Всеобщее воздвижение святого и Животворящего Креста Господня — один из двенадцати владык (от славянского «двенадцать» — двенадцать), то есть величайших православных праздников, установленных в память о том, как подобные Апостольская императрица Елена, мать императора Константина, нашла крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Это событие, по церковному преданию, произошло в 326 году в Иерусалиме близ горы Голгофы, места распятия Христа. Праздник Креста Господня не преходящ, всегда отмечается 27 сентября (14 сентября по старому стилю). У него есть один день пре-пати (26 сентября) и семь дней пост-пати (с 28 сентября по 4 октября). Праздник 4 октября. Кроме того, празднику праздника предшествуют суббота и неделя (воскресенье), именуемая субботой и неделей перед Воздвижением.
- Воздвижение Креста Господня. История и событие праздника
- Воздвижение Креста Господня. Богослужение
- Тропарь и кондак празднику Воздвижения креста
- Чин Воздвижения Креста Господня
- Воздвижение Креста Господня. Иконы
- Воздвижение Креста Господня. Народные традиции и поверья на Руси
- Храмы в честь Воздвижения Креста Господня
- Крестовоздвиженский монастырь в Москве
- Старообрядческие храмы в честь праздника Воздвижения
Воздвижение Креста Господня. История и событие праздника
День Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня — один из древнейших православных праздников. Он совершается в ознаменование двух событий в истории Креста Господня: в ознаменование его приобретения в 4 веке и в ознаменование его возвращения от персов в 7 веке. Святой крест Господень, вскоре после того, как с него сняли Спасителя, был зарыт в землю иудеями вместе с крестами двух разбойников.
Позднее это место было застроено языческим храмом. Приобретение креста произошло в 325 или 326 году. По свидетельству церковных историков IV века, мать императора Константина, равноапостольная Елена, отправилась в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также Святой крест. По преданию, святая Елена пыталась выведать у иудеев в Иерусалиме место, где зарыт крест. Ей указали на место языческого храма Венеры.
Здание снесли, начались раскопки. Наконец нашли три креста, табличку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский» и гвозди. Для того чтобы выяснить, на каком из трех крестов был распят Господь, их поочередно приложили к тяжелобольной женщине. Когда она исцелилась, прикоснувшись к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, Который указал на величайшую святыню истинного Креста Господня, воздвигнутую архиереем на всеобщее обозрение. Предание также говорит о чуде воскресения умерших, которых несли в погребение, через прикосновение креста.
Св. Константин и Елена. Феофана Критского. Фрески. Метеоры (Николай Анапафса). 1527
Когда началось благоговейное поклонение кресту и целование, из-за многолюдства многие могли не только приложиться к святому кресту, но даже увидеть его, поэтому Патриарх Иерусалимский Макарий показал народу новообретенный крест. Для этого он встал на подставку и поднял («поднял») крест. Люди поклонялись кресту и молились: «Господи, помилуй!»
Приобретение креста происходило в преддверии праздника Пасхи, поэтому первое празднование креста произошло в пасхальный понедельник. Найдя Святой Крест, император Константин начал строить храмы на Голгофе. Рядом с Голгофой и пещерой Гроба Господня была построена большая Базилика мученичества и Ротонда Воскресения (Гроба Господня).
Посвящение состоялось 13 сентября 335 года. Интересно, что освящение храма повлияло и на дату праздника. Присутствовавшие на этих торжествах архиереи решили праздновать обретение и воздвижение Креста Господня 14 сентября, а не 3 мая, как это было в предыдущие годы. Из жизнеописания святителя Иоанна Златоуста, таким образом, видно, что во время его пребывания в Константинополе празднование Воздвижения Креста происходило 14 сентября.
В 614 году при персидском царе Хосрове персы захватили Иерусалим и украли вместе с другими сокровищами храма Святой Крест Господень. Святилище оставалось в руках язычников 14 лет, и только в 628 году, при греческом императоре Ираклии, крест был возвращен в Иерусалим. С VII века особенно торжественным стало празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Воздвижение Креста Господня. Богослужение
Этот праздник одновременно торжественный и печальный, он напоминает не только величие и торжество победы Господа над смертью, но и Его крестных страданий. Главной особенностью службы в праздник Креста Господня является вынос в конце вечерней службы креста из алтаря для благоговейного поклонения. После великого славословия священник возлагает крест на его голову и, при вознесении лампад, ладана и пения «Свят Боже», выносит его из алтаря через северные двери. Затем, в конце песни, он провозглашает: «Прости мудрость».
Певцы поют: «Спаси, Господи, свой народ». Священник кладет святой крест на кафедру, приготовленную в центре храма, и воскуривает перед ним благовония. После этого совершается поклонение кресту, когда священнослужители поют:
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святому Воскресению Твое чтим.
Одежда священнослужителей на праздник Воздвижения Креста Господня темная, траурная, женщины носят темные платки. В память о крестных страданиях Господа в этот день установлен пост – пища подается только на растительном масле. Стих праздника раскрывает учение о смысле страданий Христовых.
Страдания Иисуса Христа убили того, кто убил нас, т е диавола, и оживили людей, убитых грехом; яд старого змея был смыт кровью Иисуса Христа. Стихи и канон воздвижения составили известные создатели церковных песнопений — Феофан, Козьма и другие. Они показали связь между событиями Нового Завета и событиями Ветхого Завета, указали на прообразы креста Господня. Так в одном из стихов о литии мы слышим:
Например, крт твой хртэ, патриарх и3й1ков, вниквм благословение на дар, на головах смена, создай руку.
Стихиры, поемые на корсаре в конце всенощной, наполнены высоким душевным настроением:
Приидите, верные, поклонитесь животворящему древу, распространим славу славы, вознесем нас к первому блаженству. Вы придете, люди, славные чю6, чтобы увидеть крта си1ле согнуть то1мсз. Нынче за тварь, и 3 слава, на которой она пригвождена, и 3 из 8 ребер пробиты желчью и 3 пряжа 8 ест, сладость црк0 вназ. и 3 висит ревущей рукой, и тем же рукой вы создаете челку. Сегодня даже неприкасаемые существа, мне случается i3 страдают от искусства, свободы от mz t strtє1y.
Паремы на праздник праздника содержат следующие мысли: первая парема (Исх. XV, 22–27; XVI, 1) повествует о том, как Моисей, во время странствования иудеев по пустыне, исцелил источник горькой воды с помощью вложение дерева. Это дерево, подсластившее горькие воды, олицетворяло силу креста Господня.
Во второй притче (Притч. III, 11–18) удовлетворен тот, кто заботится о приобретении дерева мудрости, которое является «древом жизни» для приобретающих его, нашей мудрости и нашего дерева жизни, крест Христа. Третья притча (Ис. LX, 11-16) содержит пророчество Исаии о величии и славе града Господня, святого Иерусалима, который Господь облечет величием навеки и радостью в роды и роды.
В каноне изображена сила креста, которая раскрывалась в ветхозаветных прообразах креста (Моисей, поднявший во время битвы скрещенные руки и тем самым молившийся о победе; дерево, усластившее воды Мерры, и т д.) , а в новозаветных чудесах — через самый крест Господень. Апостол говорит (1 Кор., I, 18-24), что крест, т е страдания Иисуса Христа, представляет силу Божию и премудрость Божию. Евангелие (Иоанна XIX, 6-11, 13-20, 25-28, 30-35) содержит рассказ о страданиях Христа Спасителя.
Тропарь и кондак празднику Воздвижения креста
Тропарь на Воздвижение Креста Господня. Церковнославянский текст:
Спаси22 свой народ и своих, и3 благослови2 свое достоинство, подари победы мощи русских на сопротивлении, и3 спаси свое до крт0 миллионов человек.
Русский текст:
Спаси, Господи, народ Твой и благослови нас, достояние Твое, даруй стране нашей победу над супостатами, врагами Царствия Его, и сохрани народ наш силою Креста Твоего.
Праздничный контакт. Церковнославянский текст:
Вознесение кому пожелаю, тезка того, что в твоей резиденции2 щедростью твоей, даю х9е бэ радовать тебя2 силой своей страны, нашей страны, победами и 4 соответственно, помогать и поддерживать твоим оружием, непобедимой победой мира.
Русский текст:
Вознесись на крест охотно, людям, именуемым тобою, подаждь благодатью, Христе Боже; Возвысь нашу страну силою твоею, дай ей победу над врагами, да примет от тебя помощь, оружие мира, победу непобедимую.
Чин Воздвижения Креста Господня
На Руси обряд воздвижения Креста Господня известен с XIII века и является неотъемлемой частью службы в праздник Воздвижения Креста Господня. Он имеет долгую историю. Самое раннее упоминание об этом чине сохранилось в так называемом Иерусалимском каноне, который по времени своего возникновения датируется 634-644 годами.
В разных памятниках мы находим разнообразие в описаниях этого обряда: одни описывают, как совершается обряд во время службы патриарха с рядом клириков, другие — только священник с диаконом. Святитель Киприан Московский в своем письме 1395 г к новгородским священникам писал, что в день Крестовоздвижения крест должен быть воздвигнут в каждой церкви, даже если есть только один священник.
В старопечатном Московском типиконе 1641 года появилось указание, что крест воздвигался только в соборных церквях и монастырях, а в обычных приходских церквях совершалось только поклонение кресту при воздвижении креста, по чину Св. Неделя. Этот обычай сохранился до наших дней: чин Воздвижения Креста совершается только в соборных храмах, где служит митрополит или епископ.
Епископ берет крест и становится на восток (к алтарю), начинает первое воздвижение — поднимает крест вверх. Перед крестом на некотором расстоянии стоит диакон со свечой в левой руке и кадилом в правой, возглашая: «Помилуй нас, Боже». Певцы сто раз поют: «Господи, помилуй».
В начале распева «Господи, помилуй» епископ трижды осеняет крест на восток, а при пении первой половины сотника медленно склоняет голову с крестом как можно ниже, «а гаечный ключ от земли». При пении второй половины сотника он медленно поднимается. Когда он поет «Господи, помилуй» в 97-й раз, епископ выпрямляется и, стоя прямо, снова затмевает крест трижды на восток. Второе возведение совершает архиерей, обращённый на запад, третье — на юг, четвёртое — на север, пятое — опять на восток
Певцы в это время также поют: «Господи, помилуй!» Затем начинается поклонение кресту, где певцы поют обычные стихиры.
Воздвижение Креста Господня. Иконы
В византийском искусстве иконография праздника Воздвижения Креста Господня изначально основывалась не на реальном историческом эпизоде обретения Креста, а на изображении обряда Воздвижения Креста, который был ежегодно проводится в соборе Святой Софии в Константинополе. Поэтому крест на иконах часто изображался как жертвенник. Первые такие изображения относятся к концу IX — началу XI века. Этот иконографический вариант использовался и русскими иконописцами.
Воздвижение Креста Господня
![]() |
![]() |
Наиболее распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в 15-16 веках. Крест Христов уже изображен монументально. В центре, на высоком ступенчатом холме, стоит патриарх с поднятым над головой крестом. Дьяконы поддерживают его на руках. Иногда крест украшают ветками растений. Позади виднеется большой одноглавый храм. Часто на переднем плане изображались коленопреклоненные молитвы и большое количество людей, приходящих поклониться святыне. Фигуры царя Константина и императрицы Елены находятся по обе стороны от патриарха, с молитвенно простертыми руками, или справа.
![]() |
![]() |
Воздвижение Креста Господня. Народные традиции и поверья на Руси
На Руси соединили праздник Воздвижения Святого и Животворящего Креста Господня церковные и народные традиции. Издревле существовал обычай в День Воздвижения возводить часовни и небольшие церкви, а также ставить кресты на строящихся храмах. Вотивные кресты у дорог ставили и в праздник праздника в благодарность за избавление от бед и моровой язвы. В этот день также ставили иконы для обхода полей, с молитвой о будущем урожае.
27 сентября также называли третьим Осениным или Ставровским днем. Это был последний день бабьего лета, третья и последняя встреча осени. На Руси возвышение называли также Вдвижением или Смещением — словами, обозначающими движение, смену состояния. Например, считалось, что в этот день зерно «переезжало» с поля на гумно, так как в середине сентября жатва хлеба обычно заканчивалась и начиналась молотьба. Еще говорили, что на Воздвижении «зипун сдвинешь, шубу наденешь», или что на Воздвижении «кафтан с шубой сдвинулся и шапка сдвинулась».
Праздничное застолье было регулярным. Считалось, что «кто постится на возвышение, тому простятся семь грехов». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На возвышении у хорошего молодца капуста на крыльце» или «Умная, баба, о капусте — возвышение пришло», — говорили в народе. По всей Руси крестьяне считали, что день Воздвижения был одним из тех, в которые не следует начинать никаких важных и значимых дел, так как все начатое в этот день либо закончится полным провалом, либо окажется неудачным и бесполезным.
Но, судя по некоторым народным поверьям, крестьяне совершенно не знали, каков истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения честного и животворящего Креста Господня. В народе свято верили, что в день возвышения ни в коем случае нельзя идти в лес, так как могут напасть злые духи, или просто послать земледельца на тот свет. По свидетельству крестьян, в день возвышения все гады «смещаются», то есть сползают на одном месте, под землей, к своей матери, где и проводят всю зиму, до первого приказа весны.
В праздник Воздвижения крестьяне целый день тщательно запирали ворота, двери и ворота, опасаясь, чтобы гады случайно не заползли в их хозяйство и не спрятались там под навозом, в соломе и нарах. Однако крестьяне считали, что с 27 сентября, то есть с возвышения, змеи не кусают, так как любая гадина, укусившая человека в это время, будет жестоко наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, напрасно будет ползать и не найдет себе места, пока мороз не убьет ее или не проткнут вилы человека.
Храмы в честь Воздвижения Креста Господня
Издавна на Руси строились храмы в честь Воздвижения Креста Господня. Так, по свидетельству Супоневской летописи, около 1283 г в городе Романове-Борисоглебске (ныне Тутаеве) на левом берегу реки, «напротив Борисоглебская слобода». По преданию, первым строителем Кремля был угличский князь благоверный Роман Владимирович Святой (1261–1285). Детинец за свою историю подвергался множеству нападений.
Последняя осада Романовского Кремля произошла во время событий войны 1612 года. В боях и эпидемиях погибла треть жителей города, но дух народа остался жив. В советское время в здании храма размещался краеведческий музей, позднее – склад. В 1992 году собор был возвращен Русской Православной Церкви, а с 2000 года является действующим храмом.
Крестовоздвиженский собор, Тутаев (Романов-Борисоглебск)
В 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки был заложен Крестовоздвиженский. Потребовалось 18 лет, чтобы построить каменный храм на месте дерева. Главный престол был освящен в 1658 году. В течение двух столетий храм постоянно перестраивался; Свой нынешний вид он принял в 1894-1895 гг. В 1918 году храм начали грабить. Власти изъяли отсюда более 400 фунтов столового серебра.
В 1930 году храм закрыли, купол и колокольню разрушили, а в помещении храма устроили общежитие. Фреска была закрашена, а когда она начала просвечиваться сквозь штукатурку, ее снесли. Но сохранилось 70% картины. В конце 2000 года, после возвращения храма Русской Православной Церкви и длительной реставрации, здание обрело прежний архитектурный облик.
Крестовоздвиженская церковь на Чистом Вражке. Москва
Крестовоздвиженская церковь в Коломне у Пятницких ворот Коломенского кремля возникла в XV веке. В 1764 году на месте деревянного строения возвели двухэтажную каменную церковь с колокольней. В 1832–1837 годах церковь была коренным образом перестроена на средства сестер Шараповых. В 1980-х годах помещение использовалось как мастерская и склад Коломенского краеведческого музея. В 1994 году храм был возвращен Русской Православной Церкви.
Церковь Воздвижения Креста Господня. Коломенский кремль
Во имя Воздвижения Креста Господня в городе Белеве Тульской области освящен монастырь. Крестовоздвиженский женский монастырь был построен в 1625 году. «По челобитной 1625 года, присланной царю Михаилу Федоровичу некой старухой Марфой Палицыной, ей было дозволено построить на слободе Богородичный монастырь с церковью во имя честный и животворящий крест».
С самого начала в Белевском монастыре была только одна церковь – одна из трех, во имя Воздвижения Креста Господня. Об этом свидетельствуют надписи на Евангелии и сосуды, подаренные монастырю при строительстве храма. Также было двенадцать деревянных камер. В самом начале своего существования монастырь был очень беден средствами и, несмотря на материальную поддержку царя, нуждался даже в свечах, ладане и церковном вине. В 1680 году в монастыре проживало 38 сестер и игуменьй, получавших царское жалованье.
Просуществовав сто сорок лет после своего основания, Крестовоздвиженский женский монастырь был упразднен в 1764 году. Но разрушение монастыря длилось недолго. В 1768 г было решено возобновить возвышение Корсклостерета. В самом начале 19 века, в 1801 году, во время сильного пожара, бушевавшего в Белеве, сильно пострадали постройки монастыря. В 1869 году монастырская церковь была перестроена, уже каменная, имевшая 5 приделов.
На первом этаже: посередине — в честь Воздвижения Креста Господня, справа — в честь иконы Божией Матери «Троеручица», слева — во имя св. Николай. На втором этаже: слева — во имя Андрея, Христа ради юродивого, справа — в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. В начале 20 века монастырь был закрыт и долгое время находился в запустении. В 1980-х годах 20 века начались реставрационные работы, но быстро закончились.
Во имя Воздвижения Креста Господня освящен храм Введенского Толгского монастыря в селе. Толга, Ярославская область. В настоящее время теплая церковь в честь Воздвижения Креста Господня является самой ранней сохранившейся каменной постройкой монастыря. В 1838 году церковь претерпела изменения: расширили окна, подняли своды, убрали внутренние колонны, а верхние части церкви украсили фресками. В 1892 году Воздвиженская церковь была полностью расписана масляной краской.
Храм во имя Воздвижения Креста Господня Введенского Толгского монастыря в с. Толга, Ярославская обл
Во имя Воздвижения Креста Господня в селе освящен храм. Кургомень Виноградовского района Архангельской области. Церковь построена в 1623 году. Воздвиженская церковь интересна как одна из первых деревянных шатровых церквей типа «восьмерик на квадрате» с двумя причалами (с запада и востока) и трапезной. Церковь имела красивое крыльцо. Отдельно стоящая девятиколонная колокольня была построена в 1605 году и являлась одним из старейших сооружений такого рода. Крестовоздвиженская церковь сгорела в 1919 году.
Храм во имя Воздвижения Креста Господня в с. Кургомень Виноградовского района Архангельской области. 1623
Во имя Воздвижения Креста Господня в городе Староконстантинове Хмельницкой области Украины освящен храм. Постройка датируется примерно 1570 и примерно 1570 годами. Рядом стоит огромная сторожевая башня (XVI-XVII вв.). Граничит с руинами Крестовоздвиженского и одноименного мужского православного монастыря. Когда-то башня была частью городских укреплений. В 1852 году в его первом ярусе была построена теплая церковь. А в советское время местные милиционеры использовали этот первый слой как стрельбище.
Руины Храма во имя Воздвижения Креста Господня и Вежа в городе Староконстантинов, Хмельницкая область, Украина
Во имя Воздвижения Креста Господня в городе Дрогобыч Львовской области Украины освящен храм. Церковь была построена в 1613 году и считается образцом деревянного зодчества украинского Возрождения. Храм построен на средства владельцев дрогобычского соляного промысла и находится недалеко от зданий старых солеварен. За свою историю церковь пережила несколько пожаров, множество перестроек и реконструкций.
Сначала это была деревянно-каркасная одновершинная церковь, позже она была перестроена в двухвершинную и использовалась в оборонительных целях. Рядом с этим храмом в 1661 году была возведена деревянная колокольня, таким образом, церковь вместе с колокольней образует гармоничный архитектурный ансамбль.
Церковь во имя Воздвижения Креста Господня в городе Дрогобыч Львовской области Украины
Во имя Воздвижения Креста Господня в городе Луцк Волынской области Украины освящен храм. Храм был построен в 1619-1622 годах и носил ярко выраженный оборонительный характер. Это один из ранних примеров превращения деревянного зодчества в каменное, особенно традиционный тип деревянно-каркасного деревянно-купольного храма.
Трехчастную осевую композицию храма подчеркивали три купола. Вестибюль имел вид оборонительной башни с лестницей, ведущей в свод. В 1803 году церковь сгорела. В 1888 г на месте храма была построена часовня, а в 1890 г церковь была полностью перестроена, в том числе сохранилась старая апсида с сохранившимся армирующим фризом XVII в с охлаждёнными нишами.
Храм во имя Воздвижения Креста Господня в городе Луцке Волынской области Украины
Во имя Воздвижения Креста Господня в городе Тернополь Тернопольской области Украины освящен храм. Храм был возведен в 1570 или 1627 году. Первое официальное упоминание о Крестовоздвиженской церкви встречается в грамоте князя Константина Острожского от 1570 года. Первоначально церковь не имела высокой башни; на каменной плите, установленной над входом, была высечена точная дата окончания строительства этой трехъярусной колокольни — 28 июля 1627 года.
В начале XVIII века, во время подавления православия на территории Речи Посполитой, Крестовоздвиженская церковь закрылась и довольно долгое время использовалась как склад. И только в 1760 году началось возрождение церкви. Позднее на кладбище была построена кирпичная колокольня с невысоким декоративным шпилем. В 1831 году во время большого пожара в городе полностью сгорела кровля храма, но ее быстро восстановили. В первой половине 20 века, во время войн, храм был значительно разрушен и капитально отремонтирован только в 1954-1959 годах.
Храм во имя Воздвижения Креста Господня в городе Тернополь Тернопольской области Украины
Крестовоздвиженский монастырь в Москве
Крестовоздвиженский монастырь впервые упоминается в летописях в 1547 году. Он располагался в Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке (улица между Моховой и площадью Арбатских ворот). Первоначальное название — Монастырь Воздвижения Животворящего Креста Господня, что на острове.
Православная церковь Воздвижения Креста Господня в Воздвиженском монастыре. 1882 г
Во время нашествия Наполеона монастырь был разграблен захватчиками. В 1814 г он был упразднен, а соборная церковь превращена в приходскую. Крестовоздвиженская церковь была закрыта после 1929 г., а в 1934 г снесена. Шахта Метрострой была построена на месте церкви.
Старообрядческие храмы в честь праздника Воздвижения
Традиция строительства и освящения храмов в честь Воздвижения Креста Господня сохранилась у старообрядцев. На Воздвижение Креста Господня Храмовый праздник отмечают общины Русской Православной Старообрядческой Церкви: г. Сызрань Самарской области, г. Чайковский Пермского края, д. Давыдово Московской области и г. Меленки Владимирской области.
Храм Русской Православной Церкви во имя Воздвижения Креста Господня в с. Давыдово, Московская обл
Праздник также является покровительственным мужскому Мануйловскому Белокриницкому монастырю (Румыния) и храму села Великоплоское Одесской области (Украина).
Церковь Воздвижения Креста Господня село Великоплоское
Празднованию праздника посвящен храм Русской Древнеправославной церкви в селе Тарбагатай Республики Бурятия и зарубежных поморских общин: г. Харьков (Украина), с. Капустино Могилевской области, г. Поставы, Витебская область, город Червень, Минский район, дер. Крест и там. Юзофово (Литва).
Стили церкви Воздвижения Креста Господня
Храмовый праздник отмечают также общины старообрядцев в Часовне Согласия г. Ревды и г. Невьянска Свердловской области.
Часовня Воздвижения Креста Господня. Невьянск
Также сегодня является покровителем Московского Преображенского общества (Федосеевского согласия). Как и Рогожская община, Преображенская община возникла в 1771 году в связи с эпидемией чумы, когда за Камер-Коллежским Валом было основано кладбище и Екатерина II получила разрешение на строительство церквей. Здесь особую роль сыграл купец Илья Ковылин, организовавший богадельню и проспонсировавший масштабное строительство. А поскольку Ковылин был федосеевцем, центром этой конфессии стала Преображенская община.
Крестовоздвиженская церковь Федосеевского соглашения на Преображенском кладбище
В начале 19 века община была разделена на две части — мужское и женское хозяйство. Каждая половина была отделена зубчатой каменной стеной с башенками. Фактически здесь появилось два монастыря. В 1811 году на женском дворе была построена церковь во имя Воздвижения Креста Господня, где до сих пор молятся федосевки. В этом храме нет алтарапсиса, так как в настоящее время литургия не служится старообрядцами в непоповских конкордиях.