Радуйтесь, что ваши имена написаны на небесах. Евангелие от Луки (X, 20)
В нашу жизнь возвращается чудесный праздник – именины.
Как и многие другие культурные традиции, празднование именин в последние десятилетия было забыто, а в 1920-е и 1930-е годы подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить старинные народные обычаи оказалось трудно: именинника до сих пор поздравляют с днем рождения, а если виновник торжества совсем юный, поют песенку: «Как на. именины мы испекли хлеба». Между тем именины – это особый праздник, который можно назвать днем духовного рождения, так как он в первую очередь связан с таинством крещения и с именами, которые носят наши одноименные небесные покровители.
Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника в семье именинника варили пиво, пекли именинные куличи, пироги и хлеб. В самый праздник именинник отправился с семьей в церковь к обедне, заказал молитву о здравии, зажег свечу и приложился к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем именинники раздавались друзьям и родственникам, причем часто начинка и размер торта имели особое значение, определявшееся характером взаимоотношений именинника и его родственников. Вечером был праздничный ужин.
Особенно пышно отмечались царские именины (тезонаме), считавшиеся государственным праздником. В этот день юноши и придворные пришли к царскому двору, чтобы принести подарки и поучаствовать в праздничном пиру, где пели долгие годы. Иногда король лично раздавал пироги. Людям были розданы огромные именинные торты. Позже появились и другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминации, щиты с императорскими вензелями.
После революции началась серьезная и планомерная идеологическая борьба с именинами: обряд крещения признали контрреволюционным, и его пытались заменить «Октябринерами» и «Звездами». Был детально разработан ритуал, в котором новорожденного поздравляли в строгом порядке октябрист, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически записывали в профсоюз и так далее. Борьба с «пережитками» доходила до нелепых крайностей: например, в 1920-е годы цензура запретила «Муху-Цокотуха» К. Чуковского за «именинную пропаганду».
Но все возвращается на круги своя, и мы снова поздравляем своих родных и близких с Днем ангела (эти именины напоминают нам о том, что в старину небесных покровителей иногда называли ангелами их земных тезок; впрочем, нельзя путать святых покровителей с Хранителями Ангелы, посланные для заботы и защиты людей). Традиционно День Ангела относят к дню памяти названного (названного) святого, который следует сразу за днем рождения, хотя существует и традиция отмечать именины в день памяти самого известного одноименного святого, например, святителя Николая Чудотворца, апостола Петра, святителя Александра Невского и др. раньше именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, потому что традиционно ребенка крестили на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Царства Небесного, к которому приобщается крестившийся человек, а число семь — древнее сакральное число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святых). По старинному обычаю выбор имен ограничивался именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позже (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отказались и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и другими соображениями — в честь родственников, например.
Именины превращают нас в одно из наших воплощений – в личное имя. Пожалуй, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит для того, чтобы различать людей. Раньше имя могло быть социальным признаком, указывающим на «место в обществе» — теперь это могут быть только резко выделяющиеся из русской номенклатуры монашеские имена (монастырские имена). Но есть и мистическое значение имени, почти забытое сейчас.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значимой частью личности. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно было, так сказать, заложено в нем. Имя управляло судьбой («доброе имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя стало источником силы и благополучия. Именование считалось высоким актом творения, угадыванием человеческой сущности, радужной грацией.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, как глаза, зубы и т д. Единство души и имени казалось несомненным, более того, иногда считалось, что сколько имен, столько и душ, поэтому , в некоторых племенах перед убийством врага предполагалось узнать его имя, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывали, чтобы не выдать оружие противнику. От плохого обращения с именем ожидались порчи и проблемы. В некоторых племенах было строго запрещено (табу) произносить имя вождя. В других было принято давать старейшинам новые имена, что придавало им новую силу. Считалось, что больному ребенку придает силы имя отца, которое выкрикивали в ухо или даже называли его именем отца (матери), и верили, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если ребенок много плакал, имя было выбрано неправильно. У разных народностей издавна сохранялась традиция наречения «вводящими в заблуждение», ложными именами: настоящее имя не произносили в надежде, что смерть и злые духи не найдут младенца. Существовал и другой вариант имен-покровителей — малопривлекательные, некрасивые, устрашающие имена (например, Некрас, Нелюба и даже Мертвец), которые отгоняли невзгоды и несчастья.
В Древнем Египте личное имя тщательно охранялось. У египтян было «маленькое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось верным: оно держалось в тайне и произносилось только во время важных церемоний. Особым почитанием пользовались имена фараонов — в текстах они отмечались особым картушем. С большим уважением египтяне относились к именам умерших – неправильное обращение с ними наносило непоправимый ущерб потустороннему существованию. Имя и его носитель были единым целым: характерен египетский миф, согласно которому бог Ра скрывал свое имя, но богиня Исида сумела узнать, вскрыв сундук, — имя оказалось буквально внутри тела!
С незапамятных времен смене имени соответствовала смена человеческой сущности. Новые имена давали подросткам при инициации, т е при вступлении в взрослые члены общества. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возрастом. В Древней Греции новоиспеченные жрецы, отказавшись от старых имен, вырезали их на металлических пластинах и топили в море. Отголоски этих представлений можно увидеть в христианской традиции монашеского имянаречения, когда человек, принявший постриг, оставляет мир и свое мирское имя.
Многие народы табуировали имена языческих богов и духов. Особенно опасно было вызывать нечисть («проклятие»): так можно было вызывать «злую силу». Древние евреи не осмеливались называть имя Бога: Яхве (Иегова) в Ветхом Завете есть «неизреченное имя», священный тетраграмматон, который можно перевести как «Я есмь семь сущих». Согласно Библии, имянаречение часто является делом Божьим: Господь назвал Авраама, Сарру, Исаака, Измаила, Соломона, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявлялся во множестве имен, именуемых теофорами, — они содержат в себе «неописуемое имя» Бога: так через свое личное имя человек соприкасался с Богом.
Христианство, как высший религиозный опыт человечества, серьезно относится к личным именам. Имя человека отражает таинство уникальной, драгоценной личности, подразумевает личное общение с Богом. В таинстве крещения христианская Церковь, принимающая в свое лоно новую душу, соединяет ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о Сергее Булгакове, «человеческое имянаречение и имя-воплощение существуют по образу и подобию божественного воплощения и имянаречения. каждый человек есть воплощенное слово, реализованное имя, ибо Сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».
Цель христиан — святость, и в прошлом все христианские имена считались святыми. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь пытается направить его на истинный путь: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святой. Носитель святого имени всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно церковное тело, в один «избранный народ».
В православии сила имени считается настолько значимой, что святость икон имеет силу лишь в том случае, если лик изображаемого святого «подтвержден» написанным именем.
Уважение к высоким именам выражалось и в том, что в православной традиции не было принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы характеризовалось другим ударением – Мария, тогда как другие святые жены носили имя Мария (Мария). Редкое монашеское имя (форма) Иисус присвоено не в память Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.
В начале XX века в православном монашестве возникло характерное течение — имяславцы, утверждавшие, что в имени Божием сокрыто присутствие Божие, сила и энергия, исходящие от самого Господа. Кратко эта позиция выражалась словами св. Иоанна Кронштадтского: «Бога имя есть Бог». В Имяславии имя стало мостом, соединяющим небесное и земное. Проблема соотношения имени и сущности уходит своими корнями в философию и теологию, как и проблема соотношения энергии и сущности, которую разрабатывали неоплатоники, а в средние века — св. Фома Аквинский и св. Григорий Палама.
Имяславцы оказали сильное влияние на русскую философию начала века. А. Ф. Лосев написал в 20-е годы работу «Философия имени», где дал глубокий анализ «мира как имени». Лосев пишет: «В любви мы повторяем имя и обращаемся к возлюбленному через имя. В ненависти мы издеваемся и унижаем ненавистных через имя. И мы молим и проклинаем через имена, через произношение имени… Имя и слова сотворили и хранят мир. У каждого живого существа есть имя. Именами и словами люди живут, миллионы людей переселяются со своего места» (досовское «имя», конечно, шире понятия «личное имя»). В эти же годы новомученик отец Павел Флоренский разработал идеи имяславия о том, что святые люди имели определенный тип личности и «известную кривую на жизненном пути», как носители имен, более того, как «лучшие выразители» их» («по имени — жизнь, а не по жизни — имя»). Силой своей благодати святые из небесного чертога посылают энергию своего имени одноименным людям. Флоренский определяет имя как формообразующую силу, как «эмблему» и выражение типа личности, ее духовно-психического строя.
Русская христианская именная книга складывалась веками.
Первый обширный пласт русских имен возник еще в дохристианское время. Причины возникновения того или иного имени могут быть самыми разными: кроме религиозных мотивов, сыграли роль обстоятельства рождения, внешности, характера и т д. Позднее, после крещения Руси, эти имена, порой трудно отличить от прозвищ, сосуществовавших с христианскими календарными именами (до XVII в.). Даже у священников иногда были прозвища. Бывало, что у человека могло быть целых три личных имени: «прозвище» и два крестильных имени (одно явное, другое скрытое, известное только духовнику). Когда христианская книга имен полностью вытеснила дохристианские «прозвища», они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилиях (например, Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными именами (например, Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именами всей человеческой цивилизации: с византийским календарем к нам пришли греческие, еврейские, римские и другие имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, причем настолько, что сами еврейские имена стали русскими — Иван и Марья. В то же время следует помнить о высокой мысли о. Павел Флоренский: «Нет еврейских, греческих, латинских или русских имен — есть только общечеловеческие имена, общее достояние человечества».
Послереволюционная история русских имен развивалась драматично: проводилась массовая кампания по «дехристианизации» имени существительного. Революционное мракобесие в некоторых слоях общества в сочетании с жесткой государственной политикой было направлено на переустройство, а значит, и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц переименовывались люди. Составлялись «красные календари», придумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как диковинки (например, Малентро, т е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперьма, т. Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции конца XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря»), длился недолго в Советская Россия, примерно десятилетие (20-е-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить еще одну мысль отца Павла Флоренского: «имен не выдумаешь», в том смысле, что они являются «самым устойчивым фактом культуры и важнейшим ее основанием».
Изменение русского личного имени также шло по линии заимствования из других культур — западноевропейских (например, Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (например, Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и история (например, Аврелий, Афродита, Венера) и так далее
Со временем русское общество вновь вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и разрыв традиции привели к чрезвычайному обеднению современной именной книги, состоящей теперь всего из нескольких десятков имен (общее свойство «массовости) культур» тоже сыграло свою роль — стремление к усреднению, стандартизации).
Настоящее пособие посвящено личным именам как памятникам религиозной культуры. Это первая попытка дать полную православную номенклатуру с указанием памяти всех святых, носящих одно имя.
В каталоге указаны только христианские имена. Иногда, чтобы отличить их от нехристианского имени, их называли крестными и даже ангельскими именами. Основное внимание уделяется канонической форме имени, т.е форме, употребляемой в богослужебных книгах, с определенным написанием и ударением (другое название этой формы – богослужебная или церковнославянская). Только через каноническую форму имени в святых таинствах и церковных обрядах благодать Божия призывается к человеческим душам. Каждая статья в разделе «Православная номенклатура» начинается именно с канонической формы, выделенной жирным шрифтом. Более того, в статье, посвященной этому имени, оно сокращено до первой буквы. Следует иметь в виду, что такое написание (например, I. Предтеча) в другом контексте непривычно.
Иногда одно и то же имя имеет разные канонические формы (например, Матфий и Матфий), и в этом случае одна из них берется как наиболее важная (например, Матфей), далее сокращается до начальной буквы (М.), а другая каноническая форма в статье написана полностью.
После указания канонической формы выводятся варианты неканонических форм (если они есть), которые могут быть разными: литературными, разговорными, разговорными. В справочнике неканонические варианты имен даются без этих различий. Национальные варианты имен не указываются, за исключением исключительных случаев, когда они часто встречаются в русскоязычной среде (например, Оксана-украинщина). Если неканонический вариант имени начинается с другой буквы алфавита, даются ссылки (например, Авдотья — см. Евдокия). Справочник содержит только полные формы имен, другие, неполные формы (сокращенные, уменьшительно-ласкательные, уничижительные и т д.) не указываются из-за их безграничного разнообразия.
В ряде случаев этимология (толкование) имен не совпадает с принятой в советской антропонимии (т е науке об именах), поскольку зачастую религиозному значению многих имен как минимум не придавалось значения.
Календари на дни памяти одноименных святых составлены на основе полного современного православного календаря (см. «Справочник священнослужителя», тома 2-3, М., 1978). Каждому числу месяца соответствует празднование памяти определенных святых. Основание для выбора даты может быть разным: день смерти, канонизация, обретение мощей, освящение храма и так далее. Иногда это обстоятельство указывается в календаре и, следовательно, в данном руководстве.
Формирование календаря, начавшееся с первых веков христианства, продолжается и по сей день актами канонизации Православной Церкви, которые также учитываются.
Каноническое написание имен иногда исправлялось. Наиболее важные исправления произошли во время реформы патриарха Никона в 1670-х годах.
По характеру христианских достижений святые традиционно делятся на лики (чины): пророки — избранники Божии, которым Бог открывал Свою волю (главным предметом пророческих предсказаний был обещанный Спаситель); апостолы (т.е вестники, вестники) — первые ученики Иисуса Христа, одни из них принадлежат к числу двенадцати ближайших учеников, другие из семидесяти не были постоянными свидетелями дел Божиих, и не были полностью облечены духовная сила и власть, которыми были наделены эти двенадцать апостолов; равноапостольные и просветители — святые, которые своей проповедью привели ко Христу целые народы и страны после апостольских времен; иерархи — отцы, пастыри, учители Церкви: иерархи, получившие благодать Святого Духа от апостолов с обязанностью блюсти над стадом Христовым, вести христиан в Царствие Божие; мученики, великомученики, страстотерпцы, исповедники — святые, принявшие мученическую смерть или подвергшиеся жестоким гонениям за христианскую веру. Принявшие мученическую смерть в сане епископа или священника именуются святыми мучениками, а пострадавшие под монашеством (монашеством) именуются [преподобномучениками]; Преподобные — подвижники монашеского чина, оставившие мир и его блага, семейные и общественные отношения во имя близости к Богу, во имя чистоты и святости жизни; воины-немедики — святые, которые жертвенно и бескорыстно служили бедным, страждущим и больным; юродивые ради Христа (блаженные) — подвижники, отрекшиеся от обычного благоразумия и образа жизни, претерпевшие бесчестие и гонения, но получившие дары пророчества и чудес; праведники – это святые, угодившие Богу, но не оставившие мира; верные – святые правители: цари, князья.
Следует помнить, что святых Божиих множество. Не все люди, достигшие подвига святости, известны миру и упоминаются в гимнах. С другой стороны, жития некоторых святых не сохранились, известны только их имена, сохранившиеся в святцах.
Справочный характер публикации не позволяет передать обстоятельства подвигов тех или иных святых, но, несомненно, полноценное празднование именин предполагает знание имени святого, тем более следование образу своего покровителя в жизни.
Иногда память некоторых святых традиционно празднуется вместе — чтобы не упустить это обстоятельство, в скобки ставится имя другого святого (например, Космы (и Дамиана)).
Следует помнить, что некоторые святые могут носить несколько христианских имен: светских, крестных, монашеских, схимных (например, благоверный князь Борис, в святом крещении Роман). Дни памяти этих святых отмечены в справочнике под всеми именами, упомянутыми в слове месяц.
В тех редких случаях, когда канон допускает незначительные отклонения в написании календарного имени, приводятся все варианты (например, Альвиан и Альвиан, Валерий и Валерий).
В каталог не включены грузинские святые, память которых традиционно празднуется Русской Церковью, но чьи имена не употребляются в русской крестильной номенклатуре (например, Шио, Элизбар, Або), а также чествование соборов русских святых, представленных в 1980-х годах.