Этот талантливый иконописец и мудрый философ появился в России в первые дни возрождения государственности и самосознания русского народа. Феофан Грек оставил яркий след в русской культуре, повлияв на возникновение уникальной русской иконописной школы.
Видео:Феофан Грек / Мост над бездной / Телеканал КультураСкачать
Биография
Подробных сведений о жизни Феофана Грека нет. Основную часть информации исследователи получили из переписки архимандрита Кирилла Тверского и иеромнианина Епифания Премудрого, лично знавших византийского мастера.
Считается, что Феофан родился в 1430-х годах в Византии. Он учился живописи в столице империи, следы константинопольского стиля можно найти в его искусстве. Источники утверждают, что до приезда в Россию мастер работал не только в Константинополе, но и в Галате, Халкидоне и Кафе (современная Феодосия). Вполне вероятно, что митрополит Киприан присоединился к свите в черноморском городе.
Около 1378 года мастер прибыл в Новгород. Он был приглашен новгородским боярином Василием Даниловичем и жителями Ильинской улицы для росписи недавно построенной Преображенской церкви. Точно неизвестно, сколько времени мастер прожил в Новгороде. Затем он работал в Нижнем Новгороде и, возможно, в Переяславе-Залещине.
В 1395 году начинается московский период творчества греческого иконописца. В Москве он участвовал в росписи следующих зданий:
- Церковь Рождества Богородицы (1395 г., Кремль);
- Архангельский собор (1399, Кремль);
- Благовещенский собор (1405, Кремль);
- Палаты князя Владимира Андреевича.
Фрески в соборе Благовещения являются последней известной работой Феофана Грека. В письмах Епифания от 1415 года говорится, что мастер покинул земной мир.
Интересно, что существует версия, согласно которой в конце своих земных странствий мастер принял монашеский постриг и удалился в один из аттических монастырей.
Видео:Разговор Феофана Грека с Андреем Рублёвым (фрагмент из к/ф "Андрей Рублёв")Скачать
Особенности творчества
Искусство Феофана Грека восходит к классическим византийским образцам константинопольской школы. На его своеобразный стиль повлияло учение исихастов, которые отвергали внешнюю красоту. Творчество греческого художника характеризуется следующими отличительными чертами:
- использование небольшого количества цветов (охра, бирюза, алый, белый, золото);
- отсутствие мелких деталей;
- работать, не ориентируясь на образец;
- Глубокий символизм некоторых деталей и композиции в целом.
Феофан был философом и мыслителем, сосредоточенным на своем внутреннем мире. Источники упоминают, что посмотреть на работу мастера приходили десятки прихожан, которым он, стоя на подмостках, проповедовал Слово Божье.
Видео:Фрески Феофана ГрекаСкачать
Живопись
Источники утверждают, что Феофан Грек расписал более 40 храмов. Однако до наших дней дошли точные детали четырех монументальных работ мастера.
Новгород
Фрески в церкви Преображения на Ильине улице в Новгороде — единственная работа мастера, авторство которой не вызывает сомнений. Сохранились лишь фрагменты фресок, которые были обнаружены во время реставрации, проведенной в 10-40 гг. Лучше всего сохранились изображения купола и купол.
Лучше всего сохранились росписи купольной части, изображающие Христа Пантократора, фигуры архангелов и серафимов и древних. Изображая Христа, художник использовал только один цвет — охру, которая дополнялась белыми бликами.
Искусная работа иконописца создает уникальный образ со строгим взглядом, который проникает в душу прихожан, входящих в церковь. Изображения предков выполнены в том же стиле. Ной держит в руках ковчег, который символизирует земную Церковь.
Уникальные по своему смысловому значению картины расположены в границах Троицы. На картинах Даниила Столпника, Симеона Дивногорца, Алимпия Столпника и Макария Египетского изображены этапы приобщения человека к Божьей благодати, на что указывает белизна на картине.
Количество белых на фреске указывает на степень восприятия человеком Бога. В то же время темные кисточки и лицо четко выделяются на сложном, полностью белом изображении святого Макария. Они являются символом того, что, погружаясь в Свет Господа, человек не растворяется в нем, а внутренне преобразует свою личность.
Важно! Древние фрески новгородского храма относятся к числу великих произведений не только русского, но и мирового искусства.
Москва
После Новгорода Феофан работал над фресками церквей в Нижнем Новгороде и Коломне. Эти фрески не сохранились до наших дней. Сохранившиеся монументальные росписи, приписываемые талантливому греку, находятся в церквях Московского Кремля.
Изображения Деисуса из иконостаса хранятся в Благовещенском соборе. Впервые в истории русской иконописи в иконостас были помещены фигуры в форме розы. Вытянутые фигуры напоминают свечи. Контраст света и тени оживляет статичные изображения, заставляя их светиться изнутри.
Работы московского мастера отличаются от новгородских росписей. Линии становятся более плавными и мягкими, в картинах появляется спокойствие и благодушие. Несмотря на смягчение стиля, картины Феофана по-прежнему воплощают силу и могущество Бога.
Видео:Слово в образе. Творчество Феофана ГрекаСкачать
Иконы
Феофан Грек считается автором не только монументальных живописных произведений, но и икон. Установить их точное авторство практически невозможно, поскольку православная традиция запрещает иконописцам подписывать свои произведения. Греку приписываются следующие иконографические работы:
- Богоматерь Донская;
- Успение Божьей Матери;
- Преображение Господне.
Икона Донской Богоматери принадлежит если не самому Феофану, то одному из его учеников. Первоначально образ находился в Успенском соборе в Коломне, но через некоторое время его перенесли в Благовещенский собор Московского Кремля.
Безмятежная фигура Девы Марии, держащей на руках Младенца Христа, расположена на золотом фоне. Цветовые сочетания, внутренний свет, исходящий из глаз Богородицы и ее Сына, духовная красота и сила — все это указывает на авторство знаменитого живописца.
На обратной стороне панно изображен сюжет Успения Пресвятой Девы Марии. Композиция картины наполнена многочисленными символами. В центре композиции — смертное ложе Девы Марии, вокруг которого собрались апостолы. На переднем плане — свеча, символизирующая человеческую жизнь. Его свет означает молитву к Господу.
За кушеткой стоит Христос, держащий на руках юную душу Своей Матери. Его фигура, облаченная в золотые одежды, также напоминает свечу. Свеча и Иисус образуют вертикальную линию света, которая вместе с кутьей образует крест — символ победы жизни над смертью.
Храмовый образ «Преображение» из Спасо-Преображенского собора в Переслав-Залесе приписывается Феофану. Замысловатая композиция повествует о событии Преображения Иисуса Христа на горе Фавор. В центре картины — фигура Христа, облаченного в белые одежды, от которых исходит Божественный свет.
По обе стороны от Иисуса находятся фигуры пророков Моисея и Илии. У подножия горы находятся изображения апостолов Иакова, Петра и Иоанна. Исследователи отмечают, что автор иконы изобразил лик Господа мягким и нежным. На этом основании они считают, что изображение не принадлежит руке Феофана.
Видео:Я человека убил, русского... Феофан Грек с Андреем Рублёвым.Скачать
Книжные миниатюры
Следы влияния греческого мастера можно обнаружить в книжных миниатюрах. Он считается создателем Хитровского Евангелия и Евангелия Федора Кошкина. На страницах отсутствуют рисунки, но каждая страница украшена орнаментами, головными уборами и красочными инициалами. Для этих элементов характерны резкие линии и аскетичные цвета.
Интересно, что ученые отмечают, что Евангелие Кошкина принадлежит не самому Феофану, а одному из его последователей. Среди возможных авторов упоминается Андрей Рублев.
Феофан Грек — значительная фигура в русском средневековом искусстве. Его ученик и соратник — великий святой иконописец Андрей Рублев, который является родоначальником русской национальной иконописной школы.
📸 Видео
Русское искусство конца XIV — начала XV веков: Феофан Грек и Андрей Рублев / ЛекцияСкачать
Простые истории. Иконописец Феофан ГрекСкачать
Русская культура. Феофан Грек. Выпуск 6Скачать
Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в НовгородеСкачать
ФЕОФАН ГРЕКСкачать
Русская культура в XIII - XV вв. Андрей Рублев, Феофан Грек и др. / лектор - Борис Кипнис / №30Скачать
Потомучка 88. Феофан Грек. История России 14 векСкачать
Отличительные черты творчества Феофана Грека Андрея Рублева Дионисия Симона УшаковаСкачать
Клей с огня снял?! Феофан грек. Андрей Рублев - фрагментСкачать
Феофан Грек против наказаний (х/ф «Андрей Рублев» (1966))Скачать
Феофан Грек. В. ОксиковскийСкачать
Byzantium part14 Византийское возрождение Феофан Грек 10 28 13Скачать
020. Феофан Грек - ПреображениеСкачать
великие имена. феофан грекСкачать
Феофан Грек (1340-1410)Скачать