Похвала Пресвятой Богородицы

Слава Богородицы — торжественный праздник, отмечаемый в субботу пятой недели Великого поста. Праздник был установлен в 7-9 веках в связи с неоднократным избавлением Богородицей города Константинополя от нападения вооруженных захватчиков (626, 668-685, 716-741).

 

 

История праздника Похвалы Пресвятой Богородицы

В конце июля 626 года, во время правления императора Ираклия I (610-641), персидские и скифские войска начали интенсивный штурм городских стен Царьграда, используя тяжелые орудия. Затем, по благословению византийского патриарха Сергия I (610-638), народ собирался на ночную молитву в церкви Пресвятой Богородицы во Влахерне, где хранилась Ее святая икона, написанная по преданию святым Лукой Евангелистом. Затем, выйдя из церкви с чудотворной иконой Влахерны, все крестным ходом направились к городским стенам, прося помощи и заступничества Пречистой Девы. И тогда поднялась на море великая буря, которая разбила и потопила корабли врагов. Это событие подробно описано в Синаксаре на пятую субботу Великого поста:

«Патриарх со всем множеством народа, неся божественные иконы Божией Матери, обошел стены города сверху и собрал оттуда свою крепость. Ибо как Сарвар с востока, так и каган с запада приходят, и огнем палят ближайшие к царю города….. Скифский каган из земных стран, к стенам города Константина приближается, с непокорными войсками облеченный, с оружием крепким утвержденный. И велика была эта толпа, как один грек с десятью скифами, чтобы сражаться. Но непобедимая Покровительница с маленькими воинами, находившимися в ее храме, по имени Голубка, сразила многих из них. Поэтому греки, получив дерзновение от правителя Божьей Матери, который не был победоносным, потерпели решительное поражение. И когда граждане были унижены, они отказались принять это.

Каган ответил им: не обманывайтесь Богом, в которого вы верите. Утром я приведу твой город и приму его.

Жители, услышав это, простерли руки к Богу. И совещались они единодушно, и каган, и Сарвар, с суши и с моря, и стремились овладеть городом искусным оружием. И Лоди также сделали оружие, огибая море, которое называется рог когтя, против церкви Божией, которая называется Влахерна. И когда бури обрушились на море, они разделили его на части. Корабли все сразу погибают от рук врага».

Греки отражают нападение арабов. 677-78 Хроника Иоанна Скилицы. Греки отражают нападение арабов. 677-78 Хроника Иоанна Скилицы

В истории России также известны многочисленные случаи, когда Божия Матерь оказывала Свою благодатную помощь на поле боя православным воинам, защищавшим свою Родину от вторгшихся врагов. Знаменательно, что, согласно русинским летописям, святой князь Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями на льду Чудского озера в день прославления Непобедимого воинства: в 1242 году 5 апреля выпало на пятую субботу Великого поста, то есть на чтение акафиста. Владимирская и Казанская иконы Божией Матери особенно прославились тем, что помогали в борьбе с монголо-татарскими захватчиками и в годы польско-литовской интервенции.

Похвала Пресвятой Богородицы. Богослужение

Служба благодарения в честь Пресвятой Девы Марии имеет свой особый порядок распорядка. В этот день, единственный раз в году, во время службы в старообрядческих церквях поэтапно читается Акафист Богородице (несеансная молитва), состоящий из 24 гимнов, или песен: 12 Контакнов и 12 Икос, которые расположены в соответствии с 24 буквами греческого алфавита. Каждый новый гимн начинается со следующей буквы алфавита, Кондак заканчивается псалмом «Аллилуиа», Икос — приветствием Архангела «Радуйся, Невесто Неневестная».

Первоначально праздник Акафиста отмечался в Константинополе во Влахернской церкви, где хранилась чудотворная икона Божией Матери и священные предметы Ее земной жизни — мантия и пояс; однако позднее он был внесен в монастырские уставы Саввы Студийского и в церковные богослужебные книги и стал общепринятым во всей Восточной Церкви. В то же время святой Иосиф Фессалоникийский (брат святого Феодора Студийского) составил праздничный канон в честь Пресвятой Богородицы.

Помилуй наследие Твое, Боже, все грехи наши ныне презри. В девятом гимне канона прославления Богородицы мы поем: «На этом мы имеем Ее, молящуюся и рожденную без семени».

Божья Матерь — наша главная помощница не только в борьбе с явными врагами, но и в нескончаемой невидимой духовной битве, победа в которой имеет первостепенное значение в жизни для спасения человеческой души. Мы молимся Ей в час беды и уныния, в трудных жизненных обстоятельствах: известно, что благодаря заступничеству Божией Матери даже самые отчаянные грешники могут получить прощение своих грехов. «Радуйся, я всегда буду твоим молитвенником перед Богом!». — Так, явившись в Своей неизреченной славе, Пресвятая Дева обещала апостолам Христа, когда они были в печали из-за Ее недавнего вознесения. «Матерь Божья, спаси нас!» — взываем мы в каждом предании, обращаясь с любовью и великой верой к нашей Небесной Покровительнице.

Акафист Пресвятой Богородице

Церковная традиция приписывает акафист в основном византийскому патриарху Сергию I. «Ангел ходатайствует с небес…». Первый акафист начинается с приветствия Архангела Пречистой Деве, а затем, до центральной части послания, идет последовательное изложение евангельских событий: встреча Богоматери с Елизаветой, рассеивание сомнений святого Иосифа, не сохранившего тайну Воплощения, Рождество Христово, поклон пастухов и волхвов, обращение к святому Симеону Богоприимцу, бегство в Египет. К сожалению, мы не так много знаем о земной жизни Пресвятой Девы Марии: традиция Церкви сохранила здесь относительно краткие сведения. Одним из самых выдающихся исторических документов, дающих особенно подробный рассказ о первых годах и Успении Божией Матери, является «Гимн преподобного Епифания о жизни Богородицы» (Лирический кодекс, Всеобщая история, книга 3). Это издание «Жития» было составлено из раннего византийского «Слова о почитании Богоматери» греческим монахом Епифанием, подвизавшимся в монастыре Святого Каллиста в середине XX века. Чтобы лучше понять литургический текст акафиста, нам не помешает внимательно прочитать и вспомнить, как Пресвятая Дева провела годы своей земной жизни — «небесную лестницу, по которой сошел Бог».

В начале жития приводится родословие Богоматери, которая происходила из колена Иудина и царского рода царя Давида. Далее читатель узнает о видении святого Иоакима, отца Богородицы в храме, когда он услышал чудесный голос во время молитвы: «У тебя будет ребенок, и так ты будешь прославлена». До глубокой старости святой Иаков ждал исполнения пророчества, после чего его родители назвали свою благословенную дочь Марией, в честь сестры святой Анны, прекрасной. Рассказывая в своем повествовании о Введении Пречистой Богородицы во храм, монах Епифаний описывает подробности этого события. Так, он пишет, что родители принесли Пречистую Деву не один раз, как принято считать, а дважды: первый, когда трехлетняя Мария была торжественно принята в святость. Родители принесли ей много подарков, которые принял от них священник Варахия — отец Захарии и двоюродный дед Иоанна Крестителя. Однако в это время Мария не осталась в храме навсегда, а вернулась домой вместе со своими родителями. Когда девочка достигла семилетнего возраста, она уже была полностью передана на попечение духовенства для жизни и служения в церкви, училась читать и заниматься рукоделием.

Вскоре после этого восьмидесятилетний священник Иоаким вышел на пенсию, а святая Анна покинула Назарет, чтобы жить в Иерусалиме, но и она через два года вышла на пенсию. Осиротев, Пресвятая Мария ходила только к своей родственнице, святой Елизавете, жившей в городе Вифлееме, быстро научилась читать и глубоко вникла в Писание. Среди всех других дам ее мудрость и высокая добродетель выделялись. Как пишет монах Епифаний:

«В церкви было место слева у алтаря, и там оставалась Мария, работая у алтаря в церкви, прислуживая только священникам. Она была такова: чиста во всем, тиха, немногословна, благочестива, не отчуждена ни от одного человека, так что все удивлялись ее уму и ее словам. Она занималась прядением шерсти, льна и тонкого льна. Она была среднего роста, другие говорят, что она была небольшого роста, светлая, с золотистыми волосами, непрозрачными черными глазами, длинными руками, круглым лицом, длинными пальцами, полная Божьей благодати и красивая, не легкомысленная, скромная и постоянная, имеющая непоколебимое смирение: так Бог смотрел на нее, когда она говорила, восхваляя Господа. Она любила и носила темные одежды, о чем свидетельствует Ее святой плащ. Священники церкви Господней верили в нее, и она ела в церкви, пребывая в молитве и чтении, в бдении и игре и во всех добродетелях [1].

Пресвятая Дева получила первое откровение о великом Таинстве, которое должно было совершиться над ней, когда ей было еще двенадцать лет: однажды ночью, «когда она молилась перед дверью алтаря, в полночь воссиял свет, превосходящий яркость солнца. И пришел к ней голос из святого места, говорящий: «Ты родишь Сына Моего». Но она молчала и никому не говорила об этой тайне, пока Христос не вознесся» [2]. [2].

«Слово монаха Епифания о жизни Богородицы». Эскиз иллюминированной хроники

Когда Богоматери было 14 лет, святой Захария, отец Иоанна Крестителя, молясь за нее, взял 12 жезлов у священников и у родственников других девственниц и положил их на алтарь, чтобы узнать у Бога, чьей девственницей она будет. В ответ на его молитвенную просьбу жезл пророс от святого Иосифа, которому тогда было около 70 лет и который был двоюродным братом Пресвятой Девы. Первосвященник с честью доверил ему Пресвятую Деву, но не для брака, а для сохранения и поддержания ее непорочной девственности. Святая Мария стала жить в доме Иосифа, воспитывая двух его младших дочерей и пребывая, согласно обычаю, в посте и молитве. Через шесть месяцев, в 5499 году, на 36-м году правления Августа, в месяце Дустре (марте), в 25-й день недели, в девятом часу дня, Гавриил был послан к Деве Марии. Этот месяц, как повествует Енох Епифаний, является «первым из месяцев года, в котором Бог изгнал тьму и сказал: ‘Да будет свет’ — и был свет». [3].

В Божьем провидении о нашем спасении нет случайностей, но все события имеют скрытый смысл. В то самое время, когда, согласно библейской истории, началось сотворение мира и был создан свет, Небесный несотворенный Свет сошел на Землю и воплотился в утробе Божией Матери, Которая, согласно традиции Церкви, называется «Матерью Света». «Радуйся, Свет неизменный» поется в 11-м гимне акафиста, вторая половина которого посвящена восхвалению Пресвятой Девы Марии: «Радуйся, дверь спасения», «Радуйся, место Бога Слова», «Радуйся, ибо вознесены будут победы ее…».

Акафист завершается пением 13-го кондака (который не имеет своей иконы) и повторением иконы открытия и кондака «Избранному»:

Победоносный Избранник, ћ избавившись от зла, мы предаем Тебя рабам Твоим, Богородица, но ћ непобедимой силой Твоей избавь нас от всех бед, чтобы мы могли призывать Тебя, радуясь не без веры.

Похвала Пресвятой Богородицы. Иконы

Иконография «Славы Божией Матери» основана на пророчествах Ветхого Завета, согласно которым Божия Матерь — это «Станна», «Жезл», «Свеча», «Ничья гора», «Золотой касик», «Лествица», «Царский престол» и т.д. Здесь иконопись очень богата по содержанию и изображает множество древних пророков, которые окружали Богородицу почитанием и объясняли свои изречения о ней с помощью видимых предметов.  Например, святой праотец Иаков изображен с лестницей, святой Исаак — пророк Моисей с неофитской Богоматерью. Пророк Моисей изображен с лестницей, Валаам — со звездой, Гедеон — с руной, Иессей и Аарон — с посохом, Давид и Соломон — с моделью Иерусалимского храма, Исайя — со щипцами и углями, Иеремия — со скрижалью, Иезекииль — с воротами, Даниил и Аввакум — с горами. Самой ранней русской иконой Славы Божией Матери является икона Славы Божией Матери с акафистом из Успенского собора Москвы, созданная греческим мастером во второй половине XIV века.

Икона

Икона «Слава Божией Матери» с акафистом в кайме из московского Успенского собора, конец XIV века.Икона

Икона «Слава Богородицы» с акафистом из московского Успенского собора, XIV век, греческий мастерПохвала Божией Матери с акафистом. Из местного ряда иконостаса в соборе Успения Пресвятой Богородицы в Кирилло-Белозерском монастыре. С середины XVI века, Музей А. Рублева. A. Рублев

Похвала Божией Матери с акафистом. Из местного ряда иконостаса в соборе Успения Пресвятой Богородицы в Кирилло-Белозерском монастыре. С середины XVI века, Музей А. Рублева. A. Рублев

Чудесное спасение Константинополя с помощью ризы Божией Матери. Фреска из церкви Ризоположения в Московском Кремле, 1644 год.

Чудесное спасение Константинополя с помощью ризы Божией Матери. Фреска из церкви Ризоположения в Московском Кремле, 1644 год.

Похвала Божьей Матери. Ярославский художественный музей. Первая половина 17 века.

Похвала Божьей Матери. Ярославский художественный музей. Первая половина 17 века.

Храмы в честь Похвалы Пресвятой Богородицы

В XV веке на углу Вышовского проспекта и Пречистенской набережной в Москве был освящен православный храм в честь Славы Пресвятой Богородицы. Впервые он был упомянут в 1475 году. Эта церковь была единственной в Москве, освященной в честь праздника Славы Пресвятой Богородицы. В нем хранилась чудотворная икона Святого Николая. В старину у этой церкви было и другое название — «старая прощальная», потому что человека, получившего исцеление от иконы, называли «прощальным». В 1629 году деревянная церковь сгорела и была отстроена заново в камне. Старое название места, «Башмаков», происходит от фамилии думского дворянина, перестроившего каменную церковь в конце XVII века, — Дементия Башмакова. В 1932 году здание церкви было снесено, чтобы освободить место для строительства Дворца Советов.

Церковь Прославления Божией Матери в Башмаках (Москва), 1881 год. Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Башмакове (Москва), 1881 год.

Церковь Троицкого Данилова монастыря в Переслав-Зальском была освящена в честь Славы Пресвятой Богородицы. Каменный храм был построен в 1695 году.

Троицкий Данилов монастырь в Переслав-Залесе. 1994. Троицкий Данилов монастырь в Переслав-Залесе. 1994.

В конце XVI века в Димитровском погосте близ Медного (Тверская область, Новоторский район, Димитровский погост) была освящена церковь в честь Славы Пресвятой Богородицы. Каменная церковь в стиле барокко была построена взамен прежней деревянной (1652 г.) благодаря И.П. Рожнову. В трапезной были установлены теплые нефы: Димитровский и Никольский. Закрытый в 1930-х годах, он лежал в руинах. Роспись интерьера в основной части осталась в стиле академизма. В 1991 году церковь была возвращена РПЦ и постепенно восстанавливается, но освящен только главный алтарь.

Церковь в честь Девы Марии на Димитровском погосте близ Медного (Тверская область, Новгородский район, Димитровский погост), фото: Анатолий Максимов Церковь Явления Пресвятой Богородицы на Димитровском кладбище близ Медного (Тверская область, Новгородский район, Димитровское кладбище), фото Анатолия Максимова

Часовня Богоявленской церкви в Красном на Волге Костромской области была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь Богоявления в Красном-на-Волге, Костромская область. Храм был построен в 1592 году на средства дяди Бориса Годунова Дмитрия Ивановича, по благословению первого Патриарха Московского и всея Руси Иова. Церковь Богоявления в Красном — единственная каменная шатровая церковь XVI века в Костромской области. В интерьере храма находится восстановленный иконостас, а стены и своды расписаны в традициях православной живописи 16-17 веков. В советское время церковь использовалась как зернохранилище, овощехранилище, библиотека и клуб. Церковь была полностью отремонтирована в 2009 году.

Церковь Богоявления. Красное на Волге

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Архиерейском доме в тульском Предтеченском монастыре была построена в XVII веке, примерно между 1640 и 1660 годами. Он был отремонтирован и частично перестроен в 1864-1865 годах. Она закрылась около 1919 года, когда епископский дом был передан ВЧК, и позже была снесена. Уцелевшие строения были заняты администрацией СТФ в Тульской области.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Архиерейском доме в Туле

Русская православная старообрядческая церковь в честь Славы Пресвятой Богородицы существовала в поселке Добрянка Черновицкой губернии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: