Неделя о расслабленном

В четвертую неделю по Пасхе совершается воспоминание чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного, пролежавшего 38 лет у овечьего источника в Иерусалиме.

Неделя о расслабленном

Исцеление расслабленного. История

В Иерусалиме была купель, которая по-еврейски называлась Вифезда, то есть Дом Милосердия. Рядом с ней лежало множество больных, хромых, сухих людей. Архангел Михаил каждое лето приходил к источнику и мутил воду. И из-за срыва воды больной, вошедший в фонтан первым после ангела, тотчас исцелялся, какой бы болезнью он ни болел. Место было настолько популярным, что вплоть до IV века, по свидетельству святителя Кирилла Иерусалимского (315-386), здесь постоянно собирались больные люди.

Однажды Иисус Христос был в Иерусалиме во время Пасхи. Он прошел мимо фонтана и увидел много лежащих вокруг него больных. Каждый из них ждал момента, когда ангел взбудоражит воду, чтобы он первым вошёл в источник. Среди других пациентов был мужчина, который находился в постельном режиме в течение тридцати восьми лет. Спаситель увидел его и сказал ему: «Будешь ли ты здоров?» Больной ответил Ему: «Хочу, Господи, но нет у меня человека, который погрузит меня в источник, когда вода возмутится: когда я приду, другой уже спускается передо мной». Иисус сказал ему:

Встань, возьми постель твою и ходи (Иоанна 5:6-8).

Больной сразу выздоровел, взял свою койку и ушел. Евреи, находившиеся там, рассердились и сказали исцелённому не ложиться в постель, потому что сегодня праздник. Он же сказал им в ответ: исцеливший меня сказал мне: возьми постель твою и иди! (Иоанна 5:11). — А кто этот человек? они спросили. Но он не знал, что Иисус прятался среди людей. Через некоторое время Иисус встретил этого человека в храме и сказал ему:

Видишь, ты теперь здоров; смотри, чтобы впредь не грешить, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Иоанна 5:12-14).

Исцеление расслабленного. Богослужение

Богословское значение чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного из евангельского повествования раскрывается в богослужебных текстах (в стихирах, каноне, в синаксаре), которые звучат в этот день на службе. Между сошествием ангела в овечью купальню и исцелением, полученным от возмущения воды сошествия, и Христом в литургических текстах есть сравнение. Если ангел сходил только раз в году и врачебную помощь получал только один человек, то Бог-Слово своим сошествием на землю через свое распятие и воскресение даровал всем людям святое крещение, которое по вере крещаемых способно исцелять любого человека от болезней, как душевных, так и духовных и телесных.

Иногда к источнику приходит овцеподобный ангел, и на каждое лето исцеляется один, но Христос ныне очищает бесчисленное множество божественным крещением (Триодия цвета, канон дня, песнь 1)

Тропарь:

Да, мэррисц нбкназ, и3 услаждай земное, ћкв твори2 силою мыши твоей, прям смертью смертью, первенцем и 3смертью бхст,>
Кондак:

Душа моя 2 гД и вогресых всщеских, безместных лют1те 8 немощных, возвеличивайте 8 божественных си2 колю1біем, ћкожей и 3 раза 8немощных праведных є3си2 древле, да зовете щадящим, щедрым хр тэ, даруете ми2 и 3исцеляющим.

Исцеление расслабленного. Иконы

Иконография исцеления расслабленного представляет собой образ Иисуса Христа, исцелившего расслабленного у источника, вокруг которого лежат больные, «наблюдающие за движением воды». Исцеленный мужчина изображен со своей кроватью, которую он держит для себя.

Неделя о расслабленном

Иисус Христос исцеляет парализованного человека. Фонтан Вифезда в Иерусалиме. Миниатюра из Четвероевангелия царя Болгарии Ивана Александра. 1356

Неделя о расслабленном

Иисус Христос исцеляет парализованного человека. Фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Псков, ок. 1156

Неделя о расслабленном

Исцеление хромого у овечьего фонтана. Икона, вторая четверть 15 века. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Неделя о расслабленном

Исцеление парализованных. Первая половина XVII века Семен Бороздин, Государственный Русский музей

Исцеление расслабленного. Картины

Мировые живописцы, такие как Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-1682), Иоганн Фридрих Овербек (1789-1869), Джакомо Пальма (младший) 1544 (по другим данным 1548/50 — 1628)), Н.А. Бруни (1856-1935) и другие.

Неделя о расслабленном

Исцеление хромого на овечьем пруду. Бартоломе Эстебан Мурильо. 1667-70

Неделя о расслабленномИсцеление парализованных. Иоганн Фридрих Овербек. 1868 Гамбург. Kunsthalle, Гравировальный кабинет

Неделя о расслабленном

Исцеление хромого у овечьего фонтана. Джакомо Пальма, 1592 г

Неделя о расслабленном

Исцеление парализованного (купель Сауэ). НА. Бруни, 1884-1885 гг

Душеполезное поучение в неделю о расслабленном

Очень часто искренность нашей веры испытывается в терпении различных скорбей и напастей, которые мы должны встречать без внутреннего недовольства, но с благодарением и пением. Такое терпение может гарантировать нам венец со святыми мучениками. В своем комментарии к Евангелию от Иоанна Бл. Феофилакт Болгарский обращает внимание прежде всего на умиротворенное и безропотное состояние души исцеляемого расслабленно, что для многих может служить примером назидания и силы к мужественному восприятию всех обстоятельств жизни:

«Здесь жил человек, который болел тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащим и узнав, что он пролежал долго, сказал ему: хочешь ли быть здоров? Больной ответил Ему: Итак, Господи! но у меня нет человека, который бросил бы меня в пруд, когда вода взбесится; когда я приду, другой уже сойдет передо мной (Иоанна 5:5-7).

Терпение расслабленных удивительно! Тридцать восемь лет он болел, ожидая ежегодного избавления от болезни, но предупреждение было сильнейшим; однако он не сдался и не отчаялся. Почему Господь просит его, ведь Он хочет показать нам терпение этого человека. Попросите не выяснять, потому что не только не нужно, но и безумно спрашивать больного, хочет ли он быть здоровым. Поэтому я сказал, что Он просит показать нам терпение этого человека. Что он такое? Он очень скромно отвечает. Да, он говорит: Господи, я хочу, но у меня нет человека, который хочет погрузить меня в воду. Он не богохульствует, не отвергает Христа, как задавшего неправильный вопрос, не проклинает своего дня рождения, как это делаем мы, трусы, и притом в самых легких болезнях, а отвечает кротко и трепетно. Хотя он и не знал, кто его просил, но, может быть, он считает Христа полезным для себя уже в том единственном деле, которое потопит его в воде, и поэтому хочет привлечь и расположить своими речами. (Блаженнейший Феофилакт Болгарский)

В гимнах Церкви хромых называют «непогребенными мертвецами». Златоуст подробно описывает страдания плоти несчастного больного: полную беспомощность, зловоние, жару, холод, голод, жажду и другие болезни, одиночество и пренебрежение со стороны людей. Но при всем этом он имел светлую душу, способную уверовать во Христа, хотя и пострадал таким образом за некоторые свои грехи. И когда Христос сказал ему: «Возьми постель твою и ходи», он не усомнился, а встал и пошел. А как же евреи? Бл. Феофилакт замечает, что те, кто в совершенстве знал его историю, когда хорошо его увидели, не дивились чуду, а только спросили: «Кто повелел Тебе лечь на постель?» Потому что это был субботний день. Они не спрашивали: «Кто исцелил тебя?» отдать должное такому чудесному Чудотворцу, но обратил все свое внимание на ложе, чтобы найти повод для обвинения. Господь, истинный законодатель, никогда не нарушал закона, но как Бл. Феофилакт: «(Он) исцеляет «в субботу», и учит людей иначе понимать обряды закона и чтить субботу не в телесной пассивности, а в воздержании от зла. Ибо закон, который есть закон Бога, который всегда делает добро, не может запретить делать добро даже в субботу».

Исцеленный человек проявил мужество и благочестие, потому что не стыдился, а открыто исповедовался о Том, Кто его исцелил. Он также остался в храме Божьем, где во второй раз встретился с Иисусом. Тогда Господь сказал ему: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Эти слова относятся и ко всем нам: ибо если мы не будем внимать временным карам и закоренеем в пороках, то будем осуждены на вечную кару, которая несравненно страшнее всяких земных бед и страданий и которой ни одно из них не будет в состоянии доставить. Мы также можем сравнить себя с парализованными, потому что богослужебные тексты нашего времени также указывают на расслабление наших душ, которое требует соответствующего исцеления и воскресения от недеяния к добродетели.

Говоря об овечьей купели, Бл. Феофилакт предлагает свое духовное объяснение, открывающее нам аллегорический смысл евангельского повествования:

Под овечьей купелью, пожалуй, разуметь благодать крещения, как Господь Иисус, овца, закланная за нас, омылась, крестившись за нас. Этот шрифт имеет пять штрихов. Ибо в крещении четыре добродетели и созерцание с догматами. Итак, человеческая природа, как агнец, сокрушенная во всей духовной силе, пролежала в болезни тридцать восемь лет. Потому что не имел здоровой веры в Троицу, не верил твердо в грядущий век, то есть в воскресенье и в суд на всю жизнь. Это не было излечено. Ибо не было человека, который пошел бы в купальню, то есть тогда Сын Божий, Который должен был исцелиться крещением, еще не был человеком. И когда он стал человеком, он исцелил нашу природу; Он повелел взять ложе, то есть сделать тело легким и худым, и встать из земли, не отягощенный плотью и земными заботами, но подняться от безразличия к добру и идти, то есть идти делать добро

Негодование вод купели вызывает возмущение в ней духов злобы, сокрушенных и попираемых благодатью Святого Духа. О, если бы мы могли обрести здоровье! Мы, немощные и непоколебимые ко всякому доброму делу, и не имеющие лица, то есть, как бы бездуховные скоты, разума человеческого не имеем, так он погружает нас в купель слезного покаяния, в которую входит первый получит исцеление. Ибо кто надеется на будущее время и медлит с покаянием, и не спешит покаяться здесь, но приходит слишком поздно, тот не получает исцеления. Так что постарайтесь войти первым, чтобы смерть не забрала вас.

Этот источник покаяния потревожен ангелом. Который? Ангел великого совета Отца, Христа и Спасителя. Ибо если божественное учение не коснется сердца нашего и не возмутит его напоминанием о скорбях века грядущего, то купель сия не будет действенна, и не будет здравия расслабленной душе. Его по праву можно назвать овцой. Ибо в нем, как овцы, омываются внутренности и помыслы святых и кротких, уготовляя себя в жертву живую и угодную Богу. О, если бы и мы получили здравие и после выздоровления были в храме, то есть не осквернились нечестивыми помыслами, дабы не постигло нас впредь самое страшное наказание.

Яже во многие годы душу мою, измученную яростью преблагия, исцели, как была, и ослабевшую, яко иду стезями Твоими, Ты показал их любящим Тебя (Триодия Цвета, нынешний канон, песня 3).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: