Рождество Богородицы

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — первый праздник двунадесятых (от славянского «дванадити» — двенадцать) праздников в православном церковном году. Он является первым по хронологии событий новозаветной истории и по церковному календарю, который начинается в сентябре, и поэтому в литургических гимнах называется «началом нашего спасения». Рождение Девы Марии стало исполнением пророчеств о том, что Христос, Спаситель мира, скоро придет на землю. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы отмечается Церковью ежегодно 21 сентября (8 сентября по старому стилю); это неконфессиональный праздник, который длится 1 день до праздника и 4 дня после него.

 

 

Рождество Пресвятой Богородицы. Событие праздника

Из Евангелий мы узнаем только о самых важных событиях в жизни Божией Матери, но ни об обстоятельствах Ее рождения, ни о событиях Ее будущей жизни. Эти подробности дают церковные предания, древние легенды, церковные истории и гимнографическое литургическое наследие, то есть тексты церковных служб. Церковь называет родителей Богоматери, Иоакима и Анну, «крестными отцами». Иоаким был потомком царя Давида, Анна происходила из рода первосвященника Аарона. Они вели праведную и благочестивую жизнь. Легенда гласит, что они оставляли себе только треть своего дохода, а остальное раздавали нуждающимся и жертвовали на храм. В старости супруги остались бездетными. Надо сказать, что в еврейском народе бесплодие считалось наказанием за грехи, поэтому Иоаким и Анна пострадали от несправедливых обвинений в тайных грехах. Однако они не отчаивались, а надеялись на милость Божью и верили, что Бог может послать им ребенка даже в преклонном возрасте, как когда-то Аврааму и Сарре.

 

Святые Иоаким и Анна. Фреска из монастыря Дионисия на Афоне

Во время одного из великих еврейских праздников Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Богу по закону Моисея. Однако первосвященник не принял дары Иоакима, обвинив его в грехах, за которые Господь наказывает бездействием. Опечаленный, Иоаким не вернулся домой, а пошел в пустыню, где паслись его стада. Анна, зная о том, что произошло в храме, также скорбела. Однако они не роптали на Господа, а горячо молились, прося Его о милости. Их молитва была услышана Господом. Предание гласит, что Иоакиму в пустыне и Анне в саду явился ангел с радостной вестью о том, что у них родится дочь. Они оба сразу же отправились в Иерусалим и встретились у Золотых ворот. Со временем у них родилась дочь, которую назвали Марией. Иоаким и Анна радостно поблагодарили Господа и пообещали посвятить своего ребенка на служение Богу. Дата Рождества Богородицы приходится ровно на девять месяцев от даты православного праздника Зачатия святой Анны (22 декабря).

Рождество Пресвятой Богородицы в истории

Одно из самых ранних упоминаний о Рождестве Богородицы содержится в трудах святого Прокла, архиепископа Константинопольского (439-446), написанных в пятом веке. Якобиты и несториане, отделившиеся от православной церкви в пятом веке, также имеют свой праздник 8 сентября под названием «Рождество Пресвятой Богородицы». К 7-8 векам этот праздник уже отмечался с большой торжественностью в греческой церкви. Официальное принятие этого праздника в Византийской империи приписывается императору Маврикию.

Богослужение на Рождество Пресвятой Богородицы

Иоанн Дамаскин (восьмой век); второй канон Андрея Критского (седьмой век); Герман, патриарх Константинопольский (восьмой век) — строфы на Апостих; Анатолий, епископ Фессалоникийский (девятый век) — некоторые стихи на литию; Стефан и Сергий Афонские (девятый век) — строфы на «Господи, воззвах» и некоторые на литию и Апостих. В стихирах на праздник Рождества Богородицы содержится мысль о том, что в Деве Марии Господь уготовал Себе земной и царский престол; что Богородица больше всех жен, потому что от Нее родился Сын Божий; что, допустив бесплодие родителей Богородицы, Господь мог допустить и наше духовное бесплодие, то есть дать нам силы творить добро. В то же время, в тех же стихах, все мы из Ветхого и Нового Заветов (присутствующие в церкви) приглашены радоваться и поклоняться Божьей Матери, потому что через Нее небо воссоединяется с землей, ад повергается в прах, двери рая, то есть Царства Небесного, вновь открываются, мы обновляемся и «поглощаемся», то есть становимся причастниками Божьей благодати.

В паремиях, читаемых в праздник Рождества Богородицы, в первой (Быт. XXVIII, 10-17) он говорит о видении Иакова с лестницей, которая является образом Богоматери, соединяющей небо и землю; во второй паремии (Ез. XLIII, 27; XLIV, 1-4) содержит пророчество Иезекииля, который назвал Богородицу вратами, через которые прошли Святой Старец и Святой Дом-Отец; в третьей (Пр. IX, 1-11) он говорит о Доме, приготовленном для Себя ипостасной Премудростью, то есть Иисусом Христом (этот Дом, построенный Премудростью, — Богородица, Пресвятая Дева Мария, в которую вошел Господь).

Мысли канона на праздник близки к стихам. У апостола (Фил. II, 5-11) говорится о смирении и ничтожестве Сына Божьего, Который принял вид раба, уничижил Себя до крестной смерти и за это был прославлен превыше всякого имени. В Евангелии (Лука, X: 38-42. XI: 27-28) упоминается пребывание Христа в доме Марфы и Марии. Старейший рождественский хорал, который, вероятно, был написан в пятом-седьмом веках нашей эры.

Православный славянский текст:

Рождение Твое, Матерь Божия, даруй радость всему миру. От Тебя взойдет сияющее солнце правды; Бог наш, уничтоживший кровь, даст свет. A3 осуждающий смерть, даруй нам вечную жизнь.

Русский текст:

Рождение Твое, Богородица, возвестило радость всей вселенной, ибо от Тебя исходит Солнце правды, Христос, Бог наш, и, разрушив проклятие, дарует благословение, и, разрушив смерть, дарует нам жизнь вечную.

Кондак празднику. Православный славянский текст:

Їwаким1мъ и3 ѓнна мерзость запустёнія, и3 адамъ и3 є4ва. т2 черви смерти разслаби1сz, грёшникъ устъ твоихъ. Празднует и народ Твой, ибо он освобожден от вины греха и взывает к Тебе, Матерь Божья, питательница нашей жизни.

Русский текст:

Иоаким и Анна освобождены от вины бездетности, а Адам и Ева — от смертной гибели святым Рождением Твоим, Пресвятая! Его празднует и Твой народ, освобожденный от бремени греха, взывая к Тебе: бесплодное рождает Божью Матерь и Троицу нашей жизни.

Праздник  Рождество Пресвятой Богородицы. Народные традиции

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы также называют «Малой Божьей Матерью», «Днем Аспоса». По народной традиции время, наиболее близкое к этому дню, называли Оспожинками, Спожинками или Госпожинками. Масштабы празднования зависели от урожая нового года. Если урожай был хорошим, празднования длились целую неделю: чем богаче было лето, тем дольше длились празднества. Деревенский «праздник», приуроченный к праздникам церковного цикла, проходил между Успением и Покровом. Пир проходил по законам гостеприимства: пиво варили по числу гостей, зарезали овцу или барана, готовили говяжьи деликатесы, голову и ноги быка использовали для студня, рыбу ловили в поленницу и, хотя день праздника был неприятным, пекли пирог из пшеничной муки с купленным свиным салом. За день или два до праздника дети звали своих родственников на пир, отдавая предпочтение тем, кто был готов заплатить за еду на пиру. Исключение составляли зятья, особенно молодые: ни тесть, ни теща не воздерживались от приглашения, даже если не ожидали ничего взамен. Очень важно, чтобы между зятьями и невестками, как говорится, были хорошие отношения: «Не для зятя, а для невестки милый ребенок».

Самыми важными гостями были зять и тесть, которых усадили за стол в переднем углу, под самими картинами. В тех районах, где были церкви в честь Рождества Богородицы, деревенские праздники были более разнообразными, и в этих деревнях проводились различные ярмарки, связанные с праздником.

Рождество Богородицы. Иконы

Известно, что самые древние изображения Рождества Пресвятой Богородицы датируются 6 веком, а широкое распространение в византийском и русинском искусстве они получили в 11-12 веках. Основные элементы иконографии относятся к этому времени: Анна в красном мафории, сидящая на высокой кушетке, поддерживаемая служанкой; в нижнем левом или правом углу — сцена омовения ребенка. К Анне подходят три женщины с подарками. Ее отец, светлый Иоахим, выглядывает из окна палаты.

 

Рождество Пресвятой Девы Марии. Середина XIV века Государственная Третьяковская галерея, Москва

Рождество Девы Марии. Двусторонний значок. Конец XV — начало XVI века Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Фрагмент иконы Рождества Пресвятой Богородицы. 16 век Музей А.Рублева. A. Рублев

Рождение Девы Марии. Невьянская икона. 1830-1840.

Рождество Богородицы и его агиография. XVI век Из местной серии Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Устшиках.

Рождество Пресвятой Богородицы. Из праздничного обряда. Середина XVII века. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Ростов Великий. Рождество Богородицы. Невьянская икона. Богатыревский круг. Вторая четверть 19 века.

Храмы во имя Рождества Богородицы на Руси

Храмы и монастыри в честь Рождества Пресвятой Богородицы были построены в 12-14 веках по всей России. Покровительство Богородицы в очищении земель Руси от татаро-монгольского ига нашло свое выражение в массовом строительстве храмов, посвященных празднику Пресвятой Богородицы.

Собор Бобренова монастыря (1381) под Коломной и надвратная церковь Андроникова монастыря были посвящены Рождеству Богородицы.

Бобреновский монастырь под Коломной

Княгиня Евфросиния, вдова великого князя Дмитрия Донского, основала Вознесенский монастырь в Московском Кремле в 1392 году и построила белокаменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в традициях владимиро-суздальского зодчества. Церковь была расписана в 1395 году выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным.

Вознесенский монастырь. 1850-1865 г.

Боголюбский монастырь во Владимирской области был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Монастырь был основан в 12 веке, а главная церковь была построена между 1158 и 1751 г. Собор Рождества Христова украшен резными рельефами и фресками, медью и позолотой, керамическими полами и витражами. Круглые колонны с мраморной росписью поддерживают сводчатые потолки. Древний собор разрушился из-за износа и неуклюжих перестроек и был заменен новым в 18 веке. Шатер колокольни был построен над лестничной башней. На месте герцогских квартир была построена частная часовня. В 19 веке древняя надвратная церковь была заменена Успенской церковью с колокольней; тогда же был построен огромный пятикупольный собор. 3 июня 1923 года монастырь был закрыт, а его возрождение началось в 1991 году.

Собор Рождества Богородицы в Боголюбовском монастыре во Владимирской области.

Ферапонтовский монастырь в селе Ферапонтово Вологодской области был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Собор Рождества Богородицы был построен в 1490 году. Его объем, поставленный на высокий фундамент, дополняют три яруса колонных арок и небольшой изящный барабан. Фасады украшены вверху полосой из балясин и керамических пластин с цветочным орнаментом, внизу — полосой с тератологическим (животным) и цветочным орнаментом, что является реминисценцией резьбы по белому камню владимирской архитектуры. Три перспективных портала высечены из белого известняка. Внутри собор разделен четырьмя квадратными колоннами на три нефа с приподнятыми арками под барабаном. Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтово был закрыт в 1924 году. С 1975 года монастырь служит музеем. В 2018 году Синод принял решение о возобновлении монашеской жизни в монастыре.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Ферапонтово Вологодской области

Монастырь в Москве был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Собор Рождества Богородицы был построен между 1501 и 1505 гг. Здание собора сильно пострадало от пожара в 1547 году, но к 1550 году было полностью восстановлено. Четырехглавая, трехпролетная церковь имеет одну главу. Нижний объем является кубическим. Угловые секции покрыты крестовыми сводами и понижены по отношению к центральной секции, в крестообразном плане. Ступенчатые аркады несут высокий барабан со шлемовидной головкой. Окончание имеет пирамидальную форму. Под барабаном расположены два ряда колончатых арок. В 1676-87 годах колокольня собора была снесена и заменена колокольней с шатровой крышей на юго-западной стороне. В конце XVIII века собор Рождества Богородицы был перестроен: южная пристройка была продлена вдоль всего южного фасада, а по всей длине северного фасада был добавлен еще один объем, служивший крытой папертью. Шатровая колокольня собора была повреждена молнией и снесена в 1835 году.  Монастырь Рождества Богородицы был закрыт в 1921 году. В 1960-64 годах монастырский собор был частично отреставрирован и вновь приобрел свой первоначальный вид. В 1991 году здания монастыря были возвращены РПЦ.

Монастырский комплекс в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Москве

Монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Рощи Калужской области был освящен под именем Пафнутий Боровский монастырь. Свято-Пафнутьев монастырь Рождества Богородицы был основан в 1444 году преподобным Пафнутием Боровским. Первоначально здесь была вырезана небольшая деревянная церковь, посвященная Рождеству Богородицы, но вскоре на ее месте была построена небольшая белокаменная церковь. В начале 16 века были построены оборонительные укрепления. В 1511 году была построена каменная трапезная, а в 1580-х годах на месте церкви был возведен собор. В 1610 году Боровский монастырь был отобран у церкви. Боровский монастырь был осажден войсками Лжедмитрия II. Вероломство двух губернаторов позволило «тушинскому вору» проникнуть в крепость. Во время ужасной резни только в одном монастыре было убито 12 000 человек. Монастырь был сожжен, сгорели и все документы, относящиеся к его ранней истории. После окончания Тропского периода многое было восстановлено, построены новые башни и храмы. В середине 17-го века была построена колокольня. Дважды в середине XVII века протопоп Аввакум и Боярыня Морозова были заточены в Пафнутьевском монастыре; она умерла там в земляной яме. В 1923 году на территории монастыря была размещена исправительная колония, а затем сельскохозяйственный техникум. С 1960 года проводились реставрационные работы. Монастырь был передан церкви в 1991 году.

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы

Храм в Волоколамске Московской области был освящен в честь Рождества Богородицы. Церковь служила собором Возмищенского монастыря, известного с XV века и упраздненного в 1764 г. Здание церкви было построено в 1535 г. Две восточные башни были снесены в 1792 г., когда ремонтировалась шатровая крыша. Стены разделены спандрелями на три неравных ряда, заканчивающихся полукруглыми закомарами. В центральных закомарах размещены круглые циподы. Стены фланкированы на средней высоте карнизом, переходящим в карниз апсиды. Из трех порталов сохранился северный перспективный портал с архивольтовым килем, керамическими капителями и дыньками. Барабан завершает шлемовидная капитель с ажурным крестом 17 века. Лепной декор барабана относится к середине XIX в. Трехъярусная колокольня и двухнефная трапезная были построены в 1850 г. В годы советской власти церковь оставалась действующей. Только во время Великой Отечественной войны богослужения были прерваны, но вскоре возобновились.

Церковь Рождества Богородицы в Волоколамске

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была освящена в Дмитровском районе Московской области. Первое строительство деревянной церкви в Медведевой пустыни датируется 1360 годом. В 1547 году началось строительство каменной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в пустынном селе Медведева. Эта небольшая, кирпичная, однокупольная церковь с тремя одинаковыми по размеру апсидами относится к крестово-купольному типу. Ровные плоскости фасадов разделены боковыми членениями на три равных ряда и украшены у основания полукруглых косяков терракотовым орнаментальным фризом. Низкие щелевые окна расположены в рассеивании на двух уровнях. Входы в собор подчеркнуты перспективными килевидными порталами. Покрытие церкви претерпело значительные изменения. Первоначально собор был дополнен, помимо скатов, двумя рядами колончатых арок, расположенных параллельно плоскостям фасада. Их квадратные цоколи были скрыты более поздней шатровой крышей. Кирпичный световой барабан и головка лука — новые. Трехэтажная колокольня также была построена в 16 веке и перестроена в 1871 году. В то же время из соседней деревни. Дулова церковь Святого Спаса была перенесена в Медведевский скит. В 19 веке была перестроена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1937 году Медведевский скит Рождества Пресвятой Богородицы был закрыт, а его имущество разграблено. В 1999 году храм Рождества Пресвятой Богородицы был передан Русской православной церкви. Церковный комплекс постепенно восстанавливается.

Одноименная церковь Рождества Богородицы в Дмитровском районе Московской области

Церковь Рождества Богородицы в лузитанском Ферапонтовом монастыре в Мажайслисе Московской области была освящена в 1408 году. Собор Рождества Богородицы был построен в первой половине XVI века. Он был перестроен в середине 18 века, а галереи, окружавшие собор, были снесены. Он был отреставрирован в 1960-х годах. В 1922 году монастырь был официально закрыт и разрушен. Он был возвращен РПЦ в 1994 году. Мощи преподобного Ферапонта Белозерского покоятся в соборе Рождества Христова.

Лужанский Ферапонтов монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Мажайске, Московская область

Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде Московской области был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Монастырь был основан в 1398 году, а крестово-купольная однокупольная церковь была построена в 1405 году. Фасады, фронтоны апсид и барабаны украшены полосами белокаменной резьбы. Порталы имеют перспективу с килевидным фронтоном. Завершение с тремя этажами косяков было заменено в 18-19 веках шатровой крышей. Луковая головка датируется 17 веком. Монастырь был закрыт в середине 1919 года и возвращен Русской православной церкви в 1990-х годах.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Московская область

Сторожевский монастырь в Великом Новгороде был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Монастырь был основан в 1106 году. Первая Новгородская летопись упоминает о закладке собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1117 году, а в 1119 году — о завершении строительства. Здание представляло собой трехнефную однокупольную церковь с круглой лестничной башней. Собор сохранился с переделками и реконструкциями. Узкие окна были заменены широкими окнами с полукруглым окончанием. Над сводчатым потолком была установлена шатровая железная крыша. Луковичная форма куполов характерна для более позднего периода. Галереи крыльца, окружающие собор, также были добавлены позже. Интересным в композиции здания является асимметричное расположение трех капителей; один из них венчает круглая башня, выступающая из общей массы. В этой башне есть лестница, ведущая на «этаж» в — современный хор кафедрального собора. Монастырь Антония был упразднен в 1920 году. Сегодня здания монастыря являются частью Новогардского музея-заповедника. На территории монастыря расположено несколько факультетов Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы Монастырь в Великом Новгороде

Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Первое упоминание о монастыре относится к 1327 г. Каменная церковь Рождества Богородицы была построена в 1397 г. и первоначально была четырехглавой однокупольной церковью. С 1918 года в Десятинном монастыре размещались Новгородское отделение ГубЧК и Новгородское отделение ОГПУ. Подвал Рождественского собора был приспособлен под камеры для арестантов, здание аббатства — под клуб для чекистов. В 1929 году кладбищенская церковь Всех Святых была снесена, а кладбище аббатства уничтожено. Собор Рождества Богородицы сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, но сохранил свой купол и местами поврежденные стены. В середине 1950 года он был снесен и разобран на кирпичи. Монастырь сохранился во фрагментах. Помимо монастырской колокольни, здесь также находятся руины церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Десятинный монастырь до революции

Церковь в Перынинском скиту под Великим Новгородом была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Монастырь Рождества Богородицы в Перыни находился в Перынском районе Новгорода и действовал с XIV века до 1764 года. Впервые монастырь упоминается в летописях в 1386 году, когда он был сожжен новгородцами. В 995 году на Перине была построена деревянная церковь Рождества Богородицы, которая простояла около двухсот лет; о ней почти ничего не известно. Монастырь, вероятно, был построен в то же время, хотя впервые он упоминается в летописи в 1386 году, в списке монастырей. Каменное здание церкви в честь Рождества Девы Марии датируется 1330-ми годами. Церковь имеет трехъярусное покрытие, фрагменты фресковой живописи в перемычках отверстий барабанной ямы. Стены, бойницы, окна и барабан церкви, слегка сужающийся кверху, усиливают эффект легкости и устремленности ввысь. В здание ведут три просторных входа. Они и широко расставленные стройные колонны субркупола способствуют тому, что, несмотря на свои небольшие размеры, церковь производит впечатление просторного, высокого сооружения. Основу сохранившегося здания составляет стена домонгольского времени — сочетание известняка и тонкого кирпичного цоколя, уложенного на растворе, с примесью кирпичной крошки (цемента). Крест, венчающий церковь, представляет собой так называемый «купольный крест с полумесяцем», типичную форму домонгольского периода, происходящую от «цветущего креста» или «креста виноградной лозы». В настоящее время памятник восстановлен в первоначальном виде.

Церковь Рождества Богородицы в Перынском скиту под Великим Новгородом

Снетогорский монастырь в Пскове был освящен в честь Рождества Богородицы. Впервые монастырь упоминается в псковской летописи в конце XIII века, согласно которой 4 марта 1299 года уже существовавший в то время монастырь был сожжен во время нападения на Псков ливонских рыцарей. В 14-15 веках Снетогорский монастырь стал главным духовным и монашеским центром Пскова. Главная святыня монастыря, собор Рождества Пресвятой Богородицы, был построен в 1311 году. Внутреннее пространство собора было спроектировано в форме равнобедренного креста, по углам которого примыкают небольшие высокие блоки. В соответствии с внутренней структурой интерьера, боковые фасады церкви асимметричны. Их восточные пряди украшены высокими арками, соответствующими высоте ветвей креста. Здесь расположены боковые порталы храма, над которыми находятся ниши-киотты и окна для росписи. Западные галереи снизу украшены низкими арками-нишами, соответствующими нижнему этажу западных угловых комнат. Восточный фасад с тремя апсидами в основном сохранил свои первоначальные формы. Западный фасад, первоначально заканчивающийся тремя скатами, теперь закрыт пристройками к святилищу, появившимися в более поздние века. Завершает собор купол, расположенный в центре внутреннего креста, барабан которого снаружи украшен необычной полосой стрельчатых арок, восстановленных во время реставрации. В XV веке барабан купола был поднят, а арочный пояс заменен полосами бегунков и бордюрным камнем. Форма крыши несколько раз менялась на протяжении истории собора. Первоначально святилище было покрыто досками в виде закомар, а голова купола — деревянным плугом. В XVI веке над полукруглыми закомарами были установлены треугольные щиты, а глава купола была сделана луковичной. После 1920 года началось разорение монастыря. На территории монастыря находился дом отдыха. В 1934 году церковь Вознесения и колокольня были частично разрушены. Во время Великой Отечественной войны в нем располагался штаб группы армий «Север». Территория и здания монастыря были превращены в жилые помещения для немецких офицеров. В церкви Святого Николая был устроен актовый зал, в соборе — винный склад и тир, а в руинах церкви Вознесения — гараж. В послевоенный период здесь продолжали работать дом отдыха и детский санаторий. В 1993 году здания Снетогорского монастыря были переданы Псковской епархии Русской православной церкви.

Снетогорский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Пскове

Солотчинский монастырь в селе Солотча Рязанской области был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Монастырь был основан в 1390 году. В 1570-х и 1580-х годах монастырь считался одним из важнейших в России. В 1618 году Солотчинский монастырь был разорен войсками польского князя Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного. Новый расцвет монастыря пришелся на конец 17 века. В 1917 году монастырь был закрыт советскими властями, в нем разместилась колония для малолетних преступников. Позже архитектурный ансамбль монастыря стал частью Рязанского историко-архитектурного музея. Реконструкция зданий началась в 1960-х годах.

Собор Рождества Богородицы в Солотчинском монастыре

Собор Рождества Пресвятой Богородицы был освящен в Палеостровском монастыре на острове Палей в Республике Карелия. Палеостровский монастырь Рождества Богородицы был основан в 15 веке. В 17 веке монастырь был местом заточения епископа Павла Коломенского. Старообрядцы бежали в монастырь после раскола Русской Церкви, найдя много сочувствующих. В 1928 году Палеостровский монастырь был разрушен, а церковь Рождества Богородицы официально закрыта. На острове была создана колония для малолетних преступников. В настоящее время монастырь находится в процессе возрождения.

Монастырь Рождества Богородицы в Республике Карелия

Коренная пустынь в селе Свобода Курской области была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он был основан в 1597 году на месте, где в корне дерева явилась чудотворная икона Знамения Божией Матери, называемая Курская Коренная. Во время смуты Коренной Эрмитаж был разрушен до основания. С 1618 по 1764 год скит был приписан к Курскому Знаменскому монастырю. В 1792 году здесь было устроено общежитие. После революции скит был разграблен и закрыт. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была взорвана, купол колокольни снесен, а на его вершине построена смотровая площадка для отдыхающих в доме отдыха, который стал Коренным Эрмитажем. В 1989 году скит был передан РПЦ.

Коренная пустынь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Свобода Курской области.

Печерская пустынь в селе Новая Слобода Сумской области Украины была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. По преданию, осенью 1405 года на горе Чудна над болотом Молча явилась чудотворная икона Божией Матери. Местные жители сразу же обратили внимание на святыню. На месте чудесной находки люди возвели небольшую деревянную церковь, посвященную Пресвятой Деве Марии. Со временем рядом с ним стали селиться монахи, которые строили на склонах холмов пещеры, служившие местом жительства и постоянных молитв. Позже здесь был построен небольшой монастырь. Она называлась Молчанской пустынью Рождества Пресвятой Богородицы. В XVI веке пустынь выросла в большой монастырь-крепость, поэтому жившие там монахи приобрели несколько «осадных площадей», на которых построили церковь Святых Флора и Лавра, а в 1580-х годах в крепости возвели церковь Рождества Богородицы. В 1605 году Софрониевский монастырь был разграблен войсками Лжедмитрия I, направлявшимися в Москву. 17 и 18 века были периодом расцвета скита. В начале 1920-х годов советские власти закрыли монастырь Сафроние. В первые послевоенные годы руины монастыря Святого Сафрония были разобраны на кирпич для строительства свинарников, колхозных построек и промышленных объектов. Например, бульдозеры снесли церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а на ее месте появилось пастбище для скота из колхоза. Возрождение монастыря началось в 1999 году.

Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы Софрониевско-Молчанской Печерской святыни в селе Новая Слобода, Украина.

Монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы был освящен в селе Молчан монастырь в Путивле, Украина. История основания монастыря Молчан тесно связана с отшельничеством святой Софронии. В 1592 году скит Молчан был сожжен татарами, а в 1593 году все монахи перебрались в Путивль, где было несколько «осадных мест», и превратили монастырский двор в новый монастырь Молчан. В 1602-1604 годах были построены каменные укрепления, и монастырь стал настоящим оборонительным форпостом. Монастырь действовал как мощная крепость, в которой неоднократно находили убежище монахи и местные жители. С 18 ноября 1604 года по 26 мая 1605 года Лжедмитрий I использовал монастырь в качестве своей резиденции. В это время был построен собор Рождества Богородицы и другие здания. Поскольку собор был построен посреди небольшого крепостного двора, застроенного со всех сторон, пришлось совместить в его здании амбар — в подвале и цокольном этаже, трапезную и кухню — в подвале, собор и теплую церковь — на втором этаже, боевой зал с люнетами — на третьем этаже, над алтарем. Три характерные архитектурные особенности здания: алтарь имеет форму квадратной башни, а не полукруглой апсиды; оборонительная камера на третьем этаже алтаря увенчана шатровой крышей; своды нефа над цоколем представляют собой крестовые своды с колонной посередине. В 1605 году Молчанская пустынь была присоединена к Путивльскому Молчанскому монастырю, и на этом месте была основана монастырская пасека. Во время гражданской войны Смутного времени в монастыре вспыхнул пожар, и здание сильно пострадало. В 1653 году разрушенный монастырь был восстановлен. Чтобы избежать путаницы, монастырь в Путивле был переименован в Большой Молчанский, а монастырь, восстановленный над болотом Молча, был переименован в Малую Молчанскую пустынь. Последний стал называться Софрониевской пустынью или Софрониевским монастырем с конца XVII века. С конца XVII века монастырь, как и сам Путивль, начал постепенно приходить в упадок. В послереволюционный период монастырь был закрыт, а монахи разошлись по домам. С 1930-х годов на территории и в зданиях монастыря размещались детский дом, профессионально-техническое училище и военный завод. С 1960 года монастырь был восстановлен, а через 17 лет стал государственным историко-культурным заповедником. В 1991 году монастырь был передан УПЦ.

Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы Молчанской в Путивле (Украина)

Церковь в Юрьеве (Великий Новгород, МДЦ «Витослав») была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена около 1530-1540 годов и перенесена из села Передки. Он трехалтарный, крестообразный, стоит на высоком фундаменте и увенчан высоким кружевным шатром. С пяти сторон: с севера, северо-запада, запада, юго-запада и юга, церковь окружена открытой наружу галереей, которая покоится на кронштейнах — освобожденных от основного бревенчатого каркаса. Северо-западная и юго-западная стороны галереи не повторяют контуры стен церкви, а расположены вертикально. Перед галереей с запада находится крыльцо. Ветви бревенчатого креста покрыты двускатными крышами, боковые алтари и галерея — односкатными. Поразительная особенность церкви: боковые стены креста в ее плане не параллельны, как это обычно делалось в таких случаях, а резко смещены от центра помещения наружу.

Церковь Рождества Господня в Юрьеве под Великим Новгородом

Церковь Рождества Богородицы в Суздале Владимирской области была освящена в 1222-1225 годах. В 1237 году, во время нашествия на Суздаль орды Батыя, Богородицкий собор был разграблен. Позже он был восстановлен. 25 марта 1577 года в Суздале произошел сильный пожар, от которого собор сильно пострадал. В 1635-36 годах, после нашествия поляков, собор был вновь восстановлен. В 1719 году в Суздале случился большой пожар, уничтоживший почти все церкви и дома жителей. В этом пожаре пострадал и собор: крыша и главы, сделанные из жести, расплавились, а верхний этаж собора обрушился. Затем собор был перестроен. В советские годы он не функционировал. В 1991 году в соборе были проведены богослужения.

Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале, Владимирская область

Освящен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Московском Кремле. Церковь была построена в Кремле в 1393-1394 годах на месте старой деревянной церкви Воскрешения праведного Лазаря. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы находилась в женской половине Кремля и была домовой церковью великих княгинь. Во время пожара в 1479 году верхняя часть церкви обрушилась, и ее пришлось отстраивать заново. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Сенях также была перестроена в 1514 году. Между 1681 и 1684 годами церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Сенях была почти полностью перестроена заново. Новая церковь была однокомнатной с трапезной на западе. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Сенях была восстановлена в 1923-1928 гг. и в 1949-1952 гг. Сохранился старый четырехугольник из белого камня с главным порталом, а также более поздние элементы церкви.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Сене в Московском Кремле

Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове в Москве была построена в 1509 году на месте деревянной церкви, построенной в 1370 году. Церковь является частью первоначального Симоновского монастыря, существовавшего на этом месте. Монастырь был упразднен в 17 веке, а церковь стала приходской. В 1927 году церковь была закрыта. В 1930-х годах он был обезглавлен. В здании располагалась компрессорная станция завода «Динамо». В 1932 году колокольня была снесена. В 1980-х годах церковь была передана Историческому музею. В 1989 году храм был возвращен Русской православной церкви.

Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, Москва

Освящен храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, Москва. Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы известна с 1625 года. Деревянная церковь сгорела в 1648 году и позже была отстроена в камне.  Церковь узкая, вытянутая в виде двукрылого четырехугольника, увенчанного тремя шатровыми крышами. Восьмиугольная шатровая колокольня расположена между нефом и церковью и стоит на сводах трапезной. Композицию завершает большое шатровое крыльцо на западном фасаде трапезной, перенесенное на Малую Димитровку. Фасады церкви украшены типичными для XVI века остроугольными аркадами, колонными килями и сложными крестовыми карнизами. После закрытия церкви в 1938 году, она долгое время использовалась как офис, а затем как репетиционный зал для руководства Московского эстрадного цирка. Здание церкви постепенно пришло в критическое состояние и было комплексно отреставрировано в 1959-1960 годах. В 1990 году храм был возвращен Русской православной церкви.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках, Москва

Церковь в деревне Мурованка в Беларуси была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь-крепость была построена в 1524 году в готическом стиле. Его архитектура представляет собой четырехскатное одноэтажное здание с высокой двускатной крышей. Монументальное каменное сооружение по углам защищено цилиндрическими оборонительными башнями. Башни органично связаны с телом. В разные времена церковь служила не только местом проведения богослужений, но и защитой крестьян от разрушительных набегов. Церковь была сильно повреждена в 1656 году и обстреляна шведами во время Северной войны в 1706 году. В 1928 году польские власти преобразовали церковь в православный храм и передали ее местной католической общине. В августе 1993 года храм был возвращен общине Русской православной церкви.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Мурованка, Беларусь

Собор Рождества Пресвятой Богородицы был освящен в Муроме Владимирской области и построен между ок. 1549 и ок. 1557 г. Первоначально каменный собор венчали три главы, в середине XVII в. он был обновлен и увенчан пятью главами.  В нефе Петропавловского собора покоятся мощи муромских чудотворцев — Петра и Февронии.  В 1934 году собор был сдан в аренду одному из полков, расквартированных в городе, «с согласия» общины верующих. С середины 1930-х годов площадь рядом с собором была превращена в футбольное поле, а колокольня стала костровой ямой и раздевалкой для игроков. В 1939 году по распоряжению городского совета начался снос собора и церкви рядом с колокольней. Собор был снесен перед Второй мировой войной, а колокольня — восемь лет спустя.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме, Владимирская область

В церкви Спиридона Тримицкого на Козьем болоте в Муроме был освящен собор в честь Рождества Богородицы. Церковь была известна с 1627 года. Между 1633 и 1639 годами церковь была перестроена в камне и получила известность не благодаря главному алтарю в честь Рождества Богородицы, а благодаря боковому алтарю Святого Спиридона. Церковь несколько раз перестраивалась и расширялась в период с 17 по 19 века. Церковь сильно пострадала в 1812 году во время Великого московского пожара, после чего была восстановлена. Древнее ядро церкви сохранило черты древнерусской архитектуры. Кубическое здание храма венчала единственная глава, покоящаяся на круглом барабане с аркадно-колончатым поясом. Под поздней шатровой крышей сохранились ряды изящных трапециевидных арок, дополняющих все четыре стены фасада. Церковь была разрушена в августе 1930 года.

Спиридоновская церковь в Кози-Баньо, Москва

Церковь в селе Свияжск в Татарстане была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена около 1567 года и снесена в 1928 году.

Собор Рождества Богородицы в Свияжске

Церковь в поселке Лиственка Ленинградской области была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Это одна из старейших церквей Ленинградской области. Церковь была построена в 1599 году. Здание имеет три объема: церковь, алтарная пристройка и трапезная. В 1720 году церковь была перестроена: были возведены трапезная и новая паперть. Резной пресбитерий и иконостас с надписями и изображениями святых остались неизменными. Церковь была закрыта в 1932 году и вновь открыта в 1992 году.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Лиственка Ленинградской области

В Пскове освящена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Лиственке датируется 1581 годом. Церковь Покрова Божией Матери «Покровский от Углома» или «От Пролома» монастырь известен с 14 века. Монастырь стоял на пятой стене в городе Окольном у ворот в Великую и огромной башни, также названной по имени монастыря — Покровские. Первоначально главной церковью монастыря была церковь Покрова Богородицы, к которой после осады Пскова в 1581-1582 годах войском короля Стефана Батория была пристроена новопостроенная церковь Рождества Богородицы в память о чудесном избавлении «от хитрых игроков». С тех пор церковь представляет собой чудо малой архитектуры: одинаковые, клетчатые, крошечные, однокупольные, а симметрично расположенная колокольня на общей стене над притворами связывает их воедино. В Покровской церкви сейчас размещена историческая выставка, а Рождественская церковь принадлежит казачьей общине Пскова.

Церковь Введения и Рождества Богородицы в Пскове

Церковь Рождества Богородицы была освящена в городе Порхов Псковской области. До середины XVIII века при церкви Рождества Пресвятой Богородицы на южной окраине Порхова существовал монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, который был упразднен в 1764 году в ходе секуляризации монастырских земель. После упразднения монастыря приходская церковь находилась здесь до 1930 года. До войны приход был закрыт, здание занимала Порховская пожарная команда, после войны — спортивное общество, а в 1980-х годах — городской дискоклуб. Только в 1991 году храм был передан общине Русской православной церкви.

Церковь Рождества Богородицы в Порхово, Псковская область

Церковь в селе Городня Тверской области была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь, очевидно, была построена в 1390 году. За время своего существования церковь несколько раз горела и отстраивалась заново. После пожара в 1412 году он был восстановлен на старом фундаменте и заново расписан. После пожара в 1716 году церковь была перестроена. Церковь сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. Церковь была отремонтирована в 1966 году. Тело церкви, прямоугольное в плане, увенчано позолоченным луковицеобразным колпаком. Территория окружена массивной каменной оградой с трехпролетными арочными воротами, также увенчанными позолоченным куполом.

Церковь Рождества Богородицы в селе Городня Тверской области

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была освящена в городе Рогатин, Ивано-Франковская область, Украина. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1421 году. Он построен из камня и красного кирпича на известковом растворе, трехнефный, однонефный, двухпролетный. Стены были укреплены контрфорсами. На уровне сводов они соединены арками, напоминающими закомары в древнерусских храмах. Фасады украшены глубокими нишами, в которые утоплены стрельчатые окна, а также небольшими нишами. Во время немецкого нападения на Галицию во время Второй мировой войны в церковь попала бомба. В результате крыша сгорела, остались только стены. Вскоре церковь была восстановлена. Однако три года спустя, в 1944 году, в церковь попала мощная бомба и разрушила ее изнутри. После войны началось восстановление церкви, которое заняло почти 10 лет.

Церковь Рождества Богородицы в Рогатине, Украина

Церковь в селе Стеблевка Закарпатской области Украины была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Эта деревянная трехчастная церковь с башней над бабынином была построена в 1643 году. Лоджии нефа и бабинца одинаково широкие, прямоугольные в плане, восточная лоджия более узкая с треугольной восточной частью. Церковь была построена из дубовых брусьев, обшитых досками. В отличие от многих подобных зданий, западная бревенчатая изба, а также восточная изба и неф были перекрыты коробовым сводом. Церковь была покрыта двумя крутыми крышами — высокой над центральной и низкой над восточной бревенчатой избой. Над западным срубом возвышалась каркасная башня-колокольня, заканчивающаяся поддувалом, обшитым вертикальными досками с фигурным вырезом внизу и высоким коническим шпилем с фартуком в основании. Сгорела церковь Рождества Богородицы. Сейчас он находится в полуразрушенном состоянии.

Бывш. церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Стеблевка, Украина

В честь Рождества Пресвятой Богородицы были посвящены монастыри и церкви в Румынии, Грузии, Черногории, Южной Осетии, Польше и Палестине.

Храмы во имя Рождества Пресвятой Богородицы у старообрядцев

В старообрядчестве сохранилась традиция освящения церквей в честь праздников Пресвятой Богородицы, в том числе Рождества Пресвятой Богородицы. Многие старообрядческие общины Русской Православной Церкви отмечают Рождество Пресвятой Богородицы как церковный праздник: в Новосибирске, Орехово-Зуево, Павловском Посаде и селе Тураево Московской области, селе Дворищи Костромской области и других. Этот праздник также является церковным для многих зарубежных старообрядцев: прихода Русской православной церкви в Вилково (Одесская область, Украина) и в селе Егоровка (Молдова). Егоровка (Молдова), и Белая церковь из Румынии в Сарикее и Ботошани.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы Русской Православной Церкви. Новосибирск

Ряд общин другого староправославного конкордата — Древлеправославной Поморской Церкви — также являются сегодня «родовыми приходами»: в Уфе, Великом Новгороде, Орехово-Зуево Московской области и в селе Красногвардейское Ставропольского края. За рубежом существуют собрания Даугавпилса (Новостроенска) в Латвии, Масалиса, Римковска и Шлижишки в Литве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: