграждающую добрых; она внушала всем страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, и во всех делах управления проявляла предусмотрительность и мудрость. В этом случае Ольга, милосердная от сердца, была щедра к бедным, обездоленным и нуждающимся; ее сердце вскоре потянулось к справедливым просьбам, и она быстро их удовлетворила….. Со всем этим Ольга сочетала воздержание и целомудренную жизнь; она отказалась от повторного брака, но осталась в целомудренном вдовстве, поддерживая сына до княжеского возраста. Когда тот подрос, она передала ему все дела управления, а сама удалилась от мужа и опекуна и жила отдельно от забот управления, посвятив себя делам благочестия.

Россия росла и крепла. Строились города, окруженные стенами из камня и дуба. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышегорода в окружении своей верной свиты. Согласно летописям, две трети собранной дани она отдавала киевскому вечу, третья часть шла «к Ольге, в Вышгород». — для военного строительства. Установление первых государственных границ Киевской Руси относится ко времени Ольги. Заставы Богатыни, воспетые в былинах, охраняли мирную жизнь киевлян от кочевников Великой степи, от нападений с запада. Иностранцы устремились в Гардарику, как они называли Россию, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали в русскую армию в качестве наемников. Россия становилась великой державой. Но Ольга понимала, что недостаточно беспокоиться только о государстве и экономической жизни. Необходимо было заняться регулированием религиозной и духовной жизни народа. ‘The Steppenwolf Book’ пишет:

Ее подвиг заключался в том, чтобы познать истинного Бога. Не зная христианского закона, она жила чисто, она по собственной воле захотела стать христианкой, глазами своего сердца она нашла путь к познанию Бога и пошла по нему без колебаний.

Монах Нестор Летописец (ок. 1056-1114 гг.) рассказывает:

С самого раннего детства блаженная Ольга искала мудрости, которая есть лучшее, что есть в этом мире, и нашла жемчужину великой ценности — Христа.

Поручив Киев своему взрослому сыну, великая княгиня Ольга отправилась с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно сочетало в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военной мощи Руси. «Ольга сама пожелала поехать к грекам, чтобы своими глазами увидеть христианское служение и полностью убедиться в их учении об истинном Боге». — гласит житие святой Ольги. Согласно летописям, в Константинополе Ольга приняла решение стать христианкой. Таинство крещения было совершено над ней Константинопольским патриархом Феофилактом (917-956), а зачатым человеком был император Константин Багрянородный (905-959), который оставил подробное описание церемонии во время пребывания Ольги в Константинополе в своем труде «О церемониях византийского двора». На одном из приемов русской княгине было предложено золотое блюдо, украшенное драгоценностями. Ольга передала его в ризницу Софийского собора, где его увидел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Едржейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний (ум. 1232): «Сосуд великий золотой на службу Ольге Русской, когда она брала дань, идя на Царьград: в сосуде Ольги драгоценный камень, на том же камне написан Христос». Патриарх благословил новокрещенную русскую княжну крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись:

Русская земля была обновлена Святым Крестом, и Ольга, благословенная княгиня, приняла его.

Ольга вернулась в Киев с иконами и богослужебными книгами. Она возвела церковь во имя святого Николая над могилой Аскольда, первого христианского князя Киева, и обратила в христианство многих киевлян. С проповедью веры принцесса отправилась на север. В Киевской и Псковской землях, в отдаленных провинциях она воздвигала кресты на перекрестках дорог, чтобы уничтожить языческих идолов. Княгиня Ольга положила начало особому почитанию Святой Троицы в России. Из поколения в поколение передаются истории о видении, которое было у нее на реке Великова недалеко от ее родной деревни. Она увидела «три сияющих луча», спускающихся с востока. Обращаясь к своим спутникам, ставшим свидетелями видения, она пророчески сказала:

‘Да будет вам известно, что по воле Божьей на этом месте будет построена церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы, и будет здесь великий и славный город, изобилующий всем’.

На этом месте Ольга воздвигла крест и основала церковь во имя Святой Троицы. Он стал главным кафедральным собором Пскова. 11 мая 960 года в Киеве была освящена церковь Святой Софии Премудрости Божией. Главной реликвией храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. В Прологе XIII века упоминается крест Ольги:

И сейчас она стоит в Киеве в Святой Софии в алтаре с правой стороны.

После захвата Киева литовцами крест Ольги был украден из Софийского собора и увезен католиками в Люблин. Его дальнейшая судьба неизвестна. В то время язычники с надеждой смотрели на восходящего Святослава, решительно отвергавшего уговоры матери принять христианство. Повесть об ушедших годах» рассказывает об этом так:

Ольга жила со своим сыном Святославом и уговаривала мать крестить его, но он пренебрегал этим и закрывал уши; но если кто-то хотел креститься, он не запрещал и не высмеивал его….. Ольга часто говорила: «Сын мой, я познал Бога и радуюсь; если ты сделаешь это, ты тоже начнешь радоваться». Но он не стал слушать этого и сказал: «Как я могу хотеть изменить только свою веру? Мои чувства посмеялись бы над этим!». Она сказала ему: «Если вы примете крещение, все будут делать то же самое.

Он не послушался своей матери и жил по языческим обычаям. В 959 году немецкий летописец писал: «Послы Елены, царицы Руси, принявшей крещение в Константинополе, пришли к царю и просили его посвятить епископа и священников для народа». Король Оттон, будущий основатель Священной Римской империи германской нации, откликнулся на просьбу Ольги. Через год Либуций из монастыря Святого Альбанса в Майнце был назначен епископом Руси, но вскоре умер. Вместо него был посвящен Адальберт Трирский, которого Оттон в итоге отправил в Рутению. Когда Адальберт появился в Киеве в 962 году, «он не преуспел ни в чем, ради чего был послан, и видел, что его усилия напрасны». На обратном пути «некоторые из его спутников были убиты, а сам епископ оказался в смертельной опасности», — так говорится в хрониках о миссии Адальберта. Реакция язычников была настолько сильной, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые киевские христиане, крестившиеся вместе с Ольгой. По приказу Святослава племянник Ольги Глеб был убит, а некоторые из построенных ею церквей были разрушены. Княгине Ольге пришлось смириться с произошедшим и уйти в дела личного благочестия, оставив управление язычнику Святославу. Конечно, ее продолжали почитать, а к ее опыту и мудрости неизменно обращались во всех важных случаях. Когда Святослава не было в Киеве, управление государством было поручено княгине Ольге.

Святослав разгромил старого врага Русского государства — Хазарское ханство. Волжская Булгария нанесла еще один удар, затем настала очередь Дунайской Булгарии — восемьдесят городов было захвачено киевскими воинами вдоль Дуная. Святослав и его воины олицетворяли богатырский дух языческой Руси. Летописи сохранили слова Святослава, окруженного огромным греческим войском:

Мы не обесчестим землю русских, но сложим здесь свои кости! У мертвых не будет стыда!

Находясь в Киеве, княгиня Ольга обучала своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не осмелилась крестить их, опасаясь гнева сына. Более того, он препятствовал ее попыткам утвердить христианство в России. В 968 году Киев был осажден печенегами. Княгиня Ольга и ее внуки, включая князя Владимира, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Княгиня Ольга, уже тяжело больная, умоляла сына не уезжать до ее смерти. Она не теряла надежды обратить сердце своего сына к Богу и на смертном одре не переставала провозглашать: «Почему ты покидаешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ищешь чужого, кому доверишь своего? Ибо дети ваши еще малы, а я уже стар и болен — ожидаю скорого конца — отшествия к возлюбленному Христу, в Которого верую; ни о чем я теперь не беспокоюсь, кроме вас: я сожалею, что, хотя я много учил вас и увещевал оставить идольское нечестие, верить в истинного Бога, Которого я знаю, вы пренебрегаете этим; и я знаю, что за непослушание мне вас ожидает дурной конец на земле, а после смерти вечные муки, уготованные язычникам. Исполните хотя бы эту мою последнюю просьбу: не уходите никуда, пока я не умру и не буду похоронен; тогда идите, куда хотите. По смерти моей не делай ничего, чего требует в таких случаях языческий обычай; но пусть пресвитер мой и духовенство похоронят тело мое по христианскому обычаю; не смей насыпать надо мною могильного кургана или совершать тризну; но пошли золото в Царьград к святому патриарху, чтобы он возносил молитвы и жертвы Богу за душу мою и раздавал милостыню бедным.» «Услышав это, Святослав горько заплакал и обещал исполнить все, что она записала, отказавшись только принять святую веру. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она приняла Божественные Тайны Тела и Животворящей Крови Христа, Спасителя нашего; все время она пребывала в горячей молитве к Богу и Пречистой Деве, которую всегда имела своей помощницей в Боге; она молила всех святых; с особенной горячностью она молилась о просвещении Русской земли во время ее кончины; прозревая будущее, она неоднократно пророчествовала, что Бог просветит жителей Русской земли, и многие из них будут великими святыми. И все еще эта молитва была на ее устах, когда ее искренняя душа освободилась от тела и, как праведная, была принята руками Бога». Дата упокоения княгини Ольги — 11 июля 969 года. Княгиня Ольга была похоронена по христианскому обычаю. В 1007 году ее внук князь Владимир Святославич (960-1015) перенес мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Богородицы в Киеве.

Почитание святой равноапостольной княгини Ольги

Возможно, что во время правления Ярослава (972-978) княгиня Ольга почиталась как святая. Об этом свидетельствуют передача ее мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в 11 веке. С тех пор день памяти святой Ольги (Елены) отмечается 11 июля. При великом князе Владимире мощи Ольги были перенесены в храм Успения Пресвятой Богородицы и помещены в саркофаг. Над гробницей святой Ольги в стене церкви было окно, и если кто с верой подходил к мощам, то мог видеть мощи через окно, а некоторые видели исходящее от них сияние, и многие больные исцелялись. Исполнилось пророчество святой княгини Ольги о смерти ее сына Святослава. Его, согласно летописи, убил печенежский князь Курей (X век), который отрубил Святославу голову, а из черепа сделал себе кубок, выкованный из золота, и пил из него на пирах. Молитвенные труды и подвиги святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира — крещение Руси. В 1547 году Ольга была канонизирована как святая, приравненная к апостолам.

Основные сведения о жизни Ольги, которые считаются достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии Степенной книги, агиографическом сочинении монаха Иакова «Воспоминания и похвалы князю Володимеру Русскому» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные данные об Ольге, но их достоверность не может быть точно установлена. Согласно Иоакимовской летописи, Ольга первоначально называлась Прекраса. Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения его единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968-971 гг. Глеб мог быть сыном князя Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии других жен в семье Игоря. Православные убеждения Глеба свидетельствуют в пользу того, что он является младшим сыном Ольги. Средневековый чешский историк Томаш Пешина в своем труде на латыни «Mars Moravicus» (1677) рассказал о некоем русинском князе Олеге, который стал (940) последним королем Моравии и был изгнан оттуда венграми в 949 году. Согласно Томашу Пешину, этот Олег из Моравии был братом Ольги. Константин Багрянородный упомянул о существовании родственника Ольги, назвав его anepsis (что означает племянник или двоюродный брат), в перечислении ее свиты во время своего визита в Константинополь в 957 году.

Тропарь, кондак и канон святой равноапостольной княгине Ольги

Тропарь, тон 1

Настроив свой ум на свет Божий, вы воспарили над видимыми вещами, ища Бога и Творца всего сущего. И когда вы нашли Его, вы приняли новое крещение. И вы будете наслаждаться древесиной живого креста Христа; вы останетесь нетленными навеки, славными навеки.

Кондак, тон 4

Воспоем же ныне Благодетелю всяческих Богу, прославившему на Руси богиню Ольгу. И по ее молитвам, о Христос, даруй прощение грехов нашим душам.

Библиотека русской веры
Канон святой княгине Ольге

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Иконы

На иконах святой равноапостольной княгини Ольги изображают в полный рост или по пояс. Она одета в царские одежды, ее голову украшает княжеская корона. В правой руке святая княгиня Ольга держит крест, который является символом веры как нравственной основы государства или свитка.

Святые князья. Деталь походной церкви «Небесная тень». На этом бордюре изображены (сверху вниз, слева направо): князья Довмонт, Всеволод, Ольга, Борис, Владимир, Глеб. Тверская областная картинная галерея. 1588 — 1590.

Святая равноапостольная Ольга. Фреска. Московский Кремль (Архангельский собор). 17 век. Святая равноапостольная Ольга. Фреска. Московский Кремль (Архангельский собор). 17 век. Святая равноапостольная Ольга. Оригинальная роспись Строгановской иконы. 11 июля (фрагмент). Россия. Конец XVI - начало XVII века (издано в Москве в 1869 году). Владелец граф Сергей Григорьевич Строганов в 1868 году.

Святая Ольга, равноапостольная. Оригинальная роспись Строгановской иконы. 11 июля (фрагмент). Россия. Конец XVI — начало XVII века (издано в Москве в 1869 году). Принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову в 1868 году.

Икона княгини Ольги и великомученика Георгия. Северная Россия, начало 18 века. Месть Ольги Древлянам. Миниатюра в летописи Радзивиллов. Россия. Конец 15 века.

Крещение княгини Ольги в Константинополе. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Россия, 15 век.

Храмы во имя святой равноапостольной княгини Ольги

На северо-западе Руси находился погост Ольги Крестовой. Именно сюда, согласно летописям, в 947 году прибыла княгиня Ольга для сбора налогов. В память о своем удивительном спасении при переправе через стремительную и незамерзающую реку Нарву княгиня Ольга установила деревянный, а затем и каменный крест. На Ольгином тракте находились местные почитаемые святыни — Никольская церковь, построенная в 15 веке, и каменный крест, воздвигнутый, по преданию, в 10 веке княгиней Ольгой. Позже крест был встроен в стену церкви Святого Николы. В 1887 году церковь была достроена с боковым алтарем во имя Святой Ольги. Церковь Святого Николы была взорвана в 1944 году отступающими немецкими войсками.

Церковь, посвященная трем святителям-стихотворцам — Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту — находилась в Киеве на Трехсвятительской улице (улице Жертв Революции) до 1930-х годов. Он был построен в начале 1180-х годов XII века князем Святославом Всеволодовичем при княжеском дворе и освящен в 1183 году.

В храме Успения Паромены в Пскове был освящен придел во имя святой равноапостольной княгини Ольги. Церковь была возведена на месте более ранней церкви, построенной в 1444 году.  Церковь не использовалась с 1938 года, но в 1994 году была восстановлена в первоначальном виде.

В Ульяновске был освящен униатский храм во имя святой княгини Ольги. Церковь была построена в 1196 году.

В Ульяновске есть униатская церковь, посвященная святой княгине Ольге Русской православной церкви.

Народная память о святой равноапостольной княгине Ольге

В Пскове находятся набережная Ольги, мост Ольги, часовня Ольги и два памятника святой. Памятники святой установлены в Киеве и Коростени, а также фигура Ольги присутствует на памятнике «Тысячелетие Руси» в Великом Новгороде. В честь святой княгини Ольги названы бухта Японского моря и поселок городского типа в Приморском крае. В честь святой Ольги названы улицы в Киеве и Львове. Также существуют следующие ордена, названные в честь святой Ольги: Почетный знак святой княгини Ольги (учрежден императором Николаем II в 1915 году); Орден княгини Ольги (государственная награда Украины с 1997 года); Орден святой княгини Ольги (Русская православная церковь).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: