Кирилл Туровский

Одним из немногих христиан, который при жизни удостоился чести быть причисленным к лику святых, был Кирилл Туровский. При жизни этот русский верующий был почитаем как епископ, монах, писатель и ученый. Богослова любили, верили и почитали при жизни, но его помнят и вспоминают и после смерти. Труды Туровского стали основой древнерусской христианской литературы, а его притчи, молитвы и каноны почитаются наравне с трудами святых отцов Церкви.

Биография

Несмотря на его огромный вклад в богословие христианства, о жизни Туровского епископа сохранилось мало сведений — основная информация о древнем поэте содержится в Ипатьевской летописи, в «Службе», которая почти полностью посвящена Туровскому епископу.

Биография аббата была составлена примерно в XII-XIII веках и позже появилась в виде статьи для «Русского Пролога». Рассказ о жизни священника и монаха был основан на литературных произведениях его соотечественников, исторических документах того времени и почерпнут непосредственно из трудов самого епископа.

Детство и отрочество

Будущий монах и епископ родился в городе Турове (современная Беларусь) на реке Припять; вероятная дата его рождения — 1230-е годы. Город, где родился мальчик, в то время был столицей княжества, и предполагается, что отец ребенка был близок ко двору местного правителя.

Туров был столицей княжества, поэтому здесь преобладали идеи просвещения и образования. Образование и полнота знаний святого свидетельствуют о богатстве и достатке семьи — в те времена только богатые могли позволить себе хороших учителей и школу.

Известно, что Кирилл в юности особенно интересовался наукой — он прилежно читал Священные книги, изучал греческий язык, читал труды русских и греческих философов и ученых (Злотоуста, Григория Богослова, Епифания Кипрского и др.). Помимо философии и религиозных дисциплин, ребенок изучал искусство, музыку, поэзию и историю.

Монашество

Молодой человек никогда не обращал внимания на материальные богатства мира, он всегда стремился к духовным богатствам, поэтому его и привлекло монашество. Достигнув совершеннолетия, будущий священник отказывается принять наследство и решает стать монахом.

Он принимает монашеский постриг в монастыре Бориса и Глеба в городе Турове, который, как говорят, состоялся в 1161 году. Став монахом, Кирилл становится сыновним священником, позже возвращаясь к монашеской жизни. Через некоторое время мудрость и честность молодого монаха распространились по всему княжеству, и при участии князя монаху был предложен епископский престол.

Богослов посвятил всю свою жизнь написанию научных трудов, умерщвляя при этом свое тело — результатом стало более 20 сборников притч, молитв и толкований Библии. После возведения на епископский престол аскет оставил мирские и церковные дела и вновь погрузился в литературную деятельность. Он умер 28 апреля 1183 года (предположительно) и, по его просьбе и завещанию, святой был похоронен рядом со своими учителями в церкви Святого Николая.

Служение

Приняв монашеский постриг, Кирилл всецело посвятил себя монашескому служению. Современники описывают скромного и тихого монаха, который понимал важность послушания и учил этому других. Позже он напишет несколько работ о своей жизни в монастыре («Повествование о черноризском обряде от ветхого закона и нового» — одна из них).

Однако даже скромная и уединенная жизнь в монастыре не могла удовлетворить стремление монаха к полному уединению. Поэтому монах решил стать отшельником и столпником — он заключил себя в «столп», или башню, монастыря и жил в полностью закрытой, отдельной келье. Таким образом, святой обрезал свое грешное тело. В то время белорусский монах стал первым обывателем на Руси — до него такого явления на территории славянских поселений не было.

Это интересно! Монах держал в своей келье довольно обширную библиотеку, посвящая все свое свободное время изучению Писания и трудов Отцов Церкви. В этот период он написал несколько своих богословских работ, в которых толковал некоторые притчи и главы Библии.

В течение этого времени многие люди приходили к нему за советом — он выслушивал каждого и старался помочь им молитвой и словами мудрости. После нескольких лет уединения святой Кирилл был избран игуменом монастыря и начал вести пастырскую и просветительскую работу.

Сам святой говорил о себе, что он — собиратель колосьев, слуга Божий, который может только распространять слова живого Бога. Он никогда не превозносил себя или свою мудрость, отдавая всю славу Господу Богу.

Епископство

Люди разнесли весть о мудром настоятеле Турова, и вскоре о нем узнал князь Юрий Ярославович. Они много раз встречались и проводили время в беседах. Аббат так глубоко запал в сердце правителя, что тот выдвинул свою кандидатуру на епископский престол. Епархия Турова была основана еще в X веке, и благодаря поддержке местного духовенства аббат стал главой епархии вскоре после этого, в 1169 году.

Архиепископ управлял епархией весьма мудро — он уделял большое внимание образованию духовенства, материальному обеспечению монастырей и отдаленных приходов, заботился о духовном развитии правящей династии и элиты герцогского двора. Известно, что Кирилл много раз переписывался с Андреем Боголюбским, наставляя и поучая о расколах и церковных проблемах в Ростове.

На Соборе он публично осудил деятельность и высказывания лжеепископа Феодорита, который самовольно занял место во Владимиро-Суздальской епархии и добивался раскольнического отделения от Киевской митрополии. Феодорец, по решению Собора, был обвинен в ереси и казнен.

Несмотря на плотный график и отсутствие свободного времени, епископ Туровский находил время для уединения, молитвы и написания своих поэтических произведений.

Интересно! В двухсотлетие со дня преставления святой Ольги он читал свои каноны и стихи в Софийском соборе у ковчега княгини. За это его прозвали «русским Златоустом».

Одной из главных идей Кирилла Туровского было укрепление духа с помощью обетов и постов. Он подчеркнул, что только сильный дух способен противостоять мирским плотским искушениям. Только постоянная забота о душе (т.е. смирение и ежедневная молитва) может помочь человеку достичь Царства Небесного. Именно поэтому в жизни святого было так много уединения, аскетизма и отшельничества — строгие правила жизни помогали ему духовно совершенствоваться.

Литературная деятельность

На протяжении всей своей жизни святой писал притчи, молитвы и просто записывал свои мысли и размышления о Священном Писании (так называемые «Святые Писания»). Будучи монахом, он составил несколько текстов, затем писал в уединении, но, став епископом, понял, что времени на литературные занятия просто не хватает.

Поэтому он оставил епархиальную кафедру и вернулся к монашеской жизни, чтобы писать богословские труды. Центральной идеей всех произведений святого является человек и его служение Богу. Среди произведений есть тексты, в которых аббат устраивает хвалебные песни в честь человека, поскольку именно для человека Бог создал этот мир.

И постепенно богослов перешел от похвалы к увещеванию: поскольку человек — главное творение Бога, разве ему позволено пренебрегать разумом и проводить свою жизнь в поисках суетных удовольствий?

Исследователи считают, что литературное наследие Кирилла Туровского включает около 8 слов-проповедей, 2 притчи о душе, 2 проповеди о монашестве, 2 послания к печерскому игумену, 2 канона и более 30 исповедальных молитв. Историки богословия предполагают, что епископ Туров составил «Слова» на все христианские праздники, но, к сожалению, не все они дошли до наших дней.

Имеющиеся произведения попали в христианские собрания наряду с трудами святых отцов Церкви и почитались одинаково. Наиболее полное собрание сочинений священника было опубликовано в 1880 году при содействии другого епископа, Евгения Туровского, и содержит около 20 различных сочинений Кирилла. Среди них:

  1. Слово о Пасхе, о Неделе красок, о сошествии с креста, о паралитике, о слепом, о вознесении, о Святых книгах и т. д.
  2. Притчи о слепом и хромом, о человеческой душе, о преступлении Бога.
  3. Истории из Ветхого Завета и Нового.
  4. Рассказ аббату Василию.
  5. Послание старца к блаженному Василию.
  6. Молитвы для воскресенья и будних дней недели (по несколько на каждый день).
  7. Каноны молитвы.
  8. Исповедь и поминовение.

Более поздний труд (обнаруженный и идентифицированный недавно) включает «Слово о просвещении Господа нашего Иисуса Христа» и «Канон великого покаяния».

Важно! Кирилл Турский, как богослов, поставил перед собой задачу раскрыть истинный, скрытый смысл записанных текстов Евангелий и Ветхого Завета и донести его как можно яснее до своих читателей и всех христиан.

Его мастерство формулировок и стиль выражения были безошибочны — святой умел донести свои мысли до читателей в чрезвычайно буквальной и понятной форме. Притча о теле и душе человека» и сегодня считается его главным произведением.

Почитание

Белорусский епископ был известен прежде всего своими литературными произведениями — они стали чрезвычайно популярны в XII-XVII веках, когда их активно переписывали и распространяли по всей стране. Литературные способности святого были оценены его современниками и высоко ценятся по сей день.

День памяти Кирилла Турского отмечается 28 апреля и 11 мая, торжественная служба проводится в соборе Святых Турских святых. Кроме того, в городе есть памятник святому, а всего их три:

  1. В Туре — в его родном городе, святой был увековечен в камне в 1993 году. Памятник был изготовлен мастерами инков и лукьянов и установлен на Замковой горе, на берегу реки Припять. Византийский крест лег в основу композиции — именно византийских богословов епископ Кирилл особенно почитал и уважал. С крестом также ассоциируется фигура святого, держащего в руках книгу. Общая высота памятника составляет 7 метров.
  2. В Гомеле — здесь памятник святому был установлен в 2004 году на одной из театральных площадей и синхронизирован с Днем белорусской письменности. Авторами памятника были отец и сын Гумилевские, они изготовили бронзовую фигуру святого высотой 3,5 метра. Кирилл также держит печатный свиток с молитвой.
  3. Памятник святому Кириллу Турскому в Минске, столице Беларуси, был установлен в 2001 году. Он был размещен рядом с Белорусским государственным университетом.

В дополнение к памятникам Кириллу Турскому можно увидеть Минскую духовную академию. Он считается одним из самых почитаемых святых в Беларуси, наряду с Евфросинией Полоцкой. Святыни также названы в честь святого:

  • Минский катехизаторский дом;
  • Терновский собор;
  • церковь в Светлогорске;
  • церковь белорусов в Лондоне, Торонто и Бруклине.

Мудрость и святость Кирилла Турского пришли к нему не с высокими чинами или титулами, а свыше от Господа, который, видя старания и горячую любовь своего последователя, обильно вознаградил его. Святой отдал всю свою жизнь Богу, и Он богато вознаградил его за это.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: