Праздник праздника и торжество торжеств, Светлое Христово Неделю — Святая Христова Пасха
- Пасха в 2023 году — 16 апреля!
- Пасха Христова. Сколько дней празднуется?
- Событие праздника Пасхи: отрывок из Евангелия
- Празднование Пасхи в истории. Почему воскресенье называется воскресеньем?
- Какого числа Пасха у православных?
- Как рассчитать дату Пасхи?
- Православная пасхальная служба
- Традиции празднования Пасхи у старообрядцев
- Воскресение Христово. Иконы
- Храмы Воскресения Христова
- Старообрядческие храмы Воскресения Христова
- Христианская Пасха и Песах у иудеев (Еврейская Пасха)
- Новопасхалисты и их учение
- 🌟 Видео
Видео:Пасха Христова. Прямая трансляция богослужения из Храма Христа Спасителя (15.04.2023)Скачать
Пасха в 2023 году — 16 апреля!
Воскресение Христово (Пасха) — важнейший христианский праздник, установленный в память о воскресении Иисуса Христа из мертвых. Устав службы зависит и от даты Пасхи (с этого дня начинается отсчет «столпов» осмоса), и окончания самого продолжительного и строгого Великого поста (разговения) и многих других православных праздников. Даже у людей, далеких от религии, Пасха ассоциируется с торжественной всенощной, крестным ходом и куличами, крашеными яйцами и колокольным звоном. Но в чем духовный смысл праздника Пасхи и каковы его традиции?
Видео:Пасхальное Патриаршее богослужение из Храма Христа СпасителяСкачать
Пасха Христова. Сколько дней празднуется?
Пасха – самый важный и торжественный христианский праздник. Он проходит каждый год в разное время и относится к передвижным праздникам. От дня Пасхи зависят и другие подвижные праздники, например: Вербное воскресенье, Вознесение Господне, Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) и другие. Празднование Пасхи самое продолжительное: 40 дней верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» «Воистину воскрес!» День светлого Христова Воскресения для христиан – время особого торжества и духовной радости, когда верующие собираются на службы для прославления воскресшего Христа, и вся пасхальная неделя празднуется «как один день». Служба в течение недели почти полностью повторяет ночную пасхальную службу.
Видео:Пасха Христос Воскресе из мертвых ТропарьСкачать
Событие праздника Пасхи: отрывок из Евангелия
Христианский праздник Пасхи – это торжественная память о воскресении Господа на третий день после Его страданий и смерти. Фактический момент воскресения не описан в Евангелии, потому что никто не видел, как это произошло. Снятие с креста и погребение Господа состоялось в пятницу вечером. Так как суббота была днем покоя иудеев, то женщины, следовавшие за Господом, и ученики из Галилеи, бывшие свидетелями Его страданий и смерти, пришли ко Гробу Господню только через день, на рассвете того дня, который теперь мы называем воскресенье. Они несли благовония, которыми по обычаю того времени возливали труп умершего.
После субботы, на рассвете первого дня недели, Мария Магдалина и другая Мария пришли посмотреть гроб. И вот, произошло великое землетрясение, ибо Ангел Господень, спустившись с неба, приблизился, отвалил камень от двери гроба и сел на нем; вид его был, как молния, и одежды его были белы, как снег; стражники боялись его и стали как мертвецы. Ангел обратил свою речь к женщинам и сказал: Не бойтесь, ибо я знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите и посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее и скажите Его ученикам, что Он воскрес из мертвых и находится перед вами в Галилее, и вы увидите Его там. Вот, я сказал это.
И, выйдя поспешно из гроба, со страхом и радостью побежали возвестить ученикам Его. Когда они пошли возвестить ученикам Его, вот, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они подошли, взяли его за ноги и поклонились ему. Тогда Иисус сказал им: Не бойтесь! пойди, скажи моим братьям, чтобы шли в Галилею, и там увидят меня» (Матфея 28:1-10).
Видео:Часы Святой ПасхиСкачать
Празднование Пасхи в истории. Почему воскресенье называется воскресеньем?
От христианского праздника Пасхи происходит современное название дня недели — воскресенье. Каждое воскресенье недели в течение года христиане особенно отмечают молитвой и торжественным служением в храме. Воскресенье также называют «малой Пасхой». Воскресенье называется воскресеньем в честь воскресших на третий день после распятия Иисуса Христа. И хотя о воскресении Господнем христиане вспоминают еженедельно, особенно торжественно это событие празднуется раз в году – в праздник Пасхи.
В первые века христианства существовало деление на пасхальный крест и пасхальное воскресенье. Упоминания об этом можно найти в писаниях ранних отцов церкви: письмо св. Иринея Лионского (ок. 130-202) римскому епископу Виктору, «Слово Пасхи» св. Мелитона Сардийского (нач. II век — ок. 190), творения св. Климента Александрийского (ок. 150 — ок. 215) и Ипполита Папы (ок. 170 — ок. 235). Пасхальный крест — память о страданиях и смерти Спасителя отмечалась особым постом и совпадала с еврейской Пасхой в память о том, что в этот праздник в Ветхом Завете был распят Господь. Первые христиане строго молились и постились до самой Пасхи — радостной памяти воскресения Христова.
В настоящее время деления на Пасхальное воскресенье и Пасхальное воскресенье нет, хотя содержание сохраняется в богослужебном правиле: строгие и скорбные службы в Страстной четверг, пятницу и субботу заканчиваются радостно-ликующей пасхальной службой. Собственно, собственно Пасхальное всенощное начинается с заупокойной полунощницы, где читается канон Великой Субботы. В это время в середине храма еще стоит амвон с плащаницей – вышитой или расписной иконой, показывающей положение Господа во гробе.
Видео:Пасхальное Патриаршее богослужение из Храма Христа СпасителяСкачать
Какого числа Пасха у православных?
Раннехристианские общины праздновали Пасху в разное время. Одни с иудеями, как пишет блаженный Иероним, другие в первое воскресенье после иудеев, так как Христос был распят в день Пасхи и воскрес наутро после субботы. Постепенно разница в пасхальных традициях поместных церквей становилась все заметнее, возник так называемый «пасхальный спор» между восточной и западной христианскими общинами, единство церкви оказалось под угрозой. На Первом Вселенском соборе, созванном императором Константином в 325 году в Никее, рассматривался вопрос о едином для всех праздновании Пасхи. По словам церковного историка Евсевия Кесарийского, все епископы не только приняли Символ веры, но и согласились праздновать Пасху для всех в один день:
Для созвучного исповедания веры спасительное празднование Пасхи должно было быть совершено всеми одновременно. Поэтому было принято общее решение, утвержденное подписями каждого из присутствующих. Совершив сие, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и поэтому устроил победный пир, посвященный Богу.
С тех пор все поместные церкви стали праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия. Если иудейская Песах выпадает на это воскресенье, христиане откладывают празднование до следующего воскресенья, так как даже в правилах святых апостолов, по правилу 7, христианам запрещается праздновать Песах с иудеями.
Видео:Пасха-2014. Храм Христа СпасителяСкачать
Как рассчитать дату Пасхи?
Для расчета Пасхи нужно знать не только солнечную энергию (равноденствие), но и лунный календарь (полнолуние). Так как лучшие знатоки лунного и солнечного календаря жили в то время в Египте, то честь исчисления православной Пасхалии была предоставлена епископу Александрийскому. Он должен был ежегодно информировать все поместные церкви о пасхальном воскресении. Со временем Пасхалии создали 532 года. Он основан на периодичности юлианского календаря, где календарные показатели для исчисления Пасхи — круг солнца (28 лет) и круг луны (19 лет) — повторяются через 532 года. Этот период называют «великим намеком». Начало первого «великого намека» совпадает с началом эпохи «от сотворения мира». Нынешняя, 15-я Великое Обвинение, началась в 1941 году. На Руси пасхальные таблицы входили в богослужебные книги, например, Соборный Престол. Несколько рукописей 17-го и 17-го веков также известны как «Великий круг мира». Они содержат не только пасхалии на 532 года, но и таблицы для исчисления даты Пасхи вручную, так называемые пятиперстные пасхалии или «дамаскинская рука».
Рука Дамаска из рукописи Великого круга мира
Стоит отметить, что у старообрядцев еще сохранились знания о том, как исчислять дату Пасхи, любой подвижный праздник по руке, умение определять, на какой день недели приходится тот или иной праздник, продолжительность петровского поста и другие важные информация, необходимая для богослужения.
Видео:Пасха Христова история праздника для детейСкачать
Православная пасхальная служба
На протяжении всей Страстной недели перед Пасхой, каждая из которых называется Великой, православные христиане празднуют страсти Христовы, последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие, крестную смерть, погребение, сошествие во ад и воскресение. Для христиан это особо почитаемая неделя, время особо строгого поста, подготовки к встрече самого главного христианского праздника.
Перед началом праздничной службы в храме читают Деяния Апостолов. Пасхальная служба, как и в старину, совершается ночью. Служба начинается за два часа до полуночи с воскресной полунощницы, где читают канон из Великой субботы «Волна морская». На 9-ю песнь канона, когда поется ирмос «Не плачь обо мне, Мати», после воскурения плащаница вносится в алтарь. У старообрядцев-безпоповцев после третьей песни канона и зала читается слово Епифания Кипрского «Что это за молчание».
После полунощницы начинаются приготовления к шествию. Священнослужители в славных облачениях, с крестом, Евангелием и иконами выходят из храма, за ними следуют молящиеся при зажженных свечах; трижды обходят храм в солении (по ходу солнца, по часовой стрелке) с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спаситель, ангелы поют на небесах, а на земле очисти сердца наши во славление Тебя». Это шествие напоминает шествие жен-мироносиц ко гробу ранним утром для помазания тела Иисуса Христа. Процессия останавливается у западных дверей, которые иногда закрыты: это снова напоминает о женах-мироносицах, получивших первую весть о воскресении Господа у дверей гроба. «Кто отвалит нам камень от гроба?» они задаются вопросом.
Крестный ход на Пасху у старообрядцев
Священник, потрясев иконы и присутствующих, начинает светлую заутреню возгласом: «Слава святым, и непротиворечивой, и Животворящей и Нераздельной Троице». Храм освещен множеством светильников. Духовенство и духовенство трижды поют тропарь на праздник:
Xrt0s подняты и 3 мертвых смерти приходят к смерти 2 и 3 погребения дары жизни.
После этого певчие многократно повторяют тропарь при провозглашении священником стихов: «Да воскреснет Бог» и другие. Затем открывает священник с крестом в руках, на котором изображен ангел, отваливающий камень от дверей гроба, закрытые двери храма и все верующие, входящие в храм. Кроме того, после великой ектении пасхальный канон поется в торжественной и ликующей песне: «Воскресный день», сочиненной святителем Иоанном Дамаскином. Тропари Пасхального канона не читаются, а поются с припевом: «Христос воскресе из мертвых». Во время канонического пения священник с крестом в руках цензурирует святые иконы и людей при каждой песне и приветствует их радостным возгласом: «Христос воскресе». Народ отвечает: «Воистину воскрес». Неоднократный выход священника с шумихой и приветствием «Христос воскресе» изображает неоднократные явления Господа ученикам и их радость при виде Его. После каждой песни в каноне произносится малая ектения. В конце канона поется следующий утренник:
П0тию ўсныв ћкв умер, цри и 3 гд, тридневный воскрессе, дама 3 поднимают 1г и 3з8 тлю2, а 3 празднуют смерть. Пасха нетленная, спасение мира.
(Перевод: Царь и Господь! Уснув во плоти, как мертвец, Ты воскрес трехдневный, воскресил Адама из мертвых и разрушил смерть; Ты Пасха бессмертия, спасение мира).
Затем читаются хвалебные псалмы и поются хвалебные стихиры. К ним присоединяются пасхальные песнопения с припевом: «Да воскреснет Бог и простирается к нему». После этого при пении тропаря «Христос Воскресе» верующие дарят друг другу братский поцелуй, т е. «Ты Христос», с радостным приветствием: «Христос Воскресе» — «Воистину Воскрес». После пения пасхальных стихир читаются слова святителя Иоанна Златоуста: «Если кто благочестив и боголюбив». Затем произносятся ектении и отпуст утрени, которые священник совершает с крестом в руке и возглашает: «Христос воскресе». Затем поются пасхальные часы, состоящие из пасхальных песнопений. По окончании пасхальных занятий совершается пасхальная литургия. Вместо трисвятого на пасхальной литургии «Крещаются во Христа, во Христа облекаются. Аллилуйя». Апостол читается из Деяний апостольских апостолов (Деяния 1, 1-8), Евангелие читается от Иоанна (1, 1-17), где говорится о воплощении Сына Божия, Иисуса Христа, призванного в Евангелие «Слово». В некоторых приходах старообрядческих священников существует интересный обычай — на пасхальной литургии Евангелие читают одновременно несколько священников и даже на нескольких языках (каждый стих Евангелия повторять несколько раз). Так в некоторых липованских приходах читают на церковнославянском и румынском, в России — на церковнославянском и греческом. Некоторые прихожане Покровского собора на Рогожском помнят, что епископ Геронтий (Лакомкин) читал на Пасху Евангелие по-гречески.
Отличительная черта пасхальной службы: поется все. Храмы в это время ярко освещаются свечами, которые молящиеся держат в руках и ставят перед иконами. Освящение после литургии «брашен», т.е сыра, мяса и яиц, дается верующим от поста.
Вечером служится пасхальная вечерня. Его функция заключается в следующем. Настоятель облачается во все святое облачение и после вечернего входа с Евангелием читает на престоле Евангелие, повествующее о явлении Господа Иисуса Христа апостолам вечером дня воскресения его из умер (Иоанн XX, 19-23). Служба в первый день Святой Пасхи повторяется в течение всей пасхальной недели, за исключением чтения Евангелия на вечерне. В течение 40 дней, до праздника Вознесения Господня, за службой поются пасхальные тропари, стихиры и каноны. Молитва Святому Духу: «Царю Небесному» не читается и не поется перед праздником Святой Троицы.
Контакт для праздника:
даже 3 во гроб бессмертной смерти, но разрушающей силы года, и 3 воскресших ћkw win xrte b9e проповедовали радость жёнам mrwn0sits, и 3 их 1m ёpclwm мировые дары, и 4 падшим даровано воскресение.
(Перевод: Хоть ты, Бессмертный, во гроб сошел, силы ада разрушил еси и, как Победитель, воскрес, Христе Боже, и сказал женам-мироносицам: «Радуйся». Ты мир даровал своим апостолам , ты даруешь воскресение падшим).
Во входящих и исходящих излияниях вместо «Достойно есть» (до пасхального дарования) читается ирмос девятой песни пасхального канона:
Свети1з свети1з н0вый єрли1ме, слава Богу гДнз на тебя лыкы нн7е и3 веселые сіНнэ, тот же чcтаз прекрасный бцдэ, њ востaній ржцтва твоёсв2 (земной поклон).
(Перевод: Освети, освети (радостью) новый Иерусалим, ибо слава Господня сияет над тобою, торжествуй ныне и радуйся Сион: и Ты, Матерь Божия, радуйся воскресению рожденного Твоего).
К сожалению, не все сегодня могут попасть в старообрядческий храм на пасхальную службу. Во многих регионах нет старообрядческих церквей, в других они настолько удалены, что добраться до них крайне сложно. Поэтому в разделе Библиотека размещается следование Божественной Пасхальной Литургии по двум правилам. По сокращенному правилу Пасхальная Божественная Литургия включает в себя по порядку Светлую Утреню, Канон Пасхи, Пасхальные Часы и Трапезу (гражданскую купель). Также предлагаем подробное сопровождение службы на Пасху светским обрядом (на церковнославянском языке в формате pdf), который широко используется в несвященнических общинах из-за отсутствия священства.
Видео:🔴Пасхальное богослужение в Храме Христа Спасителя в Москве: прямая трансляцияСкачать
Традиции празднования Пасхи у старообрядцев
У старообрядцев всех конфессий — и священников, и несвященников — есть общие традиции празднования святого Христова Воскресения. Старообрядцы начинают разговляться на Пасху за трапезой в кругу семьи после службы. Во многих общинах есть и общая церковная трапеза, на которой собирается много верующих. В день Христова Воскресения на стол ставятся особые блюда, которые готовятся только один раз в году: кулич, творожная пасха, крашеные яйца. Помимо особых пасхальных блюд, готовят множество традиционных русских лакомств. В начале пасхальной трапезы принято есть освященную в храме пищу, затем все остальные блюда.
Пасхальные праздничные блюда, которые готовят один раз в году
На Пасху принято праздновать Христа – поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символом жизни, и трижды целоваться. Подробнее о пасхальном лобзании можно прочитать у о. Иван Курбацкий «Как правильно крестить: нужно целоваться один или три раза?»
Пасхальный поцелуй в России
Яйцо, крашенное в красный цвет луковой шелухой, раньше называлось крашенкой, расписное — писанкой, а пасхальное яйцо из дерева — яйцом. Красное яйцо знаменует для людей возрождение кровью Христа.
Пасхальный кулич и яйца. Красные пасхальные яйца как символ возрождения
Другие цвета и узоры, используемые для росписи яиц, являются нововведением, которое не приветствуется во многих беспоповских общинах, как и термонаклейки с изображением лика Христа, Богородицы, изображениями храмов и надписями. Вся эта «печать» обычно широко представлена на прилавках магазинов в предпасхальные недели, но мало кто задумывается о дальнейшей судьбе такой термонаклейки – после того, как она будет отклеена от пасхального яйца вместе с изображением Иисуса Христа или Девственница, идет прямо в мусорное ведро.
Термонаклейки на пасхальные яйца с изображением Христа, Богородицы. Такие наклейки НЕ приветствуются православными христианами, так как после очистки от пасхальных яиц они вместе с изображением Иисуса Христа или Богородицы отправляются прямиком в мусорное ведро, что недопустимо
Есть ряд различий в праздновании Пасхи внутри несвященнических заветов. Так, в некоторых несвященнических общинах Сибири куличи вообще не пекут и, соответственно, не освящают, считая, что это еврейский обычай. В других общинах нет сменной одежды, тёмная одежда и шарфы на светлую, прихожане остаются в той же христианской одежде, в которой пришли на богослужение. Общим в пасхальных традициях старообрядцев является, конечно, отношение к труду во время Светлой седмицы. Накануне праздника или воскресенья христиане работают только до половины дня перед праздником, а для старообрядцев работать всю пасхальную неделю – большой грех. Это время духовной радости, время торжественной молитвы и прославления Воскресшего Христа. В отличие от старообрядцев-священников, в некоторых непоповских договорах нет обычая для наставника ходить по домам приходов с прославлением Христа, но каждый прихожанин, при желании, непременно может пригласить наставника для пения Пасхи стихира и застолье.
Праздник Пасхи – самый любимый праздник с детства, он всегда радостный, особенно теплый и торжественный! Особенно много радости это приносит детям, и каждый верующий человек старается угостить пасхальным яйцом, куличом или сладостями, особенно ребенка.
Катание яиц — старинная русская пасхальная забава для детей
На Светлой неделе в некоторых беспоповских общинах до сих пор сохраняется старинная детская забава, к которой с нескрываемой радостью присоединяются и взрослые — катание крашеных (нечестивых) яиц. Суть игры заключается в следующем: каждый игрок катит свое яйцо по специальной деревянной дорожке – бегунку, и если подкатанное яйцо попадает в чужое яйцо, игрок забирает его в качестве приза. Сувениры обычно раскладывают недалеко от желоба. В старину такие состязания могли длиться несколько часов! А «счастливчики» вернулись домой с богатым «урожаем» яиц.
Катание яиц на Пасху в Московской старообрядческой молитвенной комнате (ДПЦЛ)
Для всех старообрядцев, независимо от согласия, Пасха есть праздник пира и торжество торжества, это победа добра над злом, света над тьмой, это великое торжество, вечный праздник ангелов и архангелов, бессмертных жизнь для всего мира, нетленное райское блаженство для людей. Искупительная жертва Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, кровь, пролитая Им на святом кресте, освободили человека от страшной власти греха и смерти. Да пребудет в наших сердцах во все дни нашей жизни воспетая в праздничных песнопениях «Новая Святая Пасха, Таинственная Пасха!
Видео:Пасха Христова 2023г.Скачать
Воскресение Христово. Иконы
В старообрядческой иконографии нет отдельной иконы Воскресения Христова, потому что момент воскресения Иисуса не видели не только люди, но даже ангелы. Этим подчеркивается непостижимость тайны Христовой. Известный нам образ Христа, в белоснежных одеждах, выходящего из гроба со знаменем в руке, является позднейшим католическим вариантом, появившимся в храмах Русской Православной Церкви только в послепетровскую эпоху.
В православной иконографии икона Воскресения Христова, как правило, изображает момент сошествия Спасителя во ад и удаления из ада душ ветхозаветных праведников. Иногда изображается также воскресший Христос в сиянии, ангел, проповедующий Евангелие женам-мироносицам, и другие сюжеты, связанные с воскресением. Акция «Воскресение Христово — Сошествие во ад» — одна из самых распространенных иконописных акций.
Воскресение Христово — Сошествие во ад. Россия, 19 век
Общая идея пасхального образа Христа в аду согласуется с темой исхода народа Израиля из Египта. Как когда-то Моисей освободил евреев из рабства, так и Христос уходит в преисподнюю и освобождает томящиеся там души. И не только освобождает, но и переводит их в царство правды и света.
Спуск в ад. Средиземноморье, см. 16 век
Спуск в ад. Андрей Рублев, 1408-1410 гг
Дионисий. Икона «Сошествие во ад» (конец 15 века, Русский музей).
Воскресение со Страстями Господними. Великий Устюг, XVI век.
Воскресение Христа и сошествие во ад. Палехское письмо, кон. XVIII век
Воскресение и сошествие во ад со страстью и пиршеством. XIX век. Музей истории религии, Санкт-Петербург
Видео:ПАСХА ХРИСТОВА. Пасхальная проповедь и богослужениеСкачать
Храмы Воскресения Христова
Самый известный храм Воскресения Христова – Храм Гроба Господня (Иерусалимский храм Воскресения Христова).
Иерусалимский храм Воскресения Христова. 325-326
Храмы Воскресения Христова на Руси строились во имя Воскресения Слова, или обновления, то есть освящения после восстановления храма Гроба Господня, совершенного в 355 г при св. Апостолы Константин Великий.
В Москве в честь этого праздника сохранилось несколько храмов, один из них – храм Воскресения Словенского на Успенском Вражке. Первое упоминание о храме относится к 1548 году. Это была деревянная церковь, сгоревшая в большом московском пожаре 10 апреля 1629 года. На ее месте к 1634 году был построен действующий каменный храм. Почти два столетия храм стоял без изменений, в 1816-1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.
Храм Воскресения Словенского на Успенском Вражке (РПЦ). Москва
Один из старейших храмов Коломны был освящен в честь Воскресения Словущего. 18 января 1366 года в этой церкви венчались святой благоверный князь Дмитрий Донской и святая княгиня Евдокия (монастырская Евфросиния) Московская. Храм несколько раз перестраивался. В 1990-е годы возвращен приходу Успенского собора Русской православной церкви.
Церковь Воскресения Словенского (РПЦ). Коломна
Во времена Золотой Орды в Коломенском Посаде был построен храм во имя Николы «Мокрого», упомянутого в писцовых книгах 1577-1578 гг. В начале 18 века на его месте был построен храм с главным престолом в честь Воскресения Словенского и престольным храмом во имя Николая Чудотворца. В начале 1990-х годов этот один из старейших и красивейших храмов города Коломны передал свое управление общине Русской православной старообрядческой церкви. Самый главный храмовый праздник теперь отмечается 19 декабря, в честь святителя Николы «зимнего», и в народе этот храм до сих пор известен многим как Храм Воскресения Христова.
Храм Святителя Николая Русской Православной Церкви в Коломне
Видео:ПАСХА ХРИСТОВАСкачать
Старообрядческие храмы Воскресения Христова
Знаменитая Рогожская колокольня была освящена 18 августа 1913 года во имя Воскресения Христова, после того как этот храм был возведен на средства благотворителей в честь дарования религиозной свободы старообрядцам. После того, как храм был осквернен во время гонений на безбожников, его пришлось заново освятить. В 1949 году он был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, так как старый антимис во имя Воскресения Христова исчез, а антимис, освященный во имя Успения Божией Матери, был проходил в Рогожском. В таком положении храм оставался до 31 января 2014 года. В конце 1990-х годов начали изучаться предложения о присвоении храму его исторического названия. После реконструкции и капитального ремонта храма в 2012 году его пришлось повторно освятить. Инициатива переосвящения храма с его историческим названием была поддержана предстоятелем Русской православной старообрядческой церкви митрополитом Корнилием (Титовым) на освященном соборе в 2014 году. 1 февраля 2015 года была освящена колокольня храма на Рогожском кладбище освящен во имя Воскресения Христова в Рогожской Слободе. Таким образом, ему было возвращено его историческое имя.
Колокольня храма Воскресения Христова. РПЦ
Древнеправославной Поморской церкви принадлежит действующий храм Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке (г. Москва). Это первая старообрядческая церковь в Поморской общине (вторая московская община поморского брачного согласия), построенная по манифесту 1905 года о веротерпимости в Москве. История этого храма очень многострадальна. Сейчас восстановление храма продолжается за счет членов общины, при этом проводятся богослужения.
Храм Воскресения Христова и Покрова Богородицы на улице Токмакова (Москва). ЦОД
Также в Литве, в городе Висагинас, находится Храм Воскресения Христова из старой православной Поморской церкви.
Видео:Пасха ХристоваСкачать
Христианская Пасха и Песах у иудеев (Еврейская Пасха)
В 2024 году православные празднуют Пасху 2 мая, а еврейский праздник Песах (еврейская Пасха) в этом году приходится на 27 марта — 4 апреля. Поэтому многие внимательные христиане задаются вопросом: «Почему православные празднуют Пасху вместе с евреями в 2017 году?» Такой вопрос исходит из 7-го канона святых апостолов, который дословно звучит так:
Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, празднует день святой Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями, и из святаго чина да будет извержен.
Получается, что все православные якобы в этом году нарушат 7-й апостольский канон? В сознании некоторых христиан получается целый «вселенский клубок», когда православные, католики и иудеи в 2017 году празднуют Пасху в один и тот же день. Как быть?
Для решения этой проблемы следует знать, что споры об исчислении дня Пасхи в Православной Церкви фактически завершились утверждением православной Пасхалии на Первом Вселенском Соборе. Пасхальные таблицы позволяют вычислить день пасхального календаря, то есть не глядя на небо, а используя календарные таблицы, цикл которых повторяется каждые 532 года. Эти столы были расставлены так, чтобы Пасха удовлетворяла двум апостольским правилам о Пасхе:
- Пасху празднуют после первого весеннего полнолуния (то есть после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия);
- не празднуйте пасху с иудеями.
Поскольку эти два правила не определяют однозначно день Пасхи, к ним были добавлены два дополнительных вспомогательных правила, которые вместе с апостольскими (главными) правилами позволили однозначно определить Пасху и составить календарные таблицы для православных Пасхалий. Вспомогательные правила не так важны, как апостольские, и более того, одно из них со временем стало нарушаться, так как установленный в Пасхалии календарный метод исчисления первого весеннего полнолуния давал небольшую погрешность — 1 день в 300 лет. Это было отмечено и подробно рассмотрено, например, в Собрании святоотеческих канонов Матфея Властаря. Но так как это заблуждение не повлияло на соблюдение апостольских правил, а лишь усилило их, и немного сдвинуло день празднования Пасхи по датам календаря вперед, Православная Церковь решила не изменять Пасхалии, утвержденные отцами Вселенского Совета. В католической церкви Пасхалия была изменена в 1582 году таким образом, что вспомогательный канон, утративший свою силу, стал вновь исполняться, но стал нарушаться апостольский канон не праздновать с иудеями. В результате православная и католическая Пасхи разошлись во времени, хотя иногда могут и совпадать.
Если посмотреть на два приведенных выше апостольских правила, то бросается в глаза, что одно из них — о непраздновании с иудеями — не указано строго и требует толкования. Дело в том, что празднование еврейской Песаха длится 7 дней. Православная Пасха на самом деле также празднуется в течение 7 дней, в течение всей Светлой седмицы. Возникает вопрос: что значит «не праздновать с евреями»? Не допускаете совпадения Светлого Воскресенья с первым днем еврейской Пасхи? Или нам следует подойти более строго и не допустить введения Светлого воскресенья ни в один из 7 дней еврейского праздника?
На самом деле, внимательно изучая Пасхалии, можно заподозрить, что до Первого Вселенского Собора христиане пользовались как первым (слабым), так и вторым (сильным) толкованием апостольского канона. Однако отцы Первого Вселенского Собора при составлении Пасхалии определенно остановились на первом толковании: Светлое воскресенье должно не только совпадать с первым главным днем еврейской Пасхи, но могло совпадать и с последующими 6 днями еврейской праздник . Таково было мнение Первого Вселенского Собора, ясно выраженное в Пасхалии, которой Православная Церковь придерживается до сих пор. В 2017 году православные не нарушают 7 канон Святых Апостолов праздновать Пасху с иудеями, т.к христианская Пасха не совпадает с первым днем иудейской Пасхи, а в другие дни такие «накладки» не запрещены, тем более что такие дела были для.
Видео:Запись трансляции Патриаршего Пасхального богослужения из Храма Христа СпасителяСкачать
Новопасхалисты и их учение
В наше время, в 2010 году, несколько членов Русской Православной Старообрядческой Церкви поставили под сомнение святоотеческое толкование апостольского канона о Пасхе и решили пересмотреть этот вопрос. На самом деле только А.Ю. Рябцев, который занимался проверкой, а остальные просто поверили ему на слово. А. Ю. В частности, Рябцев писал (приводим его слова частично, опуская очевидные догадки):
…Часто наша Песах совпадает с последними днями еврейской Песаха, которая празднуется семь дней, и нарушается первое главное правило исчисления Песаха… В современной практике мы иногда попадаем на последние дни еврейской Песаха.
А. Ю. Рябцев предложил запретить совпадение Светлого воскресенья со всеми 7 днями еврейского праздника Песах и праздновать православную Песах по новым, предложенным им правилам. Приверженцев этого учения стали называть «новыми пасхалистами» или «новыми пасхалистами». 1 мая 2011 года Пасху впервые по новым правилам отпраздновали в древнем пещерном храме на горе Тепе-Кермен в Крыму. После Собора Русской Православной Церкви 2011 года, осудившего празднование Пасхи по новым расчетам, новые пасхальные списки выделились в отдельную религиозную группу, которая существует и по сей день. В нее входят всего несколько человек. По-видимому, существует какая-то связь этой группы с Г. Стерлиговым, который также высказал идею об изменении дня празднования православной Пасхи.
Счастливой Пасхи всем!
🌟 Видео
ПАСХА ХРИСТОВА 2023Скачать
Пасха Христова Прямая Трансляция Богослужения Смотреть Онлайн из Храма Христа Спасителя Первый КаналСкачать
Пасха Христова 2023г.! Песня " Праздников Праздник! Пасха Господня!"Скачать
СВЕТЛОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО. ПАСХАСкачать
Пасха Христова в Санкт-ПетербургеСкачать
Пасха Христова (аудио). Вопросы Веры и ФомыСкачать
Пасха ХристоваСкачать