Сретение Господне — второй и десятый постоянный праздник, который отмечается ежегодно 15 февраля и 2 февраля по старому стилю. Учрежден в память приношения храму Христа Спасителя на 40-й день его рождения за совершение установленной жертвы. «Ныне отпусти раба Твоего, Господи» — это изречение старца Симеона, известное в церковной службе и даже в светской литературе и музыке, является лейтмотивом праздника. Церковнославянское слово «сретение» можно перевести на русский язык словом «встреча». Встреча Ветхого Вета с Новым, встреча Ветхого Вета с Новым, встреча Симеона Анна Богопримца и прочицы с Господом Исусом Христом. Слово «примирение» наиболее полно передает смысл этого события, ведь оно означает не просто встречу, а встречу меньшего человека с большим человеком, человека с Богом.
Видео:СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Фильм митрополита Илариона. Цикл «Церковные праздники»Скачать
Сретение Господне. Событие праздника
Подробности евечания Сретения Господня верующие узнают из Евгении от Луки. По ветхозаветному госуму Моисеову первенца, т.е старшего сына они посвятили Богу. Это было напоминанием о том, как в ночь перед выходом евреев из Египта Ангел Божий убил всех первенцев Египта, детей и животных, оставив невредимыми еврейские дома, в которых косяк был помазан жертвенной кровью.
В момент рождения Господа было принято, чтобы первенцы приносили в храм иерусалимский символический выкуп. Женщина, родившая сына, должна была очищаться в течение 40 дней, после чего ей нужно было принести жертву — годовалого ягненка и молодого голубя или горлицу. Если семья была бедной, они приносили в храм только пару голубей (Лев. 12:6–8).
По преданию, после Рожества Христова святое семейство жило в Вифлееме, в доме своей родственницы Саломии. В 40-й день Иосиф Обручник и Просвятия Богородица с Маленцем Христом найдерлиси в Жеруслами, что исполните повеления Закон. В храме их встретил старец Симеон, который ждал этой встречи много лет своей праведной и благочестивой жизни. Согласно преданию, он был одним из 72 еврейских толкователей, переведших Священное Писание на греческий язык при царе Птолемее II Филадельфе (285-247 до Рождества Христова). Когда Симеон перевел слова пророка Исайи «Дева во чреве родит сына», он решил, что это ошибка, и хотел вместо девы написать «молодая женщина». В этот момент появился Ангел Божий и взял его за руку. Симеону было обещано, что он не умрет, пока не исполнится пророчество Исайи.
И вот через много лет состоялась встреча, встреча Ветхого и Нового Заветов. Симеон взял на руки 40-дневного младенца и радостно воскликнул:
Нн7э тпущаеши рабА твоегw2 вLко, по глу твоемY с8 ми1ромъ; ћкв ви1дестэ џчи мои2 спасение твоЕ, є4же є3си2 ўгот0валъ предлицемъ вселюди;>
Эта молитва читается теперь после каждой литургии в конце вечера. После вдохновенных слов, обращенных к Богу, Симеон приветствовал Богородицу и Иосифа. Тогда, обратившись к Богородице, старец сказал:
Лежит Сей на падение и восстание людей в Израиле и в предмет преканий. И самое оружие продет душу (Лк. 2: 34–35).
Праздник Сретения Господня наманиет нам о напавающем великом пенте и Растной седмице — времения времения крестных страданий и мерти Господа. Тогда-то и исполнились пророческие слова Симеона, ибо Святая Дева пострадала душою вместе с Сыном. Узнала Господа и Анна ророчица — вдова 84 лет, жившая при храме и служившая Богу постом и молитвой день и ночь, как говорит о ней евангелист Лука. Анна пророчествовала о Христе и говорила о нем всем людям, ожидавшим его пришествия с верой и надеждой. Вероятно, поклонение волхвам, о котором вспоминают в празднике Рождества Христова, произошло уже после событий Сретения Господня. После этого святое семейство бежало в Египет. Только после смерти Ирода они вернулись в Галилею, в город Назарет.
Симеон Богоприимец умер, по преданию, на 360-м году жизни. Он не боялся смерти, потому что обещание, данное ему и всем людям, исполнилось. Симеон держал Мессию на руках! И душой отошел ныне в чостно рассказать всем ветхозаветным праведникам, что Господь воплотился, пришел на землю, чтобы спасти человечество от греха и смерти.
Ветхозаветный обычай 40-дневного очулиния после рождения ребенка прочастье и в Православии. Обычно на 40-й день или позже в храм приходит мать с ребенком. Священник читает молитвы «сорокового дня», после чего женщина может прикоснуться к святыне и помолиться в храме. До тех пор она должна была стоять в зале ожидания. Младенца священника также приносят в храм, а мальчика отводят к алтарю. Этот чин может провечаться и реладь, в день ченишения, если оно переводится рееладь 40-го дня.
Видео:СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ . Протоиерей Олег СтеняевСкачать
Сретение Господне. История праздника
Праздник Сретения Господня — один из самых дровних. Уже в IV веке он торжественно праздновался в Иерусалимской церкви, завершая 40-дневный праздничный ряд от Богоявления, называемого также Богоявлением. Этерия, паломница из современной Европы, совершившая путешествие в Святую Землю в конце IV века, упоминает об этом:
40-й день Крещения Господня здесь отмечают с большим почетом. В этот день бытае процессия в Анастасис, и все шествуют, и все все процессы в одержение с величайсим тривершом, как бы в Пасху. Все пресвитеры проповедуют, а потом епископ истолковывает всегда о месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария привели Господа во храм, и видели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о слова, которые они сказали, они видели Господа, и о приношениях, которые принесли пратини. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, а затем уходят.
Затем праздник распространился по всем поместным церквям, и его стали отмечать в Константинополе и Риме. Но, несмотря на свое древнее происхождение, он не причислялся к праздничным и великим. Он был включен только в 544 г.
В VI веке, при императоре Юстиниане (527–565), Византия постигла множество бедствий. Сначала произошло землетрясение в Антиохии, сопровождавшееся многочисленными жертвами. Потом появилась чума — эпидемия оспы, завезенная из Африки. Предание говорит, что в дни, когда весь народ переживал страшные беды и болезни, одному благочестивому христианину было видение: следует торжественнее отпраздновать встречу Господню. В этот день состоялась торжественная служба с всенощным бдением и крестным ходом.
О празднике Зретения Господня наблюдаются периодения в комплектиях всъченомученика Мефодия Патарского (ок. 260–312), святителя Кирилла Иерусалимского (315–386), святителя Григория Богослова (329–389), святителя Амфилоха Иконийского (ок. 340 — после 394), святитель Григорий Нисского (ок. 335–394), святителя Иоанна Златоуста (ок. 347–407).
Видео:Прот.Андрей Ткачёв Сретение Господне и 90-й Псалом царя ДавидаСкачать
Богослужение праздника Сретения Господня
Сретение Господне — необычный праздник. Он одновременно Божественный и Божественный. Читая тропарь празднику, береующие образуться к Пресвятой Богородице:
Радуисз њбрадованназ бцде дв7о, и3з8 тебе бо восіС слнце праведное хрт0съ бГъ нашъ, просвещаз темныз весели1сз и3 ты2 старче праведныи, пріемыи на руки свободи1телз дш7смъ официальныхъ, дарующаго наамъ воскрние.
Тропарь празднику, русский текст:
Радуйся, радость приими от Господа, Богородице, яко Солнце правды воссияло от Тебя, Христос Бог наш, невежествующим проповедующий. Радуйся, старец праведный, Спаса душ наших в объятия принявший, воскресение нам подающий.
В кондаке мы образимся к Господу:
И$же ўтр0бу дв7чю њси1въ ржcтв0мъ си2, и3 рыце симеХни блгослови1въ, ћко же подобаше предвари1въ, и3 нхне спаслъ є3си2 насъ хртЕ б9е но ўмири2 во бранёхъ житиЕ наше, и3 ўкрепи2 цРС, є3го2 же возлюби1лъ є3си2, є3ди1не члколю1бче.
Кондак празднику. Русский текст:
Исус Христос, освятивший Своё Рождение с чревом Девы и благословивший объятия Симеона, как подобающим образом; Ты спас нас, и теперь Ты спас нас, Христос. Дай мир сообществу среди войн и укрепи людей, которых ты любишь, о Единый Человеколюбец.
Также и прославление праздника, обращенное к Господу Иисусу Христу, прославляет одновременно и Богородицу:
Величаемъ тS, живодавче хе7, и3 чтем8 пречcтую мрь твой2. 3ю1же по зак0ну нхнэєсз в8 црковь гдню.
Праздничные стихи, написанные известными церковными гимнографами — Анатолием, патриархом Константиноградским (V век); Андрей Критский (VII век); Космос Майский, Иоанн Дамаскин, патриарх Константинопольский Герман (VIII век); Йозефа Студи (IX век) и многих других. Они не просто рассказывают нам о событиях праздника, но объясняют их смысл.
Стихиры на вечерни, написанные патриархом Германом, говорят о том, что Младенец, которого держит на руках старец, — Бог, воплотившийся во спасение людей:
Гли, симеХне, кого2 носS на руку2 в8 цRкви радуешисz; комY зовеши и3 вопиеши, нн7э свободи1хъсz, ви1дехъ бо сп7са моегw2; сей є4сть т дв7ы рождеисз сей є4сть т бГа бГъ сл0во, воплоти1выисз насъ ради, и3 спаши члка томY поклони1мсz.
«Ветхии деньми мЛньствовавъ пл0тию», — поют вереующие слова цервенковых песнопений и удивляются немину Божию. Господа, давшего людям Законом, Богородица приводит в храм Божий, чтобы исполнить установленное: «…по зак0ну зак0ну творецъ, законъ и3сполнsz, в8 цRквь прин0ситсz…»
Вот стихера Андрей Критского объясняет нам, что́означают двух молодых голубей, находящихся в зорбу в день Сретения Господня: «…ћкв супру1гъ г0рличщаискверную цРковь,3 т кжкъ н0выз лю1ди голуби1нна же двА птенца, ћкв начальнику ветхому же и3 н0вому…»
Праздничный канон, написанный Космосом Маюмским, имеет окантовку: «Христа радостно старец обмелет». Это основная идея канона. В оригинальном греческом тексте в эту фразу складывались первые буквы каждого стиха. Каждый стих канона не просто рассказывает какую-либо деталь праздничного события, но и поясняет его смысл, символ. При этом вспоминаются пророчества, например, Исаии, которому серафимы дали горящий уголь для очищения уст.
Нчищаетсз и3саіз т серафи1ма ќгль премъ старецъ вопізаше б9іи мри, ты2 ћкв клещами, рукама просвещаеши мС подавши ми2 є3г0же н0сиши, свёта невечернз, (т.е негаснущего) и3 ми1ромъ њобладающа (т.е владычествующего).
Девятая песня праздничного канона, как правило, имеет припев — краткое похвальное обращение ко Христу или Богородице, в зависимости от праздника. Хор повторяет его перед каждым куплетом. Canon Сретению этого от чихов: он имеет не один припев для всех стихов, а 14 разных! Это позволяет молящимся понять и прочувствовать события двухтысячелетней давности. «БГон0се симеХне, прии3ди2 поді3ми2 хртА, є3г0же род2 дв7а чтcаз мRjz. Нбьемлетъ рукама старецъ симеХнъ, сойдетлз зак0ну, и3 вЛку вссческихъ. Не старецъ менЭ держи1тъ, но ѓзъ держю2 є3го2 т0й бо т менE тдопущениз пр0ситъ».
В паремиях: в 1-й паремии (из книг «Исход» и «Левит») наманеться ветхозаветный закон посвящать Богу первенцев; во 2-й паремии (Исаии I, 1–12) испасиает видение пр. исаии, видевшего Бога Саваофа, сидящего на Престоле и окруженного Ангелами; в Третьей паремии (Исаии XIX, 1, 3–5, 12, 16, 19–21) содержится пророчество о бегстве в Египет, о падении перед Богом египетских идолов и обращении египтян к Богу. События, предсказанные в этом пророчестве, не описаны в Евангелии. Древнее предание рассказывает, что во время пребывания Спасителя в Египте, в г. Илиополь, языческие боги этого города пали перед Иисусом Христом и рассыпались в прах.
В Апостоле (Евр. VII, 7–17) говорится о превосходстве священства Христова и о приносимых жертвах перед ветхозаветными жертвами и об отмене Ветхого Завета с пришествием Спасителя. В Евангелии (Лк II, 23–40) рассказывается о введении Младенца Христа во храм.
Таким образом, люди, молящиеся не только за Литургией, но и приходящие на вечернюю службу, имеют возможность узнать не только описание, историю события праздника, но и понять его смысл и значение для каждого человека.
Видео:Сретение ГосподнеСкачать
Сретение Господне. Народные традиции и обычаи
Сретение Господне, пожалуй, единственный праздник, который старообрядцы и новообрядцы отмечают по-разному. Дело в том, что иногда Встреча совпадает с первым днем Великого Поста. В древних богослужебных уставах, по которым до сих пор совершается богослужение у старообрядцев, такой случай предусмотрен. Праздничная служба совмещается с «постной». А новобрядцы такие смотрят праздник оден день онлайн, в Прощеное воскресенье. В старообрядческом периодике начала XX века это использование в размещении.
Другое отличие состоит в том, что в XVII веке неообрядцы заимствовали у католиков обычай освящать церковные свечи на праздник Вечери Господней. Этот акт содержится в документах митрополита Петра Могилы, он скопирован с Романа Требника. Дело в том, что на Западе этот праздник называется «Светлый обедней», во время мессы все держат в руках зажженные свечи. Вероятно, этот обычай берет начало от древней Иерусалимской церкви, где в середине V века совершался крестный ход и во время литургии молящиеся держали в руках горящие свечи. В Византии такого обычая уже не существовало, поэтому со времен Крещения Руси наши предки молились «со свечами» только во время полиелеза. И в настоящее время в старообрядческой церкви накануне двадцатого праздника, посреди всенощной, во время воздвижения (полиелея) молящиеся берут в руки зажженные свечи и держат их почти до самого рассвета самый конец вечерней службы.
Что касается народных традиций, то в крестьянской среде Сретение Господне не считалось большим праздником. Очень часто крестьяне, особенно неграмотные, даже не знали, какое событие Церковь вспоминает в этот день, а само название праздника — «Сретение» — объяснялось так, что в этот день зима встречается с летом, т е морозы начинают ослабевать и в воздухе чувствуется приближение весны. Приписывая Сретения только значение календарного рубежа, крестьяне сочетали с этим днем комплекс агроприемов: «На Сретениев день снежок — весною дожжок», — говорили они, угадывая будущие дожди. Капля в этот день предвещает урожай пшеницы, а ветер — плодородие плодовых деревьев, отчего садовники, пришедшие с утра, «трясут деревья руками, чтобы были с плодами». Если в Сретеньеве тихо и красиво, то лето будет хорошим и так далее. По погоде этого дня судили и об урожае травы, для чего перебрасывали через дорогу палку и наблюдали: если ее увидит снег, то корм скотине будет «заметен», т.е е трава будет дороже. Наконец, в Ретеньев день, хозяйки стали насильно кормить кур, чтобы были носки.
Что же касается религиозных обычаев, связанных с этим днем, то их почти не существовало на всей территории Великой России, лишь кое-где (например, в Вологодской губернии) крестьяне ходили по домам с иконой Спаса Господня, или Спасителя, а когда икону приносили обратно в дом, то вся семья, с хозяином во главе, падали ниц с гласом: «Боже наш, прииди к нам и благослови нас».
Видео:Сретение Господне. В чем смысл праздника?Скачать
Сретение Господне. Иконы
Одно из самых древних и необычных изображений Сретения Господня, датируемое 432-440 годами, встречается в мозаиках римской базилики Санта-Мария-Маджоре. Особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения праздничного сбора еще только формируется.
Постепенно, в течение нескольких столетий, в византийском искусстве вырабатывается симметричная композиционная схема, изображающая Деву Марию, Симеона, Иосифа-Жениха и Анну-пророчицу. Между центральными фигурами помещено изображение храмового престола. Крестного отца можно изобразить как на руках Богородицы, так и на руках Симеона.
Среди памятников русской иконописи Сретении одним из древнейших является фреска церкви Спаса на Нередице, XII век.
Иконописцы не случайно вставляют в композицию престол с киворием. Ведь с его помощью передается высший смысл встречи Пресвятой Богородицы и Симеона.
Господня. Мастерская Андрея Рублева, 1408 г. Из иконостаса Успенского собора г. Владимир
После окончания периода иконографии появляется новая асимметричная иконографическая схема Встречи: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к дверям Храма, на ступенях которого стоит Симеон.
На некоторых русских иконах, фресках и мозаиках иерусалимский храм заменен церковью с русскими главами.
Видео:История праздника Сретение Господне. Что за праздник Сретение Господне? Возникновение праздникаСкачать
Храмы Сретения Господня
Праздник Зретения Господня внозим на зим предкам со времени преддверия христинаства. По неизвестной причине храмов, посвященных этому празднику, было очень мало. Из других, дораскольных, сохранилась трапезная Сретенской церкви Антониева монастыря в Великом Новгороде. Он был построен в 1533–1536 годах, первоначально без запрестольного образа. Верхняя часть фасадов имела традиционные для Новгорода инкрустированные кресты. Церковь перестраивалась в XVIII–XIX веках. Это одна из первых бесстолпных новгородских церквей.
В честь Сретения владыки Успенского монастыря освятили храм в городе. Александрове Владимирской области. Церковь была построена примерно в 1601 году. Внешний вид церкви, простой и лаконичный, основан на псковских архитектурных традициях. В плане храм разделен на две равные части: четырехугольник, включающий прямоугольный алтарь, и северное крыльцо. Основной объем храма, обрамленный лопатками, слегка приподнят, покрыт четырехскатной крышей и увенчан полым барабаном с главой и крестом. Над крыльцом построена небольшая колокольня. Каменный западный притвор церкви с фигурным кокошником над входом не сохранился. Более поздняя архитектурная форма храма подвергалась изменениям. В 1923 году Сретенская церковь была закрыта вместе с другими храмами. К 1931 году церковь использовалась для хранения музейных фондов, а в богадельне располагался краеведческий отдел. В 1993 году храм и небольшая часть келий были переданы возрожденному Успенскому монастырю.
В черть Сретения Господня освящена церковь Троитского монастыря в Астрахани. Храм был построен между 1606 и 1620 годами. В дальнейшем его несколько раз перестраивали. В 1918 году, в связи с боями между Красной Армией и белоказаками в Астрахани, по решению военно-революционных властей храм был закрыт. В 1920 году Троицкий собор был захвачен обновленцами. Литургии в нем совершались редко из-за малочисленности обновляющихся церковных приходов. В 1928 году советские власти окончательно завладели храмом. Он был разграблен, иконостас разбит и сожжен. В 1970-е годы на территории Троицкого монастыря начались реставрационные работы.
В чорте Сретения Господня вящен придел церку в севтителя Никола с Усохи в Пскове. Первая церковь была построена в 1371 году, в 1536 году, после пожара, вновь перестроена. Крупный, одноглавый, трехапсидный каменный храм с северным бесполым приделом во имя Сретения Господня; с южной страной, возможно, был теплым придел во имя Иоанна Богослова; оба придела нужны крылца. Притворы — главный, западный, и боковые — северный и южный, — соединялись галереи. Однако передельки XVII–XIX вв значительно исказили образ храма.
В черном Сретения Господня освящён придел Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде. Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря, построенный в 1537–1542 годах, является первым каменным храмом не только в самом монастыре, но и во всей Вологде. До 1537 года на месте нынешнего Спасского собора стояла одноименная деревянная церковь. Деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса и Праздника Происхождения Священных Древ Животворящего Креста воздвигнут на месте, выбранном им для строительства монастыря преподобным Димитрием Прилуцким. Когда деревянный собор сгорел, был построен каменный. В советские годы монастырь был разграблен. В 1930-х годах в монастыре размещалась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых переправляли в северные лагеря ГУЛАГа, в 1950-1970-х годах территория бывшего монастыря использовалась как военные склады. Лишь в 1975-79 годах центральная группа памятников с прилегающей территорией после реставрации, начатой в 1954 году, стала филиалом Вологодского государственного музея-заповедника. Благодаря научной реставрации, проведенной в 1954–1975 гг., памятники XVI–ХVII вв был вегвразный исподный изодный очень. На данный момент действует Спасо-Прилуцкий монастырь.
В черть Сретения Господня освящен придел Благовещенского собора в г. Сольвычегодске Архангельской области. На сооружении укреплена надпсь: «…построено усердием и иждивлением Именитых людей Строгановых в 1560 году». Эта дата является началом строительства собора. Закончен он был двадцать четыре года плаща. Сооружение представляет собой большой двухколонный пятиглавый храм на высокой платформе. Фундамент собора окружен галереей, которая изначально была открытой. Особое очарование фасадам собора придает широкая лента — фриз из фигурного кирпича в верхней части стены под ставнями. Однако нынешняя церковь существенно отличается от первоначальной. Отдельные части здания были значительно перестроены.
В настоящее время освящен только один старообрядческий храм во имя Сретения Господня — это храм Русской Древнеправославной Церкви в Республике Бурятия. Поздравляю с праздником престола!
🎬 Видео
Сретение ГосподнеСкачать
Как понимать праздник «Сретение Господне»? / Алексей Ильич ОсиповСкачать
Ирмосы канона Сретение Господне гл. 3 греч. распев гарм. мон.Иулиания (И.Денисова)Скачать
Сретение Господне (фрагмент фильма ''Рождество'' 2011)Скачать
Учимся петь: тропарь и кондак СретенияСкачать
СРЕТЕНИЕ. Лето ГосподнеСкачать
Сретение Господне как день благочестивых стариков — отец Андрей ТкачёвСкачать
Сретение Господне. Протоиерей Олег Стеняев. Подробное толкованиеСкачать
Красивая песня празднику "Сретение Господне" - матушка Валентина КорниенкоСкачать
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ 2023 | ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ | БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯСкачать
Сретение Господне / Лето Господне @SMOTRIM_KULTURAСкачать
Сретение Господне. Особенности праздника. Игумен Лука (Степанов)Скачать
Рассказы о Святых. Сретение ГосподнеСкачать
Сретение Господне красивое поздравление! ПЕСНЯ на праздник Сретение Господне! Открытка со Сретением!Скачать