Традиции Рождества Христова в России

Традиции Рождества Христова в России Церковные праздники

Рождество Христово – один из важнейших православных двенадцатидневных праздников, уступающий только Пасхе. Этот праздник установлен в память рождения Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме в Иудее и отмечается всегда в один и тот же день – 7 января (25 декабря по старому стилю). В этот день заканчивается Рождественский пост и начинается Рождественская пора – время от Рождества до Крещения.

Традиции Рождества Христова в России

Видео:Рождество. Традиции и обрядыСкачать

Рождество. Традиции и обряды

Традиции Рождества Христова в России: О правильном названии праздника: Рождество или РожествоО правильном названии праздника: Рождество или Рожество

Написание и произношение слова «Рождество» различно в древнерусской и современной традициях. В старой литургической традиции до раскола и среди старообрядцев сегодня принято название «Рожество» (без буквы «д»).

В то же время в современном русском языке и послескимасской (никоновской) церкви добавился звук «д» и вошло в обиход название «Рождество». Вот комментарии старообрядческих священников по этому поводу:

Преподобный Иоанн Севастьянов, настоятель старообрядческой церкви Ростова-на-Дону, поясняет:

«Рожество – церковнославянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев существует определенная тенденция к сохранению именно такой транскрипции. Хотя это необязательно. Соединённые, чередующиеся, двойные согласные в корне слов — влияние западнославянской традиции».

Преподобный Иоанн Курбацкий, настоятель старообрядческой церкви в Калуге, комментирует:

«Слово «Рождество» пишется под заглавием, как и другие святые слова (Бог, Господь, Богородица и т д.). На церковных службах мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в старорусской традиции, без буквы «д». В то же время мы произносим «д» во многих других случаях: «Дева родит сегодня самое главное…», «Иисус родится в Вифлееме, иудаизм…», «Дева родит… «, и т д.

Интересно, что «д» в церковнославянском языке иногда произносится там, где в современном русском языке оно не произносится. В каноне Благовещения мы читаем слова, которые были вложены в уста Богородицы: «Как родить Мне сына?» Кроме «Рождество» можно привести примеры других слов с сочетанием букв «жд» (подтверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах их можно встретить по-разному: как с буквой «д», так и без нее. Читаем так, как написано в книге. Так что мы можем смело поздравлять людей с рождением Христа и в молитве произносить «Рожество» по старинной русской традиции. Новообрядцы совершенно отказались от этой архаичной фонетической формы, изменили произношение многих других слов («Предтеча» вместо «Предтеча», «Николай» вместо «Никола» и т д)».

Видео:"Традиции Рождества"Скачать

"Традиции Рождества"

Традиции Рождества Христова в России: Рождество Христово. Событие праздникаРождество Христово. Событие праздника

Подробное описание рождения Иисуса Христа дают только евангелисты Лука и Матфей. Все праведники Ветхого Завета жили верой и надеждой на то, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого Завета содержат пророчества о Христе. И вот настал момент, когда все они исполнились. В то время Иудея находилась под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, а точнее всемирную перепись населения. По обычаю иудеев, который учитывали римские власти, каждый должен был зарегистрироваться в том городе, откуда происходила его семья. Обручник Иосиф и Пресвятая Богородица были потомками царя Давида, поэтому пошли в Вифлеем, город Давидов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были полны. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидая скорого рождения ребенка, вынуждены были остановиться на ночлег за городом, в пещере, где пастухи в непогоду пасли скот.

Традиции Рождества Христова в России

«Когда Сам Господь пришел на землю, чтобы спасти человека, Ему не нашлось места в доме».

Настало время рождения Христа. Спаситель мира, Царь царей, которого мир ждал тысячи лет, родился в жалкой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился поздно ночью. Пресвятая Богородица завернула Его в пеленки и положила в ясли – кормушку для скота. Многовековое пророчество о пришествии Спасителя исполнилось, но мир спал. Чудесную новость узнали только пастухи, охранявшие стада – им явился ангел с радостными словами о рождении Христа. Тогда пастухи услышали пение ангелов:

«Слава в вышних Богу, и мир на земле, в человеках благоволение!»

 

Поклониться рожденному божественному младенцу пришли пастухи и волхвы.

Первыми поклонились Господу простые пастыри. А за ними пришли вавилонские мудрецы – Волхвы. Со времени вавилонского плена, когда Навуходоносор увёл евреев в рабство, персидские язычники усвоили пророчества о Христе: «Восстанет звезда от Иакова, и поднимется жезл от Израиля» (Числа 24:17). Увидев на небе необычайно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество сбылось, и отправились поклониться новорожденному. Придя в Иерусалим, они спросили:

«Где родившийся царь иудейский? Ибо мы увидели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1).

 

Восточные мудрецы узнали о рождении Христа от необычной звезды.

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, то есть был иностранцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне подозрительный и нелюбимый народом, он очень боялся потерять власть. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного царя иудейского, Ирод тотчас позвал их к себе и стал спрашивать, о каком царе идет речь и где он находится. Но сами волхвы не знали, куда пойти поклониться младенцу. Тогда Ирод собрал книжников — людей, хорошо знавших Священное Писание, — и спросил, где родится Христос. Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме в Иудее:

«А ты, Вифлеем Ефрафа, мал ли ты среди тысяч Иуды? От тебя придет ко Мне тот, кто будет править Израилем, и чье происхождение было от начала, от дней вечности» (Михей 5:2).

Ирод послал в Вифлеем мудрецов и спросил их о времени появления звезды. Он попросил вернувшихся волхвов вернуться к нему и рассказать о младенце, чтобы он сам мог пойти и поклониться Ему. На самом деле Ирод хотел избавиться от претендента на престол. Волхвы пришли в Вифлеем и нашли дом, где в это время находилось Святое Семейство. Они поклонились Господу и преподнесли свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не только драгоценные дары, но и символы: золото предполагало царское достоинство ребенка, ладан, употреблявшийся при богослужении, обозначал божественность, а смирна символизировала его будущее погребение – умерших в те времена умащали маслом, смешанным с благоухающей миррой.

Волхвы не вернулись в Иерусалим – им явился ангел и рассказал о коварном замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание гласит, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Считается, что они стали христианами после крещения апостола Фомы. Ирод, не дожидаясь волхвов, приказал умертвить всех младенцев до двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

«Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешаться, потому что их нет» (Иер 31:15).

 

Святые 14-тысячные мученики Ирода Вифлеемского, чеканные, миниатюрная минология Василия II, Константинополь, 985г.

Иосиф-обручник был предупрежден явлением ангела о готовящемся детоубийстве и увезшим Богородицу с младенцем в Египет. Вскоре Ирод умер, Святое Семейство вернулось в Назарет, где Спаситель провел свое детство.

Видео:Рождество Христово в России - история и традиции праздникаСкачать

Рождество Христово в России - история и традиции праздника

Традиции Рождества Христова в России: История празднования Рождества ХристоваИстория празднования Рождества Христова

Точный день рождения Христа неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века рождение Христа и его крещение отмечались одновременно – 6 января. Этот праздник назывался Крещением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской Церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцестояния. Языческий праздник противопоставлялся рождению Христа – Солнца истины.

В Восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова (25 декабря) установился несколько позже, ближе к концу IV века. По мнению церковных историков, отдельное празднование Рождества и Крещения в Константинополе датируется 377 годом и связано с императором Аркадием. Но даже в V-VI века в некоторых храмах Востока продолжали праздновать Рождество Христово вместе с Крещением. Постепенно отдельный праздник Рождества Христова распространился повсюду, но до сих пор служба Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному и тому же образцу. Обоим праздникам предшествует сочельник – день строгого поста, когда правила требуют совершения царских часов, а вечернее богослужение праздника начинается с великой всенощной, называемой «Нефимон», где поется песнь пророка Исайя «С нами Бог!» поется. Исаия, живший за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о божественности Того, Кто придет спасти мир от греха и смерти:

«С нами Бог, поймите язычников и покайтесь, яко с нами Бог! Ибо Сын родился и дан нам, как и Бог с нами!»

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным праздником, нерабочим днем.

Видео:Традиции и обычаи празднования Рождества.Скачать

Традиции и обычаи празднования Рождества.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь готовит верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом. Православные христиане проводят вечер или ночь перед Рождеством Христовым в особо строгом посте. Согласно церковному письму, в этот день нужно есть сочиво, вареную пшеницу с медом, поэтому этот день называется сочевником или сочельником. Накануне Рождества Христова «Царствование» совершается отдельно от литургии. Царские часы отличаются от обычных тем, что читаются специальные пословицы, соответствующие празднику Апостол и Евангелие, поются особые стихиры. После ужина литургия святителя Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихиры на тему «Я воззвал ко Господу», в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой, изображается собственно событие рождения Христа: восхваление ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властью римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

Восемь притчей говорят: в первой (1. Мос. I, 1-13) о сотворении Богом человека; вторая притча (Числа XXIV, 2–9, 17–18) содержит пророчество о звезде от Иакова и о рождении человека, которому покорятся все люди; в третьей (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) – о рождении Иисуса Христа в городе Вифлееме; в четвертой (пророчество Исаии IX, 1-10) – о жезле, т е правителе от корня Иессеева (т е об Иисусе Христе); в пятой (пророчество Варуха III, 36–38; IV, 1–4) – о появлении на земле раба Божия, о жизни его на земле; в шестой (пророчество Даниила II, 31–36, 44–45) – о восстановлении Богом Царства Небесного; в седьмой (Ис. IX, 6-7) – о рождении ребенка, который наречется именем Бога сильного и князя мира; в восьмой – о рождении Эммануила от Богородицы.

В сам праздник Рождества Христова торжественное бдение начинается великой вечерней (вместо вечерни) с пением стихов из Ветхого Завета «С нами Бог», содержащих пророчество об Иисусе Христе, и включением Лития. Затем совершается всенощное бдение по обыкновению. В литиях и стихарных стихирах выражены мысли о торжестве неба и земли, ангелах и людях, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через рождение Христа. Апостол (Гал. IV, 4-7) представляет учение о том, что через воплощение Иисуса Христа мы стали детьми Отца нашего Небесного. Евангелие (Мф. 2, 1–12) повествует о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песни, исполнявшиеся во время праздничной службы, были сочинены в разное время. Так, тропарь и кондак были составлены Романом Сладким певцом в VI веке. Канон и стихиры написал монах Иоанн Дамаскин (VIII век), второй канон написал монах Косма Маиумский (VIII век). Праздничные стихиры написали Анатолий, Патриарх Константинопольский (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман, Патриарх Константинопольский (VIII век).

Интересно, что один из праздничных гимнов написала единственная женщина-гимнограф. Это монахиня Кассия, жившая в Константинополе в девятом веке. Она родилась в дворянской семье. Воспитанная в благочестии, девушка славилась своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбрал себе невесту. Во дворец были приглашены самые знатные и красивые девушки Византии, среди них была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император дал ей золотое яблоко со словами: «Неужели через жену пришло зло?», намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но спасение пришло и через жену», что означает Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась принцу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на свои средства построила монастырь и приняла там монашеский постриг. Она сочинила множество богослужебных песнопений, в том числе стихиры к празднику Рождества Христова:

«Когда Август стал единоличным правителем всей земли, человеческое разнообразие прекратилось. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от чистой Богородицы, то языческое, идолопоклонническое многобожие прекратилось. Как все люди находились под властью одного царства, так и все люди верили в одного Бога. Все люди были описаны по приказанию кесаря ​​(перепись), а мы, верные, записаны во имя божественного: Ты, Бог наш, сотворил человека. Велика милость Твоя, Господи, слава Тебе!» (перевод на русский).

Видео:История праздника Рождество ХристовоСкачать

История праздника Рождество Христово

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Сочельник повсеместно отмечался крестьянами строжайшим постом. Ели только после первой звезды, причем собственно трапеза в этот день сопровождалась особыми символическими ритуалами, к которым готовились заранее. Обычно перед заходом солнца хозяин и все домочадцы стояли на молитве, затем зажигали восковую свечу и прикрепляли ее к одному из стоявших на столе хлебов. Затем приносили с фермы пучок соломы или сена, закрывали им передний угол и прилавок, накрывали чистой тканью или полотенцем, а на подготовленное место, прямо под иконами, ставили обмолоченную ржаную корзину и кутья. Когда все было готово, семья снова встала на молитву, а затем началась трапеза.

 

Соломенные и обмолоченные цепи были обязательной частью праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживление творческих сил природы, которые пробуждаются с переходом солнца от зимы к лету. Кутья, или каша, разбавленная медом, также имеет символическое значение. Он символизирует плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже при рождении и крещении (в последних двух случаях его подают с маслом).

 

Для употребления в храме старообрядцы готовят кутью (или сочиво) строго из пшеницы и меда, а дома могут добавлять по вкусу и другие вкусности (мак, изюм, орехи и т. д.).

Саму трапезу в сочельник съедали среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, тянуть соломку у льва и заставлять детей залезьте под стол и «покурите» там цыпленка, чтобы цыплята хорошо размножались. В конце вечера часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы дать им возможность отпраздновать «богатую кутью», а затем в деревнях начинались колядки. Коляда заключается в том, что мальчики, девочки и мальчики собираются в группы и, переходя из одного сада в другой, поют песни под окнами, а иногда и в избах, то ли в честь праздника, то ли в качестве поздравления хозяев, то ли просто ради развлечения вина и развлечение. За это им дают копейку, хлеб и иногда угощают водкой. Обычаи рождественских гимнов сильно различались в разных губерниях России.

 

Крестьяне начинали день рождения Христа, почитаемый как один из величайших праздников, самым благочестивым образом – совершали литургию, разговлялись, и только тогда начиналось разгульное гулянье. А в это время дети деревни, мальчики и девочки, ходят по дворам и чтят Христа. Слависты обычно поют к празднику тропари и кондаки и лишь в конце вставляют так называемые пословицы. Вот пример таких высказываний:

Пресвятая Дева Мария
Иисус Христос родился,
Она положила его в ясли.
Звезда сияла ярко
Показал путь трем королям —
Пришли три короля
Они дары Богу принесли,
Они упали на колени,
Христос был возвеличен.

 

Лубок Павел Варунин

Крестьяне приняли христославов очень радушно и радушно. Младшему из них обычно надевали шубу, ставили в переднем углу шубой вверх (это делалось для того, чтобы куры спокойно сидели на гнездах и высиживали побольше птенцов), а всем остальным давали сдачу, пироги, муку и бублики. На собранные деньги ребята обычно снимали домик для бесед, куда, кроме девушек и юношей, ходили также молодые женщины, вдовы, солдаты и непьющие старики. Рождественские гадания были распространены и среди девушек.

📺 Видео

Рождество, Новый год, Сатурналии, Йоль: история зимних праздниковСкачать

Рождество, Новый год, Сатурналии, Йоль: история зимних праздников

От Рождества до Крещения зимние праздники в РоссииСкачать

От Рождества до Крещения зимние праздники в России

Рождество Христово: история и традиции праздникаСкачать

Рождество Христово: история и традиции праздника

Как Новый год стал популярнее Рождества ?Скачать

Как Новый год стал популярнее Рождества ?

История празднования Рождества в Царской РоссииСкачать

История празднования Рождества в Царской России

События недели. 21 января 2024Скачать

События недели. 21 января 2024

5 интересных фактов Рождество в РоссииСкачать

5 интересных фактов Рождество в России

Рождественские традиции в царской РоссииСкачать

Рождественские традиции в царской России

Рождество Христово. Традиции Рождества, как отмечают. Что нужно и что нельзя делать в РождествоСкачать

Рождество Христово. Традиции Рождества, как отмечают. Что нужно и что нельзя делать в Рождество

Традиции Нового года и Рождества в странах бывшей Российской империиСкачать

Традиции Нового года и Рождества в странах бывшей Российской империи

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВА В ДВОРЯНСКОЙ РОССИИ XVIII-XIX ВВСкачать

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВА В ДВОРЯНСКОЙ РОССИИ XVIII-XIX ВВ

История праздника Рождество в России и СССРСкачать

История праздника Рождество в России и СССР

РОЖДЕСТВО. ПРАЗДНИКИСкачать

РОЖДЕСТВО. ПРАЗДНИКИ

Традиции Рождества!Скачать

Традиции Рождества!

Традиции празднования Рождества Христова в России- Щапина КсенияСкачать

Традиции празднования Рождества Христова в России- Щапина Ксения
Поделиться или сохранить к себе:
Внутреннее развитие