Сретение Господне — двенадцатый вечный праздник, отмечаемый ежегодно 15 февраля, 2 февраля по старому стилю. Установлен в память Христа Спасителя, приносимого в собор на 40-й день после Его рождения для совершения установленной жертвы. «Теперь отпусти раба твоего, Владыка», — это изречение старца Симеона, известное по церковным службам и даже светской литературе и музыке, является лейтмотивом праздника. Церковнославянское слово «собрание» можно перевести на русский язык словом «встреча». Встреча Ветхого Завета с новым, встреча Богоприимника Симеона и пророчицы Анны с Господом Иисусом Христом. Слово «встреча» лучше всего передает смысл этого события, потому что оно означает не просто встречу, а встречу меньшего и большего, человека с Богом.
Видео:Сретение ГосподнеСкачать
Событие праздника
Подробности события явления Господня верующие узнают из Евангелия от Луки. По ветхозаветному закону Моисея первенец, т е старший сын, должен был быть посвящен Богу. Это было напоминанием о том, как в ночь перед выходом евреев из Египта ангел Господень убил всех первенцев в Египте, детей и животных, оставив невредимыми еврейские дома, где косяки дверей были помазаны жертвенной кровью.
Во время рождения Господа было принято за первенца приносить символический выкуп в храм в Иерусалиме. Женщина, родившая сына, должна была пройти 40 дней очищения, после чего ей нужно было принести в жертву – годовалого ягненка и молодого голубя или горлицу. Если семья была бедной, в храм приносили только пару голубей (Левит 12:6-8).
По преданию, Святое Семейство жило после рождения Христа в Вифлееме, в доме своей родственницы Саломеи. На 40-й день Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица пошли с младенцем Христом в Иерусалим, чтобы исполнить заповеди закона. В храме их встретил старец Симеон, ожидавший этой встречи многие годы своей праведной и благочестивой жизни. По преданию, он был одним из 72 еврейских переводчиков, переведших Священное Писание на греческий язык при царе Птолемее II Филадельфе (285–247 до н э.). Когда Симеон перевел слова пророка Исаии: «Се, дева родит сына», он решил, что это ошибка, и захотел вместо девственницы написать «девица». В этот момент явился Ангел Господень и взял его за руку. Симеону было обещано, что он не умрет, пока не исполнится пророчество Исайи.
И вот, много лет спустя, произошла встреча, встреча Ветхого и Нового Заветов. Симеон взял Господа, 40-дневного младенца.
Симеон поприветствовал Богородицу и Иосифа. Тогда старец обратился к Богородице:
Это причина падения и восстания многих в Израиле и предмет споров. И оружие пронзит твою душу (Лк. 2:34–35).
Праздник Сретения Господня напоминает нам о приближающемся Великом посте и Страстной неделе – времени воспоминаний о крестных страданиях и смерти Господней. Тогда-то и исполнились пророческие слова Симеона, потому что Пресвятая Богородица пострадала душой вместе со своим Сыном. Пророчица Анна, 84-летняя вдова, жившая в храме и постом и молитвой день и ночь служившая Богу, также познала Господа, как говорит о ней евангелист Лука. Анна пророчествовала о Христе и говорила о нем всем людям, ожидавшим его пришествия с верой и надеждой. Вероятно, поклонение волхвам, о котором вспоминают в праздник Рождества Христова, произошло после событий представления Господня. Ведь после этого Святое Семейство бежало в Египет. Лишь после смерти Ирода они вернулись в Галилею, в город Назарет.
Симеон-Богоприимец умер, по преданию, на 360-м году жизни. Он не боялся смерти, ибо обещание, данное ему и всем людям, исполнилось. Симеон держал Мессию на руках! И душа его теперь отправилась в вечность, чтобы рассказать всем праведникам Ветхого Завета, что Господь воплотился и пришел на землю, чтобы спасти человечество от греха и смерти.
В православии сохранился ветхозаветный обычай 40-дневного очищения после рождения ребенка. Обычно на 40-й день или позже мать с ребенком приходят в храм. Священник читает молитвы «сорокового дня», после чего женщина может прикоснуться к святыне и помолиться в храме. Перед этим она должна стоять в тамбуре. Священник также вносит ребенка в храм, а мальчика – в алтарь. Этот ритуал можно провести и раньше, в день крещения, если оно наступит до 40-го числа.
Видео:СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ . Протоиерей Олег СтеняевСкачать
История праздника
Праздник Сретения Господня – один из древнейших. Еще в четвертом веке его торжественно отмечали в иерусалимской церкви, завершая 40-дневную праздничную череду от Крещения, называемого также Богоявлением. Об этом упоминает Этерия, паломница из современной Европы, отправившаяся в Святую Землю в конце IV века:
Здесь с большим почетом отмечают сороковой день Крещения Господня. В этот день идет крестный ход к Анастасии, и все маршируют, и все совершается в порядке с величайшим торжеством, как на Пасху. Все пресвитеры, а затем и епископ, проповедуют и всегда говорят о том месте в Евангелии, где в сороковой день Иосиф и Мария привели Господа в храм, и увидели Его Симеон пророчица и Анна, дочь Фануила, и о словах их, которые они говорили, когда говорили Господу, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все в обычном порядке, совершают литургию, а затем отпуск.
Затем праздник распространился на все поместные церкви и стал отмечаться в Константинополе и Риме. Но, несмотря на свое древнее происхождение, он не был одним из торжественных и величественных. В число двенадцати праздников он был включен только в 544 году.
В VI веке, во времена правления императора Юстиниана (527–565), Византия претерпела множество бедствий. Сначала произошло землетрясение в Антиохии, сопровождавшееся множеством жертв. Затем появилась чума – эпидемия оспы, завезенной из Африки. Предание гласит, что в трудные дни, когда весь народ переживал страшные проблемы и болезни, у благочестивого христианина было видение: праздник Сретения Господня следует отмечать более торжественно. В этот день состоялась торжественная служба с бдением и крестовым походом.
Праздник Сретения Господня упоминается в проповедях священномученика Мефодия Патарского (ок. 260–312), св. Кирилла Иерусалимского (315–386), св. Григория Богослова (329–389), св. Амфилохий Иконийский (ок. 340 – после 394), св. Григорий Нисский (ок. 335–394), св. Иоанн Златоуст (ок. 347–407).
Видео:СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Фильм митрополита Илариона. Цикл «Церковные праздники»Скачать
Богослужение праздника Сретения Господня
Сретение Господне – необычный праздник. Она одновременно и Господня, и Божья мать. Читая Тропарь на праздник, верующие обращаются к Пресвятой Богородице.
Тропарь к празднику, русский текст:
«Радуйся, Дева Мария, от Господа радость принявшая, ибо от Тебя взошло Солнце Истины, Христос Бог наш, просвещающий невежественных. Радуйся и старец праведный, принявший на руки Избавителя душ наших, воскресение нам подающего.
Иисус Христос, освятивший своим рождением жизнь Богородицы и благословивший объятия Симеона, как и должно быть; поспешил спасти нас и ныне спас нас Христос, Бог наш. Даруй мир обществу среди войн и укрепляй людей, которых любишь, о Единый Любящий Человечество».
Праздничные стихиры были написаны известными церковными гимнографами — Анатолием, Патриархом Константинаградским (V век); Андрей Критский (VII век); Косма Майумский, Иоанн Дамаскин, патриарх Константинопольский Герман (8 век); Студент Иосиф (9 век) и многие другие. Они не только рассказывают нам о событиях праздника, но и объясняют их смысл.
В стихах к вечерне, написанных патриархом Германом, говорится, что младенец, которого держит на руках старец, — это Бог, принявший плоть для спасения людей:
«В былые времена я стал человеком плотским», — воспевают верующие слова церковных гимнов и поражаются смирению Божию. Господь, давший закон людям, приводится Богородицей в храм Божий для исполнения установленного: «…по закону творца, закон совершенствуется, в церковь вносится…»
Праздничный канон, написанный Косьмой Маюмским, имеет окантовку: «Старик с радостью обнимает Христа». Это основная идея пушки. В оригинальном греческом тексте первые буквы каждого стиха образовывали эту фразу. Каждый стих в каноне не только рассказывает некоторые подробности праздничного события, но и объясняет его смысл и символику. В то же время мы помним и пророчества, например об Исаии, которому серафимы дали горящий уголь для очищения его уст.
Как правило, девятый псалом в праздничном каноне имеет хор – краткое хвалебное обращение ко Христу или Божией Матери, в зависимости от праздника. Хор повторяет это перед каждым куплетом. Канон изложения и этим отличается от других: в нем не один припев на все куплеты, а 14 разных! Это позволяет верующим лучше понять и прочувствовать события двухтысячелетней давности. «Старец Симеон, отец закона, всех в руки побьет. Не старик меня держит, а я его держу, ты меня не отпустишь».
В притчах: в 1-й притче (из книг «Исход» и «Левит») вспоминается закон Ветхого Завета о посвящении первенца Богу; во 2-й притче (Исаия I, 1-12) описано видение святого Исаии, который увидел Бога Саваофа, сидящего на престоле и окруженного ангелами; Третьи притчи (Исайя XIX, 1, 3–5, 12, 16, 19–21) содержат пророчество о бегстве в Египет, падении египетских идолов перед Господом и обращении египтян к Богу. События, предсказанные в этом пророчестве, не описаны в Евангелии. Старинное предание рассказывает, что во время пребывания Спасителя в Египте, в городе Илиополе, языческие боги в этом городе пали пред Иисусом Христом и были сокрушены в прах.
Апостол (Евр. VII, 7-17) говорит о превосходстве первосвященства Христова и принесенных Им жертв перед жертвами Ветхого Завета и упразднением Ветхого Завета с пришествием Спасителя. В Евангелии (Лк. II, 23–40) рассказывается о внесении в храм младенца Христа.
Таким образом, люди, которые молятся не только во время литургии, но и приходят на вечернюю службу, имеют возможность узнать не только описание и историю праздничного события, но понять его смысл и значение для каждого человека.
Видео:Ирмосы канона Сретение Господне гл. 3 греч. распев гарм. мон.Иулиания (И.Денисова)Скачать
Народные традиции и обычаи
Сретение Господне – пожалуй, единственный праздник, который старообрядцы и новообрядцы отмечают по-разному. Дело в том, что иногда Сретение совпадает с первым днем Великого поста. В древних богослужебных уставах, по которым до сих пор совершаются богослужения у старообрядцев, приводится такой случай. Праздничное обслуживание совмещено с обслуживанием Марди Гра. И в этом случае новообрядцы переносят праздник на день раньше, на Прощеное воскресенье. В старообрядческих журналах начала XX века об этом подробно описано.
Другое отличие состоит в том, что новообращенные в 17 веке заимствовали у католиков обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня. Этот обряд содержится в потребительской книге митрополита Петра Могилы; оно было скопировано из римского требника. Дело в том, что на Западе этот праздник называют «Светлая ярмарка»; во время службы все держат в руках зажженные свечи. Этот обычай, вероятно, берет свое начало от старой иерусалимской церкви, где в середине четвертого века проходил крестный ход и во время литургии молящиеся держали в руках горящие свечи. В Византии такого обычая уже не существовало, поэтому со времен крещения Руси наши предки во время полиелея молились только «со свечами». И теперь в старообрядческой церкви вечером двенадцати праздников, в середине вечернего богослужения, при пении расширения (полиелея), молящиеся берут в руки горящие свечи и держат их почти до конца вечера услуга.
Что касается народных традиций, то явление Господне среди крестьян не считалось большим праздником. Очень часто крестьяне, особенно неграмотные, даже не знали, какое событие вспоминает церковь в этот день, а само название праздника – «Сретение» – объяснялось тем, что в этот день зима встречается с летом, т е морозом начинает слабеть и в воздухе чувствуется приближение весны. Крестьяне приписывали ярмарке света лишь значение календарной вехи, а земледельцы связывали с этим днем множество земледельческих примет: «В Киндельмисе будет снег, весной будет дождь», — говорили они, гадая о будущих дождях. Капли в этот день предвещают урожай пшеницы, а ветер предвещает плодоношение плодовых деревьев, поэтому садовники, пришедшие с утрени, «трясут деревья руками, чтобы они принесли плоды». Если светлый ясный день тихий и красный, то летом будет хорош лен и так далее. По погоде в этот день судили и об урожае трав, для чего бросали палку через дорогу и наблюдали: Если снег сметет ее, то и корм для скота будет «сметен», т е травы будут дорогими. Наконец, на Сретение, хозяйки стали усиленно кормить цыплят, чтобы у них были носки.
Что касается религиозных обычаев, связанных с этим днем, то их почти не существовало во всей Великороссии, лишь в некоторых местах (например, в Вологодской губернии) крестьяне ходили вокруг своих домов с иконой Введения Господня или Спасителя и тогда икону принесли обратно в дом, вся семья, с хозяином дома во главе, упала на лица свои с возгласом: «Господи Боже наш, прииди к нам и благослови нас».
Видео:Сретение Господне (фрагмент фильма ''Рождество'' 2011)Скачать
Иконы
Одно из древнейших и необычных по художественному оформлению изображений Сретения Господня, датируемое 432–440 годами, встречается в мозаиках римской базилики Санта-Мария-Маджоре. Особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения застолья для вручения еще находится в зачаточном состоянии.
Постепенно, на протяжении нескольких столетий, в византийском искусстве сложилась симметричная композиционная схема с изображением Девы Марии, Симеона, Иосифа Обручника и Анны Пророчицы. Между центральными фигурами находится изображение храмового престола. Младенца Бога можно изображать как на руках Богородицы, так и на руках Симеона.
Среди представленных в презентации русских иконографических памятников одним из древнейших является фреска церкви Спаса на Нередице XII века.
Неслучайно иконописцы включают в композицию престол с киворием. Ведь с ее помощью передается высший смысл встречи бога-младенца и Симеона.
После окончания периода иконоборчества появляется новая асимметричная иконографическая схема изложения представления: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к дверям храма, на ступенях которого стоит Симеон.
В некоторых русских иконах, фресках и мозаиках Иерусалимский храм заменен церковью с русскими куполами.
🌟 Видео
Приготовься к сретению Бога твоего - Ярл ПейстиСкачать
Как понимать праздник «Сретение Господне»? / Алексей Ильич ОсиповСкачать
Прот.Андрей Ткачёв Сретение Господне и 90-й Псалом царя ДавидаСкачать
Сретение Господне. В чем смысл праздника?Скачать
Сретение ГосподнеСкачать
Сретение Господне как день благочестивых стариков — отец Андрей ТкачёвСкачать
Учимся петь: тропарь и кондак СретенияСкачать
Красивая песня празднику "Сретение Господне" - матушка Валентина КорниенкоСкачать
Сретение Господне красивое поздравление! ПЕСНЯ на праздник Сретение Господне! Открытка со Сретением!Скачать
История праздника Сретение Господне. Что за праздник Сретение Господне? Возникновение праздникаСкачать
ЧЕСТНЕЙШУЮ ХЕРУВИМ 3 гл с 9 песен от Катавасиите за Сретение ГосподнеСкачать
Сретение Господне. Особенности праздника. Игумен Лука (Степанов)Скачать
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ 2023 | ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ | БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯСкачать
Сретение ГосподнеСкачать
Сретение Господне тропарь и кондакСкачать