Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Богородицы — двунадесятый праздник православной церкви, который отмечается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю), через девять месяцев после Рождества Христова. Праздник установлен в память о благой вести о зачатии и рождении младенца Иисуса Христа архангелом Гавриилом у Девы Марии.

 

Благовещение имеет один день до праздника и один день после праздника, на который отмечается Синаксарь Архангела Гавриила.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Событие праздника

Богоматерь была воспитана в Церкви, куда ее принесли родители в возрасте трех лет. Когда ей исполнилось 14 лет, ей больше не разрешили жить в храме; она должна была выйти замуж, потому что ее родители уже умерли. Предание гласит, что первосвященник знал об обете Пресвятой Девы сохранить девство. Поэтому он решил выдать ее замуж за благочестивого человека, который стал бы ее опекуном. Посохи 12 благочестивых старейшин из рода Давидова были оставлены в храме на ночь. Утром первосвященник увидел, что посох Иосифа, плотника из Назарета, расцвел. Он был вдовцом со взрослыми детьми, четырьмя сыновьями и двумя дочерьми. Повинуясь воле Божьей, Иосиф стал женихом Пресвятой Девы. О Благовещении мы узнаем из Евангелия от Луки:

После этих дней Елисавета, жена его, зачала и ходила пять месяцев, говоря: «Так поступил со мною Господь в те дни, в которые призрел на меня, чтобы избавить меня от позора среди людей. И в шестой месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город, называемый Назарет в Галилее, к деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же ей Мария. Ангел пришел к ней и сказал: «Радуйся, Владычица! Господь с тобою; благословенна ты между женщинами». Когда она увидела его, то была озадачена его словами, и ей стало интересно, что это будет за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благоволение у Бога, и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол отца его Давида, и будет царствовать над домом Иакова вовек, и царству его не будет конца. Мария сказала ангелу: «Как это будет, если я не буду знать своего мужа? Ангел ответил: «Дух Святой сойдет на вас, и сила Всевышнего защитит вас; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Вот, сродница твоя Елисавета, которая называлась неплодною, зачала сына в старости своей, и ныне на шестом месяце; ибо у Бога слово не бессильно». Тогда Мария сказала: «Вот, я служанка Господня; по слову твоему да будет мне». И отошел от нее ангел. (Лк. 1: 24-38).

В традиции Церкви говорится, что незадолго до Благовещения Пресвятая Дева читала книгу пророка Исаии, в которой мы читаем:

Се, Дева зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Исаия 7:14).

Так велико было смирение Пресвятой Девы, что Она пожелала быть хотя бы последней служанкой Того, Кого изберет Бог. В тот момент, когда она всем сердцем была готова служить тайне Божьего воплощения, архангел Гавриил явился к ней с благой вестью.

История праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

Во фресках катакомб, где первые христиане собирались для молитв, были изображения Благовещения Пресвятой Богородицы (2-3 век), поэтому установление праздника приписывается апостолам. Появление праздника, однако, произошло не ранее IV века. Этому способствовало открытие святых мест земной жизни Спасителя святой Еленой в начале IV века и строительство церквей в этих местах, включая базилику в Назарете, на месте, где Архангел Гавриил явился Деве Марии. Есть свидетельства, что праздник был установлен святым Кириллом Иерусалимским. К концу седьмого века праздник уже был одним из самых важных в Византии. Примерно в то же время она распространилась в Западной церкви.

Дата 25 марта была выбрана не случайно. Одно из самых ранних упоминаний о нем встречается в трудах Ипполита, папы Римского (III век), как о дне распятия Спасителя. Поэтому александрийская и византийская календарные системы основаны на определении даты Благовещения и Пасхи. Существует также связь с праздником Рождества Христова — между ними ровно девять месяцев. В византийской традиции считается, что 25 марта — это день Творения. Благовещение было в 5499 году от сотворения мира, в субботу, в пятый час дня. Таким образом, Рождество Христово было в 5500 году от сотворения мира.

Праздник Благовещения всегда приходится между четвергом третьей недели Великого поста и серединой Страстной недели, то есть во время Великого поста или Триоди Цветной.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Богослужение

Праздник Благовещения в православной традиции является синонимом Евангелия (от греческого «благая весть»). Икона этого праздника обычно помещается на Святых вратах, причем образ Божией Матери находится справа, а Архангела Гавриила — слева. Благовещение иногда совпадает с Пасхой. Праздник настолько велик, что даже пасхальная служба не отменяет его. Согласно специальному уставу, благовещенские и пасхальные песнопения могут быть объединены.

Торжественное богослужение информирует молящихся о событии праздника и объясняет смысл исполнившихся ветхозаветных пророчеств. Снова и снова мы слышим объяснения великой тайны Божьего Воплощения. Помимо описания события Благовещения, в стихах появляются те же мысли, что и обычно в праздник Богоматери. Говорят, что через рождение Господа от Богородицы небо воссоединяется с землей, Адам обновляется, Ева освобождается, а мы становимся причастниками Божества, превращаясь в Церковь, или храм Божий. Стихи Великой вечерни очень красивы и наполнены глубоким содержанием, построены как диалог между Архангелом и Богородицей:

О, Господи, явлsюсz самым прекрасным и значимым из всех стихов Великой вечерни, которая построена как диалог архангела с Богородицей. радуйся купино2 не њ падшем1. радуйся глуби2 неви1димаго, радуйся мосту к небеси, и древу возвышенному, которое видит Иоанн1. радуйся манне Божией, радуйся разрешению чрева, радуйся возвышению Господа, с Тобою.

Кaнeсz ћwкхъ, говоритъ нетлённый nтрокови1къ ґрхистрату1. и3 какъ видёлъ ты больше чlвэколю1бца. со мною ты почиталъ2 Бога, чтобы быть, и3 пребывать въ утробэ моей2. A3 как ты будешь говорить со мной, о ты не обманешь меня, о ты не обманешь меня, о ты не обманешь меня, о ты не обманешь меня, о ты не обманешь меня, о ты не обманешь меня, о ты не обманешь меня.

БԌъ, взыскующій, побэждаетъ нераздёльный чинъ, возвэщаетъ безплодныхъ, а3 ћ техъ, которые паче человёка, вёруй въ гласъ мой1 истинный, всВмъ подобный и тлённый. Но ныне возопи ко Мне по слову Твоему,2 и роди одно бесплодное дитя, зачавшее плоть от Меня, ћ сотворившее мел, ћ одно из сильнейших и исполненное величайшего сияния.

На полиелее всегда поется бдение на какой-либо праздник или святого, начиная со слов: «Мы вас обожаем…». Возвышение Благовещения — особенное:

Призыв молитвы «Отче наш». Радуйтесь, да пребудет с вами Бог.

Канон на этот праздник был составлен в 8 веке. Она была написана известными православными гимнографами Иоанном Дамаскиным и Феофаном, митрополитом Никейским. Канон построен как диалог между Девой Марией и архангелом Гавриилом. Она говорит о божественном снисхождении воплотившегося Спасителя к человечеству и указывает на дивное величие Пресвятой Девы, принявшей в Себя Бога.

Апостол (Евр. II, 11-18) говорит о том, что Сыну Божьему было необходимо принять человеческую плоть, чтобы спасти людей. Евангелие (Лк. I, 24-38) содержит повествование о Благовещении Пресвятой Девы Марии.

Тропарь праздника. Православный славянский текст:

Сегодня начало нашего спасения, а3 вечная тайна, Сын7 Божий, Сын двух, а3 Гавриил радость Божия.1 Так и мы2 с ним взываем к Матери Божией: радуйся, Боже с тобою, њ БԌе с тобою.

Русский текст:

Сегодняшний день — начало нашего спасения и проявление вечной тайны: Сын Божий становится Сыном Девы Марии, а Гавриил возвещает благую весть о благодати. Поэтому и мы вместе с ним взываем к Богородице: Радуйся, радостная, Господь с Тобою.

Кондак празднику. Православно-славянский текст:

О победоносный воин, ћко сокрытый от зла, восхваляем Тя рабы Твои, Богородице, но ћ силою Твоею непобедимою избави нас от всех бед, да возопием Тебе: радуйся, Мати Божия.

Русский текст:

Тебе, верховному Воину, избавившему от бед, мы, недостойные рабы Твои, Матерь Божья, поем песнь победы и благодарения. Но Ты, имеющий непобедимую силу, избавь нас от всех бед, чтобы мы могли взывать к Тебе: Радуйся, невеста незамужняя.

Празднование Благовещения на Руси. Народные обычаи и традиции

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в сельской жизни занимает третье место после Рождества Христова и Святой Пасхи по почитанию в народе и по размаху празднования христианских праздников. Этот праздник считался днем полного отдыха в повседневной жизни рабочего поселка. Во многих деревнях целые семьи приходили на мельницы вечером, на закате, и сидели там на соломе, тихо разговаривая о предстоящей весне, севе, пахоте и сборе урожая. Благовещение считалось днем благословения на все добрые дела, особенно на возделывание земли. Согласно народной традиции, в этот день, как и на Пасху, солнце «играет» на рассвете, а грешники не мучаются в аду. До революции также существовал обычай выпускать в этот день птиц из клетки как символ послания свободы для всех людей.

В этот день самая незначительная физическая работа, даже выход на улицу или выезд на заработки, считалась величайшим грехом. Это было не праздное времяпрепровождение с приправой праздничного разврата, а просто сосредоточенная, спокойная медитация, соответствующая этому празднику абсолютного покоя, свободы от дел, основанная на неизменной вере и общем убеждении, что «в день Благовещения птица не вьет гнезда, дева не заплетает косу». Ни один другой день в году не имеет столько знаков и предзнаменований, как день Благовещения: от него зависело большинство всех верований, которые основывались на практических экономических основаниях.

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы

Самые ранние изображения Благовещения — фрески в римских катакомбах (II век) и росписи на раннехристианских саркофагах. Иконографические каноны развились из раннехристианских к пятому веку и остались практически неизменными в византийской и русинской иконографии.

Благовещение. Пьетро Каваллини, базилика Санта-Мария-ин-Трастевере, 1291 год.Благовещение. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, XIV век. Благовещение. Монастырь Дечани, Сербия, XIV век.

Основные принципы иконографии праздника — двухфигурная композиция, изображающая Архангела и Богородицу.

Благовещение. Андрей Рублев, 1408 год. Икона праздничного яруса иконостаса в церкви Успения Богородицы во Владимире. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Наиболее распространенный вариант иконы — Благовещение с копьем. Богородица изображена сидящей, повернувшись, в то время как ангел с посохом в левой руке благословляет ее, передавая послание, посланное Богом. Согласно традиции, Деве Марии выпала участь прясть красную завесу для Иерусалимского храма, ту самую завесу, которая была разорвана на две части при смерти ее Сына.

Благовещение. Музей в Костроме, конец XVII века.

Благовещение. Мозаика на алтарных колоннах Софийского собора в Киеве. 11 век.

Благовещение с клеймами Богоматери. Соловецкий музей XVI века.

Иконы Благовещения с Младенцем во чреве («Благовещение в Устшиках») пытаются представить идею непорочного зачатия.

Благовещение в Устшиках. Новгородская икона, вторая четверть XII века.

Образы Благовещения Богоматери встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в рукописных миниатюрах, скульптуре и вышивке.

Благовещенские храмы и монастыри на Руси

В 11 веке Ярослав I, окружив город Киев каменной стеной и золотыми воротами, построил над ними церковь Благовещения, говоря устами летописца: «Через эти ворота ко мне в этот город по молитвам Пресвятой Богородицы и святого Гавриила Архангела приходит благая весть, приносящая радость». Подобная церковь была построена над воротами Новгородского кремля, а позже во всех старых великих монастырях стало принято строить надвратные Благовещенские церкви.

Надвратная Благовещенская церковь в Киеве

В России во имя Благовещения было построено множество церквей и монастырей в каждом российском городе. В первую очередь на ум приходит Благовещенский собор в Московском Кремле. В 1397 году великий князь Василий I, сын Дмитрия Донского, построил первый деревянный собор. Его расписывали Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор Городецкий. Впоследствии собор был перестроен, сгорел в 1475 году, и на его фундаменте псковскими мастерами был построен новый собор из белого камня (1484-89).

Благовещенский собор в Московском Кремле

В Кремле была еще одна Благовещенская церковь. Одна из башен Кремля, ныне называемая Благовещенской, использовалась в качестве тюрьмы во времена правления Ивана Грозного. Одному невинно осужденному узнику явилась Божья Матерь и велела просить о милости царя. Изображение Благовещения появилось на внешней стене башни, обращенной к царским покоям. Позже к башне была пристроена святыня, которая была разрушена в 1930-х годах.

Один из самых ранних храмов Благовещения находился в Витебске, Беларусь. Согласно легенде, он был построен княгиней Ольгой при основании города в 974 году. Церковь много раз перестраивалась, а в 1961 году была разрушена, чтобы освободить место для трамваев. В 1993-98 годах он был восстановлен в своем облике 12-го века.

Благовещенская церковь в Витебске, Беларусь

Благовещенский собор в Муроме Благовещенский монастырь был освящен в честь Благовещения Божией Матери в Муроме Владимирской области. Первая деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была построена в Муроме в 1192 году. В 1553 году на месте церкви началось строительство Благовещенского монастыря. Между 1612 и 1616 годами монастырь сильно пострадал от пожаров и был разграблен поляками, но вскоре был восстановлен, а Благовещенская церковь, согласно описи 1637 года, «после разорения поляками, была восстановлена игуменом». Высокий куб основного объема храма перекрыт сомкнутым сводом, который украшен двумя рядами колончатых арок. Третий ряд визуально образован карнизными арками в основании барабанов каждой из пяти глав. Главным элементом скромного декора являются оконные плантаторы. Барабаны пяти глав собора очень тщательно украшены.

Благовещенский монастырь в Муроме, основанный в 1553 году. Благовещенский монастырь в Муроме, основанный в 1553 году.

Монастырь в городе Киржач Владимирской области был освящен в честь Благовещения Божией Матери. Время первоначального основания Благовещенской церкви неизвестно, но в летописях она упоминается как каменная церковь 1564 года. Каждая стена церкви завершена в верхней части тремя полуколоннами и разделена полуколоннами. Алтарь имеет три полукруглых выступа. На сводах расположен восьмигранник, на котором закреплен круглый фонарь с узкими продольными окнами, украшенный с каждой стороны лепными колоннами. Крест на голове восьмиугольный. В советское время Благовещенский монастырь не функционировал. В 1932-1934 годах была взорвана церковь Преподобного Сергия Радонежского. Во время войны Благовещенский собор использовался как склад боеприпасов, а в разное время в его помещениях размещались колбасная фабрика и парафиновый завод. Только в 1990 году Благовещенская и Спасская церкви были возвращены РПЦ, а монастырь восстановлен.

Благовещенский собор, Преображенская церковь и колокольня церкви Всех Святых Благовещенского монастыря в Кирже, Владимирская область

Монастырь в селе Тимошкино Владимирской области был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь была построена в 1530-1540 гг. Церковь Благовещенского монастыря — редкий тип баптистской церкви, прототипом которой является церковь Вознесения в Коломенском.

Благовещенский монастырь в селе Тимошкино Владимирской области.

Никандров монастырь в Псковской области, основанный в 1585 году, был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В это же время была построена церковь Благовещения. В 1665 году монастырь был разграблен поляками, а в 1667 году все 4 церкви и монастырские постройки были сожжены. Позднее монастырь был возрожден. 9 ноября 1928 года монастырь был упразднен, а здания переданы военному ведомству для сноса. Здания монастыря были разобраны на кирпичи, из которых был построен военный лагерь, позже разрушенный немецкой авиацией. После закрытия Никандрова скита и сноса части его зданий местные жители организовали на монастырской земле колхоз. В конце 20-го века монастырь начал возрождаться.

Благовещенский собор в Никандровской пустыни в Псковской области

Церковь Благовещения Божией Матери при Зосимо-Саватиевском монастыре на Соловках в Архангельской области была освящена в честь Благовещения. Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы — это небольшая однокомнатная церковь, построенная над проездной аркой Святых ворот в 1596-1601 гг. Первоначально церковь была меньше, с папертью на западе и деревянным крыльцом-входом на севере. Он был увенчан замысловатой крышей с тремя ярусами цоколей. Храм перестраивался не один раз: церковь, после удаления паперти, была «продлена» над Святыми воротами. После пожара 1745 года шатровая крыша была заменена на шатровую, деревянные галереи и крыльцо были заменены на каменные, а окна и перекрестная арка были увеличены. В ходе реконструкции площадь церкви была увеличена, над входом был построен хор, а сама церковь была включена в объем крепостной стены. Церковь Благовещения была домашней церковью настоятеля и сообщалась с его покоями через алтарь. Это единственная церковь в монастыре, где конструкция иконостаса и настенные росписи сохранились почти нетронутыми. За свою историю иконостас неоднократно перестраивался. В 1836 году был проведен его последний ремонт перед закрытием монастыря. С 1925 по 1937 год в церкви размещался лагерный музей. Сегодня монастырь восстановлен.

Слева направо: Успенский собор, колокольня, Никольский собор, часть купола Троицкого собора, Святые ворота с Благовещенским и Преображенским соборами. Фото: С. Прокудин-Горский

Церковь Благовещения Божией Матери освящена в честь Троицкого сикхского монастыря в Большой Горе Архангельской области. Благовещенская церковь с трапезной и часовней начала строиться в 1638 году и была завершена в 1644 году. Высокое двухэтажное крыльцо было покрыто цилиндрическими сводами, поддерживаемыми гранеными столбами, и вело к огромной однокупольной трапезной, из которой можно было войти и в церковь, и в трапезную. Шатровая крыша завершала святилище. Церковь, трапезная и подвальное помещение были размещены на высоком фундаменте, где на первом этаже располагались бытовые службы — кладовые и пекарня. Церковь несколько раз реставрировалась.

Сикхский монастырь Святой Троицы. Дореволюционная фотография

Собор был освящен в честь Благовещения Божией Матери в городе Сольвычегодске Архангельской области. Надпись на здании гласит: «…построена усилиями и стараниями знатных людей Строгановых в 1560 году». Эта дата знаменует начало строительства собора. Строительство было завершено через двадцать четыре года. Сооружение представляет собой большой пятикупольный храм на высоком фундаменте. Основание собора обрамлено галереей, которая первоначально была открытой. Особое очарование фасаду собора придает широкая полоса — фриз из фигурных кирпичей в верхней части стен под косяками. Однако сегодня собор сильно отличается от оригинала. Некоторые части здания были значительно перестроены.

Соловьевский Благовещенский собор

Благовещенский собор был освящен в честь Благовещения Божией Матери в селе Сновицы Владимирской области. На месте приходской церкви с древних времен существовал мужской монастырь. Церковь Благовещения датируется 1501 годом и является двухэтажной. После революции 1917 года церковь была разграблена и закрыта. Вскоре в нем были построены жилые квартиры. Во время Великой Отечественной войны на месте бывшего монастыря была размещена воинская часть. В 1990 году Благовещенская церковь была передана местной общине Русской православной церкви.

Благовещенская церковь в Сновицах Владимирской области

Домовая церковь в Епископских палатах Кремля в Суздале Владимирской области была освящена в честь Благовещения Божией Матери. Первое свидетельство о строительстве каменного здания епископского двора в Суздале содержится в книге-вкладыше Суздальского собора, которая гласит: «В лето 7067 (1559) епископ Афанасий возвел теплую каменную церковь, посвященную Благовещению, с такой же палатой во дворе…». Здание этой церкви было перестроено в 17 веке и сохранилось до наших дней.

Благовещенская церковь в Кремле в Суздале

Посвящение церкви Благовещения Божией Матери в Кремле в Суздале Владимирской области состоялось в епископском дворе. Церковь датируется 1635-36 годами и была перестроена в будущем.

 

Благовещенская церковь в Кремле в Суздале

Надвратная церковь Покровского монастыря в Суздале Владимирской области была освящена в честь Благовещения Божией Матери. Церковь была построена в 1515 году. На протяжении веков он несколько раз перестраивался. В советский период церковь была разрушена. В конце 1950-х годов во время комплексной реставрации архитектурных памятников Покровского монастыря он был отреставрирован, и в нем была открыта музейная экспозиция. Службы здесь проводятся с 1992 года.

 

Надвратная церковь Благовещения Божией Матери в Покровском монастыре в Суздале Владимирской области

 

Надвратная церковь Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале Владимирской области посвящена Благовещению Божией Матери. Первое упоминание о церкви встречается в описях 1628-1630 годов: «…в Суздале Спасо-Евфимиев монастырь. Рядом с монастырем (…) находятся каменные ворота церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и алтарь Святого Ивана Писаря…». Церковь была перестроена и сейчас представляет собой небольшой куб над одним из проемов Святых ворот. К нему с востока примыкает высокая тройная апсида, высотой почти с сам куб, а над вторым дверным проемом с запада находится крыльцо с деревянной крышей. Фигурный кирпичный декор очень разнообразен, что характерно для периода «узорочья» середины-конца XVII века.

 

Надвратная церковь Благовещения Спасителя и монастырь святого Евфимия Суздальского

 

Церковь в честь Благовещения Спасителя в Ферапонтово-Белозерском Спасо-Рождественском монастыре в селе Ферапонтово Вологодской области. Благовещенская церковь с трапезной была построена в 1530-1531 гг. Трехэтажная пилонная церковь с сомкнутым сводом и тихой трапезной была построена «под колокола». Первый этаж служил амбарами и каменными погребами, на втором этаже располагалась церковь, а на третьем — колокольня. С постройкой колокольни колокола были перенесены на новое место.

 

Церковь Благовещения Божией Матери в Ферапонтово-Белозерском монастыре Рождества Богородицы в селе Ферапонтово Вологодской области.

Храм Благовещения Божией Матери на Ваганькове в Москве был освящен в честь Благовещения Божией Матери. Церковь была построена в начале 15 в. Позже (в 16-17 вв.) была построена трапезная, а в 18 в. — колокольня. К 18 веку церковь уже была закрыта и обветшала.

 

 

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Ваганькове, Москва

Храм Свято-Троицкого монастыря в Зеленце Ленинградской области был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь Благовещения Пресвятой Девы Марии датируется 1565 годом. Церковь возвышается высоким кубом над пониженным крылом, алтарь размещен в нижнем полукруглом карнизе. Верхняя часть этого церковного блока опоясана тремя бороздчатыми карнизами с широкими наличниками между ними, а низкая крыша завершена одним шестигранным двухэтажным небольшим фронтоном. Троицкий Зеленецкий монастырь был закрыт в 1919 году и восстановлен только в 1993 году.

 

Благовещенская церковь при Троицком Зеленецком монастыре в Ленинградской области

Церковь в селе Степановское Раменского района Московской области была освящена в честь Благовещения Божией Матери. Однонефная церковь из белого камня с двумя небольшими боковыми алтарями была построена в 16 веке. Благовещенская церковь представляла собой четырехугольную кирпичную церковь с облицовкой из белого камня, сохранившейся в нижней части здания. К основному объему примыкали однонефные нефы с отдельными апсидами. Здесь был крестовый сводчатый потолок, который сохранился внутри. В конце 1680-х — начале 1690-х годов церковь была отремонтирована. После революции церковь была закрыта.

 

Благовещенская церковь в селе Степановское, Раменский район, Московская губерния

 

Церковь в Аркажье, Великий Новгород, была освящена в честь Благовещения Божией Матери. Церковь Благовещения у деревни Аркажи представляет собой древнейший образец небольших четырехглавых новгородских церквей XII века. Это одноглавая трехглавая церковь. Современная восьмиугольная крыша появилась, когда разрушенные перекрытия были перестроены в XVI в. Резное ограждение появилось в XVII в. после переделки прежних оконных проемов. Церковь несколько раз реставрировалась.

 

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Аркажье, Великий Новгород

 

Церковь в Великом Новгороде, построенная между 1362 и 1466 годами, была освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Двухэтажная галерея с шатровой колокольней над центральной частью соединяет церковь Михаила Архангела и Благовещенскую церковь в единый архитектурный ансамбль к юго-востоку от Ярославского дворища. Нижний этаж галереи состоит из трех пар мощных квадратных колонн, поддерживаемых крестовыми сводами. Верхний этаж галереи представляет собой вытянутый с юга на север зал, перекрытый коробовыми сводами. Во время Великой Отечественной войны с проезда и колокольни были сняты покрытия и дополнения. Работы по консервации были проведены в 1960-1961 годах.

 

Церковь Благовещения в Великом Новгороде

Церковь Благовещения Божией Матери была освящена в честь Успения в Псково-Печерском монастыре в Печорах Псковской области. Церковь была построена в 1541 году. Стены церкви красного цвета с белой отделкой, включая фронтоны окон и пояс на барабане купола, а сам фасад разделен на две части. При этом пояс выполнен из глазурованной керамической плитки. Позже, в 17 веке, и фасад, и интерьер Благовещенской церкви претерпели изменения.

 

Благовещенская церковь в Успенском Псково-Печерском монастыре

Собор Благовещения Божией Матери был освящен в Казанском кремле, построен в 1556-1562 гг. Первоначально это была каменная, пятиглавая, трехнефная церковь с пристроенными в конце XVI в. приделами — Борисоглебским и во имя Муромских чудотворцев. Купола древнего собора имели шлемовидную форму. В 1736 году к западной части собора была пристроена одноэтажная кирпичная трапезная, шлемовидные купола были заменены на луковичные, а центральный купол достроен в стиле украинского барокко. Страшный пожар 1815 года, во время которого был уничтожен весь Казанский Кремль, заставил собор подвергнуться масштабной реконструкции. Между 1817 и 1821 годами разрушенная часть трапезной собора была восстановлена. Постановлением ВЦИК ТССР от 20 сентября 1925 года. Благовещенский собор был закрыт и передан Музейному отделу, который передал помещения собора в дар Государственному архиву в качестве архивного хранилища. В 1995 году он был передан в Государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Казанский Кремль».

 

Благовещенский собор Кремля в Казани

 

Церковь Борисоглебского монастыря в селе Борисоглебское Ярославской области была освящена в честь Благовещения Божией Матери. Однокупольная церковь Благовещения была построена в 1524-1526 гг. В XVII в. шатровая кровля, придававшая церкви большую гармонию и подчеркивавшая ее ведущую роль в общей композиции с трапезной и покоями настоятеля, была заменена на шатровую. Окна церкви были разделены перегородками.

 

Благовещенская церковь в Борисоглебском монастыре в селе Борисоглебское Ярославской области.

В честь Благовещения также были освящены монастыри и церкви в Румынии, Чехии, Польше, Грузии, Греции, Египте и Палестине.

Стоит отметить, что есть даже город, названный в честь этого праздника — Благошевск, на Дальнем Востоке, недалеко от границы с Китаем. Он был основан в 1856 году и назван в честь Усть-Зейского военного поста (у слияния рек Зея и Амур). Первая церковь, построенная здесь, была освящена во имя Благовещения, от которого город и получил свое название. Удивительно, но при советской власти город сохранил свое «православное» название!

Старообрядческие храмы Благовещения Пресвятой Богородицы

Старообрядцы продолжили традицию строительства Благовещенских церквей. Этому празднику посвящены русская православная старообрядческая церковь в Калининграде и в строящемся поселке Дой Май в Румынии.

 

Часовня на месте Благовещенской церкви в Калининграде.

Часовня на месте строящегося Благовещенского храма в Калининграде

Общины Русской православной церкви в Балаково (Саратовская область), селе Черемшанка (Казахстан) и селе Усты (Нижегородская область) также отметят сегодня свой престольный праздник.

 

Церковь Благовещения Пресвятой Девы Марии. Балаково

Церковь Благовещения Пресвятой Девы Марии. Балаково

Благовещению посвящены церкви поморских общин в Архангельске, Таллинне (Эстония), деревнях Макаровка (Латвия) и Даугавпилс (Латвия), а также притвор рижской общины Богоявления (Латвия).

Душеполезное поучение на Благовещение

…Если Бог сказал Еве: «В болезни будете рождать детей» (Бытие 3: 16), теперь эта болезнь разрешается радостью, которую ангел приносит Деве, говоря: «Радуйся, благословенный». Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: «Благословенны вы». Мария задалась вопросом об этом приветствии, что это было: было ли оно мерзким и нечестивым, как обращение мужчины к девице, или же оно было божественным, поскольку в приветствии упоминался Бог: «Господь с тобой»? Ангел, прежде всего, успокоил ее сердце от страха, чтобы она могла принять Божественный ответ в невозмутимом состоянии, ибо в своем смятении она не могла правильно услышать то, что произошло; — затем, как бы в пояснение к вышеприведенному слову «милостивый», он сказал: «Ты обрел благосклонность Бога. Ибо быть блаженным — значит получить благоволение от Бога, то есть угодить Богу. Но это счастье всеобщее, ибо многие другие получили благоволение от Бога, и приветствие, принесенное Марии, не достается никому другому.

«И вот, зачнешь». — ни одна девственница еще не получила эту льготу. сказал: «во чреве»; этим показывается, что Господь действительно воплотился из самого чрева Девы. Того, Кто пришел спасти нашу расу, справедливо назвали «Иисус», потому что это имя в переводе с греческого означает «спасение от Бога». Иисус, согласно толкованию, означает Спаситель, поскольку спасение также называется «иао». «Он будет, — говорится там, — велик и наречется Сыном Всевышнего». Иоанн тоже был велик, но он еще не был Сыном Всевышнего, но Спаситель велик Своим учением и — «Сын Всевышнего» — также учением, потому что Он учил как имеющий власть, и совершением чудесных явлений. Слово было Сыном Всевышнего еще прежде веков, но не было так названо и не было известно; когда же Оно воплотилось и явилось во плоти, тогда Его назвали Сыном Всевышнего, Который видим и творит чудеса.

Когда вы слышите о «престоле Давида», не думайте о чувственном царстве, но думайте о Божественном царстве, через которое Он царствовал над всеми народами по Божественному провозглашению. «Дом Иакова» — это те, кто уверовал, как из числа евреев, так и из других народов, ибо таковы Иаков и Израиль. Как же можно сказать, что Он воссел на престоле Давида? Слушайте. Давид был меньшим среди своих братьев; а Господь был презираем и оскорбляем, как кувшин, и метельщик, и сын казначея, и обесчещен даже своими братьями, сыновьями Иосифа. «Ибо и братья Его, — сказано, — не веровали в Него» (Ин. 7:5). Давид, несмотря на свое милосердие, был гоним, а Господь, творивший чудеса, был оклеветан и побит камнями. Давид победил и воцарился в кротости; и Господь воцарился, взяв крест Свой в кротости. Понимаете ли вы, в каком смысле написано, что Он воссел на престоле Давида? Как Давид получил чувственное царство, так Господь получил духовное царство, которому «не будет конца». Ибо царствование Христа, или познание Бога и христианства, не будет иметь конца. Ведь даже в гонениях благодать Христа сияет на нас.

Но посмотрите, что говорит Дева. «Вот, я раб Господень, да будет мне по слову твоему»: я — доска; пусть писец пишет, что хочет; пусть Господь делает, что Ему угодно. Конечно, прежде чем сказать «как будет», это было не выражением неверия, а желанием узнать картину; ведь если бы человек не верил, он бы не сказал: «Вот раб Господень, да будет мне по слову Твоему». Знайте также, что Гавриил означает «человек Божий», Мариам — «госпожа», а Назарет — «освящение». Поэтому, когда Бог должен был стать человеком, он посылает Гавриила, что означает «человек Божий»; и приветствие происходит в святом месте, то есть в Назарете, ибо где Бог, там нет ничего нечистого.

(Блаженный Феофилакт Болгарский, Комментарий к Евангелию на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (Лк 1: 24-38), сокращенно).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: