Покров Богородицы

Праздник Твоего святого покрова сейчас в самом разгаре, Дева Мария.

Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии празднуется 14 октября (1 октября по старому стилю). Этот праздник не является каноническим, но он один из самых широко отмечаемых. Согласно благочестивой традиции, это один из великих праздников. Заступничество Богородицы известно на Руси со второй половины XII века. Согласно легенде, праздник был учрежден князем Андреем Боголюбским.

 

Покров Пресвятой Богородицы. Событие и история праздника

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы верующие вспоминают чудо явления Богородицы известному христианину Андрею, юродивому за Христа, и его ученику Епифанию. Это видение описано в житии Андрея Первозванного, найденном в Больших книгах памяти святителя Макария Московского 2 октября по старому стилю, на следующий день после праздника Покрова.

Видение святая святых (т.е. святая святых — в славянском языке существует двойственное число в дополнение к единственному и множественному — ред. Пресвятую Деву Марию видели Андрей и Епифаний, когда она входила в святую церковь с ангелами и Предтечей и Иоанном Богословом и со многими другими святыми. Люди, стоящие в церкви, видят, как она со слезами молится Сыну за весь мир. И сказал Андрей Епифанию: «Видите ли вы Королеву и Госпожу всех, молящуюся о мире? Он ответил: «Да, отец». И как только он закрыл глаза своей святой мантией света, он засиял в церкви больше, чем небесный светильник.

Согласно описанному видению, Богоматерь пришла по воздуху через царские врата во Влахернскую церковь в Константинополе в сопровождении ангелов, Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова и сонма святых. Остановившись возле кафедры, перед алтарем, Богородица сняла со своей головы омфорион и держала его над молящимися в церкви. Таким образом, омфорион сиял как лектор (от греч. ἤλεκτρον — янтарь, прим. ред.). Андрей Юродивый — будущий известный христианский святой, славянин, находившийся когда-то в византийском плену. Омфора или вуаль — это женский головной убор, большая вуаль, покрывающая голову и плечи. Андрей и Епифаний видели, как Богоматерь покрывала всех молящихся в храме своим омфором, защищая их от бед и напастей — видимое выражение молитвенной помощи Богоматери, молящейся «со слезами к Сыну Своему за весь мир». Песнопения этого праздника пронизаны чувством радости и благодарности. Богоматерь — наша заступница перед Богом; благодатная мантия ее молитвы защищает нас от зла и невзгод.

Покров Пресвятой Богородицы. Богослужение

Самые ранние русские стихиры (сборники литургических гимнов) также включают гимны заступничеству Богородицы. Известна самая ранняя служба, посвященная Покрову Богородицы; она датируется минаретом 14-го века. Первые упоминания об этом празднике можно найти в «Прологах» — сборниках дидактических текстов конца XII — начала XIII века. К 15 веку праздник Покрова Пресвятой Богородицы уже распространился по всей России. В Великих памятных книгах, составленных святителем Макарием, уже содержится несколько панегириков на праздник Покрова, написанных в разное время. В XVI веке, в период правления святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси (ок. 1482-1563) и первого царя России Ивана Грозного (1530-1584), этот праздник стал одним из самых почитаемых в Русской Церкви.

Чувство радости и благодарности проникнуто в церковном пении этого праздника. Пресвятая Дева Мария — наша заступница перед Богом, благодатный покров Ее молитвы защищает нас от зла и невзгод. Об этом также говорится в тропаре праздника:

Вот, мы празднуем праздник света среди верных, освященных Господом Божеством Твоим пришествием, и припадаем к Непорочному Лику Твоему: Ты покрываешь нас Своим чистым и святым оком и избавляешь нас от всякого зла, моля Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши.

Русский текст:

Сегодня мы, православные христиане, радостно празднуем: осенила нас, Матерь Божия, пришествием Твоим, и, взирая с созерцанием на Непорочный Образ Твой, просим: покрой нас прекрасным покровом Твоим и избавь нас от всякого зла, моля Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших.

Библиотека русской веры
Канон о заступничестве Богородицы

 

Кондак празднику:

Сегодня Божья Матерь присутствует в Церкви и незримо молится Богу среди святых.  Ангелы и святые поклоняются, апостолы и пророки радуются. Богоматерь молится вечному Богу о нашем деле.

Русский текст:

Сегодня Богородица находится в храме и вместе с сонмом святых незримо молится за нас Богу. Ангелы с епископами поклоняются, а апостолы с пророками радуются. Ибо Матерь Божья молится за нас Пресвятому Богу.

Храмы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси

В России строительство церквей в честь Покрова Божией Матери началось в 12 веке. В 1165 году Андрей Боголюбский построил первый храм в честь Покрова Богородицы — церковь Покрова Божией Матери на Нерли. Эта белокаменная церковь, всемирно известный памятник архитектуры, построена на искусственном холме среди пойменных лугов у слияния рек Нерль и Клязьма. Весной вода поднимается так высоко, что белокаменная церковь кажется стоящей на небольшом острове.

Покровская церковь на реке Нерль

После завоевания Казани на реке Нерль была построена Покровская церковь, которая в народе известна как «Собор Василия Блаженного». Первый временный деревянный Покровский собор был построен осенью 1554 года. Строительство каменного собора заняло шесть лет и было завершено в 1561 г. До постройки колокольни Ивана Великого в 1600 г. Покровский собор был самым высоким зданием в Москве.

Собор Василия Блаженного (церковь Покрова на Рву)

Покровский монастырь в Суздале был освящен во имя Покрова Божией Матери. Основание монастыря датируется 1364 годом. Активное каменное строительство в монастыре началось в 16 веке. В первой четверти XVI века на территории монастыря были возведены величественный собор, Святые ворота с вратами в церковь Благовещения, колокольная церковь Явления Животворящего Креста и несколько хозяйственных построек. К сожалению, Покровский собор не избежал неуместных переделок. В XVIII веке древние своды были перекрыты шатровой крышей, которая накрыла центральный барабан почти наполовину. Сводам придали абсурдную форму вытянутых луковиц и продолговатых барабанов. Отделка стен сильно пострадала. В 1923 году монастырь был закрыт и пришел в упадок. В 1980-х годах в отреставрированных помещениях музейного комплекса размещались гостиничные номера и бар-ресторан. В соборе располагался концертный зал. В 1992 году монастырь был передан Русской православной церкви.

 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из Покровского монастыря в Суздале

 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была освящена во имя монастыря Покрова Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде. Самым старым из сохранившихся зданий монастыря является Покровская церковь. Он был основан в 1335 году архиепископом Власовым из Новгорода. Он был освящен в 1399 году. В последующие годы церковь неоднократно ремонтировалась и перестраивалась. В 1851 году рядом с церковью был похоронен русский писатель, государственный и общественный деятель Иван Муравьев-Апостол. В 1919 году Зверинский монастырь был преобразован в приходскую церковь. В 1920 году приход оказался под угрозой окончательного закрытия. В январе 1930 года работа прихода была прекращена по решению властей. Защита собора Пресвятой Девы Марии была возвращена верующим только в 1989 году.

 

Зверин Покровский монастырь в Великом Новгороде

 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была освящена в Великом Новгороде. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы расположена в западной части Кремля, примыкая к восточному фасаду кремлевской стены и Покровской башне. Впервые он был зафиксирован в 1305 году. В 1389 году старая церковь была снесена, а на ее месте построена новая. В конце 16 века Покровская церковь была построена заново, так как древняя стена памятника относится к этому времени. Между 1692 и 1693 годами Покровская церковь была перестроена: были возведены новые святилища, новые окна и южная двухэтажная пристройка. С этого времени Покровская церковь стала одной из главных церквей Кремля и домовой церковью новгородских правителей. В конце XVIII века Покровская башня была превращена в тюрьму, а Покровская церковь стала тюремным храмом.  В 1860-х годах охрана Марианской башни и церкви была превращена в провинциальный архив. В 1889 году Покровская башня и церковь были приспособлены под дом престарелых. Церковь сильно пострадала во время Великой Отечественной войны.

 

Церковь Покрова Божией Матери в Великом Новгороде

 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была освящена во имя заступничества святого Николая Антониева Краснохолмского монастыря в селе Слобода Краснохолмского района Тверской области. Церковь была построена между 1590 и 1594 годами, заменив собой трапезную церковь великомученика Димитрия Солунского. Белый камень для фундамента и известь ломали в Мологе своими монастырскими скребками, жолневыми клиньями, которые делали в Устюжине. Церковь была теплой, двухэтажной, длиной около 29 м с полукругом для алтаря, шириной около 13 м, толщина стен около 180 см. Длина собственно церкви с алтарем, где могли проводиться службы, составляла всего около 8 м 64 см. Остальное пространство занимали трапезная, амбар с двумя хлебными складами и крыльцо. В 19 веке церковь претерпела некоторые изменения. Во второй половине 20-го века Антониев монастырь прекратил свое существование. Монастырь был разорен: большая часть ценностей была конфискована и вывезена, книжные коллекции и архивы лежали в руинах, предметы религиозной, культурной и исторической ценности Средневековья и Нового времени были утрачены, и лишь немногие сохранились. Монастырь был закрыт до 1930 года. Церкви и здания монастыря начали разбирать в конце 1930-х годов. В 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР Краснохолмский Антониев монастырь как архитектурный объект был поставлен на государственную охрану. В конце 1960-х годов были проведены первые работы по консервации Николаевского собора. Сегодня храмы и другие монастырские здания остро нуждаются в реставрационных работах.

 

Руины Николаевского Антониева монастыря в Тверской области. Стены Покровской церкви справа, рядом с домами

 

Монастырь в селе Доброе Тульской области был освящен во имя заступничества Богородицы. Монастырь был основан в 14 веке, по некоторым источникам в 1477 году. Из монастырских записей 1564 года известно, что в монастыре было две церкви с шатровыми крышами, одна из которых была посвящена Зачатию Святой Анны, а другая — Плащанице Божьей Матери. В мае 1667 года началось строительство каменной защиты собора Пресвятой Девы Марии. Деревянная Покровская церковь пришла в упадок и была снесена для строительства монастыря. Монастырь был закрыт в 1918 году. Собор и небольшие части стен уцелели. В 2015 году было принято решение о восстановлении монастыря.

 

Руины Покровского монастыря в селе Доброе, Тульская область

Освящен храм во имя заступничества Богородицы в деревне Болотово Псковской области. Существовавшая каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Знахлице Псковского района датировалась XIII веком и была слишком мала для прихода. В 1898 году к церкви была пристроена новая часовня, посвященная Преображению Господню, а в 1912 году на месте старой колокольни из кирпича были построены притвор и колокольня. На колокольне находилось 4 колокола, самый большой из которых весил около 13 пудов.

 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Болотово Псковской области.

 

Церковь, посвященная Покрову Пресвятой Богородицы, была освящена в деревне Сояла Пинежского района Архангельской области. Деревянная церковь была построена в 1605 году и перестроена в 1786-1790 годах после того, как шатер был разрушен молнией. Церковь восьмиугольная, завершенная шатром, с прямоугольным алтарем и атриумом, покрытым бочками и окруженным галереей. Во время перестройки она была заколочена досками, а в 1879 году была построена новая деревянная колокольня. Церковь была закрыта не позднее 1930-х гг. Позже галереи были снесены, а шатер обрушился. В настоящее время ведется консервация церкви Покрова Богородицы для последующей реставрации.

 

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Сояла, Пинский район, Архангельская губерния

В Брянске на Покровской горе была освящена церковь, посвященная Покрову Пресвятой Богородицы. После упразднения, вероятно в 1500 году, самостоятельной Брянской епархии, собор был перенесен из Покровской церкви в древнюю Покровскую церковь, расположенную в Брянской крепости. С тех пор он стал называться Собором Покрова. Новая двухэтажная церковь была построена в 1626 году взамен старой деревянной на средства брянского помещика Е.Т.Алымова. Нижняя церковь была освящена в честь святого Алексея, митрополита Московского и всея Руси. Верхняя, летняя, церковь была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1798 году Преображенский собор в монастыре Поликарпа стал городским собором, а собор Заботы Пресвятой Богородицы — приходской церковью, которая с 1876 года была приписана к Преображенскому собору. В 1896 году епархиальное управление передало церковь 144-му Кашубскому пехотному полку, и богослужения в ней проводились полковыми священниками. В апреле 1919 года военная часовня бывшего Кашубского полка была закрыта и отдана под школу. После его закрытия здание церкви неоднократно перестраивалось и приспосабливалось под нужды государственных учреждений. Глава и колокольня были разобраны. Обслуживание было возобновлено с 24 мая 1991 года.

 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Брянске, на Покровском холме

В Медведкове (Москва) освящен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. После изгнания поляков из Москвы князь Д.М. Пожарский построил деревянную Покровскую церковь в своем родовом имении в Медведкове в 1620 году. Каменная вальмовая церковь была построена князем Пожарским в 1634-1635 гг. Храм построен очень высоко, его подвалы имеют форму четырехугольника и окружены арочными галереями. Над ним находится тетверк и восьмиугольник, увенчанный шатровой крышей с небольшими луковичными куполами по углам тетверка и над алтарем. Ряды небольших колонных арок дважды окружают основание восьмиугольника и основание шатровой крыши, придавая всему храму особую гармонию и упорядоченность. Храм не был закрыт в советское время и сохранил свое убранство, часовни и колокола. Сегодня богослужения проводятся в верхнем храме.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково, Москва

Храм Покрова Пресвятой Богородицы был освящен в Москве, в Покровском-Стрешне. Церковь была построена в 1629 году. С этого времени началась история села Покровское. Согласно переписной книге 1646 года, там было 8 домохозяйств. Согласно другим источникам, первоначально церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена из дерева, но позже, в 1646 году, была возведена каменная церковь. Церковь несколько раз перестраивалась, отражая архитектурные тенденции, преобладавшие в разное время. В середине 18 века ему придали стиль барокко и пристроили трапезную. И с 1822 года церковь стоит, перестроенная в стиле ампир. В 1896 году ему были приданы эклектические формы. Колокольня была построена в 1870-х годах. Корпус церкви с парадным крыльцом и угловыми башнями был построен в конце 18 века. В 1930-х годах церковь была закрыта, а колокольня частично разрушена. Службы в церкви Покрова Богородицы возобновились в 1994 году.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Москве, Покровское-Стрешнево

В Рубцово (Москва) освящен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь датируется 1618 годом. Церковь была дворцовой и стала приходской в 1761 году. Церковь имеет подкровельное пространство и открытое крыльцо на арках. В 1787 году прежняя колокольня была заменена нынешней, открытые крыльца были превращены в закрытые трапезные для придельных церквей, а нижние арки под крыльцами были закрыты. При церкви была создана епархиальная община сестер милосердия. При общине действовали детский приют, аптека, амбулатория, хоспис для престарелых, курсы медсестер и шелковая школа. В 1934 году церковь закрыли, кладбище разорили, а высокую каменную ограду с воротами снесли. Здание было передано «Метрострою» в качестве площадки для электромонтажного цеха. В свое время он использовался как жилое помещение. Между 1961 и 1962 годами церковь была отремонтирована. В 1992 году церковь была возвращена церкви. В настоящее время Церковь Покрова Божией Матери является одноконфессиональной. С 3 июля 2009 года при церкви действует патриарший центр древнерусской литургической традиции.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Москве, Рубцово

В селе Ножкино Костромской области освящен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор был первым каменным зданием Авраамиево-Городецкого монастыря и самым древним из сохранившихся его сооружений. Он был заложен во время «Смутного времени» в 1608 году и завершен 23 года спустя. Собор был освящен в 1632 году. Собор представлял собой прямоугольную одноэтажную пятикупольную церковь с трапезной. Он служил летней церковью, а зимой службы проводились в отапливаемой церкви Рождества Христова, построенной немного позже (примерно в середине 17 века) и снесенной в 19 веке. В советское время сильно пострадал собор Покрова Божией Матери, в котором размещалась машинно-тракторная станция; там стояли трактора. Собор Покрова Богородицы в настоящее время восстановлен.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из Авраамо-Городецкого монастыря в селе Ножкино Костромской области.

Старообрядческие храмы Покрова Пресвятой Богородицы

Большинство церквей в России были освящены в честь праздника Пресвятой Богородицы. Эта традиция сохранилась у старообрядцев. Старообрядцы, в частности, освятили множество церквей в честь заступничества Пресвятой Богородицы. Это, по-видимому, связано с тем, что первой церковью, построенной после Веткинского раскола, была церковь Покрова.

Главным храмом Русской православной старообрядческой церкви был Покровский собор на Рогожинском кладбище, построенный в 1790-1792 годах по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Первоначально планировалось построить пятикупольную церковь в стиле классицизма. Однако его значительные размеры могли затмить Успенский собор Московского Кремля, поэтому по указанию императрицы Екатерины II проект был пересмотрен: один из пяти куполов был оставлен на месте, алтарная апсида и высота здания были уменьшены. В результате этих переделок интерьер церкви кажется больше, чем ее внешний вид. До восстановления Храма Христа Спасителя он был самым большим храмом в Москве.

Покровский собор русских православных старообрядцев на Рогожинском кладбище Покровский собор Русской старообрядческой православной церкви на Рогозинском кладбище

Помимо соборов, дни святых отмечают и многие другие приходские храмы: в старообрядческих общинах РПЦ в Санкт-Петербурге, Барнауле, Ижевске, Ростове-на-Дону, Хабаровске, Ржевской области, Миассе, Челябинской области, Верее, Московской области и многих других городах и селах России, Украины, Казахстана, Молдовы, Румынии, Болгарии и Канады.

Русская православная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Миасс, Челябинская областьЦерковь Покрова Пресвятой Богородицы, село Стрельниково, Кострома. Стрельниково в Костромской области

Русская православная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, село Стрельниково, Челябинская область. Стрельниково, Костромская область

Собор другой старообрядческой общины, Русской православной церкви, также был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Он был построен между 1908 и 1910 годами общиной Белокриницкого соглядатая. В советские годы он был закрыт, а в 1990 году передан общине Русской православной церкви.

Покровский собор Русской Древлеправославной Церкви (станция метро «Павелецкая»)

Покров также является церковным праздником для общин Сревлеправославной Русской Православной Церкви в городах Самара и Белгород, а также в селах Новый Заган и Бичура.

 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, село Новый Заган (Бурятия)

Сегодня праздник отмечает поморская община храма на Токмаковой полосе в Москве и многочисленные приходы в России, Беларуси, Молдове, Украине и странах Балтии. В США праздник храма отмечается одновременно Белой Церковью и Померанской общиной в Вудберне, штат Орегон. Вудберн, штат Орегон, также празднует этот фестиваль.

 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Белгород

Покров Пресвятой Богородицы. Иконы

Иконография Покрова Богородицы основана на Житии Андрея Первозванного, Христа ради юродивого, в котором описывается явление Покрова Богородицы. Самые ранние изображения праздника Покрова в России относятся к 14 веку. Известны две основные иконографические традиции Покрова — «суздальская» и «новгородская». На некоторых иконах Богородица изображается перед святилищем, протягивая свой омфорион просящим.

 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Фреска из монастыря Святого Ферапонта. Монастырь Святого Дионисия, 1502 год.

Заступничество Божьей Матери. Фреска из Ферапонтова монастыря. Фреска Святого Дионисия, 1502 год.

 

Плащаница Девы Марии. Первая половина XVI века. Коллекция музея-заповедника в Вологде. Икона точно такая же, как в церкви Зачатия Пресвятой Богородицы из Покровского монастыря в Суздале.

На других иконах Богоматерь изображена стоящей внутри церкви и молящейся вместе с другими людьми, а омофор поддерживают ангелы.

 

Заступничество Божьей Матери. ок. 1399 г., Новгород.

К концу 15 века эти две иконографические традиции начали сливаться.

 

«Покров Божией Матери» из Горицкого Воскресенского монастыря. 16 век.

Ходатайство Богородицы с марками. 16 в. Национальный исторический музей в Устюжне

Покров Богородицы/современная икона старообрядцев. Борисовская мастерская в Коломне.

Народные традиции праздника Покрова Богородицы

В народной традиции заступничество Богородицы было началом свадебного пира — после сбора урожая, когда основные полевые работы были закончены и оставалось достаточно времени и еды для пира. Поэтому праздник Покрова считался покровителем свадеб и был девичьим праздником. В этот день невесты старались попасть на службу, чтобы поставить свечу перед образом Богородицы, и считалось, что та девушка, которая первой поставит свечу, и выйдет замуж раньше всех остальных.

Отсюда и популярная поговорка: «Заступничество — это праздник, покрой землю снежком, а мою голову — короной». С тех пор девушки устраивали вечерние посиделки с играми.

Также считалось, что в это время начинается зима, выпадает первый снег и покрывает землю. Плиты поджигали, хижины запечатывали, а скот «кормили» на зиму. В этот день скот кормили снопом от последнего снопа, который назывался «жнец». Сноп жали всей семьей во время жатвы, а затем хранили в переднем углу дома до Покрова. В этот день его скармливали скоту в надежде, что он защитит его от зимней нехватки кормов и любых несчастий, которые могут подстерегать в самое суровое и тяжелое время года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: