Преподобный Антоний Великий

Церковь вспоминает преподобного Антония Великого (ок. 251, Кома, Египет — 356, Дейр-Мари) 30 января (17 января по старому стилю). Святой Антоний Великий был раннехристианским монахом и отшельником, основавшим отшельническое монашество. Он молится о смирении, свободе от страстей и демонических нападок, укреплении веры и аскетической практики, а также о физическом здоровье.

Житие преподобного Антония Великого

С древнейших времен, о чем также говорится в апостольских посланиях, в христианстве существовало два пути к благочестию: либо благочестивая семейная жизнь, либо монашеская жизнь, приближенная к совершенству: «Так и тот, кто женится на жене своей, делает доброе дело. И в браке он поступает не лучше» (Кор. 139). Когда мы читаем об удивительных подвигах древних подвижников, многие из них сегодня кажутся просто невероятными, но достоверные исторические источники свидетельствуют о том, что настоящая сильная вера действительно может творить чудеса. Ведь если человек достигает святости и таким образом духовно соединяется с Богом, он сам становится «божественным» и получает сверхъестественные дары, превосходящие простую человеческую природу.

Преподобный Антоний Великий родился около 251 года в семье знатных и богатых родителей, которые воспитали его в христианской вере. С ранних лет он отличался благочестивой жизнью. Святой Афанасий Великий составил подробную биографию святого Антония, в которую вошли рассказы о его чудесах и духовные изречения. Святитель Иоанн Златоуст высоко ценил этот труд святого Афанасия и отмечал, что это житие, для созидания духовности, должно быть прочитано каждым христианином.

«1. Афанасий был египтянином по происхождению. Поскольку его родители, знатные и довольно богатые люди, были христианами, он был воспитан по-христиански и в детстве рос с родителями, не зная ничего, кроме них и дома. Но когда он стал юношей и достиг преклонного возраста, он не хотел ни учиться читать, ни смешиваться с другими юношами, но имел только одно желание, как глупый человек, согласно тому, что написано об Иакове, жить дома (Бытие 25: 27). Он ходил со своими родителями в храм Господень, не был ленив в детстве, не был нерадив, когда вырос, но слушался своих родителей и, внимательно слушая учение в храме, сохранил пользу от него. Воспитанный в умеренном достатке, он не мучил своих родителей, требуя богатых и дорогих яств, не искал прохладительных напитков, но довольствовался тем, что есть, и не требовал ничего большего.

2 После смерти родителей у нее осталась одна младшая сестра, и в возрасте восемнадцати или двадцати лет на ее плечи легла забота и о доме, и о сестре. Однако не прошло и шести месяцев со дня смерти родителей, как он, как обычно, отправился в храм Господень и по дороге стал размышлять о том, как апостолы оставили все и последовали за Спасителем, как упомянутые в Деяниях апостолов верные, продав все, что имели, принесли и положили к ногам апостолов, чтобы раздать нуждающимся, какую надежду они имели и какая награда уготована им на небесах. С такими мыслями он вошел в храм. И в Евангельском чтении он услышал слова Господа, обращенные к богатому человеку: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и войди в след Мой» (Мф. 19:21). Антоний, приняв это как наставление свыше, как будто это было чтение для него, немедленно покидает храм и все, что досталось ему от предков (у него было триста авр (авр — египетская мера ста локтей) очень хорошей, плодородной земли), раздает жителям своей деревни, чтобы они не беспокоили ни его, ни его сестру, а все остальное свое личное имущество продает и, накопив достаточно денег, раздает их бедным, оставив немного для своей сестры.

3 Но как только он снова вошел в храм и услышал, что сказал Господь в Евангелии: «Не пойте утром» (Мф. 6:34), он ни минуты не оставался в храме, а выходил и раздавал остатки бедным; он отправил свою сестру на воспитание в монастырь, поручив ее известным и верным девам, а сам перед своим домом наконец-то начал заниматься благочестием, уделяя себе внимание и пребывая в терпении. В Египте было еще не так много монастырей, и монах не был знаком с великими пустынями, но каждый из тех, кто намеревался принять себя, подвизался в уединении недалеко от своей деревни. Так, в соседней деревне жил старик, который с юности вел уединенную жизнь. Антоний, увидев его, позавидовал его доброму поступку и поначалу стал уединяться в местах, близких к деревне. И если он слышал о каком-нибудь поборнике добродетели, он шел и искал его, как мудрая пчела, и не возвращался, пока не видел его. Получив от него совет следовать по пути добродетели, он вернулся к себе. Поэтому, проводя там свою жизнь, Антоний оберегал свои мысли от возвращения к воспоминаниям о родительских владениях и родственниках. Все его желания были направлены на него; он посвятил все свои силы аскетическому труду. Он работал своими руками, услышав, что «праздный да ест ниже» (2Солон 3:10), и использовал часть на свой хлеб, а остальное — для нуждающихся. Он часто молился, зная, что в частной жизни должно молиться непрестанно (1Сол. 5:17), и был так внимателен к тому, что читал, что ни одно слово Писания не упало на землю, но он скрывал все в себе, и таким образом его память заняла место книг»[1]. [1].

Поначалу преподобный Антоний еще имел некоторое общение с людьми: так, он приходил на литургию в деревенскую церковь и продавал свои изделия через благочестивого мирянина. Но по мере духовного роста он все больше ощущал потребность в полном уединении, так что молитва и созерцание больше не развлекали его. Около двадцати лет он подвизался в совершенном уединении, преодолевая естественные склонности «старца», проводя ночи в молитвах и бдениях и, таким образом, вкушая лишь хлеб с солью и воду раз в день на закате. Но бывало и так, что он не принимал никакой пищи по два-три дня: благодать Божья воздействовала на него так обильно, что даже перед смертью он жил на земле как благочестивый ангел. Но чем сильнее и мужественнее душа подвижника, тем больше искушений попускает ему Господь, чтобы высоким примером победы в аскетических делах укрепить души слабых и побудить их подражать действию добродетелей, ставших возможными благодаря их силе. Монах Антоний также претерпел много жестокости от злых дел злых демонов, что вызвало у него мысли о скорби по сестре (сестра, став доброй подвижницей, была избрана матерью-настоятельницей над девами), также заставило его сомневаться в том, что его молодость излишне потрачена, а богатство растрачено; возникли и телесные борения. И когда из-за слабости человека и тяжести ударов — ведь демонам иногда позволяется наносить чувственные удары — Антоний уже начал уставать, Сам Господь, очевидно, пришел ему на помощь, подняв и утешив его:

Подняв глаза, Антоний видит, что крыша над ним как бы открывается, и на него падает луч света. Демоны вдруг стали невидимыми, боль в его теле сразу же прекратилась, его жилище никак не пострадало. И почувствовав эту помощь, дыша свободнее, ощутив облегчение своих страданий, он обратился с молитвой к явившемуся видению и сказал: «Где Ты был, почему не появился в самом начале — чтобы прервать мои страдания?». И тут до него донесся голос: «Я был здесь, Антоний, но я ждал, желая видеть твою битву; и так как ты стоял твердо и не был побежден, я всегда буду твоим помощником и сделаю тебя повсюду выдающимся». Услышав это, Антоний встал и начал молиться, и так укрепился, что почувствовал в своем теле больше силы, чем прежде. Тогда ему было около тридцати пяти лет [2].

В 305 году римским императором стал Гай Галерий Валерий Максимин Даза (270-313). Он продолжал преследовать христиан с особой жестокостью. Проведя около 40 лет в пустыне, в 311 году, когда этого потребовали чрезвычайные обстоятельства и долг любви к братьям, Антоний прервал свое уединение и пришел «в мир», в Александрию, чтобы помочь страдающим за христианскую веру во время жестоких гонений Максимиана. Он ободрял христиан и появлялся в самых опасных местах.

«46 Затем гонения Максимиана затронули Церковь в то время. И когда святых мучеников вели в Александрию, Антоний последовал за ними, оставив свой монастырь и сказав: «Пойдем и мы, чтобы взойти, если будем призваны, или увидеть тех, кто взошел». Он решил принять мученическую смерть, но, не желая предавать себя, помогал исповедникам в шахтах и подземельях. У него было много забот — он был призван судить подвижников, поощрять ревность и принимать участие в тех, кто вступал в мученический подвиг, сопровождая их до конца. Судья, видя бесстрашие и беспокойство Антония и тех, кто был с ним, приказал, чтобы никто из монахов не присутствовал на суде и чтобы их вообще не было в городе. Все остальные в тот день сочли за лучшее скрыться. Антоний, однако, особенно заботился о себе. Он омыл верхнюю одежду и на следующий день предстал перед толпой во всей своей чистоте, поднявшись на высокое место, где даже игемон увидел Его, проходящего со своими воинами. В то время как все глазели на него, он сохранял идеальное самообладание, демонстрируя наше христианское рвение. Ибо, как я уже сказал, он был готов к мученической смерти. Сам он, казалось, был опечален тем, что не стал мучеником, но Господь защитил его ради нас и ради других, чтобы сделать его учителем многих в аскетической жизни, как он научился из Писания. Ведь многие, увлекшись лишь его образом жизни, стремились стать его горячими последователями. Тогда он снова стал служить исповедникам, как это было в его обычае, и, как бы привязанный к ним, трудился на их службе». [5].

Когда гонения утихли, в 313 году Антоний отправился на побережье Красного моря, в монастырь у Суэцкого залива в горах Писпира. Здесь, чтобы избавить своих учеников от необходимости приносить ему хлеб, он сам возделывал небольшое поле. Время от времени он посещал монахов, которые под его покровительством начали вести аскетический образ жизни в Фивах. Прожив в уединении около 70 лет, Антоний встретил святого Павла Фивейского (ок. 228 — ок. 341), который прожил в пустыне около 90 лет, и сообщил ему о прекращении гонений на христиан и появлении арианской ереси.

Около 350 года Антонию снова пришлось покинуть свое уединение по настойчивому приглашению Афанасия Великого (ок. 295-373) и снова отправиться в Александрию, на этот раз для разоблачения арианской ереси, распространявшей слух, что великий аскет придерживается того же мнения, что и они. Однако сам монах осуждал арианство настолько жестко и бескомпромиссно, что даже назвал его «последней ересью и защитником антихриста». Появление аскета оказало сильное воздействие на толпу.

«На первый взгляд кажется странным, как может сочетаться в одном человеке высшая заповедь христианства о любви ко всем людям и в то же время «бегство» от людей, то есть уединенная жизнь аскета? Однако, говоря так, мы должны понимать, что пока человек находится под влиянием внутренних страстей, он не может быть совершенным в любви ко всем людям, то есть любить одинаково своих родных и чужих, врагов и друзей, богатых и несчастных и так далее. Плод истинного духовного аскетизма можно увидеть в том, что сердце подвижника становится «храмом Святого Духа», и тогда он уже обладает высшей и бесстрастной любовью, подобно тому, как любит нас Сам Господь. Такая любовь выражается самым действенным образом: во-первых, появляется сила молиться за весь мир; во-вторых, раскрывается способность духовно созидать для спасения, а если подвижник наделен еще и дарами экзорцизма и исцеления болезней, то многие люди из мирских селений начинают обращаться к нему за помощью.

Святой Афанасий говорит нам, что преподобный Антоний отличался большим смирением. Однажды он увидел, что сети врага раскинуты по всей земле. Тогда преподобный вздохнул и спросил Господа: «Кто сможет спастись от них?». И ответил ему Господь: «Со смирением.

«67 Антоний был терпелив и имел смиренное сердце. При всем своем духовном величии он с большим уважением относился к церковным правилам и был готов отдать предпочтение любому священнослужителю. Он не стыдился склонять голову перед епископами и пресвитерами. Если дьякон приходил к нему за пособием, он говорил слово в его пользу, но молитвы оставлял дьяконицам и не стыдился учиться сам. Он часто задавал вопросы и хотел слушать тех, кто был с ним; он чувствовал, что и сам получит пользу, если кто-то скажет что-то полезное. У него было прекрасное и чрезвычайно приятное лицо. Он также получил такой дар от Спасителя: если его окружала толпа монахов и кто-то, не знавший его раньше, испытывал желание увидеть его, он проходил мимо остальных и прямо подходил к Антонию, как бы привлеченный его взглядом. Антоний выделялся среди других не ростом и зрелостью, а хорошим воспитанием и чистотой души. Поскольку его душа была спокойна, его внешние чувства оставались невозмутимыми, и из-за радости этой души его лицо также было радостным, и через движения его тела можно было почувствовать и понять спокойствие его духа, согласно написанному: «Ибо как сердце радуется, так и лицо; но в печали я, и сетую» (Пр. 15:13). Иаков понял, что Лаван замышляет недоброе, и сказал своим женам: «Лицо отца вашего не такое, как вчера, и не такое, как в третий день» (Быт. 31:5). Так Самуил узнал Давида, ибо глаза его были полны радости, а зубы белы, как молоко. Антоний был признан таким образом еще и потому, что когда он был спокоен умом, он никогда не был горьким, а когда его дух был радостным, он никогда не был мрачным. [6].

Преподобный Антоний почил уже будучи очень старым человеком, проведя в монашеских подвигах 85 лет своей жизни. Незадолго до своего ухода к Господу он приказал двум своим ближайшим ученикам, которые были с ним последние 15 лет его жизни, похоронить его в пустыне и не устраивать торжественного погребения его останков в Александрии. Из двух своих облачений святой завещал одно святителю Афанасию Александрийскому (память 18 января), а другое — святителю Серапиону Тмунтскому. Монах Антоний мирно скончался в 356 году, в возрасте 105 лет, и был похоронен своими учениками в пустыне, в укромном месте.

По свидетельству святого Афанасия, даже в конце своей земной жизни преподобный Антоний сохранил ту же бодрость духа и крепость тела, достойно завершил избранное поприще и воистину был «светильником над горой», озарив духовным светом многие будущие поколения. Обращаясь к монахам (впрочем, это относится не только к монахам, но ко всем, кто желает наследовать вечное спасение), монах Антоний увещевает их не ослабевать духом и не поддаваться тяжести, унынию и скорби за то, что что пусто и преходяще, но возносить себя мыслью к вечной награде и с силой продолжать начатый подвиг, «ибо недостойны страсти века сего, ибо как откроется в нас слава» (Рим 8:18).

«Также, взирая на мир, не будем думать, что мы отреклись от великого, ибо и вся эта земля очень мала в сравнении со всем небом. Поэтому, если бы мы были владыками всей земли и отреклись от всей земли, то и тогда не было бы ничего равного Царству Небесному. Ибо как тот, кто бросает одну драхму медную, приобретает сто драхм золотых, так и тот, кто владыка всей земли, когда бросит ее, не много будет иметь, но во сто крат больше приобретет. Но если вся земля не равна небу, то тот, кто оставляет несколько десятин, как будто ничего не оставляет. Даже если он оставил дом и много золота, он не должен хвалиться и быть трусливым. С другой стороны, следует думать, что если бы мы не оставили (то, что имеем) ради нашей добродетели, то так или иначе оставили бы это при смерти, как мы часто поступаем даже с теми, кто нам не нравится, о чем упоминает Екклесиаст (Еккл. 4:8). Почему же нам не оставить это ради праведности, чтобы наследовать Царство Небесное?

По той же причине никто из нас не должен питать в себе желание нажиться. Какой смысл приобретать то, что мы не возьмем с собой? Почему бы нам не приобрести то, что мы можем взять с собой, например, благоразумие, справедливость, целомудрие, мужество, рассудительность, любовь, милосердие, веру во Христа, отсутствие гнева, хитрость? Приобретя эти добродетели, мы найдем их там перед собой, готовя для нас убежище в земле кротких» [7].

Почитание преподобного Антония Великого

Димитрий Ростовский (Русская православная церковь) упоминает, что во время правления византийского императора Юстиниана (482-565) в 561 году неповрежденные мощи преподобного Антония были обнаружены и перенесены из пустыни в Александрию; после завоевания Египта сарацинами они были перенесены в Константинополь около 635 года. В 980 году святые мощи были перенесены в епархию Вьенна, в Мот-Сен-Дидье (ныне аббатство Сент-Антуан-л’Аббатство) во Франции, где они хранятся и по сей день. Голова преподобного Антония хранится в городе Арль, Франция, в церкви Святого Юлиана с 1491 года. Монастырь Святого Антония в Египте, однако, считает, что мощи этого Святого Бога не были обнаружены и сейчас хранятся под сводом в монастырской церкви, названной в его честь.

Ковчег с мощами святого Антония Великого в аббатстве Сент-Антуан-л'Аббе, Франция Реликварий с мощами святого Антония Великого в аббатстве Сент-Антуан-л’Аббе, Франция

Источниками информации об Антонии Великом являются записи церковных историков Сократа, Созомена, Руфина, Блаженного Иеронима и других. Наиболее важным из них является греческое агиографическое произведение «Жизнь Антония», написанное около 365 года одним из ведущих греческих писателей четвертого века, отцом церкви святым Афанасием Александрийским. Это произведение святого Афанасия считается шедевром агиографической литературы. Из многочисленных произведений, посвященных Антонию Великому и известных в греческой письменности, только житие, написанное Афанасием Великим, распространилось в славянском переводе. По словам специалистов, перевод был сделан в Болгарии. Исследователи спорят только о личности переводчика Иоанна Пресвитера. Некоторые считают, что Иоанн, упомянутый в житии, — это Иоанн Экзарх, другие — что вдохновителем перевода Иоанна является архиепископ Иоанн Охридский, деятельность которого пришлась на 11 век. В первом случае перевод Иоанна Пресвитера датируется 10 веком, во втором — 11 веком. Сегодня преобладает первая точка зрения.

Известно, что преподобный Антоний не был первым, кто удалился в пустыню; до него, уже во втором веке, были подвижники, которые поселялись на более или менее длительные периоды в уединенных местах с аскетическими целями, иногда по внешним мотивам, например, из-за гонений на христиан, но часто только для духовного подвижнического труда. Но преподобный Антоний был первым живым и принципиально новым представителем отшельнической жизни: «он освятил монашескую аскетическую жизнь». При такой организации монашества несколько отшельников под руководством одного наставника жили отдельно в скитах и аскетически посвящали себя молитве, посту и работе. Антоний не создавал монастырей, но люди сами приходили к нему, видя его духовную мудрость. Постепенно вокруг него собралось множество учеников и последователей отшельника. Имя преподобного Антония прославлялось во всем христианском мире, как пишет святой Афанасий: «Весть об Антонии дошла и до королей. Константин Август и его сыновья Констанций и Константин Август писали ему как отцу и желали получить от него ответ». В ней также рассказывается о многочисленных чудесах святого отшельника.

Тропарь и кондак преподобному Антонию Великому

Тропарь, тон 4

Ревностный Илия, уподобленный в обычаях Крестителю: ходящий праведными стезями по путям Христовым, отец Антоний, будучи отшельником пустыни, укреплял мир своими молитвами. Молитесь, чтобы Христос Бог спас наши души.

Кондак, тон 2

Вы отвернулись от историй этого мира, вы молчите в своей жизни. Ты стал подобен Иоанну Крестителю, почтенному во всех отношениях. Мы почитаем вас вместе с ним, отец Антоний.
О святой сын Божий, ты услышал голос Христа, ты вышел из комнаты. Бог и слава, но ничего не проявляется. Благодаря этому все взывают, любят Бога и получают вечные блага. Ничто не должно преобладать над Его любовью, чтобы, когда Он придет в Своей славе, вы могли покоиться в мире всем своим существом. Молитвами Божьими сохрани и спаси наши души.

(Стихира к преподобному).

Изречения преподобного Антония Великого

Из истории мы знаем многочисленные примеры отцов и учителей Церкви, как высокое светское образование в сочетании с духовной грамотностью эффективно служило просвещению народа. Преподобный Антоний, с юности посвятивший себя монашескому подвижничеству, тем не менее, по народному преданию, был «некнижным человеком», что особенно озадачивало языческих философов, которые, видя остроту его ума, не могли понять, как при отсутствии внешних знаний он приобрел такую глубокую мудрость. Но святой Антоний, обращая их внимание на свойства человеческой природы, объяснил, что «в ком есть здравый ум, тому нет нужды писать». [3] потому что праведники Ветхого Завета, такие как Ной, Авраам и Иаков, имевшие чистый и совершенный разум, были научены Самим Богом. В своих наставлениях преподобный также писал:

Обычно людей называют мудрыми, злоупотребляя этим словом. Мудры не те, кто изучил изречения и труды древних мудрецов, а те, чья душа мудра, кто способен судить, что хорошо и что плохо, и бежать от плохого и вредного, и стремиться к хорошему и душеполезному с мудростью и делать это с великой благодарностью Богу. Только таких людей можно назвать мудрецами [4].

Говоря о совершенствовании души для спасения, преподобный Антоний учил, что прежде всего нужно стремиться к приобретению добродетелей, к которым душа укрепляется в процессе расслабления от страстей и удовольствий плоти. Он также сказал: «Да не зайдет солнце на гнев твой», относя это изречение не только к гневу, как таковому, но и к любому нераскаянному греху. Поэтому он советовал ежедневно и вечером исследовать себя на предмет грехов и помыслов, чтобы вовремя обнаружить начало червя и не дать болезни усугубиться, ибо Сам Господь сказал: «В чем Я ловлю рыбу, в том и сужу», и время Его суда нам неизвестно. Так он увещевал приходящих к нему братьев, чтобы каждый день, просыпаясь и ложась спать, они спрашивали себя, не последний ли это день и ночь, которые сейчас наступают на них; ибо при таких мыслях и заботах удобно учиться избегать наших греховных привычек. Он также предостерег от опасности самонадеянности, которая часто искушает тех, кто преуспел в духовных поисках.

В дополнение к длинным словам, записанным в его «Житии», до нас дошли следующие письменные работы преподобного: 20 посланий к монахам, 20 кратких слов о добродетелях и пороках, 170 глав о хороших манерах, его правило для монахов с двумя дополнениями к нему, а также множество изречений и высказываний о нем, которые можно найти в различных святоотеческих учениях. К концу пятого века появилось собрание изречений, отражающих монашеский идеал. Антонию Великому приписываются следующие изречения:

«Если вы не можете найти общий язык с людьми в этом мире, вы не сможете потом справиться с одиночеством».

«Я видел все ловушки, которые враг расставил на земле, и со вздохом сказал: «Кто может обойти их?» Затем я услышал голос, говорящий: скромный».

«Тот, кто предается молчанию в своей келье в пустыне, неуязвим для трех искушений: слухового, словесного и зрительного; его ждет только одна битва — битва против чувственности».

«Как рыба погибает, если долго остается на суше, так и монахи лишаются манящей силы, даруемой молчанием, если надолго покидают свою келью, проводя время с мирянами. Как рыба должна вернуться в воду, так и мы должны стремиться вернуться в клетку, чтобы, находясь вдали от нее, не потерять бдительность ума».

Не войдет в рай тот, кто не был искушаем». Уберите искушения, и никто не обретет спасения».

«Давайте убежим от ненависти и раздоров. Тот, кто дружит с ненавистным и сварливым, дружит с хищным зверем. Тот, кто вверяет себя зверю, находится в большей безопасности, чем тот, кто вверяет себя ворчунам и заражает себя ненавистью. Кто не отвратится от ропота и не отвратится от него, тот не пощадит человека хуже друзей своих».

«Тот, кто наносит удар по куску железа, заранее смотрит на то, что он собирается сделать: серп, меч или топор. Точно так же и мы должны подумать, какой добродетели придерживаться, чтобы не трудиться напрасно».

«Гордость и надменность низвели дьявола с небес в преисподнюю; смирение и кротость поднимают человека с земли на небо».

«Умирайте ежедневно, чтобы жить вечно, ибо боящийся Бога будет жить вечно».

«Если кто говорит о чем-либо неполезном для души, будь подобен глухому, который не слышит, и немому, который не говорит».

«Если кто по наущению дьявола упадет, пусть поднимется в покаянии — пусть обратится к Тому, Кто сошел на землю, чтобы спасти одну овцу, сбитую с пути грехом».

«Если видишь брата, впавшего в грех, не обольщайся им, не презирай и не осуждай его, иначе попадешь в руки врагов твоих».

«Любите смирение; оно покроет все ваши грехи».

«Молитва, совершаемая с небрежностью и ленью, является пустой болтовней».

«Не будьте похотливы и не предавайтесь чревоугодию, чтобы не возобновились в вас прежние грехи».

«Не забывай трудов, понесенных тобою ради праведности, и не впадай в леность, чтобы в последний час не пренебречь собою и не уклониться с правого пути; но люби Господа до конца, чтобы наследовать милость».

«Не приклоняй ушей твоих, чтобы слышать зло о ближнем твоем; будь другом людям, и приобретешь жизнь».

«Не ропщите и не позволяйте себе обижаться».

«Не считай себя мудрым, ибо душа твоя возвысится от гордости, и ты попадешь в руки врагов твоих».

Постоянно бодрствуйте над собою, чтобы не обмануться и не сбиться с пути, чтобы не впасть в леность и нерадение, чтобы не быть отверженными в веке грядущем». Горе нерадивым! Их конец близок, и некому помочь им; нет для них надежды на спасение».

«Никому не предлагай, никого не учи тому, чего сам не сделал на практике».

«Не говори о добром деле, которое хочешь сделать; делай его, не раскрывая.

«Остерегайтесь гневаться на кого-либо — прощайте всех».

«От ближнего мы имеем и жизнь, и смерть. Ибо если мы приобретаем брата, то приобретаем Бога, а если обижаем брата, то грешим против Христа».

«Если почувствуешь гнев, немедленно отврати его от себя, чтобы радость твоя в Господе не нарушилась до конца». Я прошу молодых людей, как и людей старшего поколения, не позволять гневу управлять ими.

«Прочь — ложь! ‘ Это изгонит из вас страх Божий.

«Радуйтесь искушениям, которые будут вам даны: через них вы приобретете духовный плод».

«Сын мой, не умножай слов: многословие удалит от тебя Дух Божий».

«Удалите от себя ненависть, охраняйте себя от похотей, а также от злых помыслов».

«Я знал монахов, которые после долгих трудов падали и подвергались безумию, потому что они полагались на свои дела и пренебрегали заповедью Того, Кто сказал: «Спроси Отца твоего, и Он скажет тебе».

Заповеди преподобного Антония Великого в большом количестве содержатся в сборнике «Добротолюбие».

Преподобный Антоний Великий. Иконы

Преподобный Антоний Великий изображен в виде седовласого старца, одетого в рясу и плащ, на голове мантия, в левой руке свиток, а правая поднята в благословляющем жесте. Самое раннее изображение, предположительно Антония Великого, найдено на терракотовой ампуле 4-6 веков (Британский музей, Лондон). Он представлен в ряду святых в церкви Святого Иоанна Крестителя в Гюлю-Дере и Айвали-килис в Гёреме (Каппадокия) между 913 и 920 годами; в наосе католикона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция) и др. Антоний Великий изображен на иконах из монастыря великомученицы Екатерины на Синае, ок. 945 и 13 века; на иконах Михаила Дамаскина, 16 век (Византийский музей, Афины); на рукописных миниатюрах из Ставроникитского монастыря на Афоне; в Минологии Василия II и др. В послевизантийском искусстве Антоний Великий часто изображается с посохом в правой руке и раскрытым свитком в левой.

Священник Антоний Великий. Фреска. Кипр (Лагудера Аракос), 1192 г. Преподобный Антоний Великий. Фреска. Кипр (Лагудера Аракос), 1192 г.

В древнерусской иконографии Антоний Великий создан по образцу византийских образцов: в церкви Спаса на Нередице в Новгороде, 1198-1199 годы; в росписи преподобного Андрея Рублева, 1408 год, на столпе в западной части Успенского собора во Владимире; в соборе Рождества Богородицы под Звенигородом, начало XV века; во фреске в Успенском соборе Московского Кремля, 1481 год.

Священник Антоний Великий. 1408 г. Фреска на откосе восточной арки южного нефа Успенского собора во Владимире. Преподобный Антоний Великий. 1408 г. Фреска на откосе восточной арки южного нефа Успенского собора во Владимире.Преподобный Антоний Великий. 1479-1481 гг. Фреска на алтарных перилах Успенского собора Московского Кремля. Преподобный Антоний Великий. 1479-1481 гг. Фреска на алтарных перилах Успенского собора Московского Кремля.Преподобный Антоний Великий. Афон, XVI век Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Преподобный Антоний Великий. Афон, XVI век Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея РублеваПреподобный Антоний Великий. Новгород, середина XVI века Москва, Государственный исторический музей Преподобный Антоний Великий. Крит, вторая половина XVI века. Москва, Государственный исторический музей. Преподобный Антоний Великий. Икона. Россия. 16 век. Преподобный Антоний Великий. Икона. Россия. 16 век.

Изображение святого Антония Великого среди избранных святых часто встречается на русских иконах: «Святые Антоний Великий, Константин и Елена, Параскевия Пятницкая, Неизвестная мученица и образ Богоматери Знамения», XV век; «Святые Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Блаженный», XV век; «Святые Николай, Антоний Великий и Афанасий Афонский», XVI век и другие.

Преподобные Онуфрий Великий, Павел Фивейский и Антоний Великий. 15 век. Фрагмент росписи алтарной перегородки собора Рождества Господня в Саввино-Сторожевском монастыре. Музей истории, архитектуры и искусства в Звенигороде Преподобные Онуфрид Великий, Павел Фивейский и Антоний Великий. 15 век. Фрагмент росписи алтарной перегородки в монастыре Рождества Христова в Савине-Стороже. Музей истории, архитектуры и искусства в ЗвенигородеПреподобные Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный. Двусторонняя икона, на обороте - Рождество Христово. Новгород, середина XV века Москва, Дом-музей П.Д. Корина.

Преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный. Двусторонняя икона, на обороте — Рождество Христово. Новгород, середина XV века Москва, Дом-музей П.Д. Корина.Преподобного Антония Великого, Константина и Елены, Параскевы Петьки, Неизвестного мученика и Богоматери Знамения. Новгород, середина - вторая половина XV века. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Преподобного Антония Великого, Константина и Елены, Параскевы Петьки, Неизвестного мученика и Богоматери Знамения. Новгород, середина — вторая половина XV века. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.Святитель Николай Мирликийский, преподобные Антоний Великий и Афанасий Афонский. Середина XVI века. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства.

Святитель Николай Мирликийский, преподобные Антоний Великий и Афанасий Афонский. Середина XVI века. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства.Преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный. Двусторонняя икона

Преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный. Двусторонняя икона «Рождество Христово». Вторая половина XVI века. Владимир, Историко-культурный и архитектурный музей «Владимиро-Суздальский заповедник».

Преподобный Антоний Великий. Картины

Среди множества византийских и западноевропейских образов, связанных с аскетическими добродетелями, целительными силами и природой, с XV века выделяется самый популярный мотив — искушение святого Антония. Разнообразие изображений святого Антония связано с тем, что он считается покровителем многих профессий: крестьян, всадников, звонарей и других. На Востоке святой Антоний почитается как отшельник и отец монахов, а на Западе — как чудесный целитель. Популярность Антония достигла своего пика в западной церкви в средние века. Около 1070 года был основан орден Святого Антония. Это учреждение стало центром лечения пациентов, страдающих от «огня Энтони» (считалось, что это гангрена, болезнь, вызванная сильным отравлением спорыньей). Жизнь преподобного Антония Великого нашла широкое отражение в западноевропейском искусстве: произведения Мартина Шонгауэра (1435/1440 — 1491), Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Иеронима Босха (ок. 1450-1516), Диего Веласкеса (1599-1660), Франсиско де Зурбарана (1598-1664) и других.

Святой Антоний Великий, избитый демонами, пытавшимися изгнать его из скита. Мартин Шонгауэр. 1480

Святой Антоний Великий, избитый демонами, пытавшимися изгнать его из скита. Мартин Шонгауэр. 1480Пытка святого Антония. Микеланджело Буонарроти

Пытка святого Антония. Микеланджело БуонарротиИскушение святого Антония. Иероним Босх. 1505, Лиссабон, Национальный музей древнего искусства

Искушение святого Антония. Иероним Босх. 1505, Лиссабон, Национальный музей древнего искусстваСвятые Антоний и Павел Отшельник. Диего Веласкес

Святые Антоний и Павел Отшельник. Диего ВеласкесСвятой Антоний. Франсиско де Зурбаран

Святой Антоний. Франсиско де Зурбаран

Образ преподобного святого Антония Великого был запечатлен в философской драме Гюстава Флобера «Искушение святого Антония».

Народные традиции в день преподобного Антония Великого

В день праздника святого Антония Великого в народе называли святым Антонием Зимовщиком. В этот день крестьяне проверяли свои корма — освящали сено и скармливали его скоту. Преподобному Антонию молились о безопасности скота и о том, чтобы коровы отелились. В Хорватии и Словении День святого Антония считался праздником тягловых животных. В Болгарии день святого Антония называли «веризичи», а в северо-западной Хорватии январь называли «месяцем Антона».

В России в этот день пекли толокняные булочки. Крестьяне проводили ритуал, который помогал обмануть Лукавого. Первый человек, выходящий утром, шел с крыльца на каблуках первым, как бы показывая своими шагами, что хозяин пришел в дом. Через тропу на снегу была проведена линия, отрезавшая путь домой. При этом они внушали: «Ни в праздники, ни на рассвете, ни в обычное время, не мешайте здоровью раба Божьего (назвать реку)». По сей день существуют пословицы и приметы об Антонине: «Антонина — половина зимы», «Чудесная зима ободрит и согреет, но потом обманет — все будет холодно», «Не верь теплу на Антонину — будет холодно».

[1]. Жизнь преподобного отца нашего Антония Великого, описанная святым Афанасием в письме к монахам, живущим за границей Op. cit: Athanasius the Great. Сочинения в четырех томах. Ч. 3. Троице-Сергиева Лавра, 1903 г. (Репринт: Валаамский монастырь, 1994). С. 178-250.
[2]. Житие преподобного отца Антония Великого, описанное святым Афанасием в письме к монахам, живущим в чужих странах. Сочинения в четырех томах. Ч. 3. Троице-Сергиева Лавра, 1903 г. (Репринт: Валаамский монастырь, 1994). С. 178-250.
[3]. Жизнь преподобного отца Антония Великого, описанная святым Афанасием в письме к монахам, живущим в чужих странах Op: Athanasius the Great. Сочинения в четырех томах. Ч. 3. Троице-Сергиева Лавра, 1903 г. (Репринт: Валаамский монастырь, 1994). С. 178-250.
[4]. «Наставления о добрых нравах и святой жизни, в 170 главах», Добротолюбие, т. 1.
[5]. Жизнь преподобного отца нашего Антония Великого, описанная святым Афанасием в письме к монахам, живущим в чужих землях Op: Athanasius the Great. Сочинения в четырех томах. Ч. 3. Троице-Сергиева Лавра, 1903 г. (Репринт: Валаамский монастырь, 1994). С. 178-250
[6]. «Изречения святого Антония Великого», Добротолюбие, т. 1.
[7]. Жизнь преподобного отца нашего Антония Великого, описанная святым Афанасием в письме к монахам, живущим в чужих странах Op: Athanasius the Great. Сочинения в четырех томах. Ч. 3. Троице-Сергиева Лавра, 1903 г. (Репринт: Валаамский монастырь, 1994). С. 178-250.

Полный учебник для изучения православного славянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный православно-славянский справочник» с примерами из Грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, содержащая исчерпывающее описание внутреннего православного славянского языка и множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для широкого круга читателей. Она станет незаменимым помощником для тех, кто желает полностью понять церковные книги и древнерусские источники, написанные в соответствии с православно-славянскими принципами.

Святое Евангелие.
Прямой перевод с православного славянского языка

Первый прямой перевод древнерусских Евангелий на современный русский язык, отражающий для нас то, как наши предки читали и понимали Писание. Перевод был сделан с дорусского православного славянского Евангелия, напечатанного в Москве в 1651 году. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства в книге дано синодальное деление на главы и стихи и церковное деление на начала. Двухцветная печать киноварью. Предназначена для самого широкого круга читателей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: