В первое воскресенье после Пятидесятницы празднуется праздник всех святых Божиих, вписанных в святцы и не вписанных.
Видео:Неделя всех Святых. Кто Такие Святые?Скачать
Неделя Всех святых. История
Как писал апостол Павел: «Одному даются Духом слова мудрости, другому слова знания, тем же Духом; веру другому, тем же Духом; другому дары исцеления тем же Духом; другому чудеса, иному пророчество, иному различение духов, иному говорение на языках, иному истолкование языков» (1 Коринфянам 12:8-11). Таким образом, по словам апостола, Церковь чтит длинный ряд людей, получивших бесценный дар Святого Духа своей жизнью или своей смертью. Сколько святых в христианстве неизвестно. Мы не узнаем обо всех мучениках первых веков христианской Церкви, имена подвижников и иноков, живших в стороне от мира и так горячо молившихся о мире, что мир до сих пор стоит их молитвами, останутся сокрытыми от нас , не знаем мы и имен погибших за веру в прошлом веке. Церковная канонизация, определяя прославление святого в человеческом обществе, не определяет прославления святого у Бога: для судьбы человека не имеет значения, прославлен ли он Церковью, ибо это есть лишь признание факт, официальное благословение народной славы.
Святых почитали с первых веков христианства. Сначала это были апостолы, потом мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от веры. За ними последовало почитание выдающихся церковных деятелей, святых, подвижников. С укреплением христианства на Руси стали почитать верных правителей и правителей и преподобных иноков. Мы также чтим защитников древнего благочестия, не принявших реформ патриарха Никона и сохранивших верность православной вере, принятой Россией во времена князя Владимира. Совсем недавно, в прошлом веке, жили те, кого мы теперь чтим как святых мучеников и мучеников, пострадавших от безбожной советской власти. Если мы обратимся к истории христианской Церкви, то увидим, что во все времена являлись миру святые, угодившие Богу. День всех святых известен с конца 4 — начала 5 века. Есть проповедь Иоанна Златоуста в память «всех святых, пострадавших во всем мире», в которой уже указан день празднования, подобный тому, который существует в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая. Сирийский лекционарий определяет пятницу после Пасхи как праздник Всех Святых. Соборная практика в Иерусалиме V-VII вв., реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, включала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших учение» (16). Апрель). Студийские, а затем и Иерусалимские Типиконы окончательно устраивают праздник в честь Всех Святых в первую неделю (воскресенье) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли, хотя и в разное время и разными делами, но благодатью единого Святого Духа, излившегося на храм в день Пятидесятницы.
Видео:Неделя всех святых. (аудио). Протоиерей Андрей Ткачёв.Скачать
Тропарь, кондак и канон празднику
Тропарь, глас 4
Яже во всем мире, мученик Твой, Господи, яко багряною и конечно же их кровью украсились храмы Твои. Тебе взывают, Христе Боже: ниспошли дары Твои людям Твоим, и граду Твоему мир подай, и душам нашим великую милость.
Контакт, тон 2
Подобно первоначалам природы, Творцу творения, мироздание приносит Тебе, Господи, мучеников-богоносцев. Этими молитвами в глубоком мире сохрани храм твой и жизнь твою ради Богородицы, Единая Многомилостива.
Видео:Главные смыслы Недели всех святых - отец Андрей ТкачёвСкачать
Неделя Всех святых. Иконы
Сюжет образа Всех Святых сложился из сцены Страшного суда и представляет торжество всех праведников в Раю. Самым ранним из сохранившихся образцов изображения этого действия является Сакраментарий Х в. (Библиотека Геттингенского университета), на котором изображены ряды святых и ангелов, поклоняющихся Агнцу (находится в центре). Святые изображаются коленопреклоненными, часто простирающими свои венцы к Агнцу. На Западе в XIV веке эта интерпретация действия сменилась другим иконографическим типом: место Агнца заняла Троица или Бог-Отец. Вокруг ангелы и Богородица (на престоле рядом с Богом). Таковы иллюстрации к «Городу божьему» Августина и другие книжные иллюстрации.
Иллюстрация к «De Civitate Dei» Августина, 15 век
В иконописи наиболее распространен следующий вид иконографии: большая часть иконы представляет собой двойную сферу, в центре которой находится Иисус Христос. По бокам – Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель. Во второй, внешней сфере находятся святые, представленные ликами святости. Более редкий вариант, изображающий святых в арочных проемах, расположенных в несколько рядов внизу композиции. «Вокруг сфер обычно изображают ангелов, евангелистов или символы евангелистов. На фоне вне сфер часто встречаются фигуры пророков Соломона и Даниила или Исайи и Иезекииля. (…) Изображение Рая в нижней части иконы традиционно — на фоне зеленых кустов изображены три предка — Авраам, Исаак, Иаков (лоно Авраамово) и мудрый разбойник. Рядом с этим сюжетом находится икона шести дней, включающая в себя семь праздничных сюжетов, в соответствии с традиционным богослужебным освящением семи дней недели. Последний, седьмой день, был днем покоя, днем, когда Бог «почил.. от всех дел Своих» (Бытие II, 2). «Он понимался как прообраз мира, блаженного покоя, воссоединения праведников с Богом, которое должно было наступить после окончания исторического времени. В соответствии с такими толкованиями последний состав «Недели» — «Всехсвятская суббота» в иконах XVI и XVII веков представлял собой образ блаженного остатка праведников, ожидающих второго пришествия».
Неделя Всех Святых. Вторая половина 16 века Происходит из Всехсвятской церкви в Ростове. Ростов, Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
Неделя Всех Святых. Икона. Опьянение. 16 век
Икона «Шестоднев» Дионисия представляет собой двухчастную композицию. Выше приведены шесть характеристик праздников, расположенных в два ряда. Эммануил в честь грядущих помещается в центре над двумя нижними рядами. Внизу продолговатыми клеймами с закругленным верхом изображены десять «ликов праведников». Праведники, «человек сделался белее снега», стоят перед изображенным наверху Эммануилом во славе, окруженные небесными светилами — Богоматерью, Предтечей и Архангельским собором, также в белых одеждах. Нижние характеристики с праведниками располагаются в два ряда (по пять характеристик слева и справа). Порядок выдачи значков:
- «Неделя» — Воскресение в виде Сошествия во ад;
- Понедельник — Архангельский собор;
- Вторник — Собор Иоанна Предтечи;
- Среда — Объявление;
- Четверг – омовение ног;
- Пятница — Распятие;
- Всехсвятская суббота (продолговатые марки с закругленными верхушками): слева — блаженные, двенадцать апостолов, преподобных, святителей, пророков; справа, в тех же характеристиках — безмездники врачи, почтенные жены, апостолы-семидесятники, мученицы, мученицы.
Шесть дней. Мастерская Дионисия. Начало XVI в. Вывезен из Вологды. Из коллекции И. С. Остроухова. Москва, ГТГ
Шестоднев (Неделя). Ярославский художественный музей конца XVII века, Ярославль
На иконе «Неделя Всех Святых» начала XVII века в центре изображен престол, окруженный тремя шестикрылыми серафимами желтого, красного и сине-зеленого цветов. У подножия архангелы Михаил и Гавриил с зеркалами в руках. По бокам в два слоя лики святых. В верхнем слое восседает Спаситель Эммануил, окруженный небесными силами. Перед ним стоят Пресвятая Богородица и Иоанн Предтеча. Христос одет в белый хитон и гиматий цвета охры.
Неделя Всех Святых. XVII в., до 1616 г. Церковь Воскресения Христова с. Кишерт. Пермская государственная художественная галерея
Видео:Неделя Всех святыхСкачать
Храмы в честь Всех святых на Руси
В честь всех святых освящен храм Успенского Зилантова монастыря. Первоначально монастырь был посвящен двум праздникам – Успению Божией Матери и Всех святых. С момента основания монастыря (1552 г.) в нем находились две деревянные церкви. «А в монастыре есть церковь Успения Пречистой Богородицы и теплая церковь Всех Святых, и решения всех строений из казны государевой», — указано в Писцовой книге 1566 г, это самое первое описание Зилантов-монастыря в истории. В 1681 году была построена теплая каменная церковь. Позже храм несколько раз перестраивался. В 1895 г. Всехсвятская церковь была полностью разобрана и в 1898 г перестроена по проекту архитектора Ф. Н. Малиновского.
Успенский Зилантов монастырь на литографии В. Торино, 1832 г
Видео:Неделя Всех СвятыхСкачать
Старообрядческие и единоверческие храмы в честь Всех святых
В честь Всех Святых в 1890 году был освящен храм в городе Боровске Калужской области. Храм построен по инициативе Всехсвятской старообрядческой общины города Боровска. Большую часть денег на строительство храма внес московский купец второй гильдии В. И. Санин, имевший собственное химическое производство на юге Малоярославецкого уезда Калужской губернии. С момента открытия и до 1924 года (до самой смерти) настоятелем храма был о. Карп. При церкви он организовал женский хор, что не было характерно для старообрядческих церквей. В 1928 году Всехсвятский храм был закрыт. Помещение использовалось как местный культурный центр. Сейчас это отдел областного Культурхозета — Кунстцентрет.
Здание бывшей старообрядческой церкви Всех Святых в Боровске
В Москве был общий Всехсвятский мужской монастырь. Основан в 1862 году на недавно освященном кладбище. Он располагался на Владимирской дороге, в одном километре севернее села Старообрядческого Рогожского. Архитектор монастырского собора и колокольни (1840-1843) — П.П. Буренин (1810-?). В 1922 г монастырь был закрыт, позже территория была включена в состав завода «Серп и Молот», храмы разрушены в 1934 г. Единственным сохранившимся зданием является основанная в 1873 г. Никольская церковь с верхним Покровским приделом (ш. Энтузиастов, 7).). Он находится на пересечении третьего транспортного кольца и трассы для энтузиастов. Никольская церковь была приватизирована в начале 1990-х и используется как административное здание.
Всехсвятский монастырь в Москве, фото 1883 г
В городе Шуя Ивановской области находился Всесвятский Единоверческий монастырь 3-го класса. Образована из монашеской общины при Единоверческом храме Всех Святых (община при храме образована в 1886 г.) по решению синода от 05.05.1889. В комплекс архитектурных сооружений монастыря входили Успенский собор (1901 г.), церковь Всех Святых с колокольней (1871 г.), кельи, часовня, невысокая ограда с башней. Монастырские храмы были закрыты в 1930 году. О необходимости разрушения монастыря (особенно для строительства Дворца культуры) в 1920-х годах регулярно писала местная газета «Серп и молот». Успенский собор был взорван в 1931 году. Всехсвятский храм с колокольней, часовней, церковно-приходской школой был разрушен в 1954-1955 годах до постройки жилого дома. На месте монастырского кладбища в 1990-х годах был построен пятиэтажный дом. Сохранились отдельные постройки: одноэтажная монастырская баня (использовалась по прямому назначению), двухэтажная трапезная из красного кирпича с крыльцом и декором в псевдорусском стиле (1888 г.), фрагмент монастырской стены.
Видео:Неделя Всех Святых. Игнатий (Брянчанинов). Знамение избранных БожиихСкачать
Народные традиции в Неделю Всех святых
В народе Неделю Всех Святых называли «русалочной». В это время было обычным явлением увидеть весну. Весну видели накануне перед началом Петрова поста, вечером, а в черноземье России (например, в Елатомском уезде Тамбовской губернии) на другой день (а также вечером) делали эти на лицах напутствия: молодые крестьяне, женатые и незамужние, наряжались в торпищу (большой холщовый лист или мешок в виде балдахина) и прятались возле села в румянах и ждали, когда выйдут девушки и барышни здесь. Потом где-то в амбаре раздалось легкое хлопанье кнутов, которые завалили мужики. Девочки в ужасе закричали: «Русалки. русалки», и разбежались в разные стороны. Мужчины в костюмах последовали за ними. Женщины спрашивали: «Русалки, как лен?» (Рожденный). Бормотания указывали на длину кнута: «Ах, русалочки трогательные, какой хороший!»
В Пензенской губернии молодежь готовилась к этому дню за неделю, прямо с Троицы. Один наряжался козлом, второй надевал на руки и ноги валяные дамские сапоги и притворялся свиньей, третий ходил на высоких ходулях, четвертый наряжался лошадью. С этой палкой в руке, обтянутой туловищем, парень был как лошадь на дыбах. Был и другой способ нарядиться в лошадь — для этого на палку надевали кость лошадиной головы, а саму палку подбивали балдахином и обматывали веревкой, один конец которой оставался свободным. Этот повод узды взял на себя ловкий юноша, который изображал вожака и руководил бегами и плясками упрямой, неугомонной лошади. Она брыкалась, разгоняя смеющуюся толпу девчонок и мальчишек, а рядом с ней бил козел, стучал деревянными челюстями и звонил в привязанный колокольчик. При этом играли музыкальные инструменты: гармошки, балалайки, скрипки, и раздавались громкие и звонкие звуки от ударов печных заслонок и кастрюль. Иногда ряженые ограничивались тем, что просто пачкались сажей и с шумом и треском обходили всех состоятельных жителей, заслужив угощение водкой с танцем втроем. Прощание самого родника осуществлялось так: впереди шли русалки с лошадьми, за ними шли грязные мальчишки, которые торопили первых с нагайками. В поле, за деревней, прозвучало несколько холостых выстрелов из ружей, и в честь русалок выделилась бойкая девушка, скачущая туда-сюда с палками в руках. Затем голову лошади бросали в яму до следующего года – это означало провожать русалку и прощаться с весной. Вдоволь наигравшись в своей деревне, ребята перебрались в соседние деревни и там продолжили веселье.
📺 Видео
«Неделя всех Святых», о.Андрей ТкачёвСкачать
Божественная литургия. Неделя всех святыхСкачать
НЕДЕЛЯ ВСЕХ СВЯТЫХ 11 июня 2023 года Воскресенье Евангелие дня с толкованием. Церковный календарьСкачать
НЕДЕЛЯ ВСЕХ СВЯТЫХ.Скачать
Неделя всех святыхСкачать
«Неделя всех Русских Святых», о.Андрей ТкачёвСкачать
Икона и праздник Всех святыхСкачать
А. Шмеман. Неделя всех святых. Зачем нужны святыеСкачать
Неделя 1-я по Пятидесятнице. Собор Всех святых ЛИТУРГИЯСкачать
Неделя Всех святыхСкачать
Неделя всех святых. Проповедь протоиерея Владимира ХулапаСкачать
Неделя Всех Святых 2022 | Собор Всех Святых 2022 | История и Богослужебные особенности праздникаСкачать
Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Русской просиявших. 18.6.23 г. КалендарьСкачать
Утреня и изобразительные на русском языке. Неделя всех святых. 11 июня 2023Скачать