Лазарева суббота

Лазарева суббота (Воскресение праведного Лазаря) — торжественный праздник, отмечаемый в субботу на шестой неделе Великого поста. Праздник подвижный, т.е зависит от даты Пасхи. В этот день церковь празднует чудо воскресения Христом праведного Лазаря через четыре дня после его смерти (Ин. 11:1–45). Лазарева суббота предшествует празднику Входа Господня в Иерусалим.

Лазарева суббота

Лазарева суббота. История праздника

В Вифании жил святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии. Христос часто посещал Лазаря и его сестер. Незадолго до Пасхи Лазарь заболел. Марфа и Мария были посланы сказать Христу: «Господи! Тот, кого вы любите, болен». На это Иисус сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией». Христос сказал своим ученикам: «Лазарь, друг наш, умер». Христос пошел в Вифанию первый встретил Иисуса словами: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы мой брат. Но и теперь я знаю, что, чего ни попросишь у Бога, Он даст тебе». На что Спаситель ответил: «Воскреснет брат твой». Вскоре пришла Мария с родственниками, и она пала к ногам Иисуса и сказала: «Господи! Если бы Ты был здесь, мой брат не умер бы». Когда Христос увидел их горе, он пролил слезы и спросил, где был положен Лазарь. Когда они пришли вместе к пещере, где был погребен Лазарь, Иисус Христос велел отвалить камень от входа в пещеру. Марфа заметила Ему, что уже четыре дня, как Лазарь во гробе, и оттого смердит. Христос возвел очи к небу, помолился и громко сказал: «Лазарь, выйди!» лицо было обвязано белым платком.Многие из иудеев, удостоившись видеть это чудо, уверовали в Иисуса Христа, а фарисеи, от страха, «с того дня решили убить Его» (Ин. 11:53).

После воскресения Христа Лазарь покинул Иудею из-за гонений и перебрался на Кипр в 33 году нашей эры (в возрасте 30 лет), где вскоре апостолы Павел и Варнава сделали его епископом Китиона (Ларнаки) в 45 году нашей эры. На Кипре Лазарь, подобно апостолам, проповедовал учение Христа. Согласно греческому преданию, после своего воскресения Лазарь прожил еще 30 лет и закончил свою земную жизнь в 63 году на острове Кипр.

Почитание святого праведного Лазаря

Мощи праведного Лазаря были найдены в 890 году в городе Кития (ныне Ларнака) в мраморной раке, на которой была надпись: «Лазарь четырехдневный, друг Христов». В 898 году при императоре Льве Мудром мощи Лазаря были перенесены в Константинополь, где они были положены в храме во имя праведного Лазаря. В конце IX – начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке была построена церковь Св. Лазаря. В 1972 году в этом храме была обнаружена мраморная усыпальница с человеческими останками, идентифицированная как мощи св. Лазаря, вероятно, не полностью вывезенная в Константинополь.

Лазарева суббота

Гробница праведного Лазаря в церкви св. Лазаря в Ларнаке

Первая гробница праведного Лазаря (где он должен был быть воскрешен Спасителем) в Вифании в настоящее время принадлежит мусульманам. Чуть дальше есть две церкви — православная и католическая. Сама Вифания в византийскую эпоху называлась Лазарион, а позже мусульмане стали называть ее Эль-Азарией.

Лазарева суббота

Гробница, из которой вышел воскресший Лазарь

Память святителя Лазаря совершается в субботу на шестой неделе Великого поста и 30 октября (17 октября по старому стилю), в честь перенесения мощей. Прославлен в святых как праведник и считается епископом Китийским. Католическая церковь отмечает память святого Лазаря 17 декабря и считает его первым епископом Марселя.

Воскрешение Лазаря. Богослужение

Лазарева суббота также называется «Малой Пасхой»: на это указывают соответствующие богослужебные тексты и некоторые особенности устава, характерные только для этого дня. Затем в пятницу на утрени перед чтением канона поется «Воскресное хрт0во ви1девше», соответствующее чину воскресной службы; праздничный тропарь положен на два праздника, на саму субботу и на следующее за ней цветоносное воскресенье. Последние стихиры перед великим славословием чередуются с воскресными стихами, в конце поется воскресная стихира «Благослови Богородице». С этого дня начинается служба по Триоди Цветноцветной, книги октая и минеи переходят к неделе святого апостола Фомы.

Тропарь, глас 1.

всеобщее воскресение до страсти его ўверсз, и 3з8 мертвые воскресают лазарз хртэ б9е же и3 мы ћкв џтроцы, победоносные џбрыз более, вопием тебе победителю смерти, њсанна во окраинах, счастье во гробе во 0 и 3мз города.

Контакт, тон 2.

И вся радость есть хрт0с и 4 истина, свет и 3 живое, и 3 мирное возвышение, сущее на земле 2 кви1сз благодати его, бхв образ восковой Рсеніз и 3 всем, божественное представление.

Воскрешение Лазаря. Иконы

Евангельский сюжет о воскресении праведного Лазаря — один из самых ранних образов, появившихся в христианском искусстве. Вероятно, иконографическая традиция воскрешения Лазаря сложилась раньше, чем празднование этого евангельского события. Это действие присутствует уже в самых ранних христианских памятниках, дошедших до наших дней, особенно в росписях катакомб и рельефах саркофагов.

Лазарева суббота

Воскрешение праведного Лазаря. Фреска катакомб Джордани. Рим, IV век.

Вполне логично, что катакомбные фрески и рельефы связаны с темой воскресения из мертвых, победы над смертью. Художникам было важно выразить веру в освобождение от первородного греха и связанных с ним тления и смерти. Действие воскрешения Лазаря указывает на будущее всеобщее воскресение, поэтому его часто изображали на гробницах.

Лазарева суббота

Воскрешение Лазаря. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей Диочезано, Италия, 7 век.

В ранних памятниках христианского искусства воскресение праведного Лазаря представлено кратко, в виде двухфигурной сцены. Образы Христа в этот период начинают формироваться, Спаситель изображается с бородой и длинными волосами, а также безбородым юношей. Подсвечник в руке Христа — атрибут чудотворца, символ творимых чудес, понятный людям того времени. Со временем трость трансформируется в короткий стержень, затем полностью исчезает. Богу не нужен инструмент для совершения чуда, достаточно Его собственной воли. Кроме того, образы приобретают евангельскую точность, текст Евангелия от Иоанна ясно указывает на обращение Спасителя к Богу-Отцу, а его слова цитируются «Лазарь, выйди!» (Иоанна 11:41-43), других подробностей этого чудодейственного процесса нет.

Художники восточных провинций империи изображали гробницу такой, какой она была, то есть как пещеру в скалах. Постепенно композиция могил наполняется деталями. Изображены сестры Марфа и Мария, евреи, вскрывающие гроб, мужчина, снимающий пелену с воскресшего Лазаря.

Лазарева суббота

Чудо Воскресения Лазаря. Фреска собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. Псков, 1313 г

Лазарева суббота

Воскрешение Лазаря. Фрагмент иконы из праздничного яруса иконостаса Новгородского Софийского собора. ХОРОШО. 1341

Лазарева суббота

Воскрешение Лазаря. Из праздничного обряда Вознесенской церкви села Волотово под Новгородом. 1470–1480 гг

Лазарева суббота

Воскрешение Лазаря. Икона из Кирилло-Белозерского монастыря. 2-я половина 15 века Русский музей, Санкт-Петербург.

Лазарева суббота

Воскрешение Лазаря. Из праздничного чина Благовещенского собора Московского Кремля, Москва. Начало 15 века (1410-е гг.)

Лазарева суббота

Воскрешение Лазаря. Троице-Сергиева Лавра. Вторая четверть XV века Сергиево-Посадский музей

Лазарева суббота

Воскрешение Лазаря. Происходит из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Великого Тихвинского монастыря. 1560-е годы. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Лазарева суббота

Воскрешение Лазаря. Икона из праздничного яруса иконостаса церкви Рождества Христова в Ярославле. 1640-е гг. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Храмы на Руси в честь Воскрешения Лазаря

В честь святого Лазаря в городе Ларнаке (Кипр) освящена церковь, построенная в IX веке над могилой Лазаря. Это одна из трех византийских церквей, сохранившихся на Кипре. С 13 по 16 века храм принадлежал Римско-католической церкви, а в 1571 году церковь стала мечетью. В 1589 году турки продали его Православной церкви, и в течение следующих двух столетий он использовался как для православных, так и для католических служб. Во время ремонта храма в ноябре 1972 года под алтарем был обнаружен мраморный саркофаг с человеческими останками, которые были идентифицированы как мощи св. Лазаря, вероятно, не до конца вывезенные в Константинополь. Сейчас храм принадлежит Кипрской православной церкви.

Лазарева суббота

Церковь Святого Лазаря в Ларнаке

В честь воскресения Лазаря был освящен древнейший храм Москвы. Храм Рождества Богородицы на Сенях (Воскресения Лазаря) находится в Московском Кремле и является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Церковь построена в 1393-1394 годах по поручению княгини Евдокии, жены великого князя Димитрия Донского. Раньше на месте церкви находился одноименный деревянный храм, располагавшийся на женской половине княжеского дворца как домовая церковь великой княгини. Церковь 1393-1394 годов сохранилась до половины высоты стен с главным порталом и частью окон. В 1395 году известные иконописцы Феофан Грек и Симеон Черный со своими учениками расписали храм. В 1479 году верхняя часть здания церкви обрушилась из-за пожара, но церковь вскоре была восстановлена. В 1514-1518 годах зодчий Алевиз Новый построил храм на уровне жилого этажа дворца с новым объемом, в котором разместился главный престол в честь Рождества Богородицы. Архитектор сохранил нижнюю часть старого храма в виде подвала, где была устроена часовня Лазаря. При царе Федоре Алексеевиче в 1681-1684 гг. Храм был перестроен в церковь с одним куполом. Лазаревская часовня была упразднена. Когда началось строительство Большого Кремлевского дворца, верхнюю часть перестроили, а в старом подклете построили Лазареву Воскресенскую церковь. На данный момент храм не работает, доступ к нему заблокирован.

Церковь Рождества Богородицы в Сенях (Воскресение Лазаря). Княгиня Евдокия устанавливает в строящейся церкви икону ангела, написанную по ее описанию после того, как ей явился ангел

В честь воскресения святого Лазаря в Кижах освящен храм. Этот древнейший памятник деревянного зодчества России, по легенде, был построен в XIV веке. Преподобный Лазарь Муромец, грек по происхождению, родом из Константинополя. Церковь стала первой постройкой Муромского Успенского монастыря (XIV век), расположенного в Пудожском районе Республики Карелия, на восточном берегу Онежского озера. В 1959 году церковь перенесли на остров Кижи и отреставрировали. В храме сохранился иконостас из 17 икон 16-18 веков.

Лазарева суббота

Церковь Воскресения Лазаря Муромского монастыря

Освященных в честь этого праздника старообрядческих храмов нет.

Воскрешение Лазаря. Живопись

Евангельский сюжет о воскресении Лазаря неоднократно становился одной из популярных тем в картинах известных художников. Воскресение Лазаря изображали на своих полотнах такие живописцы, как Джотто, Караваджо, Гверчино, Альберт ван Уватер, Рембрандт Харменс ван Рейн, Винсент ван Гог, М.В. Нестеров.

Лазарева суббота

Фрагмент фрески Джотто «Воскресение Лазаря». Написано в 1304-1306 гг

Лазарева суббота

«Воскрешение Лазаря» Альберта ван Уватера. Написано около 1450 г

Лазарева суббота

Караваджо «Воскресение Лазаря» 1608-1609 гг

Лазарева суббота

Гверчино. Воскрешение Лазаря. 1619. Лувр, Париж, Франция

Лазарева суббота

Рембрандт Харменс ван Рейн — Воскрешение Лазаря. 1630

Лазарева суббота

Винсент Ван Гог. Воскрешение Лазаря. 1890 г

Лазарева суббота

М. В. НЕСТЕРОВ Воскрешение Лазаря. 1899-1900 Эскиз росписи северной стены церкви св. Александра Невского в Абастумани. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Лазарева суббота. Народные традиции

В Лазаревую субботу срывают стрелы, чтобы на следующий день, в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), встретить Христа. В субботу вечером во время службы ветки вербы освящают святой водой. В народе есть поговорка: «Накануне Вербного воскресенья святой Лазарь полез за стрелами». Считалось, что если в Лазаревую субботу появилось много «сережек» вербы (распустились почки), то весь год будет урожайным и полным радости.

В Лазаревую субботу готовили брагу, гречневые оладьи, кашу и рыбную курицу. В этот день собирались молодые девушки и ходили по избам делать «лазари» — петь песни. В ответ ведущий подарил девушкам съедобные подарки. После окончания церемонии поющие дамы поровну разделили подарки и счастливые разошлись по домам.

Отметим, что в Лазаревую субботу не принято устраивать большие вечеринки и веселье. Поскольку Лазарева суббота приходится на Великий пост, праздник характеризуется сдержанным весельем, без вечеринок и развлечений – это день смиренного и светлого ожидания. В честь праздника в этот день разрешена икра. У других славянских народов в этот день есть свои традиции: в Лазареву субботу болгары совершали весеннюю девичью обрядовую лазаровку — девушки ходили по домам с пением лазарских песен, участницам дарили подарки; В этот день греки пекут «лазаракию» («лазарчики») — антропоморфную лепешку из пряно-сладкого теста.

Душеполезное поучение в Лазареву субботу

Желая духовно укрепить своих учеников перед грядущими крестными страданиями, Господь совершил величайшее и невиданное доселе чудо, ибо ни Он Сам, ни прежние святые до сего дня никогда не воскрешали из мертвых человеческие тела, которые уже начал разрушаться. Воскресение Лазаря имеет прообраз как воскресения Христа, которое должно было вскоре последовать, так и всеобщего воскресения всех людей, которое явится при конце мира. Святитель Иоанн Златоуст так раскрывает духовное значение этого чудесного и сверхъестественного события, ясно показывая божественное достоинство Спасителя:

Это славный предвестник торжества Христова воскресения. Это проповедь памяти Лазарева, являющего чудеса Христовы. Образ этого четырехдневного воскресения Лазаря несет в себе плод трехдневного воскресения Христа. Этот Лазарь явился вторым предтечей во тьме сидящим. Этот первый враг был адом разрушения. Сегодня Христос совершает Свои чудеса по всему миру. Сегодня Христос сокрушает власть смерти, в четыре дня воскрешает Лазаря и предвещает его воскресение («Златоуст», л. 58).

«Громкий глас Спасителя, воскрешающего Лазаря, служит образом великой трубы, которая протрубит во всеобщем воскресении» (блаженный Феофилакт Болгарский) [1].

Блаженный Феофилакт Болгарский осуждает в своем толковании Евангелия от Иоанна смущенных иудейских вождей, так как, ослепленные безумной завистью, из-за предшествующего чуда воскресения из мертвых, они наконец решаются предать Христа Спасителя смерти. Он отмечает и их коварную хитрость: чтобы оправдаться, жрецы распространяли в народе слухи о мнимой опасности со стороны римлян, которые, чтобы умножить чудеса, могли заподозрить весь еврейский народ в политической неблагонадежности. Воскресшего Лазаря они решили убить заодно, чтобы излечить воспоминание о прошедшем чуде, особенно досадившем им еще и потому, что оно произошло накануне великого праздника и таким образом послужило чистой чести ненавистного сыну Божию их . Узнав об этом, Лазарь был вынужден бежать и скрываться на Кипре. Как написано в Синаксаре Триоди Цветной, после пребывания во гробе он уже не мог есть обычную пищу, «кроме вкуснейшей»; архиерейский омофор он имел в дар от Пречистой Богородицы: «Его омофор, Пречистая Богородица, своими руками сотворила, ему дар».

Из всех четырех евангелистов только один богослов, Иоанн, рассказывает о воскресении Лазаря, так как в то время, когда писали другие апостолы, святой Лазарь был еще жив. Св. Иоанн точно раскрывает и божественную, и человеческую природу Господа, ибо мы видим, как он не только в высшей степени нападает на законы природы, но и вопрошает, где похоронен Лазарь, и проливает слезы сострадания.

Иоанн, по сравнению с другими евангелистами, проповедует высшее учение о Господе и великое богословие; поэтому он говорит от своих телесных вещей о тех, кто более скромен. Поэтому в скорби Господа он находит много человечности и тем доказывает истину во плоти Своей, так что вы знаете, что Господь был Богом и в то же время Человеком [2].

Как известно, Священное Писание также имеет иносказательный смысл, поэтому Бл. Феофилакт дает нам другое толкование для объяснения чудесного события, как мы можем воспринимать его по отношению к себе:

Поймите, может быть, это чудо относится и к внутреннему человеку. Ум наш есть друг Христов, но часто побеждается немощью человеческого естества, впадает в грех и умирает смертью духовною и жалчайшею, но со стороны Христа вознаграждается состраданием, ибо мертвый есть Его друг. Пусть сестры и родственницы умершего разумом, как Марфа (ибо Марфа более телесна и материальна), и душой, как Мария (ибо Мария более благочестива и благоговейна), придут ко Христу и припадут пред Ним, и возглавят ум к исповеди, кто из евреев. Иуда означает исповедь. И Господь, без сомнения, явится у гроба, слепота, лежащая в памяти, отнимется, как бы камень родовой, и принесет в память грядущие блага и скорби. И возгласит он великим гласом евангельским: иди из мира и не погрязни в мирских забавах и страстях, — и так оживит от греха усопшего, чьи раны зловонно пропахли. Покойный издавал благоухание, потому что ему было четыре дня, то есть он умер за четыре кроткие и светлые добродетели и был для них свободен и неприкасаем. Но хотя он был неподвижен и связан по рукам и ногам, связан узлами собственных грехов и казался совершенно бездеятельным, хотя лицо его было закрыто платком, так что, когда надевали плотское покрывало, он не мог видеть ничего божественного, но хотел услышать: отпусти его добрых и спасительных ангелов или священников и дай ему прощение грехов, отпусти его и начни делать добро.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: