Как правильно поститься в среду и пятницу

Многие последователи православной церкви сомневаются в том, следует ли им поститься по средам и пятницам.

В этой статье вы узнаете, почему вы должны это делать и как поститься, не нарушая традиций Церкви.

 

Значение постных дней

Еще до появления христианства люди соблюдали двухдневное воздержание от пищи. Просвещение ясно понимало, что этот обычай невозможно искоренить из сознания тех, кто только что принял новую веру. Поэтому Церковь согласилась изменить старые традиции и включить их в православную веру.

Эта древняя практика уже упоминается в Новом Завете и в раннехристианском манускрипте «Дидахе».

  • Эти постные дни недели в православии совпадают с трагическими моментами в христианской истории. Верующие, которые воздерживаются от пищи и половых контактов, отдают дань уважения эпизоду, когда Сын Божий был предан своим учеником Иудой, осужден на мученическую смерть и распят на кресте.
  • Скорбное значение не является единичным. Постные дни вобрали в себя принципы круглогодичной защиты сознания человека, погруженного в православную веру. Таким образом христианин показывает Богу, что он или она не потеряли рассудок, строго придерживаются правил Церкви и всегда готовы взять в руки оружие против нечистых существ.
  • Постоянная практика поста укрепляет физическую оболочку, повышает тонус и изгоняет из ума слабые, необоснованные мысли. Такое воздержание часто сравнивают с тренировкой организма, чтобы он стал сильнее и выносливее.

Важно: Все посты в среду и пятницу будут пустыми и бесполезными, если православные не будут воспитывать в себе через воздержание основные добродетели. Главная цель практики — стремиться к любви Небесного Отца и всех его детей.

 

Постная пища

Почему среда и пятница считаются постными днями

 

Люди, которые только недавно пришли к сознательному выбору духовной жизни, не всегда точно знают, какова цель поста.

Особенно их мучает вопрос обязательного поста в третий и пятый дни недели, которые считаются постными днями независимо от того, входят они в пост или нет.

В среду постящиеся вспоминают предательство Христа Иудой и не едят ничего святотатственного. Пятница — это день, в который Христос был распят и осужден на крестную смерть.

Это память о трагических событиях земной жизни Иисуса.

Но помимо этого, эти дни имеют ценность спасения душ людей, неустанно демонстрируя дьяволу силу и несокрушимость веры. Пост укрепляет дух православного человека, очищает его и способствует развитию духовности. Это похоже на обычную тренировку для спортсмена.

Постные дни позволяют поддерживать себя в форме, только духовной, и тем самым приносят пользу своей физической форме. Отказ от определенной пищи в эти дни недели позволяет задуматься о хрупкости своего существования и вновь обратиться к молитве.

 

Практика сухоядения

Православный верующий обязан соблюдать пост в каждый третий и пятый день недели, воздерживаясь от яиц, мясных продуктов, рыбы и молока. Это воздержание, длящееся 24 часа, предполагает сухой пост — питание (орехи, различные фрукты), приготовленное холодным способом.

Степень тяжести определяется настоятелем или отдельным человеком. При составлении постного рациона необходимо учитывать образ жизни и общее состояние здоровья верующих.

Среди духовенства нет единого мнения по этому вопросу. Духовенство занимает одну из двух позиций по этому вопросу:

  • Строгий пост характеризуется употреблением хлеба, сухарей, сырых овощей без растительного масла. Для питья подходят только ягодные соки и вода; вино строго запрещено.
  • Менее ограничительный вариант разрешает употребление хлебобулочных изделий. Здесь верующим разрешается пить растворимые чаи и кофе.

Примечание: В хронике Дидахе нет четкого указания на то, являются ли постные дни в православии обязательными или это личный выбор. Фарисеи и римляне в далекие времена соблюдали воздержание в пище по собственному усмотрению.

 

Традиция возникновения постов

Согласно трудам церковного историка Тертуллиана (жившего в третьем веке), пост по средам и пятницам обозначался словом, которое означает «военная стража». Для этого есть причина — автор сравнивает христиан с воинами Господа. Согласно трактату, воздержание от еды длилось до 9 часов утра (3 часа дня по современному времени). В эти дни богослужения были особенными.

Выбор времени не был случайным — ровно в 9 часов на Кресте, согласно Евангелию от Матфея (глава 27, стихи 45-46), умер Спаситель. В древние времена люди не только полностью отказывались от еды, но даже от воды. Сегодня правила несколько изменились: верующие постятся в течение дня, отказываясь от определенной пищи. Христиане первых веков приносили своему епископу все продукты, которые они не ели в эти дни. Священник раздавал их нуждающимся.

Хотя в наше время традиция постных дней уже достаточно устоялась, вначале это был добровольный выбор верующего. Но даже тогда пост завершался принятием Святого Причастия. Это правда, что святые дары хранились в каждом доме. Постепенно среда и пятница стали днями собраний, где верующие вместе изучали Писание.

Уже в четвертом веке святой Епифаний пишет, что среда и пятница являются обязательными постными днями, наряду с Четыредесятницей. Те, кто игнорирует их, бросают вызов Богу, потому что Христос постился, подавая нам пример. В пятом веке были написаны Апостольские правила, согласно которым воздержание обязательно для всех — и для духовенства, и для мирян, а наказанием за несоблюдение является отлучение от церкви и лишение священного сана.

 

Как правильно поститься в среду и пятницу

Соблюдая постные дни, важно знать правила, чтобы ненароком, неосознанно не оскорбить память о таких важных днях в христианстве.

День не начинается в обычное время в церкви. Новый церковный день отсчитывается от начала вечерней службы в церкви.

Такая служба может начинаться в разное время в каждой церкви, но церковь должна знать расписание служб и, таким образом, знать, в какое время начинается новый день.

Вечерня обычно совершается между 4 и 8 часами вечера, поэтому начало постного дня считается в это же время. До вечерни христианин может есть обычную пищу, а после вечерни — только постную. Постные дни заканчиваются одинаково, т.е. по окончании вечернего богослужения.

Из этих правил следует, например, что пятничный пост начинается с вечерней службы в четверг и заканчивается вечерней службой в пятницу, независимо от времени службы.

Что касается строгости дней поста, то это индивидуально. Священник в церкви может помочь определить это. Если возникают вопросы такого рода, лучше всего обратиться за разъяснениями к ректору. В некоторых случаях строгий пост не рекомендуется, поскольку он может негативно сказаться на физическом здоровье православного человека, а верующим пост никак не может быть вреден.

Например, есть поблажка для женщин, ожидающих ребенка или кормящих грудью. Людям, работающим в тяжелых физических условиях, и детям до семи лет полезен облегченный вариант голодания, о котором речь пойдет ниже. То же самое относится и к спортсменам, которые много тренируются.

Однако человек не вправе самостоятельно определять строгость постного дня и обязательно должен попросить благословения у священника.

Люди также не должны соблюдать пост в первую неделю после Пасхи, в первую неделю после Троицы и в дни карнавала.

Это интересно: Как пережить смерть любимого человека: объяснение в деталях

Послабления в пост

Для некоторых людей строгое воздержание не рекомендуется в силу обстоятельств и жизненных условий, а иногда оно даже запрещено.

  • Кормящие матери и беременные женщины нуждаются в большом количестве белка и минералов для формирования здорового плода и вынашивания новорожденного. Их пост по средам и пятницам может быть очень вредным.
  • Спортсмены, готовящиеся к соревнованиям, которые могут не выдержать нагрузки без достаточного питания.
  • Не рекомендуется соблюдать строгий пост работникам на тяжелых работах и на вредных предприятиях. Для них существуют поблажки в виде рыбы и молочных продуктов.
  • Дети до 7 лет не должны быть обременены таким воздержанием.

В году есть недели, которые не требуют соблюдения поста по средам и пятницам. К ним относятся Святые дни, неделя после Пятидесятницы, Пасха и масленичный вторник.

Совет! В постные среды и пятницы рыба разрешается тем, кто по состоянию здоровья не может выдержать строгий пост без животного белка.

Православная церковь установила еженедельные постные дни для улучшения физического и духовного состояния мирян. Практикуя воздержание, человек становится чище и приближается к осознанию силы Творца. Соблюдение поста в мире является добровольным для всех и не несет в себе никаких обязательных правил.

Посмотрите видео о посте в среду и пятницу

 

Можно ли рыбу в среду и пятницу

Пост в среду и пятницу по церковным правилам должен быть таким же строгим, как и любой другой пост.

В эти дни необходимо исключить из рациона такие продукты, как яйца, мясо и молоко. Рыба также исключается из рациона.

Овощи, фрукты, ягоды, орехи и мед можно употреблять как часть постного или сыроедческого рациона.

Все эти правила не распространяются на тех, кто получил от священника благословение на послабление постных дней. Категории таких людей перечислены выше.

Помимо этих правил, существуют также особые дни, когда разрешается есть рыбу — в среду и пятницу.

Это время, когда постные дни совпадают с зимним и весенним сезоном мясоедения. Зимний период мясоедения приходится на период между Рождеством и Великим постом, а весенний период мясоедения — на период между Великим праздником Пасхи и праздником Святой Троицы.

Рабы могут быть съедены во время крупных церковных праздников. Многие церковные праздники имеют тенденцию переноситься с одной даты на другую. Каждый год они отмечаются в разные дни. По этой причине лучше всего обратиться к православному календарю или спросить настоятеля церкви о предстоящих праздниках. В эти дни, почитаемые христианами, проводятся богослужения в церкви и не соблюдается пост.

Постные дни всегда сопровождаются усиленной молитвой, благочестивыми делами, раздачей милостыни и покаянием. Это чрезвычайно важно для православного человека. Не только воздерживаться от употребления причастной пищи, но и работать над своим духовным пробуждением.

 

 

Образец благочестия

Талмуд говорит, что «особые лица», упомянутые в начале этих наставлений, были раввинами и писцами («те, кого можно поставить во главе общины»), то есть особые аскеты и молитвенники, чья жизнь считалась особенно угодной Богу.

Некоторые благочестивые раввины продолжили обычай поститься по понедельникам и четвергам в течение всего года, независимо от погоды. Этот широко распространенный обычай даже упоминается в Евангелиях, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает этот двухдневный пост как одну из своих отличительных черт: «Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как другие люди, грабители, преступники, прелюбодеи, и не такой, как этот мытарь: я пощусь два раза в неделю». (Луки 18:11-12). Из этой молитвы видно, что такой пост не был обязательной практикой, поэтому фарисей и хвалится им перед Богом.

Хотя в евангельском тексте не сказано, что это были за дни, не только иудейские, но и христианские авторы свидетельствуют, что это были понедельник и четверг. Святой Епифаний Кипрский (+ 403), например, говорит, что в его время фарисеи «постились два дня, во второй и пятый день субботы».

 

Кому пост соблюдать необязательно

 

Если у верующего есть проблемы со здоровьем, ему могут сделать поблажку. Вы должны сообщить о своих убеждениях врачу, который может указать, какой тип голодания полезен для вашего организма. Беременные женщины, пожилые люди, работники физического труда, военнослужащие, спортсмены на тренировках, дети до 7 лет могут быть освобождены от поста.

Если вы сомневаетесь, посоветуйтесь со своим духовником о личном еженедельном посте. Кроме того, есть несколько раз в году, когда нет поста для всех, в те периоды, когда длится так называемая целая неделя:

  • После Рождества (канун Рождества);
  • Перед началом Великого поста (14 дней, неделя мытаря и фарисея);
  • Любимый всеми Великий пост (также перед Великим постом из рациона исключается только мясо, другие продукты животного происхождения можно употреблять);
  • Страстная неделя (сразу после Пасхи);
  • Неделя Пятидесятницы (после праздника Пятидесятницы).

В церковных календарях также есть указания на этот счет.

 

Два из семи

Ни талмудические, ни раннехристианские источники не сообщают нам, почему были выбраны именно два дня недельного поста. В еврейских текстах мы встречаем попытки более позднего теологического обоснования: поминовение восхождения Моисея на Синай в четверг и спуска в понедельник; пост для прощения грехов, вызвавших разрушение Храма, и для предотвращения подобных несчастий в будущем; пост для тех, кто плавает по морю, путешествует по пустыне, для здоровья детей, беременных женщин и кормящих матерей и так далее.

Внутренняя логика такой схемы становится более понятной, если мы посмотрим на распределение этих дней внутри еврейской недели.

Само собой разумеется, что поститься в субботу было запрещено, поскольку она считалась днем ликования по поводу завершения сотворения мира. Постепенно святость субботы стали ограничивать с двух сторон (пятница и воскресенье): во-первых, чтобы случайно не нарушить радость субботы постом, не зная точного времени его наступления и окончания (это зависит от широты и времени года); во-вторых, чтобы разделить периоды поста и радости хотя бы на один день.

Талмуд разъясняет это так: «Не постятся накануне субботы из-за почета, воздаваемого субботе, и не постятся в первый день (т.е. в воскресенье), чтобы не было резкого перехода от отдыха и радости к работе и посту».

Еврейский пост той эпохи был очень строгим — он длился либо от пробуждения до вечера, либо от вечера до вечера, и так мог продолжаться до 24 часов. В это время вся пища была запрещена, а некоторые также отказывались пить воду. Очевидно, два таких дня поста подряд были бы слишком тяжелым испытанием, поскольку в другом талмудическом тексте говорится: «Эти посты (…) не следуют подряд, каждый день, ибо такое предписание невозможно для большинства населения». Поэтому понедельник и четверг стали равными постными днями, которые вместе с субботой были установлены для еженедельного освящения времени.

Постепенно они приобрели и литургическое значение, став, наряду с субботой, днями общественного поклонения: многие благочестивые евреи, даже если они не постились, старались прийти в синагогу в эти дни на специальную службу, во время которой читалась Тора и произносилась проповедь.

 

Постные рецепты

Хотя по средам и пятницам мясо и холодные закуски запрещены, можно приготовить различные салаты и супы. Если рыба разрешена, она подается в качестве основного блюда. Его можно тушить, жарить или запекать. Но если масло и рыба запрещены, вам придется проявить изобретательность.

  • Подходящим первым блюдом является окрошка. Молочные продукты запрещены, поэтому используйте воду. Измельчите огурец и помидор на терке. Порубите свежую зелень ножом. Приправьте солью и перцем.
  • Гречневая крупа интересна тем, что ее можно готовить без кипячения. Для этого рекомендуется вечером залить водой и оставить накрытым. Утром она разбухнет, и основное блюдо готово. Хорошим дополнением к блюду может стать овощной салат.
  • Постный салат на основе свеклы. Свеклу отварить, очистить, пропустить через крупную терку. Порубите грецкие орехи. Замочите чернослив в теплой воде, затем нарежьте на небольшие кусочки. Для заправки выбирайте нежирный майонез.
  • Приготовьте витаминный салат с морковью, редисом и яблоком. Мелко нарежьте овощи, натрите на терке до однородности. Натрите овощи на терке и смешайте их вместе. Приправьте рубленым чесноком и лимонным соком.

Как видите, вкусная и разнообразная диета возможна даже в дни строгого воздержания.

 

«Мы» и «они»

Проблема связанности ветхозаветным наследием была очень острой в ранней Церкви: она даже потребовала созыва апостольского собора (Деян. 15), чтобы решить, должны ли язычники, принявшие христианство, быть обрезанными. Апостол Павел неоднократно подчеркивал свободу от иудейского церемониального закона, предупреждая против лжеучителей, «запрещающих есть то, что создал Бог» (1 Тим 4:3), и против опасности «соблюдения дней, месяцев, часов и лет» (Гал 4:10).

Противостояние еженедельному еврейскому посту начинается не в Дидахе — возможно, оно упоминается уже в Евангелии, когда обстановка не понимает, почему ученики Христа не постятся: «Почему ученики Иоанна и фарисеи постятся, а Твои ученики не постятся?». (Мк.2:18). Маловероятно, что мы имеем дело с одним из обязательных ежегодных еврейских постов, мы видим Христа, исполняющего закон вопреки более поздним раввинским ритуальным предписаниям, «преданию старцев» (Мф.15:2). Поэтому кажется, что здесь речь идет именно об этих еженедельных постах, соблюдение которых считалось важной частью благочестивой жизни.

Спаситель четко отвечает на вопрос: «Может ли жених заставить детей в брачной комнате поститься, пока жених с ними?». Пока жених с ними, они не могут поститься; но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда в те дни будут поститься» (Мк. 2:19-20).

Возможно, что некоторые палестинские верующие поняли эти слова Христа в том смысле, что после Вознесения пришло время соблюдать традиционные иудейские посты. Поскольку эта традиция была популярна среди вчерашних коренных иудеев, ее христианская модификация казалась более эффективным способом борьбы с ней. Поэтому, не желая уступать в благочестии, христианские общины установили свои собственные еженедельные постные дни: среду и пятницу. «Дидахе» ничего не говорит нам о том, почему были выбраны именно эти дни, но в тексте явно подчеркивается полемический антииудейский элемент: «лицемеры» постятся два дня в неделю, христиане не отказываются от этой практики, что, конечно, само по себе не является неправильным, но они устанавливают свои собственные дни, рассматриваемые как отличительная и характерная черта христианства по сравнению с иудаизмом.

В христианстве высшей точкой недельного круга становится воскресенье, поэтому, естественно, меняется и его внутренняя структура. Ранняя Церковь не постилась в воскресенье, как в субботу. Если мы исключим дни еврейского поста, то у нас останется два варианта: «Вторник и пятница» или «Среда и пятница». Предположительно, чтобы еще больше отличиться от «лицемеров», христиане не просто перенесли оба поста на один день вперед, но первый перенесли на два дня.

 

Духовный смысл поста

 

Печально, что многие люди в наши дни относятся к отказу от определенных продуктов как к самоцели, хвастаясь своими успехами. Хуже всего, когда человек, измученный голодом, наносит удары окружающим его людям. Многие духовные отцы предупреждали о таких последствиях чрезмерного рвения. Если верующий не соблюдает строгие правила, лучше немного отпустить его, чем кричать на других.

Цель каждого поста — достижение духовного совершенства. Очищенное, легкое тело больше не является препятствием для возвышенных мыслей и чувств. Набитый желудок больше не мешает молитве и получению Божьей благодати. Воздержание от пищи должно помогать в духовных вопросах, а не лишать человека способности наслаждаться жизнью.

В жизни христианина есть два духовных элемента — молитва и пост, и один без другого неполноценен. Апостол Матфей написал об этом в 17-й главе своего Евангелия. Сам Господь Иисус Христос призвал верующих бороться с бесами с помощью этих средств. Поэтому, если вы отказываете себе в мясе, не отказывайте себе в молитве, делайте благотворительные дела, будьте добры к окружающим вас людям. Тогда пост становится важным шагом в духовном развитии.

 

Богословие традиции

Каждая традиция рано или поздно требует богословской интерпретации, особенно если ее истоки с годами отошли на второй план. В Дидахе пост по средам и пятницам оправдан только как часть контраста между «нашими» и «их» постами. Однако это толкование, которое было точным и понятным для христиан первого века, живших в иудейской среде, со временем нуждалось в переосмыслении. Мы не знаем, когда начался этот процесс осмысления, но у нас есть первые свидетельства его завершения в начале третьего века. «Сирийская дидаскалия вкладывает в уста воскресшего Христа следующие слова, обращенные к апостолам: Итак не поститесь по обычаю прежнего народа, но по завету, который Я заключил с вами….. Вы должны поститься за них (т.е. за евреев) в среду, потому что в этот день они начали губить свои души и решили схватить меня….. Опять же, вы должны поститься за них в пятницу, потому что в этот день они распяли Меня».

Этот отрывок происходит из той же географической области, что и Дидахе, но столетие спустя богословская перспектива меняется: христиане, живущие рядом с иудеями, постятся каждую неделю «за них» (очевидно, сочетая с постом молитву об их обращении ко Христу). В качестве мотивов для поста приводятся два проступка: предательство и распятие Христа. Там, где такого контакта не было, постепенно выкристаллизовываются только темы предательства Христа Иудой и смерти на кресте. Традиционное толкование, которое сегодня можно найти в любом учебнике по Божественному праву, содержится в «Апостольских постановлениях» (IV век): «Но в среду и пятницу Он повелел нам поститься — в этот день, потому что тогда Он был предан, и в этот день, потому что тогда Он страдал.

 

Церковь на посту

В своем труде «О посте» Тертуллиан († после 220 года) обозначает среду и пятницу латинским термином «statio», что буквально означает «военный часовой». Эта терминология прослеживается во всем богословии этого североафриканского автора, который неоднократно описывает христианство в военных терминах, называя верующих «воинством Христовым» (militia Christi). Он говорит, что этот пост был исключительно добровольным и длился до 9 часов вечера (3 часа по нашему времени), и что в эти дни проводились специальные службы.

Выбор 9 часов глубоко богословски обоснован — это час крестной смерти Спасителя (Матфея 27:45-46), поэтому это время считалось наиболее подходящим для окончания поста. Но если сейчас наши посты качественные, то есть заключающиеся в воздержании от какой-либо пищи, то пост древней Церкви был количественным: верующие полностью отказывались от пищи и даже воды. В рассказе о мученической смерти испанского епископа Фруктоза (умер в 259 году в Таррагоне) мы встречаем следующую деталь: «Когда кто-то из братской благотворительности предложил ему для облегчения тела выпить чашу вина, смешанного с травами, он сказал: «Час прекращения поста еще не наступил (…) Ибо была пятница, и он стремился с радостью и уверенностью завершить пост вместе с мучениками и пророками в раю, который Господь приготовил для них».

Действительно, с этой точки зрения постящихся христиан уподобляли солдатам на действительной службе, которые также ничего не едят, посвящая все свои силы и внимание своему долгу. Тертуллиан использует ветхозаветные истории о войне (1 Царств 7:5-12, 14:24), чтобы утверждать, что эти дни — период интенсивной духовной войны, когда настоящие солдаты, естественно, ничего не едят. Мы также находим в нем «военизированное» восприятие молитвы, которая в христианской традиции всегда была неразрывно связана с постом: «Молитва — это крепость веры, наше оружие против врага, который осаждает нас со всех сторон».

Важно отметить, что этот пост был не просто личным делом верующих, но включал в себя диаконический элемент: еду (завтрак и обед), которую верующие не ели в день поста, приносил в церковное собрание епископ и раздавал эту пищу нуждающимся беднякам, вдовам и сиротам.

Тертуллиан говорит, что «статия должна заканчиваться принятием Тела Христова», то есть либо празднованием Евхаристии, либо причащением Даров, которые верующие в древности хранили дома для ежедневного причащения. Поэтому среды и пятницы постепенно стали особыми днями богослужения, о чем свидетельствует, например, Василий Великий, который говорит, что в его время в Каппадокии существовал обычай причащаться четыре раза в неделю: по воскресеньям, средам, пятницам и субботам, то есть, конечно, празднование Евхаристии в эти дни. Хотя в других регионах существовала и другая практика неевхаристических собраний, о чем рассказывает Евсевий Кесарийский (умер в 339 году): «В Александрии в среду и пятницу читают Писание, а лектора толкуют его, и здесь происходит все, что касается собрания, кроме принесения Таинств».

 

От добровольного к обязательному

Мы не находим в Дидахе указаний на то, был ли пост по средам и пятницам в те дни обязательным для всех верующих, или же это был добровольный благочестивый обычай, соблюдаемый только некоторыми христианами.

Мы видели, что пост фарисеев был личным выбором человека, и такой же подход, вероятно, преобладал в ранней Церкви. В Северной Африке, например, Тертуллиан говорит, что «можно соблюдать его (пост) по своему усмотрению». Более того, еретиков-монтанистов обвиняли в том, что они сделали его общеобязательным.

Однако постепенно, особенно на Востоке, степень обязательности этого обычая стала возрастать. В Канонах Ипполита (IV век) мы читаем следующее предписание относительно поста: «К постным дням относятся среда, пятница и квадрига. Кто, кроме этих дней, соблюдает другие дни, тому будет награда. Кто же, кроме как в болезни или нужде, отступает от них, тот преступает правило и бросает вызов Богу, который постился ради нас». Апостольские правила (конец IV — начало V века) ставят окончательную точку в этом процессе:

«Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или лектор, или певец не постится в святую Четыредесятницу перед Пасхой, или в среду, или в пятый день, кроме препятствия телесной немощи, да будет отлучен; если же мирянин: да будет отлучен».

Из слов святого Епифания Кипрского ясно, что пост по средам и пятницам не соблюдался во время Пятидесятницы, как противоречащий праздничному характеру этих дней: «В течение всего года в святой католической церкви обязателен пост, а именно в среду и пятницу до девятого часа, за единственным исключением всех Пятидесятниц, во время которых не заповедуется ни коленопреклонение, ни пост». Однако постепенно монашеская практика изменила и эту традицию, оставив лишь несколько «твердых» недель в году.

Таким образом, длительный процесс восприятия еврейской практики и ее трансформации в новую христианскую традицию завершился богословским осмыслением и, в конечном итоге, канонизацией среды и пятницы.

 

Средство или цель?

Рассматривая пост по средам и пятницам в жизни современной Церкви, мы вспоминаем слова святого Ефрема Сирина: «Христианин должен поститься, чтобы очистить свой разум, стимулировать и развивать свои привязанности, побуждать свою волю к добрым действиям. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем в основном едой, питьем и мирскими заботами, и таким образом отпадаем от источника жизни — Бога — и погружаемся в тлен и суету, искажая и оскверняя образ Божий в себе».

Действительно, в среду и пятницу можно есть постную картошку, пить постную водку и, опять же, проводить весь вечер перед постным телевизором — ведь наш Типикон ничего не запрещает! Формально предписание поста будет выполнено, но его цель не будет достигнута.

Память в христианстве — это не страничка в календаре с той или иной годовщиной, а вовлечение в события священной истории, которую Бог однажды создал и которая должна быть актуализирована в нашей жизни.

Каждые семь дней нам предлагается глубокая богословская схема освящения повседневной жизни, которая подводит нас к высшей точке священной истории — распятию и воскресению Христа.

И если они не отражаются в наших душах, в наших «малых церквях». — В наших семьях, в наших отношениях с другими людьми нет принципиальной разницы между нами, не употребляющими «некошерные» мясные и молочные продукты в среду и пятницу, и теми, кто много веков назад в далекой Палестине проводил каждый понедельник и четверг в полном воздержании от пищи.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: