Патриарх Гермоген

Патриарх Гермоген (Ермоген, 1530-1612) — третий патриарх Московский и всея Руси, занимавший престол в 1606-1612 гг. Он стал известен как один из патриотов России, активно противостоявший польскому нашествию в Смутное время. Он резко выступал против отступников и сторонников унии с католиками. Во время пребывания захватчиков в Москве он был насильственно отстранен от патриаршей должности и заключен в Чудов монастырь. Гермоген почитается Церковью как мученик и хранитель веры, не предавший русское православие в тяжелые годы Смутного времени.

Миниатюра из книги королевских титулов

 

Ранняя биография

Гермоген (урожденный Ермолай) родился около 1530 года, примерно в то время, когда родился Иван Грозный. О ранней жизни его великого соотечественника известно немного. Есть версии, что он принадлежал донским казакам, а также известным боярским династиям Голицыных и Шуйских.

В подростковом возрасте он отправился в Казань, где остановился в Спасо-Преображенском монастыре, что укрепило его религиозные взгляды. В конце XVI века Ермолай служил приходским священником в приходской церкви Святого Николая. Как вспоминали современники будущего патриарха, он славился отличным знанием книг и был «украшен мудростью».

Биография Гермогена содержит интересный эпизод, связанный с чудесным явлением Казанской иконы Божией Матери. Это случилось летом 1579 года, когда Казань переживала сильную жару и засуху, что привело к большому пожару. Огонь из Никольской церкви перекинулся на Кремль, а затем на жилые дома. В это время Матроне, дочери местного стрельца Данила Онучяна, трижды снился сон, что под землей хранится икона Божьей Матери. Сначала ей никто не поверил, но после угрозы, что девушка может умереть от непослушания, ее семья отправилась на место и нашла святыню. Затем была организована процессия, и икону торжественно пронесли в Благовещенский собор. Гермоген также принял участие в этом событии, во время которого были исцелены двое слепых.

Переезд в Москву

После смерти в 1587 году своей жены (имя которой не сохранилось) Гермоген ушел в московский монастырь Худово, где принял постриг в монахи. Через два года он был хиротонисан во епископа, а вскоре, под покровительством первого патриарха Иова, Гермоген был назначен митрополитом Казанским и Астраханским.

В 1591 году Гермоген написал письмо Иову, в котором указал, что в Казани не совершалось поминовение православных воинов, погибших при взятии города, и предложил ввести памятную дату. В ответ Иов подписал указ, предписывающий проводить поминальные службы в субботу после праздника Покрова Богородицы.

Патриарх Гермоген на памятнике Тысячелетия России

Патриарх Гермоген у памятника Тысячелетию России

Патриарх Гермоген продолжал свое служение Церкви, возглавляя распространение православия среди татар и других тюркских народов. В 1592 году он участвовал в перевозке останков архиепископа Казанского Германа из столицы в Успенский монастырь в Свяжске, а три года спустя написал краткое жизнеописание святых Варсонофия и Гура. В 1595 году он был гостем в Угличе на открытии мощей тамошнего апанажного князя Романа Владимировича.

В начале Смуты

После смерти в 1598 году бездетного царя Федора Ивановича Благословенного (1584-1598) династия Рюриков угасла, и к власти пришел Борис Годунов (1598-1605), бывший шурином покойного монарха. Гермоген присутствовал при избрании нового царя и принял участие во всенародном молебне, состоявшемся в стенах Новгородского монастыря.

После восшествия на престол Лжедмитрия I (1605-1606) митрополит принял участие в работе Боярской думы, но оказался последовательным противником Отрепьева. Он категорически отверг избрание патриарха Игнатия и потребовал обращения в православие неудачной жены Лжедмитрия I, польской авантюристки Марины Мнишек.

Убийство Отрепьева в мае 1606 года и последующий приход к власти Василия Шуйского (1606-1610) серьезно изменили судьбу Гермогена. По инициативе нового царя патриарх Игнатий был низложен, лишен епископского сана и сослан в Чудов монастырь. На его место быстро был избран Гермоген, так как Шуйский опасался присутствия в Москве Федора Романова (Филарета). 3 июля 1606 года Московский Собор утвердил его в этом сане. Упрямый и жесткий по характеру, Гермоген часто враждовал с Шуйским, но всегда защищал его, считая, что он освящен царской короной и с этим нужно считаться.

Апогей Смутного времени

Крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова и появление Лжедмитрия II и польских интервентов подорвали его авторитет. В феврале 1609 года заговор 300 человек во главе с Р. Гагариным и Дж. Сумбулов. Они намеревались добиться смещения Шуйского и насильно тащили Гермогена к месту казни, чтобы поддержать свержение царя. Однако патриарх проявил твердую волю и не поддался на уговоры мятежников. Не имея возможности поднять народ на борьбу, зачинщики заговора ушли в лагерь Лжедмитрия II. Гермоген отправил им два письма с призывом вернуться и раскаяться в содеянном.

Низложение Шуйского все же состоялось в июле 1610 года, но и тогда патриарх защищал его до последнего, проклиная Ляпунова и не признавая принудительного пострижения монарха. После заточения Василия в чудовском монастыре он продолжал требовать возвращения на престол. Гермоген резко осуждал преемника Шуйского, Семибоярщину, и пытался организовать выборы русского монарха. После того как Владислав Сигизмундович был заочно избран царем, он с тяжелым сердцем согласился признать его на следующих условиях:

  • Вывод войск Речи Посполитой с территории России;
  • Его принятие ортодоксии.

Когда началась польская интервенция, Гермоген открыто выступил против захватчиков, призывая русский народ встать на защиту страны. По его благословению из Казани была привезена копия образа Казанской Богоматери, которая затем стала главной реликвией ополчения.

После завоевания Москвы Гермоген оказался в руках своих врагов, проявив в этой ситуации непреклонную волю и твердый характер. Они насильно лишили его патриаршего сана и поместили под арест в Чудовский монастырь. Пока он находился в тюрьме, поляки неоднократно требовали от Гермогена приказать ополчению прекратить попытки захватить город, но все их увещевания оказались безрезультатными. Вместо этого он обратился с последним посланием к патриотам страны, благословив их на борьбу с захватчиками.

Патриарх Гермоген принял мученическую смерть 17 (27) февраля 1612 года, страдая от невыносимого голода и жажды. Дело, за которое сражался святой, было завершено 24 октября 1612 года вторым ополчением во главе с К. Мининым и Д. Пожарский. Им удалось изгнать польских интервентов из Москвы, и в феврале 1613 года на престол был избран русский царь Михаил Федорович Романов (1613-1645), чего очень желал Гермоген.

Память о Гермогене в искусстве

Имя великого патриарха упоминается в анонимном труде «Новая история Российского православного государства», написанном около 1611 года. Она призывала к борьбе против польских разделителей и осуждала предателей, вставших на их сторону. Гермогену посвящена опера Дж. Дмитриева «Святой Ермоген», а его историческая роль запечатлена в спектакле Московского русского драматического театра «Путь царя». Среди наиболее значимых картин о патриархе — картина П. Чистякова «Патриарх Гермоген отказывается подписать письмо к полякам», написанная в 1860 году.

Самая известная статуя Гермогена была установлена в Александровском саду по инициативе главы Русской православной церкви патриарха Кирилла. Это четырехметровая бронзовая статуя патриарха, установленная на мраморном постаменте. На его боковых сторонах расположены бронзовые рельефы со сценами на известные исторические темы. На одном из них изображен Гермоген, изгоняющий поляков и действующих вместе с ними бояр, требующий подчинения и признания верности Владислава Сигизмунда. Интересно отметить, что в 19 веке хотели поставить памятник патриарху на Красной площади, на месте нынешнего мавзолея Ленина, но в то время эти планы не осуществились.

В 1913 году по инициативе Русской православной церкви Гермоген был прославлен как святой мученик. Его мощи были помещены в новый храм, созданный по инициативе Николая II и его супруги. Праздник знаменитого патриарха, отдавшего жизнь за свободу своей страны, отмечается каждый год 2 марта.

парсуна

Михаил Васильевич Скопин-Шуйский

Восстание Болотникова

 

Опричнина – внутригосударственный террор

Такое политическое явление, как опричнина, появилось на территории России во времена правления Ивана Грозного, … годунова

Мария Григорьевна Скуратова Бельская – жена Бориса Годунова

Умный, расчетливый, независимый, решительный, амбициозный и безжалостный. Такой темперамент, по мнению историков, … Jacob_De_la_Gardie_1606

Якоб Понтуссон Делагарди

Якоб Понтуссон Делагарди был шведским крепостным, который волею судеб оказался вовлеченным в события Смуты … Время неприятностей

Смутное время в России 1598 – 1613 гг.

Смутное время

Лжедмитрии смутного времени

портрет Смутное время

Казацкий атаман Иван Заруцкий

живопись Время неприятностей

Кузьма Минин – спаситель земли русской

фермеры

Кто такие вольные хлебопашцы

Jacob_De_la_Gardie_1606

Якоб Понтуссон Делагарди

Наскальные рисунки

Новые технологии помогают археологам находить творения наскального искусства

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: