Радоница

Радоница – это день особого общецерковного поминовения усопших. Происходит от слова радость — потому что всегда приходится на празднование Пасхи (длится 40 дней). Происходит на 9-й день после Пасхи, во вторник на Фоминой неделе (после светлой седмицы), чтобы разделить радость Пасхи с умершими в надежде на воскресение и жизнь вечную родными и близкими.

radonica - Радоница

Оно отражает веру в то, что даже после смерти они не перестают быть членами церкви Бога, Который «принадлежит не к мертвым, но к живым» (Мф. 22:32).

Обычай поминать усопших в эти дни имеет свое основание в том, что последняя перед этим днем ​​заупокойная литургия совершалась в 4-ю субботу в великий пост; после этого дня, в течение оставшегося периода Великого поста, нет ни одной субботы или воскресенья, в которые уставом может быть разрешено совершение литургии по умершим. Соответственно, с конца 4-й седмицы до Антипасхи сознательные дни памяти «накопляются» в огромном количестве.
Во-вторых, в период с Великого Четверга до Антипасхальной недели устав запрещает совершать литии по усопшему в притворе (см. Типикон, гл. 49, «В Великий и Великий Четверг», «см.»), что фактически означает общественный храм молитва в определенный период времени. Поэтому все погребальные отметки необходимо перенести на следующий день после окончания указанного срока. Но какой именно день? Антипасхальный понедельник не совсем подходит для этой цели, потому что вечером антипасхальной недели совершается великая вечерня с пением великого прокимена, то есть в воскресенье вечером поминальные поминки неуместны. Поэтому первый день после Пасхи, когда отпевание можно совершать как накануне вечером, так и в самый день утром, это вторник 2-й седмицы. Именно в этот день русская церковная традиция предписывает поминать усопших, прежде всего тех, чьи дни сознательной памяти выпали на Страстные и Светлые седмицы, но вместе с ними и всех остальных.

Особого порядка этой службы в Триоди нет. Обычно после вечерней службы или после литургии совершается полная панихида, включающая в себя и пасхальные песнопения.
Устав в строгом смысле не допускает включения пасхальных песнопений в заупокойный обряд. Поэтому любое отпевание, совершаемое в приходской практике, где допускается смешение пасхальных и поминальных элементов, может рассматриваться как неуставное богослужебное творчество.

Есть две практики; условно их можно назвать «московскими» и «петербургскими». Каждая практика устанавливает свой собственный баланс между пасхальными и похоронными гимнами. Подробнее о них читайте на странице «Радоница» в Церковном календаре.

Поминовение усопших в этот день совершается и на кладбищах, где верующие вместе с молитвой приносят близким усопшего и всем православным христианам радостную весть о Воскресении Христовом, предвещающем всеобщее воскресение умерших умерших и жизни «в Невечерние дни Царства Христова».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: