Память преподобной Анны Кашинской

Потеря исторической памяти — одна из главных проблем в жизни нашего общества. Люди не только забывают своих предков, свои корни, свои традиции — из памяти стираются события и имена исторической значимости. К сожалению, иногда утрата исторической памяти и уважения к отеческим святыням становится следствием сознательной политики. В эпоху духовной секуляризации, последовавшей за церковным расколом и продолжавшейся с конца XVII до первой половины XIX века, произошло катастрофическое явление пренебрежения древнерусской святыней национальным и государственным духом. Ярчайшим примером этого стало дело преподобной и праведной княгини и монахини Анны Кашинской.

Тверская земля всегда славилась талантливыми, мудрыми, просвещенными людьми, оставившими значительный след во всей истории России. Среди них благоверные княгини земли русской, такие как равноапостольная княгиня Ольга, преподобная Феврония Муромская, светлославская княгиня Василиса, светлославская княгиня Анна Кашинская и многие другие.

15 октября по новому стилю (2 октября по старому стилю) — день преставления святой благоверной княгини и инокини Анны Кашинской. Анна Кашицкая занимает особое место в истории Церкви. Она жила в сложный период средневековой Руси: во время ордынского ига на русских землях, во время борьбы за соперничество Москвы и Твери, и была дважды канонизирована Русской православной церковью.

Об Анне Кашинской упоминали в своих трудах в XVIII веке М. М. Щербатов, А. Щекатов и первый тверской историк Д. И. Кашинский. Карманов. Калязинский мещанин С.П. Соковнин посвятил этому целую статью. В 19 веке о нем писали историки В.О. Ключевский, Н.М. Карамзин, П.М. Строев, Е.Е. Голубинский. Епископ Димитрий (Самбикин) включил статьи об Анне Кашинской в свои «Святые Месяцесловы» и «Тверской патерик». В 20 веке о блаженной княгине писали священники С. Архангелов, И. Завьялов, И. Восторгов, старообрядец А. Павлов. Исследование агиографических произведений об Анне Кашинской было проведено С. А. Семячко. Но особого внимания заслуживает работа Т. И. Манухина «Святая благоверная княгиня Анна Кашинская», изданная в Париже в 1954 году.

Будущая княгиня увидела своего мужа впервые только на венчании

Принцесса Анна была дочерью Дмитрия Борисовича Ростовского. Летописцы не сообщают точной даты рождения принцессы. Но Т.И. Манухина сделала приблизительный расчет: поскольку девушки выходили замуж в 15-17 лет, а брак княжны с Михаилом Тверским состоялся, по ее мнению, в 1294 г. Прадед Анны князь Василько Ростовский, захваченный татарами в 1238 г. на реке Сити, гневно отверг предложение перейти на их сторону и был убит; ее дед Борис вместе с братом Глебом правил 40 лет. Ее дед по материнской линии, черниговский князь Михаил, геройски погиб в Орде за христианскую веру, отказавшись поклоняться монгольским идолам; дочь Михаила, княжна Мария Ростовская, по словам Д.С. Лихачева, была первой женщиной-летописцем.

Анна выросла в традициях крепкой православной веры, любви к Церкви, в благоговении перед духовенством и «монашеским чином», традициях Ростова. Епископ Игнатий, как глава Ростовской епархии и духовник Анны, был близок к княжескому дому. Анну научил сильной вере живой пример епископа Игнатия.

Можно с уверенностью сказать, что княгиня Ксения нашла невесту для своего сына Михаила, как того требовал обычай. Великая княгиня Ксения, мать Михаила, прослышав о достоинствах Анны, послала в Ростов сватов, которые обо всем договорились.

8 ноября 1294 года, в день архангела Михаила, или ангела жениха, в Преображенском соборе состоялась свадьба, на которой жених и невеста впервые увидели друг друга. Михаил и Анна обвенчались руками епископа Андрея. Автор описывает мужа Анны как человека, наделенного духовным талантом, силой, благородством и мужеством. Царевна Анна родила в 1298 году сына-первенца Дмитрия, в 1299 году — дочь Феодору (о ней ничего не известно, и Манухина предполагает, что она умерла в младенчестве), в 1300 году — дочь Феодору. — Александра в 1306 году — Константин, а затем еще один сын — Василий, дата рождения которого неизвестна.

Трагедия жены и матери

В 1305 году тверской князь Михаил получил ярлык на великое княжение и тем самым нажил себе врага в лице московского князя Юрия. Кроме того, семейная жизнь была омрачена болезнями князя и его детей и стихийными бедствиями (мор, засухи). Московский князь Юрий выступил против законного наследника престола. А в 1317 году, завоевав расположение хана, он женился на его сестре Кончаке и был возведен в сан великого князя Владимирского. Москвич князь Юрий решил завоевать Тверь. Но Юрий понимал, что ему дали ярла не по законам Древней Руси.  В 1317 году произошла битва у села Бортенево, но Юрий потерпел поражение и бежал в Новгород, а Михаил, захватив жену Юрия Кончаку, которая, вероятно, была отравлена монголами и умерла в Твери. Великий князь Михаил Тверской был оклеветан перед ханом. В августе 1318 года Михаил был вызван в Орду. Михаил был вызван в Орду, где тверского князя вскоре казнили.

После трагической смерти мужа принцесса Анна выдала замуж трех своих сыновей последовательно в 1319-1320 годах. В 1322 году старший сын Дмитрий получил ярлык великого правителя. Однако, встретив в Орде убийцу своего отца, Дмитрий в порыве ярости зарезал москвича князя Юрия. Хан, разгневанный на Дмитрия за его беззаконие, предал его смерти 15 сентября 1326 года, но ярл за великое княжение перешел к тверскому князю Александру.

В 1327 году произошло восстание в Твери и карательное татарское нашествие на Тверское княжество. Анна с сыновьями Константином и Василием и боярами укрылась в Ладоге, а Александр Михайлович с женой и детьми в Пскове. У Александра и Анастасии было восемь детей. В течение десяти лет Александр и его семья жили в Пскове. В 1337 году Александр прибыл в Тверь по пути в Орду, где Анна увидела сына после десятилетнего отсутствия. В Орде хан простил Александра и вернул ему Тверское княжество.

В 1339 году Александр и его сын отправились в Орду, где были казнены без суда и следствия. Анна, ее братья, княжна Анастасия с детьми и весь город долго и горько оплакивали их. Таким образом, Анна пережила смерть мужа, дочери, двух сыновей и внука. После трагедии 1339 года, опять же из-за интриг родственников, третий сын Анны Константин Михайлович был отозван в Орду, но дело не дошло до суда: Константин умер в Орде.

Вместо княжеских хором — иноческая келья

Во время правления своего сына Василия Анна не принимала участия в тверских событиях. Историки пишут, что семья Ростовых воспитывала княгиню в вере и благочестии, учила ее покоряться воле Божьей, то есть принимать свою земную судьбу как данную свыше. Принцесса Анна была отправлена в Афанасьевский монастырь, известный в народе как «Софийский монастырь».

Сегодня на месте монастыря, где жила святая Анна, находится Покровская церковь и вещевой рынок.

Житие Анны следует образцу всех монастырских житий, перечисляя подвиги монахини Анны: молитва, всенощное бдение. Прибегая к подсчетам, невозможно точно определить количество лет, проведенных Анной в Софийском монастыре. Однако к 1358 году она уже была монахиней. По просьбе сына Василия она решает уехать из Твери в Кашин. Преподобная Анна преставилась 2 (15) октября 1368 г. В год преставления Анны умер ее сын Василий. Похороны знатной княгини состоялись под соборной церковью Успения Божией Матери. Исследовательница Манухина отмечает, что все, что известно о блаженной царевне Анне, сохраняет черты древнерусской «княгини»: супружеская девственность, материнская любовь, безутешное вдовство, монашеские подвиги, покорная и терпеливая христианская душа.

Явление таинственной жены

Память о царевне Анне угасла вместе с линией кашубских удельных князей, а ее потомки — тверские князья, перешедшие под власть Москвы (в 1485 году). Имена тверских князей сохранились в летописях, но большинство из них бесследно исчезли из народной памяти. В исторической реальности возможностью воскресить забытую память о принцессе Анне стало событие, а точнее сверхъестественное явление, произошедшее в 1611 году.

Больному секстанту Успенского собора Герасиму во сне явилась женщина, «одетая в подобие монаха» (т.е. в схиму), назвалась Анной и обещала ему исцеление, но при этом укоризненно сказала

Ты пренебрегаешь мной и преображаешь меня. Неужели среди вас нет ни одного здравомыслящего человека, что никто из вас не понимает этого до сих пор? И как долго вы еще будете топтать меня? Разве вы не знаете, что я молю Всемогущего Бога и Богородицу, чтобы ваш город не попал в руки врагов, и что я защищаю вас от многих бед и несчастий…?

Таинственная женщина приказала Герасиму передать приходскому священнику собора и всему приходу, чтобы они зажгли свечу над гробом перед образом Спаса Нерукотворного и не клали на гроб крышки.

Таинственный сон и чудесное исцеление пономаря Герасима взволновали весь город. Люди вспоминали недавние события: в 1606-1611 годах, когда поляки и литовцы грабили и жгли русинские города, враги трижды подходили к Кашину, но каждый раз уходили, не причинив особого вреда самому городу. В это же время в Кашине вспыхнул сильный пожар, но вскоре он прекратился, и город не сгорел.

Настоятель собора Василий Михайлов и приход начали приводить могилу в порядок. Люди стекались в собор. Возник благочестивый пыл, и люди стали спрашивать о Шеде Анне, которая была похоронена в соборе.

Узнав неожиданно от соборного священника Василия о появлении великой княгини Анны Тверской и почитании ее могилы, родственник царя Михаила Федоровича, Василий Иванович Стрешнев, счел новость настолько важной, что приказал священнику немедленно подать прошение царю и сообщить ему об этом событии. Но Михаил умер, и первые годы царствования Алексея Михайловича были не до них: свадьба молодого государя, его женитьба, а затем тревожные события — угроза крымских татар, неурожай, голод, крупный пожар в Москве, бунты. Во многих городах и поселках росло всеобщее недовольство. Чтобы умиротворить страну, царь поспешно созвал в 1649 году Территориальное собрание. Жители Кашицы воспользовались относительным застоем и подали новое прошение.

В царствование Михаила Федоровича были обретены мощи ее мужа Михаила Ярослава, утраченные при пожаре Твери во время литовского нашествия 1606 года. Они были спрятаны заботливой рукой в земле у стены собора и торжественно помещены в 1643 году в только что построенном соборе, в алтаре.

Плащаница на гробнице, вышитая женами династии Романовых

За прошением последовало распоряжение патриарха — немедленно направить в Кашин комиссию для осмотра реликвии. В Кашин прибыли архиепископ Тверской и Кашинский Иона, архимандрит Андроникова монастыря Сильвестр и настоятель Данилова монастыря Иоанн. Осмотр оказался благоприятным для судьбы реликвий. Поспешно было составлено посвящение мощам. Кашинские ревнители памяти царевны Анны, священник Иоанн Наумов из Свято-Троицкой церкви и Семен Сухоруков из усадьбы, составили тропарь, конкордат и канон. Акт осмотра, с описанием чудес, с тропарем, конкордатом и каноном, был представлен комиссией патриарху, который, уведомив государя, созвал собор иерархов и, рассмотрев материалы, постановил открыть мощи блаженной царевны Анны, как новой святой Русской Церкви, для общественного почитания.

Церковное прославление блаженной принцессы Анны состоялось 12 июня 1650 года. В этот день святые мощи благоверной княгини Анны были перенесены из деревянного Успенского собора в исторический каменный Воскресенский собор. Пелена для мощей, изображающая принцессу, была вышита женой царя, царицей Марией, своими руками. В тот же день на глазах у всех произошло чудо: исцеление невестки кашубского старосты Скобеева. Царь взял с собой предание о перенесении мощей, которое по его заказу написал известный киевский ученый Епифаний Словацкий. Вскоре Иерархический совет официально оформил канонизацию и установил празднования в честь блаженной принцессы Анны дважды в год: 2 октября, день ее преставления, и 12 июня, день перенесения ее мощей.

Библиотека русской веры
Канон преподобной Анне Кашицкой.

Тропарь, тон 3.

Сегодня мы преклоняемся перед Вами, досточтимая великая княгиня Анна. Как плодоносящая лоза, Ты процветаешь среди терний. Во всех благочестивых великих герцогинях. И из всех монахинь, как виноградная лоза, ты процветаешь в городе Кашине. В своих достоинствах. И вы поразили всех своей замечательной жизнью. Так вы угодили Христу Богу. И к Нему вы будете взывать с радостью и довольством. А теперь пребывай с лицом почтенной женщины. Наслаждаясь красотой и радостью небес. Умоляем Тебя, молись за нас, Христос, Бог наш, любящий нас человеколюбием. Даруй нам мир и великую милость.

Кондак, т. 4:

Как звезда воссияла на русской земле в городе Кашине святая матушка Анна. Во всех благочестивых верных женах, своей чистой и непорочной жизнью. И среди монахинь ты расцвела, как корона, совершенная в своих делах и поступках. И вы достигли самого высокого города, радуясь и веселясь. Насколько хорошо вы справились с курсом. И теперь Твои святые мощи, как драгоценные четки, открыты для исцеления всех, кто приходит к Тебе с верой. Поэтому мы взываем к Тебе, радуемся всей душой. И молитесь Христу Богу о спасении наших душ.

Извержение из святых

24 февраля (1677 года) произошло неслыханное событие! В Кашин прибыла патриаршая следственная комиссия с чрезвычайными полномочиями — вскрыть гробницу царевны Анны, запечатанную царскими печатями в 1650 году, и произвести новый осмотр мощей и новый допрос церковного причта и свидетелей чудес. Канонические обоснования почитания блаженной принцессы Анны, которые оставались неизменными и неоспоримыми в течение 30 лет, должны были быть пересмотрены.

Судя по всему, комиссии было поручено найти причину, чтобы любой ценой уничтожить канонизацию благородной принцессы Анны. Проверка, проведенная в 1649 году, обнаружила многочисленные расхождения между недавно составленными житиями, летописями и Степенной книгой. Так, в новых текстах утверждалось, что Анна была не княгиней по рождению, а боярыней и родилась не в Кашине, как написано в ее житии, а в Ростове, а дата ее смерти была изменена на 30 лет и так далее.

Патриарх Иоаким не раз говорил об этом:

Патриарх Иоаким не раз говорил об этом: «Я не знаю ни старой веры, ни новой, но что велят мне начальники, то я и делаю». Во время его пребывания на посту патриарха был принят уголовный кодекс, который вводил смертную казнь за проповедь старой веры.

Собор Малой Церкви, созванный патриархом Иоакимом, постановил

  • Чтобы агиография и «История чудес» были объявлены не заслуживающими доверия;
  • Чтобы гробница блаженной княгини Анны с ее мощами в Воскресенском соборе была опечатана печатями архипресвитера;
  • Плащаницу с образом царевны Анны и иконы увезти в Москву и впредь, до подлинного рассмотрения Великим Собором, образов не писать;
  • Не делать никаких праздников царевне Анне и не петь молебнов, а церковь ее имени в Успенском соборе, которая была построена и «без известного суда» освящена, закрыть и запечатать перед Большим собором.

Все, у кого еще оставались иконы или жития святой княгини, были объявлены анафемой. Однако истинными причинами отлучения были вовсе не ошибки в житии святого. Известный историк и специалист по агиографии профессор Голубинский пишет прямо:

‘Уже давно было высказано предположение, что причины пересмотра и уничтожения канонизации святой Анны Кашицкой следует искать в ее «благословляющей» руке.

То есть, в ее руке, сложенной вдвое, чтобы сделать знак креста. Продолжая свою мысль, Голубинский отмечает:

‘Таким образом, желая уничтожить авторитет свидетельств в пользу биконсекрации святых мощей, патриарх Иоаким прибег к такой радикальной мере, как объявление самих мощей не мощами и вообще уничтожение канонизации принцессы Анны.

Легенда гласит, что священники-послушники, приехавшие в Кашин по указанию патриарха Иоакима, стали складывать пальцы умершей благоверной княгини в тройное свидетельство. Но сколько бы раз они ни делали это, на следующий день рука принцессы снова давала двойное свидетельство. Приходящие к мощам княгини видели это чудо и говорили, что княгиня свидетельствовала об истинности и святости двуперстного креста. Особую убедительность этому придавало свидетельство автора первого жития благородной инокини царевны Анны, секвестора Никифора, а также священника Успенского собора Василия и монаха Варлаама, имевших непосредственное отношение к обретению мощей царевны в 1648 году.

Все постановления Малого Собора были подтверждены с некоторыми дополнениями: церковь во имя благоверной княгини Анны должна быть переименована во Всех Святых, а ее мощи должны стоять как обычный княжеский склеп; княгиня Анна должна поминаться вместе со всеми православными великими князьями и княгинями. Серебряные и золотые украшения, пожертвованные царем Алексеем Михайловичем за мощи преподобной Анны, были взяты и отправлены в дар монастырю святой великомученицы Екатерины в Египте, где и пребывают по сей день.

В том же соборе были наказаны свидетели и участники прославления святой Анны: секстант Никифор, священник Василий и монах Варлаам. Последний был приговорен к заключению в монастыре «неумолимо до самой смерти».

Старообрядцы и святая Анна

Несмотря на все запреты, анафемы и проклятия, почитание благоверной княгини Анны сохранялось старообрядцами и жителями Кашина. Чудеса и знамения на могиле преподобной Анны продолжались. Кашубы переписали житие святого, написали иконы и почитали их как чудотворные. В XIX веке почитание святой возросло еще больше: считалось, что благодаря ее заступничеству перед Господом город был спасен от эпидемий чумы в XVIII веке, а также от холеры в 1831 и 1844 годах.

Вознесенский собор в Кашине (Русская православная церковь). В этой церкви сейчас хранятся мощи Святой Анны.

Собор Вознесения Господня в Кашине (Русская православная церковь). В этом соборе сейчас покоятся мощи Святой Анны.

В 1853 году жители Кашина обратились в синод с просьбой восстановить почитание святого покровителя города. Подобные петиции последовали в 1860 и 1901 годах, но все они остались без внимания. Причина отказов была одна и та же: опасение, что официальное признание ее святости будет способствовать признанию ошибок патриарха Никона и светских деяний патриарха Иоакима, императора Петра Великого и последующих.

На самом деле, господствующая синодальная Церковь во второй половине XIX и начале XX века, вопреки распространяемым сегодня историческим мифам, чувствовала себя крайне неуверенно и не имела реальной поддержки и опоры среди русского народа, который сознательно или бессознательно симпатизировал до-никоновской церковной старине.

В начале XX века, особенно после указа императора Николая II «Об укреплении принципов религиозной терпимости», в старообрядческих кругах, журналах и газетах появились публикации о необходимости особого, целенаправленного почитания древнерусских святых и прославления новых. Старообрядцы начали рассуждать о том, что старообрядцы должны получить мощи святой Анны, поскольку святость последней не была признана государственной церковью.

Газеты писали, что укрепляющаяся старообрядческая церковь может претендовать не только на свою церковную и социальную нишу, но и на все духовное наследие Древней Руси.

«Однажды, — предупреждала одна из подобных публикаций, — старообрядцы получат мощи принцессы Анны, почитание которых запрещено в нашей стране.

Монография Т. Манухин утверждает, что «вторая канонизация» Блаж. Вторая канонизация блаженной Анны Кашинской «психологически предвосхитила закон о старообрядцах, дающий им религиозную свободу и гражданские права».

Исследователь уточняет:

Остракизм (преследование — прим.) преподобной Анны также закончился. Может ли правящая церковь восстановить свое отнятое церковное достоинство, если сторонники реформы готовы признать старообрядцев братьями?

Сама причина ажиотажа вокруг процесса «второй канонизации» была вызвана некоторыми публикациями в старообрядческих газетах и журналах, в частности, статьей в журнале «Церковь» # № 6, 1908, «О крови мучеников. О канонизации святых». Они отметили, что господствующая церковь отказывается почитать святую княгиню Анну и некоторых других святых, потому что они «служат неоспоримым доказательством святости старообрядческой церкви».

В ответ на подобные публикации Синод Novus Ordo 11 апреля 1909 года поспешил ответить в форме послания ко всем членам своей Церкви «О восстановлении почитания святой благородной принцессы Анны». К сожалению, в этом послании ничего не говорилось о реальных причинах посмертных гонений на святую Анну или причинах ее второго почитания господствующей конфессией. Напротив, действия патриарха Иоакима были оправданы. Епископ Михаил Семенов в своей статье «Великий праздник старообрядцев» пишет на эту тему:

‘Так защищается старая ложь, и вместо покаянного подарка святой принцессе приводится явно недобросовестное оправдание….. И синод, в дни этого великого торжества, скрыл истину — он не принес покаяния.

Двуперстный крест был закрыт фальшивой нашивкой, изображающей трехперстный крест.

Тем не менее, Древлеправославная церковь нашла возможность отправить делегацию в город Кашин, чтобы отпраздновать вторую канонизацию княгини в лоне господствующей конфессии. Группу христиан православной церкви возглавлял президент Братства Святого и Животворящего Креста Господня архиепископ Михаил Бриллиантов. По благословению епископа Рязанского и Егорьевского Александра (Богатенкова) основной целью этой депутации было ходатайство о выделении части мощей благоверной княгини Анны для храмов старообрядческого кладбища в Москве. К сожалению, эта просьба делегации из Стараховиц была отклонена. Позже часть мощей была передана в унитарную (ныне новооттоманскую) церковь Святого Николая в Рогозинце. На Кашинском фестивале также было запрещено распространение старообрядческой литературы. Единственное, чего удалось добиться членам делегации, — это удаление фальшивой заплаты на древней завесе на гробнице святой княгини.

Когда нашивка с изображением тройного пера была снята, все присутствующие на церемонии увидели двойное перо, вышитое царицей Марией. Эти обряды не остались незамеченными среди всех старообрядцев.

В некоторых старообрядческих церквях проводились торжественные службы. Всенощные бдения вечером 11 июля 1909 года и Божественная литургия утром 12 июля 1909 года были совершены во Всехсвятской и Покровской общинах в Боровске. Старообрядческий писатель и обозреватель Ф. Е. Мельникова в своем журнале «Церковь» предлагала ежегодно устраивать праздник с крестным ходом и особой молитвой Господу Богу, который «назидает и просвещает сидящих во тьме и разврате». Интересно, что соседние баптисты в городе Кимры распространили слух, что отныне всем церквям империи будет разрешено проводить службы по старому обряду.

Кульминацией старообрядческих торжеств, посвященных святой инокине княгине Анне Кашинской, стало освящение храма в ее честь в селе Кузнецы Богородского уезда Московской губернии.

Костел Святой Анны Кашицкой в Кузнице. Современное фото

Освящение этой первой в России церкви, посвященной святой Анне Кузнецкой, было совершено 16 декабря 1909 года епископом Рязанским и Егорьевским Александром (Богатенковым). В конце торжественной службы, обращаясь к прихожанам, епископ Александр сказал:

«Возблагодарим Господа, братья, что Он поторопил создателей возвести этот святой храм, это хранилище таинств и милостей, дом молитвы, школу богословия и благочестия, источник освящения, убежище для страждущих, приют для бедных, утешение для скорбящих. Давайте помолимся Ему и благословенной принцессе Анне, и пусть этот храм будет сохранен невредимым от огня и бури в грядущие дни…..

В годы религиозных гонений этот храм был отнят у верующих. Долгое время здесь располагалась трикотажная фабрика. Не так давно он был возвращен Русской православной старообрядческой церкви. Однако еще многое предстоит сделать для восстановления здания церкви. Святая Анна Кашицкая до сих пор почитается в старообрядческой церкви. Есть планы освятить старообрядческую церковь в Твери во имя благоверной княгини.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: