Священник Валерий Духанин рассказал о великом посте, его духовном значении, а также о покаянном каноне святого Андрея Критского.
Кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, автор многих книг, публикаций и докладов о смысле и значении православной веры священник Валерий Духанин отвечает на вопросы о голодании.
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех с началом Великого поста — этого прекрасного духовного дела. Вчера было Прощеное воскресенье, и я искренне прошу вас простить меня. Господь сказал: «Прости, и ты будешь прощен». Мы все делаем ошибки. Дай Господь, чтобы всем нам получить разрешение, прощение грехов, для этого нам дан великий пост.
— Конечно, мы тоже присоединяемся к поздравлениям с началом этого великого периода — Великого поста.
Первый вопрос как раз о том, почему пост называется Великим. Не только из-за большой длины?
— Помню, когда только собиралась в церковь, посмотрела в календарь: пост — это вообще здорово по времени. Удивительно, что, насколько я помню, у нас бывает несколько разгрузочных дней в году. Это сразу наполняет сознание тем, что Православие наполнено аскетизмом, духовным подвигом, самосозиданием. То есть мы живем не для удовольствия. Но, конечно, Великий пост длится не только из-за количества дней дольше, чем любой другой пост, но и потому, что он приближает нас к величайшему празднику, Пасхе.
Пасха, Воскресение Христово, самый главный праздник, торжество победы жизни над смертью, это поистине великое событие, к которому мы должны готовиться. День рождения, например, называется так, потому что готовит нас к Рождеству, общежитие за общежитием. А о великом посте можно сказать, что он приближает нас к величайшему событию – Воскресению Христову. Чтобы и мы восстали вместе с Господом. А духовный смысл поста в том, что мы действительно восстаем от своих грехов. Кажется, что мы только на пути к воскресению, но каждый такой день должен быть личным шагом на пути к личному воскресению вместе с Господом Иисусом Христом.
— Недаром даже существует такая традиция — во время прощения в храмах поются пасхальные стихиры.
— Да, мы уже ждем в пути. Мы видим, что начало этого пути озарено светом воскресения. Когда восходит солнце, первым появляется рассвет. Солнца еще нет, оно еще не поднялось над горизонтом, а уже наступила заря. И эти первые пасхальные песнопения, когда мы только вступаем в великий день Великого поста, тоже как некая заря. Великий пост еще называют духовной весной, когда все цветет. Это завтра на весь год. Поэтому мы помним воскресение Христово – это и есть тот истинный свет, который просвещает нас, должен войти в нашу жизнь и помочь нам освободиться от некоторых наших греховных наклонностей, страстей. Он есть у каждого из нас. И если подумать, это действительно раздражает.
Видео:Беседы с батюшкой 11 января 2024 годаСкачать
Недавно я узнал об этом. Я начал читать «Исповедь» блаженного Августина. Я обычно читаю восточных отцов, и тут меня поразили его слова о том, что человек наказывается не за грех, а наказывается самим грехом. Блаженный Августин — отец Западной Церкви, где должны быть такие представления, что Господь карает, посылает какие-то страшные кары за грехи, но на самом деле это не так. Очень близок нам блаженный Августин: он говорит, что человек страдает не потому, что Бог наказывает его за грехи, а страдает и страдает от самих грехов.
Если подумать, то это действительно так. Предположим, злой человек мучается своим гневом не потому, что Бог наказывает его за этот гнев, а сам гнев становится для него внутренним огнём, жгучим чувством, которое просто разрушает его изнутри. Завистник страдает от своей зависти, от того, что он просто не находит покоя, когда видит добро других: совсем зеленеет, бледнеет, холодеет от того, что хорошо для другого. Ревнивый человек страдает от ревности. Но это, вероятно, уже относится к людям, которые либо женаты, либо собираются жениться. Ревность тоже доставляет страшные муки. И так всякая греховная страсть. Желание гордых возвысить себя, несомненно, тоже смущает его, потому что кажется, что с ним не считались, его недостаточно прославляли и т д. У блудника утрата целомудрия, отвлечение мыслей на множество чувственных, плотских утех лишает человека цельности его внутренней жизни. Такой человек в погоне за ними раздроблен множеством греховных желаний, и из-за этого теряет внутренний покой, а также страдает. То есть человек наказывается своими грехами, самими греховными страстями. И каждый такой грех ведет к смерти.
А покаяние есть только путь к освобождению от грехов и путь к воскресению из них. Такой человек, когда добивается победы, испытывает внутри удивительную свободу, легкость, простор — и жизнь начинает его радовать. Хотя вокруг кажутся печали и беды, он все же испытывает внутреннюю легкость, и некоторые внешние трудности, несовершенства нашей земной жизни не лишают его внутреннего покоя и внутренней радости.
— Истина ясна, что грех можно победить покаянием. Но существует ли грех сам по себе в какой-то степени? Можно ли вообще искоренить любую страсть?
— Конечно, приходят на ум слова святителя Игнатия (Брянчанинова). Хотя он постоянно писал об искоренении страстей, в одной из проповедей он как-то изложил уникальную истину. Он сказал, что если бы мы тысячу лет боролись со своими страстями и грехами, то все же некоторые страсти и греховные немощи остались бы с нами. Мы рождаемся в страстях, мы живем с ними и, к сожалению, умираем. Но человек спасается не потому, что он очистился от всех своих грехов (у нас это оказывается невозможным), человек спасается через покаяние и смирение, через то, что он не согласен с этими греховными желаниями.
Наша греховная природа подобна почве, на которой растут сорняки. Помните, в Бытии, после грехопадения людей, Господь говорит: «Земля произрастит для вас тернии и волчцы». Конечно, эти слова Господа имеют прямое отношение к природе, к экологической ситуации: сорняки действительно побеждают культурные растения. Чтобы выращивать фрукты и овощи, вы должны их выращивать, ухаживать за ними, пропалывать огороды, сажать яблони, то есть всегда стараться их тем или иным способом защитить. А сорнякам не нужен уход: они растут и растут.
На самом деле эти слова Господа также выражают духовную истину. Человек создан из земли, и природа его после грехопадения тоже становится тлетворной, как эта земля, на которой растут сорняки. И мы, хотим мы того или нет, невольно культивируем эти сорняки — злые мысли, негодование, обиду. Очень часто люди грешат жалобами: кто-то сделал что-то не так, не выполнил твои просьбы или что-то не получилось — и человек постоянно пережевывает эти жалобы, горюет в себе. А потом осуждение и раздражение — и все это вырастает из разбитого сердца, как сорняки, которые трудно искоренить. Но если вы отсеете их, они станут меньше.
Авва Дорофей приводил такой образ. Он ходил со своими учениками по саду и предлагал им вырвать растения: маленькие выдергивались легко, а те, что окрепли и укоренялись, выдергивались уже с трудом. Авва Дорофей говорил, что то же самое и с нашими греховными страстями: пока они малы, только появились, их легко искоренить. Но если вы их подпитаете, поместите в себя эти мысли, если вы взрастите их в себе, они так сильно укоренятся, что станут вашей второй натурой.
Бывает, мы замечаем (хотя это может быть и неправильно), что кто-то все время жалуется, а кто-то постоянно ругается нехорошими словами — он даже не понимает, как это происходит, повторяет их, потому что это уже речевой навык. Это уже как русло реки, по которому течет вода, или блестит, как идет поезд. А чтобы она пошла по другому пути, надо стрелки перевести. Точнее, нам предстоит проложить новую колею. Проложить дорожку всегда очень сложно. Когда лыжники едут зимой туда, где до них никто не был, они обычно меняются. Сначала идет вперед, потом он устает, его сменяет следующий. Потому что очень тяжело ходить и оставлять следы. А в духовной жизни мы часто оказываемся почти в одиночестве.
Если мы постоянно привыкаем поступать по своим греховным страстям, то должны уже делать новую колею, должны изменяться сами. Вам нужно изменить себя, если вы привыкли все время раздражаться, постоянно реагируя на слова ближнего с резким неудовольствием. Кто-то что-то сказал, мы ему ответили: «Да ты все время так делаешь. По-другому нельзя». То есть мы часто клеймим другого: разозлились, осудили и уже привыкли. А Великий пост дает нам возможность попытаться отвлечься от своих привычек, побороть их и проложите новую дорожку.
— Часто задают вопросы о том, как поститься, как подготовиться к великому посту. Вы перечислили некоторых авторов. Например, авва Дорофей говорит об этом очень просто и понятно.
Видео:Беседы с батюшкой 24 декабря 2023 годаСкачать
— И, конечно, об этом говорил святитель Игнатий, и все святые отцы, которые говорили о духовной жизни: и инок Иоанн Лествичник, и святитель Григорий Палама — это как раз те святые отцы, которых будут вспоминать во время Великого поста. Все они учили поститься.
Что вы будете осознавать? В первую очередь люди рассматривают пост с гастрономических позиций.
— Говорят: можно только похудеть…
«Хотя это не всегда так. Если подходить с точки зрения питания, мучные продукты, каши не обязательно способствуют похудению. Хотя некоторые действительно худеют.
Но люди во всем мире склонны рассматривать голодание с точки зрения гастрономии: как изменить рацион, что исключить и что поставить на стол. Но дело в том, что Великий пост — это не просто изменение рациона. Иногда бывает так, что у тебя нет денег и ты просто не покупаешь что-то скромное, но это не значит, что ты постишься. Пост – это, конечно, особый внутренний настрой. Это решающий поворотный момент.
Приведу сравнение: представьте себе, что люди живут, работают, отдыхают, отдыхают, развлекаются, а тут раз — и объявляют, что война началась. И все уже работают на фронт, на победу. Все досуговые мероприятия уходят сразу, исчезает все лишнее, каникулы, веселье, ведь это время особого азарта и победы. Все работают с утра до ночи, и когда достигается победа, это уже настоящая радость. На самом деле Великий пост — это время, когда начинается война. А мы уже внутренне отвлеклись от всяких развлечений, от пустых забав. Мы должны мобилизоваться на борьбу со своими грехами, идти на фронт, т е постоянно находиться во внутренней бдительности, трезвости, следить за тем, где и какие греховные желания возникают в нас, где мы проявляем свои слабости и враг ловит нас, где он причиняет раны на нас.
Великий пост — это внутренний период, когда погружаешься прежде всего в покаяние, в молитвы. Меняется даже внутренний мир, время начинает течь в другом измерении. Наверное, сложно все это сказать логически, но само время переживается в Великий пост по-другому. Когда ты не только поменял питание, но и когда включился внутренне. И здесь, повторяю, происходит духовная битва, духовная битва, поэтому ни один день не должен быть потерян во время великого поста.
Если вы отвлеклись Великим постом, а потом и праздником Пасхи, Воскресения Христова, вы чувствуете: что-то не так. Вы пришли к этому дню, но где-то вам даже стыдно. Я даже помню из прежних лет, еще до священства, когда я больше посвящал себя некоторым вещам. Работать надо и работать, в результате канон св. Андрея Критского в первую неделю не посещаешь. Молитва Ефрема Сирина встречается крайне редко. Приближаешься к Пасхе — и как будто пост пропустил, не заметил. И восприятие Пасхи тоже не то. Ты не мог приблизиться к воскресению Христову, потому что сам не прошел через смерть для греха и не вышел на свет воскресения.
— Да, это знакомое чувство, всякое было, об этом многие говорят. Друзья, коллеги жалуются: «Ой, как только почта пошла». И в этот момент пост не почувствовался, к сожалению.
Отец, ты говорил о поклонении. Сама вахтенная служба на самом деле способствует тому настроению, которое необходимо в это время. Вы должны быть особенно осторожны. И, конечно же, первая неделя Великого поста — это чтение великого канона Андрея Критского. Сегодня мы не можем не коснуться этой темы.
Расскажите подробно о творении монаха, или, как иногда говорят, святого Андрея Критского. Что это за образы, к чему они нас призывают?
Видео:Беседы с батюшкой 12 января 2024 годаСкачать
— Мы уже привыкли называть Андреаса Критского пастором, хотя в свое время он был рукоположен во епископа. И он фактически закончил свою жизнь как святой. Но подвиг монахов есть только подвиг строгого подвижничества, преодоления греховных страстей, покаянных подвигов. А св. Андрей Критский как раз и является провозвестником такого обращения и вошел в наш обиход как благоговение.
Это был замечательный человек. Он приехал из Сирии. До семи лет он не мог говорить, был нем. У детей это происходит по разным причинам: психологическим, в той или иной мере. И когда его родители, в возрасте семи лет, заговорили с ним, тотчас же после причащения святых таин язык его исцеляется, он начинает говорить. То есть таинства Христовы есть истинное исцеление и души, и тела. Когда мы идем причащаться святых таин, то молимся так: «Об исцелении души и тела». Этот благодатный, чудесный поступок так поразил его, мальчика, что с тех пор он всецело обратился к Господу.
Уже в двенадцать лет — это, конечно, исключительный пример — Андрей уходит в монастырь. Очень рано становится монахом. Затем он становится участником VI Вселенского собора в Константинополе, где была осуждена ересь монофелитов. В Константинополе заметили его таланты и способности и решили оставить там. Он руководил приютом для сирот, тех детей, которые остались без родителей. Со временем открылся и дом престарелых. То есть ему было присуще удивительное милосердие к людям.
Но главное, святой Андрей Критский известен нам тем, что писал богослужебные песнопения и каноны как особый вид гимнографии. Он написал каноны на праздник Рождества Христова, Сретения Господня, Рождества Иоанна Предтечи и многие другие. Но мы особенно знакомы с большой бот-пушкой.
Вы спрашивали, почему пост называется великим, а канон Андрея Критского тоже великим покаянием. Ведь она и по объему очень велика — 250 тропарей, то есть кратких молитв, очень насыщенных. Когда стоишь в храме, возникает особое ощущение. Другие каноны более детальны: восхваляется подвиг одного из святых, и мы просим с поэтическими обращениями моления о той или иной благодати. Но канон Андрея Критского очень сконцентрирован на кратких покаянных молитвах и признании своего греха. Здесь я хочу сказать о ее близости по смыслу к молитве мытаря: «Боже, помилуй меня, грешного». То есть мытарь не ослеплял в храме, не описывал своей греховности, не говорил красноречиво о каких-то богословских высотах, но, признавая свою греховность, говорил коротко и, главное, искренне: «Боже, помилуй меня , грешник». Каждый тропарь канона Андрея Критского и есть такое краткое молитвенное обращение.
Например, там сказано: «Я согрешил более всех, Господи, прости меня», то есть «я согрешил, как никто другой». Это такие короткие молитвы. И почему? Потому что когда человек кается, когда видит свою проблему, отводит чужие грехи на периферию, он их не замечает. Если мы не видим своих грехов, то начинаем замечать грехи других людей и относиться к ним очень въедливо. И когда мы видим свои внутренние проблемы, свои грехи, чужие грехи кажутся нашим глазам незначительными. Если у меня болит зуб, то эта боль такая сильная, что я уже не думаю о том, кто испытывает зубную боль. Я это чувствую и бегу к врачу. То же самое относится и к чувству греха. Если моя душа болит за мои грехи, грехи других людей теряют свою остроту перед моими глазами. И такая душа обращается в искренних простых словах с покаянием ко Господу.
Видно, что канон Андрея Критского родился из живого сердца. Это не просто поэзия, оратория. Это голос кающейся души. Но в то же время в нем много отсылок к Священному Писанию: к Ветхому Завету, к Новому Завету. Наверное, я бы даже порекомендовал (тем более, что интернет теперь это позволяет) заранее посмотреть тропари канона Андрея Критского. Есть много интерпретаций канона. Например, у епископа Виссариона (Нечаева) есть подробные рассуждения на тему канона и образов из Священного Писания.
Как предки Адам и Ева с самого первого мгновения Ветхого Завета теряют рай после вкусения запретного плода, так и мы теряем благость души. Потом Каин и Авель. Мы часто уподобляемся Каину в своей зависти, злобе на ближних и не достойны праведности Авеля с его невинным и чистым сердцем. Потом Ламех, который гордо хвастался оружием — первыми мечами из железа и меди. Вроде землю надо было возделывать, а это уже оружие для убийства. Как объяснили святые отцы, Ламех проявил гордость, когда взял в руки это оружие. И мы уподобляемся ему, когда пытаемся оттолкнуть других людей: получить что-то прежде всего для себя, а других оттолкнуть. В рассказе о Ное мы видим, что Ветхий Завет до потопа был так поглощен чувственными страстями, так погряз в грехах блуда, что сделался, как плоть (как написано в Бытие, «мысли человека») сердцем есть зло от юности своей»). Вроде бы человек имеет бессмертную душу, но погруженный в потерянные, плотские желания, человек становится совсем плотью — у него нет высоких помыслов. Вот почему пришел потоп и унес всех этих людей. И, к сожалению, и в этом мы ошибаемся, и именно поэтому такой образ упоминается в каноне Андрея Критского.
Дальше — много-много разных картинок. И царь Давид со своими грехами. Но он покаянно пел (Псалом 50): «Боже, помилуй меня!» А иногда мы грешим, но забываем о покаянии Давида. Здесь мы вспоминаем историю святого Амвросия Медиоланского с императором Феодосием, допустившим кровавое избиение граждан города Салоники из-за того, что кто-то поднял мятеж. Но невиновные были наказаны. На самом деле весь город был вырезан, пострадало много невинных, даже маленьких детей. После этого святой Амвросий Медиоланский написал письмо Феодосию Великому, призывая его к покаянию, говоря, что ему не дозволено теперь причащаться святых таин, потому что он причастен к этому греху. И говорит император святому Амвросию: «Но разве царь Давид не согрешил, как я?» Ведь царь Давид был святым, хотя и допустил пролитие невинной крови. На это святой Амвросий отвечает ему: «Если ты согрешил, как Давид, покайся, как Давид». Да, царь Давид согрешил, но как сильно было его раскаяние! Он снял с себя царские одежды, оделся во вретище, заплакал в покаянии, раскаялся, исповедал свой грех и даже понес за это наказание, потому что сын его умер от Вирсавии, женщины, с которой он согрешил. Псалом 50 «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей» — это голос кающегося сердца Давида, который теперь становится голосом каждого кающегося человека. И, наверное, 50-й псалом признан самой сильной покаянной молитвой. Вот почему мы часто произносим именно этот гимн.
— Даже дьякон читает этот псалом при воскурении ладана. Многие священники рекомендуют читать 50-й псалом.
— Это потому, что мы никогда не должны забывать, что мы грешные люди. Нам всегда нужно покаяние, и хоть мы и священники, это не значит, что мы стали святыми. Мы служим святому, но сами имеем свои недостатки и несовершенства, поэтому тоже читаем 50-й псалом, тоже каемся.
Видео:Беседы с батюшкой 21 января 2024 годаСкачать
В каноне Андрея Критского конечно тоже много образов и сравнений из Нового Завета. Прежде всего, на ум приходит притча о мытаре и фарисее. Часто мы не хотим уподобиться раскаявшемуся мытарю, который смиренно стоял в конце храма, ни на кого не давил, не давил, не говорил: «Почему ты занял здесь мое место?» Он просто осознал свои грехи, не смел поднять глаз к небу и произнес покаянную молитву: «Боже, будь милостив ко мне, грешному». И фарисей вроде бы и постился, и даже милостыню творил (милостыня считается одной из высших добродетелей, ибо милости мало), но в то же время гордился всем этим, в нем не было смирения мытаря. Канон Андрей Критский лишь просит нас уподобиться смирению мытаря, отвергнув гордыню фарисеев.
Примеры кающихся людей взяты из Нового Завета: грешная блудница, мудрый вор и многие другие. Конечно, вспоминается и Страшный суд, где спасется именно кающийся. В общем, не бывает людей без греха. Но кто на небесах? В раю не безгрешные, а те, кто раскаялся в своих грехах.
Много можно сказать о каноне Андрея Критского. Но самое главное – постараться внимательно вслушаться в эти строки.
Вы даже можете следить за книгой. Это такая практика, когда люди приходят с текстом и следуют словам священника.
— Очень желательно. Прежде не было книг, трудно было их достать, и теперь мы не всегда можем понять слова, но если перед нами текст, мы можем идти за ним – и такой молитвой будет наша усердная молитва, более вдумчиво и осознанно.
— Это на самом деле очень важные службы в первую неделю, и пропустить их страшно. Хотя во время великопостных служб читается много, есть и специальные песнопения, как, например, на литургии об освященных дарах. В это время обычно проводятся специальные службы, которые проходят раз в год. Это молитва на особую музыку, которая исполняется раз в год – какой трепет и внимание к этому!
Расскажите о функциях богослужения во время Великого поста.
— Уже самый первый день Великого поста и первая неделя сразу показывают, что это совсем другая структура богослужения и другая наполненность. Во-первых, больше читают, чем поют. Принято считать, что чтение труднее для понимания, чем пение. Но именно обильное чтение Псалтири способствует внутреннему сосредоточению. Оно не доставляет нам эстетического наслаждения, как бывает от песнопений, а вносит в душу именно покаянную мысль, покаянное настроение.
Прошел почти год, а мы уже привыкли к службам, их ритму и песнопениям. А потом вдруг все по другому. Мы останавливаемся и как бы начинаем смотреть на все по-новому, начинаем смотреть на себя со стороны. Этот новый ритм богослужения выводит нас из привычного круга, чтобы мы могли поразмыслить и воспринять некоторые новые истины – прежде всего покаяние.
Следует сказать, что во время Великого поста в среду и пятницу совершается Литургия Освященных Даров. Почему? Потому что христианин не может обойтись без приобщения к святым таинствам. Бывает, что человеку очень важно причащаться среди недели, да и вообще причащение святых Таин укрепляет душу, когда перед искренним исповеданием ты очистил свою душу. Так как у нас литургия по большому счету праздничная, то в будние дни ее обычно не совершают во время Великого поста. А в среду и пятницу для укрепления верующих служится Литургия Освященных Даров. Она также полна покаянных псалмов, читаются 18 кафизм, и эти псалмы являются как бы ступенями духовного восхождения ко Господу. Все это знают те, кто участвует в литургии освященных даров. Там же говорится о молитве Ефрема Сирина.
Само название литургии произошло от того, что эти освященные дары заранее освящались в воскресенье и хранились на алтаре. Во время литургии их переносят и предлагают христианам для причастия.
Видео:Беседы с батюшкой. С прот. Димитрием Смирновым. Эфир от 25 марта 2018гСкачать
Отмечу также, что земных дуг много. И кланяется часам.
— Зачем так много?
— Потому что покаянные поклоны — лучшее выражение вашего полного обращения. Когда мы кланяемся земле, когда мы спускаемся к самой земле, мы тем самым выражаем смиренное признание того, что мы согрешили, что из-за наших грехов мы действительно пали на землю. Мы с сожалением признаем это. И когда мы встаем, это символизирует нашу решимость восстать из греха. Такие земные поклоны означают, что в покаянной молитве участвует не только душа, но и тело. Это целая молитва, где участвует и наш ум, и мысли, и наше сердце с чувствами, но и мы участвуем в этом телесно. Поэтому святые отцы признают, что земные поклоны очень необходимы.
Даже в личном правлении святые отцы советуют рухнуть на землю. Конечно, люди часто не успевают все это делать, но если кто-то успевает, то неплохо было бы перед молитвенным правилом поставить дома изрядное утомление. Например, двенадцать поклонов с молитвой «Боже, очисти меня, грешного, и помилуй меня». Потом настраиваем и душу и тело.
Замечено, что такие луки как-то оживляют тело. Но это не упражнения и не спорт. Спортивные упражнения, конечно, тоже могут организовать телесную природу, но они не ведут к молитве. Это хорошо, но после них тело настраивается на определенную подвижность. И земные утомления подготавливают тело именно к тому, чтобы предстать перед Богом. И после этого уже легче стоять, но не хочется куда-то бегать, бегать или прыгать, как после каких-то спортивных упражнений, или когда, наоборот, может возникнуть какая-то усталость. Но, кстати, с чисто физиологической точки зрения прогибы также полезны для спины, позвоночника и кровообращения.
— Если мы делаем три земных свода, потом двенадцать половинных, то у старообрядцев все земные своды, значит, нам немного легче.
— Насколько я помню, раньше была такая традиция, когда при чтении канона Андрея Критского на каждый тропарь приходилось чуть ли не по три земных поклона.
— Как только хор поет припев «Помилуй меня, Боже, помилуй меня», делаются поклоны. Кажется (боюсь ошибиться), что старообрядцы в этот момент кланяются до земли.
У них это должно быть где-то. Но несмотря ни на что, наше поклонение очень питает душу. И у нас много коленопреклоненных, молитвенных ожиданий.
Самое главное молиться и дома, и в храме во время Великого поста. Обязательно зайдите в храм. Соборная молитва, конечно, особенно действенна. Поэтому постараемся постоянно участвовать в каноне св. Андрея Критского. Если кто-то не смог посетить ее по профессиональным причинам, вы можете прочитать ее дома.
— Вы можете посмотреть его на телеканале «Союз». Каждый день мы будем транслировать канон, который читает патриарх.
Видео:Беседы с батюшкой. Протоиерей Евгений Попиченко. 3 января 2024Скачать
— Но в таком случае, конечно, рекомендую не сидеть в кресле, а стоять перед иконами, слушать произносимые молитвы и молиться Господу.
Я хотел бы отметить еще один момент. Когда легко стоять в поклонении? Когда знаешь службу Литургию и вечерню человек может выучить за год. Даже при простой практике пребывания в храме и внимательности можно понять, что за чем следует: то «херувим», то «мирская благодать». Понимать происходящее, проявлять больше стремления к самообразованию. То же и в Великий пост: мы заметили, что можно следить за текстом и читать канон Андрея Критского. В магазинах теперь продаются специальные книги, где все написано дословно, без сокращений. Например, есть очень хорошее издание Сретенского монастыря.
Службы иногда невероятно долгие, уже думаешь, что скоро все закончится. Это действительно происходит. Мы должны следить за служением и пытаться понять его. Когда знаешь структуру сервиса, проще.
— Трудно человеку, когда он еще не включился внутренне, когда он еще в чем-то посторонний и молитвы еще не вызывают ответа, внутреннего созвучия. А когда ты весь — ум и сердце — на службе, не замечаешь, как она летит и кончается.
— Да, сейчас у нас не такое плохое время, как думают некоторые, есть много замечательных книг, которые можно прочитать и через это научиться поклонению. Кстати, поделюсь: только что переиздана моя книга «Тайный мир Православия», в которой, помимо прочего, рассказывается о посте, принципах духовной жизни и вере в целом. Думаю, все желающие могут обратить внимание на эту книгу, изданную издательством «Воскресение». Эта книга распространяется издательством, в том числе через Интернет.
Это время позволяет нам духовно просвещаться и приближаться не только к храму как к некоему зданию и к молитвам, не к текстам, но и вообще к Богу, к нашему личному спасению. Освободиться от грехов — значит обрести истинное счастье. Человек счастлив, когда его ничто не угнетает внутри. И только грехи угнетают его. Тот, кто освободился от греховных страстей, становится счастливым человеком и несет эту радость дальше.
📺 Видео
Рязань. «От Рождества к Богоявлению»Скачать
Беседы с батюшкой 12 ноября 2023 годаСкачать
Беседы с батюшкой 2 января 2024 годаСкачать
Беседы с батюшкой Дмитрием Смирновым. Эфир от 9 июня 2013гСкачать
Беседы с батюшкой 27 ноября 2023 годаСкачать
Беседы с батюшкой. 26 апреля 2020. С протоиереем Димитрием СмирновымСкачать
Беседы с батюшкой 26 декабря 2023 годаСкачать
Беседы с батюшкой. Протоиерей Артемий Владимиров. 6 ноября 2023Скачать
Беседы с батюшкой 27 декабря 2023 годаСкачать
Беседы с батюшкой 21 ноября 2023 годаСкачать
Беседы с батюшкой 8 декабря 2023 годаСкачать
Беседы с батюшкой 22 ноября 2023 годаСкачать
Беседы с батюшкой 7 ноября 2023 годаСкачать