Пасха мертвых

Пасха мертвых Церковные праздники

Не ходить в церковь, не белить печь, не подметать мусор — эти и многие другие запреты действовали в особый день, который в погребальных и обрядовых традициях восточных славян известен как Пасха мертвых. Души умерших предков «возвращались» из потустороннего мира и проверяли жизнь и бытие своих домочадцев. А если что-то было не по правилам, злили и жестоко наказывали.

Мощи Ярослава Мудрого: как они могли быть у американцев

Видео:Саша Скул - Пасха мёртвых (последнее интервью)Скачать

Саша Скул - Пасха мёртвых (последнее интервью)

Праздник для душ

Принято считать, что свою Пасху умершие праздновали либо на Страстной неделе, либо непосредственно в Пасхальное воскресенье, либо в Радуницу (понедельник-вторник). Как поясняет Л. Никеева в книге «Долгое прощание: 100 вопросов и ответов о поминовении усопших», Пасху усопших чаще всего празднуют на Радунице (Фоминой неделе). Название праздника напоминает о радости освобождения Господом всех душ и возможности для них «воскреснуть» — вернуться хотя бы на сутки в дом родных и близких.

Если возвращение души умершего в другие дни сулило беду, то такое «воскрешение» в законные дни считалось безопасным. Кроме того, устраивался праздник для душ умерших родственников – на кладбище или дома. В первом случае живые приходили навестить мертвых. В другом — наоборот. Интересно, что традиция устраивать поминальные трапезы на кладбище восходит к древним языческим обрядам, когда массовые стенания на могилах превращались в игры и развлечения, кулачные бои, окропление ледяной водой и выступления буйволов. Неистовое веселье, быстро перешедшее во всеобщее горе, было осуждено Иваном Грозным. Царь назвал участников «бесовских игр» мошенниками и самозванцами. Однако царское осуждение не помешало языческой традиции устраивать трапезы на могилах родственников до наших дней.

Видео:Саша Скул - Пасха мертвых (Альбом)Скачать

Саша Скул - Пасха мертвых (Альбом)

Банька и угощения

Угощения для умерших на Пасху ничем не отличались от того, что готовили для себя. В статье «Полисимволика знаков кукурузного кода в обрядах русского календаря» В. Корнева пишет, что в качестве домашнего угощения на Пасху мертвых в Тамбовской области готовили особые родительские блины. Их ставили на слуховое окно (граница между мирами живых и мертвых) или отдавали беднякам. В Сибири угощения везли старушкам. Они были символом надвигающегося перехода из одного мира в другой. В Новгородской области на Радуницу готовили рисовую или ржаную кутью. На Смоленщине и в Томской области было принято «угощать» предков блинами и кутью прямо на кладбище.

Перед угощением всегда топили баню для умерших родственников, которая, как и печь, являлась «воротами» между миром реальным и миром потусторонним. Традиция купания душ умерших в ванне, в частности, описана Н. Каравашкиной в статье «Эволюция представлений о смерти в русской партийной культуре». В северо-восточной части России в отапливаемой бане оставляли воду, веник и чистое белье. В баню не заходили до следующего утра, чтобы не тревожить плавающих мертвецов. Они вошли внутрь и искали следы на пепле. Если нашли, значит, умершие родственники хорошо попарились в бане и остались довольны.

Видео:Пасха мёртвыхСкачать

Пасха мёртвых

Об упавшей ложке

На Русском Севере после приготовления поминального обеда открывались все окна и двери, и родственники на пороге встречали невидимых умерших предков. После трапезы на улице пели «Эвиг минне», а затем хозяин дома вешал на окно полотно, по которому предварительно был опущен гроб в могилу. Он таким образом намекнул гостям, что пора прощаться.

В других регионах считалось, что умершие родственники приходили к ним в дом на Пасху Мертвых и принимали участие в общей трапезе, поэтому для них устраивалось праздничное застолье, а на стол ставились дополнительные столовые приборы по числу умерших в семье. Столько пустых тарелок. Каждый из сидящих за столом должен был зачерпнуть угощение из своей тарелки и положить покойника на тарелку. На Смоленщине считали, что предки едят теми же ложками, что и те, кто сидел за столом. Поэтому время от времени на стол ставили ложку, чтобы душа усопшего могла взять ее и съесть.

Но если ложка упала на пол, поднимать ее запрещалось. Считалось, что эта душа, пришедшая на праздник, подает сигнал о своем присутствии. Если поминальный обед не был приготовлен вовремя или родственники нарушили правила (например, за столом начались ссоры и ругань, или хозяйка вытерла поминальный хлеб грязной тряпкой), души злились, обижались и уходили из дома досрочно. Это сулило несчастным родственникам неприятности и неспокойную жизнь. До следующей Пасхи усопших обиженная душа могла войти в дом, стучаться ночью в окна или двери, ходить по даче, бить посуду, являться в тяжелых снах.

Видео:Пасха мертвых: почему так называют Светлый четверг после Христова воскресенья.Скачать

Пасха мертвых: почему так называют Светлый четверг после Христова воскресенья.

Опасное наблюдение

Понятно, что увидеть присутствующих за столом предков было невозможно. Но когда любопытство взяло над ними верх, некоторые смельчаки решились на отчаянный эксперимент. Весь день перед Пасхой мертвых они постились и молчали, чтобы уподобиться мертвым.

Потом, во время поминального обеда, залезли на печь и через ворот наблюдали за вечеринкой. На Полесье щепки от гроба сжигали на печке. Так, якобы, можно было увидеть сидящих за столом предков и даже услышать их разговор с предсказаниями – какие беды свалятся на родственников, кто в семье заболеет, а кто скоро умрет. Мало кто хотел лезть в печь, потому что считалось, что тот, кто шпионит за душами умерших, вскоре последует за ними.

Видео:Пасха Христос Воскресе из мертвых ТропарьСкачать

Пасха Христос Воскресе из мертвых Тропарь

В церковь не ходить?

Существовали строгие правила Пасхи мертвых. Женщинам запрещалось садиться за шитье и прялку, чтобы не задушили нитками душу взглянувшего на свет умершего. Нельзя было белить печь — символ связи двух миров, чтобы не «закрашивать» глаза умершего. Также запрещалось убирать золу из печи и рубить дрова. Подметание пола также было табу, потому что пыль могла «забить» глаза предков.

Боясь огорчить души, боялись и в церковь ходить, потому что умершие праздновали там свою Пасху. Душа умершего священника провела службу, где остальные души молились и каялись в своих грехах. Если вы заглянете в храм в этот момент, то обязательно потревожите своих предков. Разъяренные мертвецы запросто могут разорвать или задушить живого человека. Ни молитва, ни крест не защищали от них, а только ледяная вода. Восточные славяне верили, что мертвые боятся всего мокрого, поэтому для безопасности и защиты совершали обряд обливания.

Следует понимать, что запрет на посещение церкви восходит к язычеству. По православной традиции на Радуницу (вторник в неделю святого Фомы) совершается полная литургия с панихидой, поэтому прихожане должны посетить храм и во время службы помянуть усопших родственников.

💥 Видео

Пасха мёртвых. Что это такое? И когда будет?Скачать

Пасха мёртвых. Что это такое? И когда будет?

ПАСХА МЕРТВЫХ. В чем смысл праздника?Скачать

ПАСХА МЕРТВЫХ. В чем смысл праздника?

ПАСХА МЁРТВЫХ, СЛУШАЕМ ПОСМЕРТНЫЙ АЛЬБОМ САШИ СКУЛА \ СТОЛ ЗАКАЗОВ МЦ ЛУЧНИКАСкачать

ПАСХА МЁРТВЫХ, СЛУШАЕМ ПОСМЕРТНЫЙ АЛЬБОМ САШИ СКУЛА \\ СТОЛ ЗАКАЗОВ МЦ ЛУЧНИКА

Пасхальный четверг - Пасха мертвых. Не меряйте рост человека...Скачать

Пасхальный четверг - Пасха мертвых. Не меряйте рост человека...

Пасха мёртвых. Что это такое? И когда она будет?Скачать

Пасха мёртвых. Что это такое? И когда она будет?

Клиническая смертьСкачать

Клиническая смерть

ПрепаратыСкачать

Препараты

"Радоница или Пасха мертвых"Скачать

"Радоница или Пасха мертвых"

Радостные песнопения Пасхи избавят от уныния. Канон Пасхи. Византийский роспев.Скачать

Радостные песнопения Пасхи избавят от уныния. Канон Пасхи. Византийский роспев.

Обращение к пидарасам (Skit)Скачать

Обращение к пидарасам (Skit)

ПАСХА ДЛЯ МЁРТВЫХ: ЧТО ЗНАЮТ ДУШИ | ЭГФ | ФЭГ Ч.1Скачать

ПАСХА ДЛЯ МЁРТВЫХ: ЧТО ЗНАЮТ ДУШИ | ЭГФ | ФЭГ Ч.1

Святая Пасха. Поют сестры Свято-Елисаветинского монастыря. Пасхальные православные песнопенияСкачать

Святая Пасха. Поют сестры Свято-Елисаветинского монастыря. Пасхальные православные песнопения

САША СКУЛ УМЕР! ЛЕГЕНДА АНДЕГРАУНДА, КОТОРЫЙ НЕ СДАЛСЯСкачать

САША СКУЛ УМЕР! ЛЕГЕНДА АНДЕГРАУНДА, КОТОРЫЙ НЕ СДАЛСЯ

Не ищи Живого среди мертвых | Дарина Кочанжи (In Germany)Скачать

Не ищи Живого среди мертвых | Дарина Кочанжи (In Germany)
Поделиться или сохранить к себе:
Внутреннее развитие