Пост в буддизме

Считается, что, попробовав это на себе, Будда заявил, что экстремальный пост противоречит буддийскому пути. Хотя во всех трех основных буддийских традициях иногда проводятся относительно краткосрочные контролируемые посты в качестве вспомогательного средства для медитации, четко определенных правил не существует. Способы выполнения практики во многом определяются отдельными практикующими и их духовными учителями. Исторический пример Будды показывает, что умеренность, а не отказ от пищи является необходимым элементом буддийской практики.

Роль поста в жизни Будды

Говорят, что до того, как Сиддхартха Гаутама стал Буддой, он предпринял экстремальные аскетические практики в надежде достичь просветления. В раннем писании, известном как Махавасту, говорится, что в течение нескольких лет Сиддхартха ел только одно кунжутное семя и одну ягоду в день. Будда настолько исхудал, что его глаза глубоко погрузились в череп, но в результате его медитация не продвигалась. Как гласит история, он наконец принял пищу, когда ему предложили миску молочной каши. Говорят, что с этого момента он восстановил свои силы и сидел в медитации, пока не достиг просветления.

© shutterstock

Срединный путь

После своего просветления Будда учил умеренности в еде как «срединному пути» между лишениями и обжорством. Это постоянная тема среди всех буддийских школ, и она отражена в правилах, касающихся еды. В традициях Махаяны и Ваджраяны монахи обычно едят два или три легких вегетарианских блюда в день. В традиции Тхеравады монахи воздерживаются от твердой пищи после полудня, и многие едят только один раз в день небольшими порциями. Хотя упор делается на умеренность в еде, пост играет фоновую роль во всех буддийских традициях, хотя и не для всех практикующих.

Традиция Тхеравады

В традиции Тхеравады Южной и Юго-Восточной Азии монахи иногда постятся как часть расширенной практики медитации. Цель состоит в том, чтобы понять страстное желание на опыте и, в идеале, достичь состояния, в котором ум находится в покое, несмотря на дискомфорт тела. Посты всегда контролируются, и старший монах в данном монастыре обычно диктует продолжительность поста младшему монаху. Продолжительность поста гибкая и обычно зависит от того, как монах реагирует на практику. Пост особенно распространен в дисциплинированных сектах медитации, но решение поститься полностью зависит от каждого человека.

Традиция Махаяны

Монахи восточноазиатских буддийских школ Махаяны иногда постятся в течение 18, 36, а иногда и до 72 дней. Как и в Тхераваде, эта практика сочетается с продолжительными периодами медитации. Цели состоят в том, чтобы очистить тело, повысить ясность ума и взрастить мудрость, испытывая при этом влияние страстного желания на ум. Практика всегда контролируется другими монахами и ни в коем случае не является требованием традиции.

© shutterstock

Традиция Ваджраяны

В тибетской традиции Ваджраяны приверженцы довольно часто проводят двухдневные голодания как часть церемонии Нгьюнгне, которая также включает пение и медитацию и, как считается, очищает как тело, так и неблагую карму. Опытные практикующие иногда голодают в течение более длительных периодов времени, часто преследуя тантрические цели, такие как повышение уровня тепла тела или имитация ухудшения состояния тела, ведущего к смерти. Как и в Тхераваде и Махаяне, пост не требуется, и правила, регулирующие его, в значительной степени зависят от начальства отдельных практикующих.

Пост буддийских мирян

Ни в одной буддийской традиции немонахи не соблюдают длительные посты. Однако многие практикующие миряне часто присоединяются к монахам в отказе от еды в дни «упосатхи» или в дни священного полнолуния, хотя пост в это время не требуется даже для монахов. Один день в неделю многие миряне избегают употребления мяса или приема пищи после полудня. Во всех традициях и монахам, и мирянам разрешается пить воду и другие жидкости во время поста и прекращать пост в любое время.