После церковного раскола в XVII веке церковные традиции старообрядцев и новообрядцев постепенно стали расходиться, все дальше и дальше отдаляясь друг от друга. За 350 лет накопилось много различий в богословии, богослужении, церковном пении, иконописи, агиографии и бытовых традициях. Но как ни странно, некоторые церковные обычаи остаются неизменными во всех договорах и старообрядцев, и новообрядцев. В первую очередь это относится к уставу должности.
Указания современных календарей Русской Православной Старообрядческой Церкви, Русской Древнеправославной Церкви, Древнеправославной Поморской Церкви, а также большинства календарей Русской Православной Церкви и других новообрядческих конфессий содержат совершенно идентичный устав ограничения в еде великого и других постов. Причина этого в том, что эти общепринятые правила восходят к Уставу («Оку церковному»), изданному в 1641 году при патриархе Иосифе и, по преданию, связанному с древним правлением Иерусалимского монастыря. В этой хартии рассматриваются пять возможных вариантов трапезы.
- фаст-фуд (продукты любого происхождения: мясо, молочные продукты, яйца, рыба, морепродукты, овощи, фрукты, крупы и т д. Интересно, что в первые века христианства были и другие варианты приема пищи. В некоторых из них мясо птицы было считается особой категорией, отделенной от мяса);
- питание рыбой (все растительные продукты, рыба, масло, вино; исключаются мясные и молочные продукты);
- пища растительного происхождения с растительным маслом (допускается также вино с маслом, а в некоторые дни морепродукты);
- пища без масла (свежие и термически обработанные овощи и фрукты, каши, но без использования растительного масла);
- сухое питание (имеется в виду сырая пища, а именно орехи, сырые овощи или фрукты, а также хлеб, который хоть и готовится термически и даже с растительным маслом, но в эти дни разрешен).
Среди старообрядцев особую популярность приобрел так называемый «Устав малых дворов» — книга, составленная в XIX веке и ставшая своеобразным собранием уставных предписаний относительно поста, трапезы и келейной молитвы. И хотя существует мнение, что «Малый Домоуправление» объединяет известную долю церковного предания до раскола, в том числе обычаи древнерусских монастырей и приходских церквей, фактически наставления восходят к одной и той же книге — «Церковному оку», опубликовано в 1641 году.
Следует отметить, что Малая грамота старообрядцев и Типикон 1641 г отражают лишь часть пищевой традиции до раскола. Есть ряд других правил с другими указаниями, когда речь идет об ограничениях в еде во время поста. Такие указания встречаются в известных на Руси книгах Домострой, Зонар, славянских воеводах и различных русских монастырских грамотах.
В издаваемых ныне старообрядческих календарях есть указания на Великий и Второй посты, которые есть в Малом уставе. Однако, поскольку календарные указания более лаконичны, мы публикуем с небольшими комментариями полный текст устава малого дома Великого поста. Изданы также инструкции устава Кирилло-Белозерского монастыря по списку 1652 г и Соловецкому лоцману 1493 г.
Видео:Стоит ли соблюдать пищевые ограничения Великого поста?Скачать
Малый домашний Устав
«О постах и о разрешении на все лето. О Великом посте Великий устав.
В первую неделю, рассказанную Федоровым, два дня, в понедельник и вторник, ни хлеба не есть, ни воды пить. Но к молитвам и поклонам стремись. А в среду, после отпуста вечерни, в четвертом часу дня едим сухую пищу и крепкое зелье, и пьем укроп с медом. И продолжайте голодать до пятницы. В пятницу мы едим хлеб и твердую землю и готовим без сладкого.
О слабых
Если кто-то слаб, или не может поститься два дня, то он ест хлеб и воду во вторник, и то же в четверг.
О старом
Если кто-то стар, или измучен болезнью (больной — прим.), или молод, он ест хлеб и воду в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу.
В субботу и воскресенье
В субботу и воскресенье мы едим приготовленное с маслом.
Другие дни Великого поста
А в остальные дни поста, понедельник, среду и пятницу, мы не едим вареную пищу. А во вторник и четверг мы едим приготовленную пищу.
По уставу ни в коем случае нельзя есть в первый день святой горы (разумеется, имеется в виду афонский устав — прим.). Во вторник, среду и четверг уместно съесть один литр хлеба и воды, в остальном ничего, кроме соли. Даже на каждый день к назначенному часу, восхваляет святой Феодор Студит, в объявлении в пятницу первой седмицы.
Номоканон
В святой и великий праздник едим один на день, сухой корм, только сочный без масла. Вино и масла едим в субботу и воскресенье: и череп (значит, в выходные разрешены морепродукты, кроме рыбы — прим.), рыбу едим только на Благовещение и на Цветоносную неделю.
Соловецкий устав
В первую неделю в понедельник, среду и пятницу питание не доставляется. Вторник и четверг белый хлеб для братьев, приготовленный с медом, шелковицей или соленой капустой и овсяной смесью. Суббота щи белокочанные, вермишель гороховая, каша, все на масле. Через неделю щи и каша. В другие недели, понедельник, среда и пятница, есть два холодных блюда. Во вторник и четверг борщ с соком и печеньем, причем блюда холодные, остальные горячие. В субботу и воскресенье по щам пласти или сухие медленные пласти (вяленая или вяленая рыба — прим.) и каша.
Среда четвертой недели
На обед братьев есть три горячих блюда без масла.
Четверг четвертой недели
За трапезой едим с маслом и пьем вино из уважения к сторожевой работе.
В субботу праведного Лазаря
На обед мы едим приготовленное с маслом, возможно икру и пьем вино.
Неделя цвета
За братской трапезой мы едим рыбу и пьем вино и благодарим Бога.
О неделе страсти
На Страстной неделе с понедельника, даже в субботу вечером, шесть дней едим только хлеб да воду и кипяток, и это при воздержании. Если мощно и не на каждый день, берите, но как было сказано, с первой недели. В Великую Страстную Пятницу мы ничего не едим, а в Великую Субботу повелевается поститься до четырех утра, а потом, после Божественной литургии, есть хлеба и воды и пить чашу вина.
Псалмы
В Великий Четверг мы едим вареную пищу без масла, также пьем вино и другую сухую пищу. Ибо и в Ладикии Собор Великого Четверга говорит в 49 правиле: как бы недостойно четверга допустить в четверицу последней седмицы, а всю четверицу бесчестить.
Также Псалтырь
В Страстную пятницу, если возможно, не следует есть, как повелевают отцы. Во всяком случае, это не по правилу имама, пусть мы и не едим совершенно, а против силы кого-то должно быть от отца. И по этой причине, если вы можете есть или продолжать поститься в эти два дня, в пятницу и субботу, это хорошо и благоприятно. Если нет, не ходите в субботу. В пятницу есть хлеб и крепкая смесь, и пить воду, но все хотят и могут.
Соловецкий устав
Страстная неделя, понедельник и среда, еда доставляется желающим. Они едят три холодных блюда. Во вторник и капусту, и ягоды, и овсянку. В четверг и щи, и вермишель, и каша на соке, все без масла. В Страстную пятницу братья и миряне не едят. В Великую Субботу, после отпущения литургии, братья становились «укрухами».
Структура пищевых ограничений во время Великой Пятидесятницы одинакова во всех уставах. Первая неделя поста – самая строгая, строгие ограничения накладываются также на пятницу и субботу Страстной недели. Но в другие дни степень воздержания варьируется. Так в одних направлениях по субботам и воскресеньям разрешена еда только с маслом, в других допускается более широкий выбор блюд. «Номоканон» разрешает шкуры черепа (морепродукты), а Соловецкий Устав разрешает пласти и суши (рыбу вяленую и вяленую).
Видео:КАК ПОСТИТЬСЯ? Ошибки постящихся. Пестов. Время ПостаСкачать
Устав Кирилло-Белозерского монастыря 1652 года
«Обиходник», то есть церковно-хозяйственное расписание Кирилло-Белозерского монастыря, общеизвестен и издан издательством «Индрик» в 2002 году как и другие дни в церковном году. Первая неделя Великого поста такая же строгая, как и в уставах выше. Рассмотрим трапезный устав этого знаменитого монастыря относительно второй недели Великого поста.
«В понедельник: В тот день братья братский хлеб едят, ретку, по квасу, в мисках на большой воде, капусту раскрошенную с хреном, овсянку, репу или грибы или грузди под чесноком. А в какие дни братья едят сухую, то нет порции и миски с квасом.
Вторник: Ешьте братья за столом по четверти хлеба, сухари, борщ с соком, квас из погреба поменьше в больших мисках, гороховую или соковую кашу. Если в этот вторник или в какой-либо другой день Великого поста вы найдете главу Ивана Крестителя, или 40 мучеников, или новосвятых: Евфимия Новгородского, Димитрия Прилуцкого, Алексея митрополита, Макария Колязинского, Ионы митрополита, то ешьте белые хлеб, ячменный квас в больших мисках, шти, в миске, губы в соку или капуста, подогретая с маслом, тертый горох с маслом, икра или коровай, сочная каша или гороховая лапша с перцем, подача чецу.
Среда: Сухую пищу: бульонный хлеб, ретку, квас в больших мисках, воду, капусту с хреном, овсянку, репу или грибы или грузди с чесноком.
На четвертинку: Ешьте на столах по четвертинке хлеба, тушите борщ сочный, сухари, квас братской, горох или кашу сочную.
На пятках: Ешьте сухую пищу: хлеб скобяной, квас, в больших мисках, воду, капусту с хреном в мисках, овсянку, репу или грибы с чесноком.
Суббота: Царю Ивану служат собор, братьям его отпевание, еда: белый хлеб, миска бутафорского кваса, шти с перцем, осетровый тавранчуг (блюдо из тушеных овощей и осетрины — прим.) или каша с лосось, горох колотый с маслом, икра или коровай, пироги, а если коровай, то пирогов нет. Они готовят для людей. На ужин бродер хлеб, шти, квас в больших мисках из меньшего погреба в сопровождении кваса.
На 2-й неделе голодания: Ешьте белый хлеб, шти, в миске с ячменным квасом, в мисках, губы в соке или капусту, подогретую с маслом, горох, тертый с маслом, икру или коровай, кашу или гороховую лапшу с перцем. В тот же день, за ужином, хлеб, шти, миску ячнового кваса в больших мисках, квас в палочках».
Интересно, что по Уставу Кирилловского монастыря во все субботы Великого поста (кроме Великой субботы, которая фактически не относится к Фортекосте) давали рыбу. Также чаще, чем в прежних уставах, икру давали в средние седмицы Великого поста, в почетные праздники. В уставе Кириллова монастыря такими праздниками были: «главы Иоанна Крестителя, или 40 мучеников, или новосвятых: Евфимия Новгородского, Димитрия Прилуцкого, Алексея митрополита, Макария Колязинского, митрополита Ионы».
Икру также доставляли в Вербное воскресенье вместе с рыбой. Зачатки этой древней традиции можно наблюдать в некоторых старообрядческих приходах, где разрешается готовить рыбу, «если настоятель благословит» в престольные праздники».
В Вербное воскресенье в Кирилловском монастыре подавали и рыбу: «Кормление для братии: хлеб белый, сковородки с ушами или шти с перцем, квас фальшивый, две рыбы, блины с медом, булочки подобные. В тот же день к обеду бродер хлеб, шти, даже ячменный квас в больших мисках, две рыбы, начинка».
Рыбный стол обычно приурочивался к поминальной трапезе: суббота 1 и 2 — царю Ивану Грозному, 3 и 5 — царевичу Ивану Ивановичу (сыну Иоанна IV и Анастасии Романовны), 4-я — игумену Христофору (3-й игумен монастыря, ученик св. Кирилла). Кроме того, в 1 воскресенье во время Великого поста для царя была здоровая пища, тоже рыбная. Всего, согласно Кирилловскому Уставу, за Великий пост рыба доставлялась 8 раз.
Видео:Как провести Пост. Протоиерей Андрей Ткачёв.Скачать
Устав о велицем посте из Соловецкой кормчей 1493 г.
Устав Великого поста от Соловецкого Пилота 1493 г был опубликован в трудах известного исследователя русской церковной древности, профессора Сергея Ивановича Смирнова (1870-1916), автора ряда исследований, в том числе известного труда » Старорусский исповедник». Следует отметить, что устав Великого поста, имеющийся в этом путеводителе, является не уставом самого Соловецкого монастыря, а одним из уставов, имевших хождение в то время в России.
Возможно, судя по содержанию, что эта грамота представляет собой утерянное и ныне забытое мирянское письмо о благочестивой жизни. На это указывают цитаты о воздержании от жен во время поста (почему это наставление монахам?) и разрешении на широкое употребление рыбы во время поста. Эти положения подтверждаются и другими историческими источниками.
В частности, в книге «Домострой» даются следующие сведения о пище Великого поста: «В Великий пост есть еще редис, хрен, капуста, крепкие соленья и разные овощи, которые Бог послал к столу; в другие дни, по мнению гостей, и икра, и вяленая, вяленая, вареная рыба, и уха из вяленой, копченой, вареной рыбы и всяких субпродуктов, и вяленая сельдь, из корюшки, а также в рассоле, и в пирогах, и в кашах, и в овощах, и в разных похлёбках, и во всех пирогах, и в кашах, и в блинах, и в киселях – всякой постной пищи у хорошей хозяйки предостаточно».
Правило великого поста
На федоровской неделе на вечерне и литургии едим белый хлеб с капустой, пряный горох. А пить одну чашу кваса и больше взятку от Бога, кто не пропьет весь пост, воздержится от жен своих, то есть пост от Господа. В субботу и воскресенье мы едим рыбу два раза в день. И выпивать три миски за ужином тоже. (Разрешение на рыбную ловлю было якобы во все постные выходные, кроме субботы — прим.).
А на федоровской неделе в понедельник и в среду и в пятницу хлеб и капуста и губы. А также до Вербной недели.
А во вторник и четверг горох с яглями, икра, мед несброженный, квас цельнозерновой на Вербной неделе. Понедельник, среда и пятница хлеб и капуста. Во вторник и четверг горох с ягли.
И луки от Федоровской недели на каждый день и ночь, 400 до Лазаревой пятницы. И по пятницам поклоняются 200 бантикам того же тако, кто может. Либо рукой в землю, либо на колени: если болеет, то по пояс.
Больной ест рыбу, кроме среды и пятницы, даже на Федоровской неделе и Вербной неделе. (Получается, что больным разрешали ловить рыбу почти весь Великий пост, кроме среды и пятницы — прим.).
Если жена ест рыбу после своих детей, давайте за это милостыню. (Разрешение на рыбную ловлю для кормящих матерей – ред.).
Но если Иоанн Креститель однажды найдет голову, или сорок мучеников, или Алексий, человек Божий, если не в Федорову неделю, то есть рыба, а в Федорову неделю — не есть.
Если Благовещение приходится на Страстную пятницу, мы едим рыбу один раз в день. Если в другие дни мы едим рыбу один раз в день. И в Обретение главы, и в Сорок мучеников, и в Алексеев день рыбу едим один раз в день.
На Страстной неделе в понедельник, среду хлеб и капусту, во вторник и четверг — горох с ягли. А в пятницу сочно, но макового масла нет. И в субботу никто не должен есть квас; за ужином вы должны есть и пить масло. Свят, ибо отцы и апостолы вышли поститься в эту субботу. А в другом никто. В субботу быть во гробе Лежащего Христа и Богородицы с апостолами в трауре.
В течение пасхальной недели, если кто достоин, они принимают участие в Вечере Господней и едят все. А если на нем епитимья, то пусть не завивается (не причащается — прим.), а пьет святую воду, ест все и мясо всю неделю в среду и пятницу, а от женщин держится подальше. Да не портите дело поста чрезмерным пьянством и блудом, ибо один день — целая неделя. Когда Христос воскрес, солнце стояло, не заходя, целую неделю, 7 дней. В восьмой день идите от Пасхи на поклонение колену. А в среду и пятницу мы не едим молоко, если только не едим в среду Иванова дня. В неделю Пятидесятницы, а также в среду и пятницу мы все едим мясо, но соблюдаем чистоту и мало пьем, но ради собрания.
Устав Великого поста от Соловецкого матроса от 1493 г
***
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Существующие ныне и опубликованные в церковных календарях диетические ограничения на Святой Праздник и другие посты сложились непосредственно перед церковным расколом в XVII веке и восходят к указаниям в богослужебных книгах 1640-х годов.
2. Составители современных индексов голодания обычно публикуют в своих таблицах только крайнюю степень голодания и почти не говорят о существующих вариациях. Я лично не встречал в календарях указаний на морепродукты, несмотря на то, что в Малом старообрядческом уставе прямо сказано: «Вино и масло едим в субботу и воскресенье: едим и черепные шкуры». Как правило, игнорируются указания Соловецкого устава: «В субботу и воскресенье ешь или медли». Отказ от публикации этих важных особенностей устава приводит к тому, что эти фразы пытаются перетолковать в ту или иную сторону. Так, например, высказываются мнения, что «черепа» — это орехи и грибы, а на Соловках ели рыбные тарелки, так как якобы там не было хлеба. Еще мне попадались нелепые мнения о том, что размещение информации о морепродуктах и рыбе под постами — это «никонианский фейк».
3. Сегодня принято получать благословение на индульгенции во время поста исключительно от духовника и только в случаях особой нужды. Это практика, когда беременным и кормящим грудью голодание сокращается на один шаг. Например, в дни сухого питания разрешается вареная пища, а в дни без масла – масло. Но с другой стороны, совершенно очевидно, что для кормящей женщины сухое питание так же недостаточно, как и пища без масла, для восполнения организма белками, жирами и углеводами. Это же касается и страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, которым явно противопоказаны такие традиционные постные блюда, как квашеная капуста, соленья или гороховая каша. В связи с этим стоит присмотреться к постным традициям, существовавшим на Руси до первой половины XVII века, во времена Домостроя, когда существовали вполне здоровые и естественные различия между монастырскими и светскими обычаями.
Если бы сегодня распространить разгрузочную диету хотя бы до указаний древних рукописей и уставов, то поститься могло бы гораздо большее число людей, включая кормящих матерей и больных. И вот человек, если он не может поститься без масла и всухомятки (по состоянию здоровья или другим причинам), то он считает себя потерянным и часто полностью отказывается от поста, полностью переходя на фаст-фуд. Возможно, поэтому, по статистике, в стране так мало постящихся – всего 1-2 %.
> когда это было совершенно здорово и естественно
> различает монашеские и мирские обычаи
Вот так монашеские правила перенавязываются сегодня мирянам, и это не мое мнение, а мнение многих современных богословов, церковных историков и т.д. Это относится и к должности.
Хуже всего то, что, хотя они много говорят об этом, они ничего не могут исправить. Вместо того, чтобы переписывать правила, они массово отменяются и смягчаются в частном порядке. В результате правила теряют всякий смысл — что это за правило, которое почти всегда разрешается не выполнять полностью или частично.
По большому счету, переписывать правила особо не нужно, достаточно вернуться к реальной практике древнерусской Церкви, которая, как видим, была весьма гибкой и не предполагала для монахов того же «прокрустова ложа» и миряне.
Видимо, пост по нынешним (монашеским) правилам стал настолько раскрученным ритуалом, что теперь сами священнослужители боятся изменить это общее представление. Проще закрыть глаза или разрешить каждый пост по отдельной программе, но оставить некий «стандарт» нетронутым.
Считаю вредным. Чем больше правил, заведомо не требуемых для выполнения, а лишь декларируемых, тем менее серьезным будет отношение к выполнению всех существующих правил. На практике сформируется понимание, что правила как в старинном музее: то есть чтут, были герои, которые могли, а мы здесь сами по себе. Православная традиция — не отменять что-то, а просто не выполнять, я не думаю, что это лучший способ борьбы с канонами, пусть и традиционный.
Ведь все эти переписывания правил давно произошли в католицизме и во всех западных квазихристианских конфессиях из-за придирчивого менталитета латинян. Тем более, что по точности набивки всех нюансов столбов немцы превзошли их на поколения вперед. И почему у них сейчас обилие завсегдатаев в Западной Европе? Ха, как ни как! Теперь католики обязаны поститься всего за 1 час до Святого Причастия, а вместо Великого поста — 1 день крестообразного миропомазания пеплом с брови. Это результат того, к чему приводят «многие современные богословы, церковные историки» и т.д.
И под знаменем «кошмарной мантии» мирян всегда велась жесточайшая борьба с христианством, что особенно очевидно со времен раскола, Петра I, многих гостиничных периодов в Российской империи, и в революционные, советские времена. Вершиной последнего было исключительно «научное православное» течение — обновленчество. Там у вас нет монашества, даже если вы сами станете женатым епископом.
Что касается рассуждений о «правилах, заведомо не необходимых для исполнения, а лишь декларируемых» — это излюбленная претензия мусульман к христианам. Они очень хорошо развили эту тему и постоянно упрекают нас в том, что мы говорим об идеальных уровнях нравственности, в то время, когда человек в принципе не является идеальным существом и не может исполнить всего того, что завещали нам святые отцы.
Я считаю, что аргументы против католиков в этой дискуссии совершенно неуместны. Что касается серьезности некоторых вопросов, то они дадут фору и Восточным Церквам. Например, у католиков целибат соблюдают не только епископы, но и духовенство. А в восточных церквях священникам разрешено жениться. Среди католиков повторные браки не причащаются, а в восточных церквах к этому вопросу относятся гораздо снисходительнее. Наконец, сколько у католиков монахов и монастырей, а у старообрядцев при всем «монашестве» монахов почти не осталось!
Что касается фактического осуществления ограничения в еде во время Великого поста. По статистике социологических служб в России все правила Великого поста соблюдают от 1 до 2% населения. Мягко говоря, не очень. Еще 11-13% частично следуют этим правилам. Условно говоря, по современным жестким требованиям постится только каждая сотня россиян. А если вернуться к требованиям времен Домостроя, то покажет уже каждый десятый.
клира в браке и так далее в православии по постановлениям вселенских соборов такие «аргументы против католиков в этой дискуссии» неуместны а высказывания «что кормящей женщине есть всухомятку, что пища без елей одинаково недостаточен для полного питания тела» неуместно, ибо Сам Господь животворит и печется о «алчущих и жаждущих ради имени Его», «моя благодать и милость с ними, яко возлюбленный сын мой стоит перед ними и никоим образом не оставляет их. Христос постился в пустыне 40 дней, а мы, окруженные супермаркетами и холодильниками, ищем основу немощи, чтобы порадовать утробу «белками, жирами и углеводами»…
Так почему же, в конце концов, отказались от гибкой и более реальной системы дореформенных должностей для мирян, оставили одну из самых строгих, а теперь ее не выполняют?
Старообрядчество, хотя и стало прямым наследником всего корпуса доразделенной кириллической литературы, как рукописных, так и старопечатных книг, тем не менее наибольший тираж получили книги, изданные в период патриаршества патриархов. Джозеф. Впоследствии именно эти книги в основном переиздавались. Несмотря на большое количество древних рукописей, хранившихся у старообрядцев, они редко переиздавались. В результате книги времен Иосифа и переиздания с них со временем не только стали преобладать в библиотеках старообрядцев и единоверцев, но и стали своеобразным «золотым стандартом» богослужебной литературы. Следовательно, указания на пост в литературе этого десятилетия затмили остальной опыт дораскольнической церкви.
В то же время отношение к книгам иосифлянской печати не всегда было однозначным. Среди ранних старообрядцев возник даже спор о том, какую из книг, изданных при первых патриархах, считать лучшей. К книгам, напечатанным под патр. Йозеф также подвергся критике. Некоторые современные исследователи также считают, что уже при патр. Книги Джозефа уже начали переделывать, чтобы ухудшить их качество.
Тем не менее, надо сказать, что даже наставления, найденные в книгах времен Иосифа, сегодня не используются в полной мере. Как я уже писал, «чернокожие» (морепродукты), допущенные в книгах эпохи Иосифа, в современных изданиях почти не упоминаются. А среди старообрядцев возникло поверье, что «чернокожие» — это грибы, орехи и огурцы.
В наше время ситуация стала постепенно меняться, стали появляться издания рукописей, никогда не существовавшие в печати. Так Московская Митрополия Русской Православной Церкви издала печатный приказ о литургии архиереев, которого до церковного раскола в печати не было. Эти единоверцы издали печатный приказ о литургии Наона.
Научные издательства оцифровывают и публикуют множество исторических документов, посвященных церковным обычаям Древней Руси. А знаменитую книгу «Домострой», созданную в 16 веке и опровергающую строгое установление современных церковных календарей, можно купить практически везде.
В том-то и дело, что для обывателя были определенные подходы, но интегрированную систему никто так и не решился поставить. Все было четко, без какого-либо «камня преткновения», который был только у монахов (что, собственно, можно считать определенным плюсом монашеской жизни) — идти прямо на крест. И миряне уже догоняют их в меру своих способностей, способностей и качеств. Ведь мирскому человеку нужно думать не только за себя, до какой степени можно возвыситься в подвижничестве, чтобы не чесалась совесть, но и за домочадцев, если заболеешь от чрезмерного усердия. И вот самый сложный момент — определить самое необходимое, ибо любому человеку свойственно обманываться, — для решения которого требуется духовность.
Поэтому никто и никогда не сможет найти древний устав поста для мирян ни в каком издании: ни доосефовском, ни более позднем. Его просто не существует. И ни разу не видел особой необходимости его исправлять. Взять хотя бы тот же «Домострой» — это своего рода кулинарно-хозяйственный перебор, но никак не презентация целостной системы голодания для мирян. Пусть там в Великий пост поминают рыбу, но хотя и не произносят, но означают только возвещение и расцвет. Инструкции по средам и пяткам не видел (кто найдет, обязательно дайте знать!).
Наконец, Сергий, что же ты делаешь «никто ничего не наблюдает, никто ничего не делает!» И т д. Это как видеть, наполовину пуст стакан или наполовину полон? Сегодня может быть кто-то, кто не сделал всего, что должен, но завтра сделает. И много еще чего вы не знаете, особенно учитывая специфическую привычку русских людей разбирать, в первую очередь, выставлять недостатки своей жизни на показ людям.
💥 Видео
Великий пост. Как правильно поститься? Ответы на три популярных вопроса и всего три простых правилаСкачать
Великий пост: ограничения и сутьСкачать
Особенности БОГОСЛУЖЕНИЙ Великого Поста. Игумен Лука (Степанов)Скачать
Великий пост, о воздержании, о пище и правильном понимании поста. о. Макарий МаркишСкачать
Митрополит Феофан. Наставления в Великий пост. Ограничение в пищеСкачать
Как провести Великий пост со смыслом?Скачать
Начало Великого поста: основные правила питания, ограничения и традицииСкачать
Что нельзя делать во время Великого ПостаСкачать
Как поститься | Великий пост 2021: правила и запретыСкачать
Великий Пост: 10 ошибок постящегосяСкачать
Простые правила Великого постаСкачать
Как правильно поститься в Великий постСкачать
Начало Великого поста. Кто его может придерживаться? И как разнообразить стол? (Бийское телевидение)Скачать
Великий Пост. Как Правильно Поститься? Полезно ли Поститься? Православный Пост и Диета. Смысл ПостаСкачать
Великий пост 2023. Ограничения в еде, как источник психической энергии. Психолог Кристина КудрявцеваСкачать
Лекция о посте от 08-03-2020 Великий пост, Устав, история постаСкачать
Можно ли в Великий пост есть мясо?Скачать